Роль органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона (Российский новый университет (РосНОУ))
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - деятельность органов местного управления по социально-экономическому развитию Алтайского края.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 5
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления 5
1.2 Программно-целевой подход к социально-экономическому развитию региона и его муниципальных образований 10
1.3 Особенности участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона в РФ 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 24
2.1 Структура органов местного самоуправления в регионе 24
2.2 Анализ результатов социально-экономического развития региона 29
2.3 Оценка результатов участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона 35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 45
3.1 Ключевые проблемы участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона 45
3.2 Основные пути совершенствования деятельности органов местного управления по социально-экономическому развитию региона 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Объект исследования - деятельность органов местного управления по социально-экономическому развитию Алтайского края.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА 5
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления 5
1.2 Программно-целевой подход к социально-экономическому развитию региона и его муниципальных образований 10
1.3 Особенности участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона в РФ 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 24
2.1 Структура органов местного самоуправления в регионе 24
2.2 Анализ результатов социально-экономического развития региона 29
2.3 Оценка результатов участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона 35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 45
3.1 Ключевые проблемы участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона 45
3.2 Основные пути совершенствования деятельности органов местного управления по социально-экономическому развитию региона 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что XXI век стал для России важнейшим периодом преодоления кризисной фазы, связанной с выбором долгосрочной стратегии социально-экономического и культурного развития страны, фокусированием внимания на де¬мократических преобразованиях, пониманием важности преодоления острейших про¬блем и укрепления оснований для общественной солидарности.
Изменение представлений о национальных интересах России обусловило поиск общих стратегических социально-экономических перспектив, учитывающих интересы и потребности каждого гражданина, общества и государства. Для их достижения актуализируются масштабные вопросы, решение которых связывается с укреплением демократии в России. Одна из них – развитие институтов гражданского общества, сопровождающееся масштабной модернизацией системы государственного и муниципального управления в стране. Поскольку гражданское общество является сложной, связанной посредством духовных ценностей и смыслов системой, где целеполагающие действия индивидов направлены не только на достижение своих личных целей, но и согласовы¬ваются с национальными интересами, вопрос о роли местного самоуправления в стране и эффективном взаимодействии органов муниципального управления с другими уровнями власти для максимально полного достижения целей социально-экономического развития.
Целью работы является поиск путей совершенствования деятельности органов местного управления по социально-экономическому развитию Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность понятия «местное самоуправление»;
обозначить основные особенности программно-целевого подхода к социально-экономическому развитию региона и его муниципальных образований;
установить степень участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона в РФ;
проанализировать роль органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии Алтайского края;
выявить первоочередные проблемы участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона и представить основные пути совершенствования их деятельности в обозначенном направлении
Объектом исследования выступает система местного самоуправления в РФ. Предмет исследования – роль органов местного управления в социально-экономическом развитии Алтайского края.
Нормативно-правовую базу исследования образуют Конституция РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Л.Н. Айрапетян, И.Н. Барциц, И.А. Бородай, Н.С. Грудинин, В.С. Епинина, Е.Г. Иншакова, С.В. Крамаренко, В.В. Пылин, О.М. Рой и др.
В качестве методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также математико-статистический метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе раскрывается теоретические основы участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона. Вторая глава посвящена оценке работы органов местного самоуправления по социально-экономическому развитию Алтайского края, третья глава – разработке рекомендаций по совершенствованию данной деятельности органов МСУ. В заключении сформулированы выводы по результатам исследования.
Изменение представлений о национальных интересах России обусловило поиск общих стратегических социально-экономических перспектив, учитывающих интересы и потребности каждого гражданина, общества и государства. Для их достижения актуализируются масштабные вопросы, решение которых связывается с укреплением демократии в России. Одна из них – развитие институтов гражданского общества, сопровождающееся масштабной модернизацией системы государственного и муниципального управления в стране. Поскольку гражданское общество является сложной, связанной посредством духовных ценностей и смыслов системой, где целеполагающие действия индивидов направлены не только на достижение своих личных целей, но и согласовы¬ваются с национальными интересами, вопрос о роли местного самоуправления в стране и эффективном взаимодействии органов муниципального управления с другими уровнями власти для максимально полного достижения целей социально-экономического развития.
Целью работы является поиск путей совершенствования деятельности органов местного управления по социально-экономическому развитию Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность понятия «местное самоуправление»;
обозначить основные особенности программно-целевого подхода к социально-экономическому развитию региона и его муниципальных образований;
установить степень участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона в РФ;
проанализировать роль органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии Алтайского края;
выявить первоочередные проблемы участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона и представить основные пути совершенствования их деятельности в обозначенном направлении
Объектом исследования выступает система местного самоуправления в РФ. Предмет исследования – роль органов местного управления в социально-экономическом развитии Алтайского края.
Нормативно-правовую базу исследования образуют Конституция РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Л.Н. Айрапетян, И.Н. Барциц, И.А. Бородай, Н.С. Грудинин, В.С. Епинина, Е.Г. Иншакова, С.В. Крамаренко, В.В. Пылин, О.М. Рой и др.
В качестве методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также математико-статистический метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе раскрывается теоретические основы участия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона. Вторая глава посвящена оценке работы органов местного самоуправления по социально-экономическому развитию Алтайского края, третья глава – разработке рекомендаций по совершенствованию данной деятельности органов МСУ. В заключении сформулированы выводы по результатам исследования.
Необходимость постоянного регулирования и повышения эффективности территориального управления в РФ при наличии целого комплекса тесно связанных производственных и социальных задач требует организации эффективной системы местного самоуправления (МСУ), или, иначе говоря, системы муниципального управления. Эффективное и самостоятельное решение задач местного самоуправления дает возможность региональным и федеральным властям сосредоточить свои усилия на более сложных задачах стратегического характера.
При этом первоочередная цель органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях состоит в стабильном повышении качества жизни граждан страны. В основе этого роста лежит, прежде всего, высокая конкурентоспособность и страны в целом, и каждого субъекта РФ в частности. Однако здесь невозможно выбрать единственно верный и максимально эффективный инструмент, гарантирующий поступательное и устойчивое социально-экономическое развитие. К настоящему моменту наукой и практикой государственного управления разработано несколько таких инструментов, причем они не исключают друг друга, а могут быть реализованы комплексно. Речь в данном случае идет о прогнозировании, стратегическом планировании и программировании.
Программирование представляет собой непосредственную разработку конкретных программ социально-экономического развития, объединяющих в себе целевые ориентиры и перечень оптимальных средств и путей их достижения. Сегодня в РФ осуществляется разработка и реализация различного вида программ – комплексных планов развития страны (национальных программ), антикризисных программ, целевых программ по развитию отдельных отраслей экономики, элементов государственной социальной политики и др. На местном уровне ответственность за разработку и реализацию целевых программ чаще всего возлагается на исполнительно-распорядительный орган МСУ.
Исследование долгосрочных целевых программ, действующих в Алтайском крае, показало недостаточную эффективную работу органов МСУ в сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, их защиты от чрезвычайных ситуаций, кластерного развития экономики, повышение уровня финансовой грамотности населения и совершенствования деятельности института мировой юстиции в крае.
К основным проблемам, препятствующим эффективному участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона, можно отнести, прежде всего: 1) несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления и материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципалитетов; 2) несовершенство и противоречивость нормативной правовой базы; 3) несбалансированность местных бюджетов; 4) слабую собственную доходную базу; 5) нехватку высококвалифицированных специалистов для замещения должностей в органах МСУ.
Выявление и решение этих проблем за счет расширения прав муниципалитетов в части законодательной инициативы, перераспределения перераспределению полномочий между различными уровнями государственной власти и МСУ, совершенствования системы межбюджетного регулирования и развития гражданских инициатив позволит, с одной стороны, обеспечить более плодотворное сотрудничество органов местного самоуправления с федеральными региональными властями, а с другой стороны, – сократить разрыв между ними и местными сообществами.
В итоге местное самоуправление в Алтайском крае как необходимый элемент демократической организации общественной жизни будет более успешно обеспечивать децентрализацию власти и реализацию принципа самоуправления, который распространяется не только на отдельного человека или народ в целом, но и на муниципальные образования и другие объединения граждан.
При этом первоочередная цель органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях состоит в стабильном повышении качества жизни граждан страны. В основе этого роста лежит, прежде всего, высокая конкурентоспособность и страны в целом, и каждого субъекта РФ в частности. Однако здесь невозможно выбрать единственно верный и максимально эффективный инструмент, гарантирующий поступательное и устойчивое социально-экономическое развитие. К настоящему моменту наукой и практикой государственного управления разработано несколько таких инструментов, причем они не исключают друг друга, а могут быть реализованы комплексно. Речь в данном случае идет о прогнозировании, стратегическом планировании и программировании.
Программирование представляет собой непосредственную разработку конкретных программ социально-экономического развития, объединяющих в себе целевые ориентиры и перечень оптимальных средств и путей их достижения. Сегодня в РФ осуществляется разработка и реализация различного вида программ – комплексных планов развития страны (национальных программ), антикризисных программ, целевых программ по развитию отдельных отраслей экономики, элементов государственной социальной политики и др. На местном уровне ответственность за разработку и реализацию целевых программ чаще всего возлагается на исполнительно-распорядительный орган МСУ.
Исследование долгосрочных целевых программ, действующих в Алтайском крае, показало недостаточную эффективную работу органов МСУ в сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, их защиты от чрезвычайных ситуаций, кластерного развития экономики, повышение уровня финансовой грамотности населения и совершенствования деятельности института мировой юстиции в крае.
К основным проблемам, препятствующим эффективному участия органов местного самоуправления Алтайского края в социально-экономическом развитии региона, можно отнести, прежде всего: 1) несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления и материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципалитетов; 2) несовершенство и противоречивость нормативной правовой базы; 3) несбалансированность местных бюджетов; 4) слабую собственную доходную базу; 5) нехватку высококвалифицированных специалистов для замещения должностей в органах МСУ.
Выявление и решение этих проблем за счет расширения прав муниципалитетов в части законодательной инициативы, перераспределения перераспределению полномочий между различными уровнями государственной власти и МСУ, совершенствования системы межбюджетного регулирования и развития гражданских инициатив позволит, с одной стороны, обеспечить более плодотворное сотрудничество органов местного самоуправления с федеральными региональными властями, а с другой стороны, – сократить разрыв между ними и местными сообществами.
В итоге местное самоуправление в Алтайском крае как необходимый элемент демократической организации общественной жизни будет более успешно обеспечивать децентрализацию власти и реализацию принципа самоуправления, который распространяется не только на отдельного человека или народ в целом, но и на муниципальные образования и другие объединения граждан.
Подобные работы
- Отчет по преддипломной практике (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Российский новый университет (РосНОУ))
Отчеты по практике, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016 - РИ-технологии в формировании положительного имиджа полиции (на примере УМВД России по г. Барнаулу)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



