Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - деятельность органов местного управления по социально-экономическому развитию Алтайского края.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 5
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления 5
1.2 Программно-целевой подход к социально-экономическому развитию региона и его муниципальных образований 10
1.3 Особенности участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона в РФ 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 24
2.1 Структура органов местного самоуправления в регионе 24
2.2 Анализ результатов социально-экономического развития региона 29
2.3 Оценка результатов участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона 35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 45
3.1 Ключевые проблемы участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона 45
3.2 Основные пути совершенствования деятельности органов местного управления по социально-экономическому развитию региона 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что XXI век стал для России важнейшим периодом преодоления кризисной фазы, связанной с выбором долгосрочной стратегии социально-экономического и культурного развития страны, фокусированием внимания на де¬мократических преобразованиях, пониманием важности преодоления острейших про¬блем и укрепления оснований для общественной солидарности.
Изменение представлений о национальных интересах России обусловило поиск общих стратегических социально-экономических перспектив, учитывающих интересы и потребности каждого гражданина, общества и государства. Для их достижения актуализируются масштабные вопросы, решение которых связывается с укреплением демократии в России. Одна из них – развитие институтов гражданского общества, сопровождающееся масштабной модернизацией системы государственного и муниципального управления в стране. Поскольку гражданское общество является сложной, связанной посредством духовных ценностей и смыслов системой, где целеполагающие действия индивидов направлены не только на достижение своих личных целей, но и согласовы¬ваются с национальными интересами, вопрос о роли местного самоуправления в стране и эффективном взаимодействии органов муниципального управления с другими уровнями власти для максимально полного достижения целей социально-экономического развития.
Целью работы является поиск путей совершенствования деятельности органов местного управления по социально-экономическому развитию Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность понятия «местное самоуправление»;
обозначить основные особенности программно-целевого подхода к социально-экономическому развитию региона и его муниципальных образований;
установить степень участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона в РФ;
проанализировать роль органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии Алтайского края;
выявить первоочередные проблемы участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона и представить основные пути совершенствования их деятельности в обозначенном направлении
Объектом исследования выступает система местного самоуправления в РФ. Предмет исследования – роль органов местного управления в социально-экономическом развитии Алтайского края.
Нормативно-правовую базу исследования образуют Конституция РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Л.Н. Айрапетян, И.Н. Барциц, И.А. Бородай, Н.С. Грудинин, В.С. Епинина, Е.Г. Иншакова, С.В. Крамаренко, В.В. Пылин, О.М. Рой и др.
В качестве методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также математико-статистический метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе раскрывается теоретические основы участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона. Вторая глава посвящена оценке работы органов местного самоуправления по социально-экономическому развитию Алтайского края, третья глава – разработке рекомендаций по совершенствованию данной деятельности органов МСУ. В заключении сформулированы выводы по результатам исследования.
Необходимость постоянного регулирования и повышения эффективности территориального управления в РФ при наличии целого комплекса тесно связанных производственных и социальных задач требует организации эффективной системы местного самоуправления (МСУ), или, иначе говоря, системы муниципального управления. Эффективное и самостоятельное решение задач местного самоуправления дает возможность региональным и федеральным властям сосредоточить свои усилия на более сложных задачах стратегического характера.
При этом первоочередная цель органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях состоит в стабильном повышении качества жизни граждан страны. В основе этого роста лежит, прежде всего, высокая конкурентоспособность и страны в целом, и каждого субъекта РФ в частности. Однако здесь невозможно выбрать единственно верный и максимально эффективный инструмент, гарантирующий поступательное и устойчивое социально-экономическое развитие. К настоящему моменту наукой и практикой государственного управления разработано несколько таких инструментов, причем они не исключают друг друга, а могут быть реализованы комплексно. Речь в данном случае идет о прогнозировании, стратегическом планировании и программировании.
Программирование представляет собой непосредственную разработку конкретных программ социально-экономического развития, объединяющих в себе целевые ориентиры и перечень оптимальных средств и путей их достижения. Сегодня в РФ осуществляется разработка и реализация различного вида программ – комплексных планов развития страны (национальных программ), антикризисных программ, целевых программ по развитию отдельных отраслей экономики, элементов государственной социальной политики и др. На местном уровне ответственность за разработку и реализацию целевых программ чаще всего возлагается на исполнительно-распорядительный орган МСУ.
Исследование долгосрочных целевых программ, действующих в Алтайском крае, показало недостаточную эффективную работу органов МСУ в сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, их защиты от чрезвычайных ситуаций, кластерного развития экономики, повышение уровня финансовой грамотности населения и совершенствования деятельности института мировой юстиции в крае.
К основным проблемам, препятствующим эффективному участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона, можно отнести, прежде всего: 1) несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления и материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципалитетов; 2) несовершенство и противоречивость нормативной правовой базы; 3) несбалансированность местных бюджетов; 4) слабую собственную доходную базу; 5) нехватку высококвалифицированных специалистов для замещения должностей в органах МСУ.
Выявление и решение этих проблем за счет расширения прав муниципалитетов в части законодательной инициативы, перераспределения перераспределению полномочий между различными уровнями государственной власти и МСУ, совершенствования системы межбюджетного регулирования и развития гражданских инициатив позволит, с одной стороны, обеспечить более плодотворное сотрудничество органов местного самоуправления с федеральными региональными властями, а с другой стороны, – сократить разрыв между ними и местными сообществами.
В итоге местное самоуправление в Алтайском крае как необходимый элемент демократической организации общественной жизни будет более успешно обеспечивать децентрализацию власти и реализацию принципа самоуправления, который распространяется не только на отдельного человека или народ в целом, но и на муниципальные образования и другие объединения граждан.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. (в ред. Конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 18.10.1999. – № 42. – ст. 5005.
3. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3322.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2017) // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998. – № 31. – ст. 3823.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998. – № 31. – ст. 3824.
6. Устав (Основной закона) Алтайского края: принят 26.05.1995 г. (ред. от 31.01.2018) // Сборник законодательства Алтайского края. – 1995. – № 10. – С. 1.
7. Решение Барнаульской городской Думы от 30.09.2011 № 598 «Об утверждении положения о счетной палате города Барнаула» (в ред. Решений Барнаульской городской Думы от 22.02.2019 № 847) // Вечерний Барнаул. – 08.10.2011. – № 153.
8. Абдулатипов Р.Г. Федералогия / Р.Г. Абдулатипов. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
9. Айрапетян Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ / Л.Н. Айрапетян. – М., 2016. – 188 с.
10. Андреева Н.А. Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и государства / Н.А. Андреева // Вестник Новгородского филиала РАНХИГС. – 2016. – №1-1(3). – С. 18.
11. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: Т. 1 / И.Н. Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2016. – 464 с.
12. Бородай И.А. Анализ процесса взаимодействия населения и органов местного самоуправления Псковского района Псковской области / И.А. Бородай // Вестник ПсковГУ. Экономические и технические науки. – 2016. - № 1. – С. 186-190.
13. Вергун С.С. Особенности бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России / С.С. Вергун // Science Time. – 2015. – № 9. – С. 42-52.
14. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов / И.В. Выдрин. – М.: Норма, 2018. – 256 с.
15. Грудинин Н.С. Конституционное правосознание граждан Российской Федерации как фактор, содействующий развитию правового государства / Н.С. Грудинин // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная научно-практическая конференция 26 ноября 2015 г. – Екатеринбург: УИУ РАНХиГС, 2016. – С. 81-84.
16. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ / И.И. Гусенбеков // Журнал российского права. – 2016. – № 6. – С. 40.
17. Джагарян Н.В. Муниципальное представительство в системе российской государственности: правовое регулирование и реализация: дисс. док. юр. н. / Н.В. Джагарян. – Ростов н/Д., 2015. – 489 с.
18. Домбровский Е.А. Резервы роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации: автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.10 / Е.А. Домбровский. – Москва, 2015. – 26 с.
19. Дупленко В.И. Основные принципы местного самоуправления в рамках взаимодействия с государственными органами власти / В.И. Дупленко // Молодой ученый. – 2017. – №18. – С. 212-214.
20. Епинина В.С. К вопросу о необходимости партисипативного механизма в системе публичного управления / В.С. Епинина // Материалы международной научно-практической конференции 15-16 сентября 2014 года. – Прага, 2017. – С. 64.
21. Ермолаева А.В. Формирование систем документации в органах исполнительной власти / А.В. Ермолаева // Вестник Саратовского государственного университета. – 2016. – №10. – С. 46-49.
22. Иванова Н.Г. Теория бюджетного федерализма и российская практика / Н.Г. Иванова, М.В. Цепа // Вестик финансового университета. – 2016. – № 4. – С. 54-63.
23. Игнатов В.Г. Местное самоуправление в современной России / В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. – СПб.: Питер, 2018. – 607 с.
24. Ильина С.А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» // Молодой ученый. – 2016. –№5. – С. 153-157.
25. Инвестиционная активность в Алтайском крае [Электронный ресурс] // URL: http://www.econom22.ru/investment/investoram/InvActivnost/index.php (дата обращения: 16.05.2019).
26. Иншакова Е.Г. «Электронное правительство» в публичном управлении: административно-правовые проблемы организации и функционирования / Е.Г. Иншакова. - Воронеж, 2016. – 213 с.
27. Козлова Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2015. – 585 с.
28. Колодняя Е.А. Отечественный и зарубежный опыт использования программно-целевого подхода в управлении экономикой региона / Е.А. Колодняя, Т.Ю. Важенина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2016. – № 8. – С. 61-63.
29. Коломийцев Е.С. Российский федерализм в контексте обеспечения территориальной целостности государства: политические технологии реформ / Е.С. Коломийцев // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 2. – С. 327-330.
30. Коновалюк О.В. Институт ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц. Введение временной финансовой администрации / О.В. Коновалюк // Научный журнал «Апробация». – 2016. – № 10(25). – С. 131.
31. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А. Кочкаров. – М.: Экономика, 2017. – 223 с.
32. Крамаренко С.В. Развитие институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении: теоретико-правовые и прикладные аспекты / С.В. Крамаренко. – Воронеж, 2015. – 234 с.
33. Кривошеева М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления / М.Ю. Кривошеева. – Воронеж, 2016. – 115 с.
34. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2017. – 575 с.
35. Лаврикова А.А. Динамика самоорганизации местного сообщества как фактор взаимодействия в системе «власть - общество» / А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2016. – № 4. – С. 311-322.
36. Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие / М.А. Малышева. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2018. – 280 с.
37. Местное самоуправление: нужны условия для развития [Электронный ресурс] // Бюджет.ru. – 2018. - №5. – URL: http://bujet.ru/article/344353.php (дата обращения: 16.05.2019).
38. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад / Под ред. А.Н. Максимова. – М.: Экон-Информ, 2016. – 524 с.
39. Миннипалиев Д.И. Органы исполнительной власти в системе местного самоуправления [Электронный ресурс] / Д.И. Миннипалиев, И.Р. Аминов // Ростовский научный журнал. – 03.12.2017. – URL: http://rostjournal.ru/?p=2442 (дата обращения: 19.04.2018).
40. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 559 с.
41. Назаров В.С. Государственное регули¬рование межбюджетных отношений российской модели федерализма / В.С. Назаров. – М.: Финансовая акаде¬мия, 2017. – 193 с.
42. Новые технологии государственного управления в зеркале канадского и российского опыта: монография / Под ред. А. М. Марголина и П. Дуткевича. – М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2017. – 272 с.
43. Овчинников И.И. Принципы местного самоуправления (теоретико-правовой анализ) / И.И. Овчинников // Принципы права: сб. статей по итогам круглого стола в Московском институте государственного управления и права. – М.: Изд-во «Русайнс», 2016. – С. 59.
44. Отчет о деятельности Правительства Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2018 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайского края. – URL: http://www.altairegion22.ru (дата обращения: 16.05.2019).
45. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В.Охотский. – М.: МГ МО(У) МИД России, 2016. – 548 с.
46. Петухова М.С. Институциональная и неформальная занятость в условиях экономического кризиса (на материалах Калужской области) : дисс. канд. соц. н. / М.С. Петухова. – М., 2016. – 172 с.
47. ПостовойН.В. Муниципальное право / Н.В. Постовой. – М.: Проспект, 2016. – 336 с.
48. Пылин В.В. Готовы ли россияне осуществлять свою жизнедеятельность на современных принципах демократии? / В.В. Пылин // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 3. – С. 16-20.
49. Райзберг Б.А. Системный подход в перспективном планировании / Б.А. Райзберг. – М.: Экономика, 2017. – 255 с.
50. Судакова С.В. Укрепление финансовых основ местного самоуправления как основное условие реализации конституционного принципа его самостоятельности / С.В. Судакова // Вестник ВГУ. Серия: Право. – 2016. – № 1. – С. 35-43.
51. Сятчихин С.В. Концепция межбюджетных отношений в условиях саморазвития территорий / С.В. Сятчихин // Российское предпринимательство. – 2016. – № 8 (254). – С. 132-137.
52. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений / Р.Ф. Туровский. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 400 с.
53. Устинова О.В. Роль современных информационных технологий в жизни общества / О.В. Устинова, С.Е. Соболев // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.- практ. конф. (31 окт. 2013 г.). – Тамбов, 2016. – С. 130-131.
54. Филянина И.М. Система органов государственной власти: учебное пособие / И.М. Филянина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2018. – 194 с.
55. Хайруллин Н.Г. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и населения / Н.Г. Хайруллина, И.А. Курашенко // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. – 2016. – № 24 (353). – С. 17–20.
56. Чиркин В.Е. Публичное управление: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2018. – 475 с.
57. Чуп И.А. Особенности формирования представительных органов местного самоуправления: сравнительный анализ / И.А. Чуп // Вестник государственного и муниципального управления. – 2016. – № 1. – С. 238-248.
58. Шегаев И. С. Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки / И.С. Шегаев // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 343-344.
59. Шишкина Н. О. Вертикаль власти: проблемы укрепления российской государственности в современных условиях / Н. О. Шишкина. – СПб.: Балт. гос. техн. ун-т. – 2017. – 120 с.
60. Шустов В.Г. Муниципальная власть – от легитимности к эффективности / В.Г. Шустов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. – 2016. – № 2 (139). – С. 149-154.
61. Экономика Алтайского края [Электронный ресурс] // Алтай-Информ. – URL: http://алтай-информ.рф/ekonomika-kraya.html/ (дата обращения: 16.05.2019).