ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Значение и роль сюжетно - ролевой игры в жизни дошкольников 6
1.2. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 15
1.3 Особенности развития коммуникативных способностей у детей
дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Выявление и анализ исходного уровня сформированности
коммуникативных способностей у дошкольников 32
2.2. План работы по развитию коммуникативных способностей у
дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры 36
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента 45
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных способностей и умений (А.П. Усова, Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая). Проблема формирования коммуникативных способностей и умений в процессе игровой деятельности поднималась учеными - психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной. В 70 - 80-е годы XX века актуальным оставался вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова, и др. Они изучали предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений в игре.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. [30,с.271].
По мнению Л.С. Выготского, в сюжетно-ролевых играх происходит «реализация нереализуемых в жизни стремлений». В связи с тем, что ребенок не принимает активного участия в жизни взрослых и решении возникающих у взрослых проблем, то именно через сюжетно-ролевое взаимодействие у ребенка осуществляется своеобразный «выброс» накопившейся у него потребностей встать на место взрослого. Однако осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом.
Без полноценных средств общения группе детей не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от нее. Одновременно с этим сюжетно-ролевая игра, в силу своего коллективного характера, побуждает детей к овладению различными формами речевого общения [31,с.62].
Наблюдения показывают, что ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на «свидетельствовать, что игра перестаёт быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники всё более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Сюжеты заимствованные из телевизионных фильмов профессиональные сюжеты». Между тем именно эти игры в наибольшей степени способствуют вхождению ребёнка в мир взрослых - игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом. То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев (зачастую негативных).
Цель исследования: определить влияние ролевой игры на процесс развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника.
2. Обосновать и проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей и умений.
3. Провести экспериментальную работу по исследованию уровня сформированности игровой деятельности детей дошкольного возраста.
4. Сформулировать выводы и заключение по результатам работы.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных способностей у дошкольников.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что использование сюжетно-ролевой игры будет способствовать эффективному развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования нами была использована следующая совокупность методов:
- Теоретический анализ литературы по данной теме;
- Метод наблюдения;
- Беседа;
- Педагогический эксперимент;
- Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть
полезны при разработке рекомендаций для родителей по развитию сюжетно - ролевой игры у детей дошкольного возраста: нами разработаны конспекты сюжетно-ролевых игр, перспективный план и методические рекомендации.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями №77" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста - 23 человека, группа "Солнышко".
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы, состоящего из 37 источников, приложения..
Сюжетно-ролевая игра - есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Игра влияет на развитие ребенка: стимулирует развитие познавательной сферы, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребёнка, учатся общению друг с другом.
Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно - ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова).
Основные единицы игры — роль взрослого, которую выполняет малыш. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция сознания.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.
В сюжетно-ролевой игре ребёнок не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребёнок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя.
В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие.
Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания
Опытно-экспериментальная работа по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста позволяет нам сделать следующие выводы.
Проведя констатирующий этап эксперимента на диагностику уровня сформированности игровой деятельности, мы пришли к выводу, что высокий уровень сформированности игровой деятельности полностью отсутствовал. Большинство детей имеют средний уровень сформированности игровой деятельности (7 из 10). Низкий уровень сформированности игровой деятельности имеют трое детей.
Изучив полученные данные по констатирующему эксперименту, нами был использован фронтальный этап эксперимента, где было использовано обогащение предметной развивающей среды посредством создания условий для игр и занятий детей в режиме дня, обогащение игрового опыта детей через наблюдения, показы, совместные игры, обсудить план действий, распределить роли, соорудить совместно постройки и т.д.
В результате чего мы получили следующие результаты исследования: высокий уровень сформированности игровой деятельности появился у четырёх детей.
Средний уровень сформировонности имеют пять детей, что количественно отличается от начальной диагностики.
Низкий уровень сформировонности остался у одного ребенка, что также существенно отличается от первоначальных результатов.
Таким образом, мы можем сказать, что с помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся языку общения, взаимопомощи, взаимопониманию, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Результаты исследования проанализированы и интерпретированы. Следовательно, цель, поставленная в начале работы, была достигнута.
Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми, следовательно наша гипотеза, о том, что использование сюжетно-ролевой игры будет способствовать эффективному развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, подтвердилась.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] /Л.И. Божович - М.: Педагогика, 2007. - 471с.
2. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. [Текст] /А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 2009.- С.59-93.
3. Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах. [Текст] /Б.С. Волков. - М.: ТЦ Сфера, 2002.-256с.
4. Волков Б.С. Детская психология. [Текст] /Б.С.Волков, Н.В. Волкова. - М., КРОСС.- 2016. - 294с.
5. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] /Под ред.М.А. Васильевой - М., 2016. - 203с.
6. Гапльперин П.Я. К проблеме внимания. [Текст] / П.Я. Галперин. - М.4 Переизд. 2006г.-328с.
7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. [Текст] /Н.Ф.Губанова. - М., 2017.-130с.
8. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Минск, 2014. - 486с.
9. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. [Текст] /Н.В.Дурова. М.: Мозаика-Синтез, 2016.-98с.
10. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников. [Текст] /О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьев - М.: Педагогика, 2016.-274с.
11. Занько С.Ф. Игра и учение. [Текст] /С.Ф.Занько. - М. Сфера, 2015.322с.
12. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. [Текст] /А.В.Запорожец - М., 2011. - 200с.
13. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. [Текст] /А.В.Калинченко, Ю.В.Микляева, В.Н.Сидоренко - М., 2004.-112с.
14. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. [Текст] /Р.Р.Калинина - СПб.: Речь, 2016. - 144с.
15. Комарова Н.Ф. Руководство игрой. [Текст] /Н.Ф.Комарова. - Нижний Новгород, 2009.-342с.
16. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. [Текст] /Н.В.Краснощекова. - Ростов-на-Дону, 2016.-251с.
17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. [Текст] /А.Н.Леонтьева. - М., 2007. - 258с.
18. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. [Текст] /Г.Л. Лендрет. - М., 2009.-368с.
19. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком». [Текст] /Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - М., 2010. - 267с.
20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Педагогические принципы организации сюжетной игры». [Текст], Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова //Дошкольное воспитание. - 2015. - №4- 23 с.
21. Макаренко А.С. Игра. [Текст] /А.С.Макаренко. - Соч. М., 2012.-312с.
22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] /Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2009. - 96с.
23. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. [Текст] /Д.В.Менждерицкая - М., Просвещение, 2009.-243с.
24. Михайленко Н.Я., Подьякова Н.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. [Текст] /Н.Я.Михайленко, Н.Н.Подъякова - М., 2011 - 148с.
25. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. [Текст] /Н.Я.Михайленко. - М., 2016.-190с.
26. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве [Текст] /В.С.Мухина. //Психологический журнал. Переизд. - 2011. - №5. С.27-31.
27. Печора К.Л. и др. Дети среднего возраста в дошкольных учреждениях. [Текст] /К.Л.Печора. - М. Просвещение. - 2009.-310с.
28. Поздняков Н. А. Исследователь игры детей дошкольного возраста. [Текст] / Н.А.Позднякова, Д.В.Менджерицкая. //Дошкольное воспитание. - 2005. - №12. - С.12-15
29. Рыжова Н.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. [Текст] /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2014. -174с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] /С.Л.Рубинштейн. - В 2 т. Т. 1. - М., 2005. 528 с.
31. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. [Текст] /Е.И.Смирнова. //Дошкольное воспитание. 2015. - №4.- 96с.
32. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. [Текст] /А.С.Спивакоская - М.: Педагогика, 2010.- 203с.
33. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. [Текст] /А.П.Усова. //Дошкольное воспитание. - 2017. - №7 - С.32 -42.
34. Шамес Л. Я. Игра и игрушка в жизни человека. [Текст] /Л.Я.Шамес. - Учебное пособие. Иркутск: Издательство ИГУ. - 2018.-206с.
35. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника. [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2016. - 112с.
36. Эльконин Д. Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2013. - 368с.
37. Эльконин Д.Б. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: 2012.-272с.