Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Чехия, как пример успешной конвергенции в Европейский сою

Работа №38041

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международное публичное право

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Экономическое состояние Чехии после распада Чехословакии в 1993 г. 9
1.1 Поиск новых приоритетов и восстановление экономики 9
1.2. Достижения чешской экономики и отношения Чехии и Европейского союза на этапе подготовки к вступлению в еврозону 16
Глава 2. Последствия вступления в ЕС. Экономико-политический анализЗО
2.1 Имплементация директив ЕС. Осуществление стратегии безопасности Чехии в контексте взаимоотношений с НАТО и ЕС 30
2.2. Влияние финансового и долгового кризиса 2008 года на экономику Чехии 37
Глава З. Чешская Республика в 2013 - 2016 гг. Основные направления взаимодействия с ЕС Экономическое состояние Чехии после распада Чехословакии в 1993 г 50
3.1 Особенности социально-экономической политики Чехии в 2013 - 2016 гг. 50
3.2. Внешняя политика Чехии в контексте европейских вызовов 57
3.3. Вишеградское сотрудничество в 2013 - 2016 гг 65
Заключение 72
Список использованных источников и литературы


Постановка проблемы. Чешская Республика в последние годы преодолела несколько юбилеев - традиционных вех реформирования общества, которое вступило на рубеже 90-х гг. ХХ в. на путь преобразования государственной идеологии, политики, экономики, отношений с ведущими мировыми центрами. В 2014 г. отмечалось десятилетие членства в Европейском союзе. В феврале 2016 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия отметили главный «региональный» юбилей - 25 лет со дня создания Вишеградской группы. Этот юбилей суммировал достижения этих центрально-европейских стран не только во внутренних реформах, но и в создании нового европейского региона. Поэтому вполне логичным является подведение промежуточных итогов трансформационных реформ.
Актуальность. Успехи Чехии сегодня, на фоне кризиса большой интеграции, к которой она примкнула 14 лет назад, и от которой получила весомый экономический импульс к развитию, впечатляют. В то время как Вишеградская четвёрка (сокращённо У4)стала ярчайшим региональным союзом современной Европы и не утратила конструктивного начала на фоне глобального экономического и политического кризиса, Чехия всё более настойчиво продолжает отстаивать свои национально-политические интересы в сообществе европейских партнёров. Как же бывшей Социалистической Республике Чехословакия удалось не просто влиться в ритм Европейского союза, но и стать полноправным лидером Вишеградской Четвёрки? Анализ преобразований, повлекших за собой столь позитивную динамику - чрезвычайно актуальная как в теоретическом, так и в практическом плане задача.
Объектом представленного исследования являются евроинтеграционные процессы в Чешской Республике в конце XX - начале XXI веков.
Предметом является политика адаптации Чехии к экономической и политической реальности Европейского союза и её особенности.
Целью работы является анализ причин феномена успешной конвергенции Чехии в Европейский союз. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Изучить подходы правительства Чехии к восстановлению экономики после распада Чехословакии;
2. Оценить качественный показатель политического и экономического соответствия Чехии Копенгагенским критериям ;
3. Проанализировать процесс имплементации директив Европейского союза;
4. Выявить причины устойчивого экономического роста и способности к преодолению мирового финансового и экономического кризиса в еврозоне в 2008-2013 гг.;
5. Оценить эффективность нынешней социально-экономической стратегии руководства страны;
6. Проанализировать эффективность ведения внешней политики Чешской Республикой в составе ЕС и НАТО;
7. Выявить возможную зависимость евроскептического настроения у чехов от правящей элиты Чешской Республики.
Хронологические рамки охватывают период с 1993 по 2016 гг.
Нижняя граница обусловлена годом Бархатного развода Чехословацкой Республики и началом самостоятельной политики Чехии. Верхняя граница исследования обусловлена началом скоординированных действий Чешской республики по решению общеевропейских проблем (миграционный кризис, антироссийский санкции, эскалация конфликта на Украине и Сирийский конфликт) под руководством президента Чехии Милоша Земана.
Методология исследования:
В качестве методологической основы исследования определен системный подход, позволяющий исследовать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Таким образом, для достижения поставленной цели исследования и решения промежуточных задач использовались общенаучные и специальные методы исторического исследования. Из общенаучных методов были применены: анализ и синтез, с помощью которых научно изучались
последствия мирового финансового и долгового кризиса года для экономики Чехии, а также последствия введения антироссийских санкций Европейским союзом в 2014 году.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы применялись принципы объективности, научности и историзма. Принцип объективности позволил рассмотреть проблему развития внешнеполитических концепций Чешской Республики с учётом положительных и отрицательных сторон, а также провести сопоставительный анализ фактов, характеризующих состояние современного положения различных аспектов политики
Вишеградской Четвёрки. Принцип научности заключался в постановке выводов, опираясь на достоверные факты. Принцип историзма помог провести всестороннюю оценку конвергенции Чешской Республики во все сферы жизни Европейского союза в рассматриваемый период.
Сравнительно-историческим методом было выявлено общее в тенденциях социально-экономического развития Чехии и европейских стран в период мирового финансового и долгового кризиса 2008 года, а также были установлены причины специфики чешской внешней политики в Вишеградской Четвёрки. Научное использование описательного метода позволил
рассмотреть эволюцию внешних экономических отношений Чешской Республики и выявить их зависимость от политических процессов, как в Европейском союзе, так и во всем мире. Проблемно-хронологический метод позволил рассмотреть ряд узких проблем, каждая из которых рассматривалась в данном исследовании в хронологическом порядке, подразумевающем изучение возникновения, формирования, и развития каждого из направлений исследования.
Источниковая база исследования основывается на текстах законодательных актов Европейского союза, закрепляющих основы законодательства ЕС, устанавливающих общие принципы реализации целей, для которых создан ЕС, управляющих его центральными институтами (таких как Комиссия, Парламент и Совет), а также Договор между странами и новыми членами ЕС, вступившими в Союз в 2003 году . Основу исследования составили ежегодные отчеты МИДа Чехии , концепции внешней политики Чешской Республики и Копенгагенские критерии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене. Также одним из основополагающих документов является «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении
Европейского сообщества» , призванный заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.
В исследовании были использованы данные Eurostat - статистической службы Европейского союза , а также данные национальных статистических и информационных центров Чехии, например, Ассоциации по международным
о
вопросам . Ассоциация по международным делам является неправительственной некоммерческой организацией, основанной в 1997 году. Миссия АМО состоит в том, чтобы способствовать более глубокому пониманию международных отношений посредством широкого спектра образовательной и исследовательской деятельности. Благодаря своей деятельности в Чешской Республике и за рубежом и 15-летней традиции АМО зарекомендовала себя как ведущее независимое чешское учреждение в области международных отношений и внешней политики.
Степень изученности
Историографический обзор, проведенный во время исследования, представляет собой анализ литературы связанной с изучением евроинтеграционных процессов в Республике Чехия в вышеупомянутый период. Этой теме посвящена обширная зарубежная и отечественная научная литература. Видное место в ней занимают труды сотрудников Института экономики Российской академии наук С. П. Глинкиной, Н. В. Куликовой . В ходе исследования были рассмотрены также работы профессора Института
Европы РАН И.И. Орлик . Среди иностранных источников хотелось бы выделить труды Ассоциации международных дел под руководством Вита Досталя, Якуба Эберле и Томаса Карасека .
Новизна исследования заключается в использовании относительно новой источниковой базы, привлечении современной научной литературы, использовании междисциплинарных методов и подходов. Научно практическая значимость исследования заключается в изучении евроинтеграционных процессов в Чешской Республике в 1996-2016-ые гг., и на основе полученных данных выявления закономерностей, и тенденций. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших научных изысканий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, трех глав, посвященных отдельным аспектам разбираемой проблемы, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1 мая 2016 г. исполнилось 12 лет с того момента, как Чешская Республика стала членом ЕС. Дата не круглая, но на половине пути к следующему 5-летию, уже обозначились знаковые события, которые определят успех или неуспех первых полутора десятилетий.
Чешская Республика извлекла выгоду из членства в Европейском Союзе как в экономическом, так и в политическом плане. В десятую годовщину вступления страны в ЕС чешское правительство заказало исследование «Экономическая оценка членства Чешской Республики в ЕС через десять лет». В нём оценивалось, что экономические выгоды от первых десяти лет членства Чехии в ЕС составляют около 115 миллиардов евро и что членство в ЕС помогло чешской экономике расти на 1,1 % ежегодно . Кроме того, чистая бюджетная позиция страны за этот период достигла более 12 млрд. евро. В политическом плане благодаря реформам, инициированным ЕС, страна значительно повысила свои стандарты защиты прав человека и укрепила верховенство закона (принятие антидискриминационного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, судебная реформа и тому подобное). Чешская Республика также быстро стала способна использовать ЕС для продвижения своих внешнеполитических приоритетов. Тем не менее, страна воспринимается как одна из тех, кто теплится к европейской интеграции и чья политическая сплоченность с остальной частью ЕС низка.
В Чешской Республике, как и в других странах, вопрос о сплоченности часто ограничивается финансированием из бюджета ЕС инфраструктурных проектов или экономической конвергенцией с остальной частью Союза. Такое ограниченное понимание сплоченности разделяют как политическая элита, так и граждане.
Когда Чешская Республика вступила в ЕС в 2004 году, ее главной стратегической целью было стать полноправным членом Союза. Это означало скорейшее присоединение к Шенгенской зоне и Еврозоне, а также избавление от ограничений на свободное передвижение рабочих. Она достигла своих целей по Шенгенской зоне и свободному передвижению рабочих, но вступление в еврозону было приостановлено, главным образом из-за вспышки финансовоэкономического кризиса в 2009 году.
Этот год был важен и с других точек зрения: в 2009 году Чешская Республика председательствовала в Совете ЕС, а удовлетворенность Чехией членством в Союзе достигла своего пика в 69%. С тех пор население стало более негативно относиться к членству. Последний подобный опрос, проведенный в сентябре 2015 года, показал, что только 39% Чехов удовлетворены членством Чехии в ЕС.
По экономическим связям Чешская Республика занимает вместе со Словакией четвертое место в ЕС. Это естественно, учитывая подавляющую ориентацию чешского экспорта на страны ЕС, а также высокий уровень прямых иностранных инвестиций, главным образом из других стран ЕС. Чешская Республика вместе с другими государствами, вступившими в ЕС в 2004 году, повысила свой уровень согласованности в финансировании (объем финансирования из инвестиционных и структурных фондов резко возрос после 2007 года) и интеграции политики (благодаря вступлению в Шенгенскую зону).
По отдельным показателям сплоченности, ситуация оставалась более или менее такой же опыт, взгляды и утверждения, но резко увеличился на участие. Однако общий уровень индивидуальной сплоченности по-прежнему является одним из самых низких в ЕС, и увеличение участия не в полной мере отражает реальность. Например, явка избирателей на последних выборах в Европарламент в 2014 году была второй самой низкой в ЕС, и с 2007 года не произошло существенного снижения доли антиевропейских (популистских) партий на выборах в Национальный или Европейский парламент.
Г отовность Чешской Республики сотрудничать и действовать коллективно в ЕС в значительной степени зависит от состава ее политического представительства.
С 2004 по 2009 годы своего членства в ЕС, когда страна пыталась стать полноправным членом Союза, она демонстрировала твердую готовность к сотрудничеству. Но следующие пять лет показали совершенно противоположное. Президент Вацлав Клаус всячески удерживал ратификацию Лиссабонского договора и использовал любую возможность, чтобы критиковать ЕС. Правительство также приостановило подготовку Чехии к введению евро. Страна получила негативный имидж как нарушитель политического спокойствия.
Однако, новое социалистическое правительство, назначенное в 2014 году, решило обратить вспять эту негативную тенденцию и имидж. Оно заявило, что европейская интеграция лежит в основе стратегических интересов Чешской Республики, и подтвердило долгосрочное обязательство Чехии ввести евро. Но эта позитивная тенденция была нарушена миграционным кризисом, по которому страна заняла очень негативную позицию, особенно в отношении механизмов переселения. И тут Чехии пришлось сбалансировать свои обязательства по защите интересов Вишеградской группы (в которой она председательствовала) и свое желание сохранить отношения на высшем уровне со “старыми” государствами-членами, особенно Г ерманией.
Большинство чешских политических лидеров признают, что для Чешской Республики нет альтернативы членству в ЕС и что в долгосрочной перспективе ЕС и Чешская Республика могут процветать только при условии укрепления сплоченности между государствами-членами ЕС.



1. Договор между Королевством Бельгия, Королевством Дания,
Федеративной республикой германия, Греческой республикой, Королевством Испания, Французской республикой, Ирландией, Итальянской республикой, Великим герцогством Люксембург, Королевством Нидерландов, Республикой Австрия, Португальской республикой, Республикой Финляндия, Королевством Швеция, Соединенным королевством Великобритании и северной Ирландии (государствами-членами Европейского союза) и Чешской республикой, республикой Эстония, Республикой Кипр, Республикой Латвия, республикой Литва, Республикой Венгрия, Республикой мальта, Республикой Польша, Республикой Словения и Словацкой республикой Относительно присоединения Чешской республики, республики Эстония, Республики Кипр, Республики Латвия, республики Литва, Республики Венгрия, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой республики к Европейскому союзу. (Афины, 16 апреля 2003 г.)[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dokipedia.ru/document/5191451 (Дата обращения: 23.01.2018)
2. Каймаков А. Радио Прага: русская служба - «БЮДЖЕТ НА 2003 ГОД ПРИНЯТ» от 18.12.2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.radio .cz/ru/rubrika/radio gazeta/byudzhet-na-2003- god-prinyat (Дата обращения: 25.01.2018)
3. Кривоносова Ю. «Реанимировать Вишеград» от 21.09.2016 [Электронный
ресурс].- Режим доступа:
http://www.eastbook.eu/ru/2016/09/21/krivonosova-wyszehrad/ (Дата
обращения: 07.03.2018)
4. Обзор состояния экономики и основных направлений
внешнеэкономической деятельности Чехии в 2016 году. - Прага - 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://91.206.121.217/TpApi/Upload/4f517d18-fada-4e3e-8621- 004c3af573bc/obzor economy Czech%20 2017.pdf (Дата обращения:
03.03.2018)
5. Рысева Ю. «Президент Чехии Милош Земан: Турция не должна быть
частью Европейского союза» от 02.09.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moscow- baku.ru/news/politics/prezident chekhii milosh zeman turtsiva ne dolzhna byt chastyu evropeyskogo soyuza v rabote/ (Дата обращения: 11.03.2018)
6. Щелков К. «Президент Чехии Милош Земан: Я еду в Москву поклониться памяти погибших...» от 24.04.2015 [Электронный ресурс].- Режим
доступа: https://inosmi.ru/world/20150424/227695307.html (Дата
обращения: 11.03.2018)
7. Attitudes towards EU membership in the Czech Republic, Hungary, Poland and Slovakia: sufficient support; questionable participation. - Central European Opinion Research Group. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.visegradgroup.eu/ceorg2003 (Дата обращения: 27.01.2018)
8. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/HR/TXT/?uri=CELEX%3A 12012E%2FTXT (Дата обращения:
17.01.2018)
9. Economic Convergence and Structural Change: the Role of Transition and EU
Accession // WIIW Research Report -2014.-No. 395 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wiiw.ac.at/economic-convergence-and-structural-
change-the-role-of-transition-and-eu-accession-dlp-3357.pdf (Дата
обращения: 26.02.2018)
10. European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL: (Дата обращения: 17.01.2018)
11. Eurostat regional yearbook 2013. - European Commission. - Luxembourg - 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/5784301/KS-HA-13-001- EN.PDF (Дата обращения: 04.03.2018)
12. Joint Press Release. Meeting of the Prime Ministers of the Visegrad Group
Countries. 8 December 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.visegradgroup.eu/2004/meeting-of-prime (Дата обращения:
27.01.2018)
13. Report on the Foreign Policy of the Czech Republic, 2003 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.mzv.cz/inp/en/foreign relations/reports and documents/report20
3. html (Дата обращения: 23.01.2018)
14. Report on the Foreign Policy of the Czech Republic 2005 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.mzv.cz/inp/en/foreign relations/reports and documents/report20 05.html (Дата обращения: 03.02.2018)
15. Report on the Foreign Policy of the Czech Republic 2009 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.mzv.cz/jnp/en/foreign relations/reports and documents/report20
9. html (Дата обращения: 17.02.2018)
16. The Czech Republic’s Foreign Policy in 2011: A Brief Overview
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.mzv.cz/jnp/en/foreign relations/reports and documents/the czec h republic s foreign policy in.html (Дата обращения: 25.02.2018)
17. Ctvrtletm analyza vyvoje ekonomiky CR a odvetvf v phsobnosti MPO 1 ctvrtleh 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. mpo.cz/assets/dokumenty/39149/46523/558691/priloha004.pdf (Дата обращения: 16.02.2018)
18. “Ekonomicke vyhodnocem clensM Ceskere publiky v EU po deseti letech”,
Government of the CzechRepublic, May 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vlada.cz/assets/evropske-zalezitosti/analyzy-
EU/SEZUV-2014-
1 Ekonomicke vyhodnoceni clenstvi Ceske republiky v EU po deseti let- pdf (Дата обращения: 26.02.2018)
19. Exportm strategie Ceske republiky pro obdobf 2012-2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.mpo.cz/dokument103015.html (Дата обращения: 04.03.2018)
20. Koncepce zahranicm politiky Ceske Republikynaleta 2003 - 2006
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.mzv.cz/inp/cz/zahranicni vztahy/vyrocni zpravy a dokumenty/p oskytnute informace/koncepce zahranicni politiky ceske.html (Дата
обращения: 27.01.2018)
Литература:
1. Безденежных И. Немцы здесь больше не живут [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/23023?commentId=180421
(Дата обращения: 23.03.2018)
2. Вишеградская четвёрка в Европейском союзе: дилеммы конвергенции / Отв. ред. Л.Н. Шишелина.-М.: Ин-т Европы РАН , 2017. -138 с.
3. Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии/ Под ред. Л.Н. Шишелиной. - М.: Весь мир, 2010. - 568 с.
4. Глинкина, С.П. Страны Центрально - Восточной Европы: евроинтеграция и экономический рост/ С.П. Глинкина, Н.В. Куликова, И.С. Синицина.- М.: Институт экономики РАН, 2014.- 84 с.
5. Дайнеко, Д..Ю. Расширение ЕС экономические и правовые аспекты - М.,ИЭА РАН,2009.- 210 с.
6. Задорожнюк, Э.Г. Политический портрет президента-драматурга Вацлава Г авела /Э.Г. Задорожнюк // Политические лидеры и стратегии реформ в Восточной Европе.-М.,2003.- 168 с.
7. Захарова, Н.В. ЕС: от Лиссабонской стратегии к Лиссабонской программе / Н.В. Захарова // Современная Европа. -2008.- с 47.
8. Копытина, М.О. Результаты трансформации в странах Центральной и Восточной Европы / М.О. Копытина.- М.: ИЭ РАН, 2013.- Гл.9,&3.-279 с.
9. Коровицына, Н.В. С Россией и без неё. Восточноевропейский путь развития/Н.В. Коровицына.- М.: Алгоритм,2003.- 284 с.
10. Красноперов, О.В. Почему бедные страны развиваются быстрее: оценка процесса бета-конвергенции в Европейском союзе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mpra.ub,uni-muenchen.de/47551/l/MPRA paper 47551.pdf (Дата обращения: 12.02.2018)
11. Кузнецова, З.Н. Результаты трансформации в странах Центральной и Восточной Европы/ З.Н. Кузнецова.- М.: ИЭ РАН, 2013.-Гл.12,&4-377 с.
12.Ознобищева, Г.Влияние кризиса на внешнюю и оборонную политику Европейского союза / Г. Ознобищева/науч.журнал МЭМО. - 2013.- № 8.- С.9
13. Прямые иностранные инвестиции в европейских странах с переходной экономикой/ Под ред. С.П. Глинкиной, Н.В Куликовой, Н.В. Фейт -М.: Наука,2006.- 198 с.
14. Результаты трансформаций в странах Центральной и Восточной Европы: общественно-политический и экономический аспекты/Под ред. Н.В. Куликовой -M.: Институт экономики РАН,2013.- 392 с.
15. Россия - ЕС: особенности экономических отношений в современных условиях [Часть II]/ Отв. ред. А.И. Бажана - М.: Ин-т Европы РАН,2014.- 114 с.
16. Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2014-2015 гг.: Монография. / Отв. ред. И.И. Орлик. - М.: Институт экономики РАН,2016.-378 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ