Формирование навыка смыслового чтения текстов у обучающихся начальной школы как условие достижения метапредметных (познавательных) результатов освоения ООП НОО (Нижегородский Государственный Университет)
Опытно-экспериментальная работа по по формированию навыка смыслового чтения младших школьников ЧОУРО “НЕРПЦ (МП)“ Саровская православная гимназия им. Преподобного Серафима Саровского. В исследовании принимали ученики 2 «Б» класса, обучающиеся по учебникам комплекта учебных пособий УМК «Школа России». В классе 12 обучающихся.
Много объемных приложений.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования навыка смыслового чтения текстов у обучающихся начальной школы как условие достижения метапредметных (познавательных) результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 6
1.1.Навык смыслового чтения текста как метапредметный результат в освоении основной образовательной программе начального общего образования 6
1.2.Анализ технологий учебно – методических комплектов в аспекте формирования навыка смыслового чтения текста у обучающихся начальной школы 14
Выводы по первой главе 19
Глава II. Методические основы формирования навыка смыслового чтения текста как условия достижения метапредметных (познавательных) результатов освоения ООП НОО 21
2.1.Диагностика сформированности навыка смыслового чтения текста младших школьников 21
Общий уровень 27
2.2.Методика формирования навыка смыслового чтения текста младших школьников в процессе реализации основной образовательной программе начального общего образования 30
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию навыка смыслового чтения текста младших школьников 34
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложение 45
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) отмечается, что чтение в современном информаци¬онном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» ха¬рактер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям [23].
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, но данный подход не описывает особенности формирования навыка смыслового чтения в начальной школе в системе [1].
Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Галактионова Т.Г. рассматривает чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования [7].
В работах современных авторов рассматриваются лишь отдельные аспекты формирования навыка смыслового чтения как одного из универсального познавательного учебного действия, описываются новые способы определения образовательных целей, но они не представляют собой полноценную систему для практического применения на уроках в начальных классах.
Проблема формирования навыка смыслового чтения текста как метапредметного результата на начальной стадии обучения была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Данной проблемой интересуются педагоги-лингвисты, учителя, методисты. Их изыскания и научные статьи публикуются на страницах книг, газет, журналов, методических пособиях.
Объект исследования: процесс обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе.
Предмет исследования: особенности формирования навыков смыслового чтения, а именно: этапы, методы и приемы работы с текстом; система упражнений, и последовательность их выполнения; дидактический материал для работы, критерии и источники его отбора.
Цель исследования: выявление наиболее эффективной методической системы работы по формированию навыков смыслового чтения на уроках в начальной школе как условие достижения метапредметных (познавательных) результатов освоения ООП НОО.
В связи с проблемой выдвигается гипотеза: систематическая и технологичная работа по формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальных классах является как условием достижения метапредметных (познавательных) результатов освоения ООП НОО.
В соответствии с целью и гипотезой опытно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования навыка смысловго чтения текста в начальной школе
2. Провести анализ программ в части технологий формирования навыков смыслового чтения текста.
3. Продиагностировать уровень сформированности навыка смыслового чтения.
4. Разработать методику формирования навыка смыслового чтения текста как показателя сформированности метапредметных (познавательны) универсальных учебных действий.
5. Провести опытно-экспериментальную работу и проверить эффективность предложенной системы работы по формированию навыка смыслового чтения в начальных классах.
Для решения определенных нами задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: теоретические: анализ педагогической, психологической, лингвистической и методологической литературы по теме исследования, обобщение и обработка экспериментальной работы; практические: педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Теоретическая и методологическая основа экспериментально-опытной работы:
— философская теория системного подхода (Л. Берталанфи, В. С. Тюхтин, Ю. А. Урманцева), философские и психолого-педагогические концепции деятельности (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Левитов, А. Маслоу) [9];
— исследования, посвященные изучению психологических особенностей младших школьников (Хухалаева О.В., Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И.Божович), теория социального научения (А. Бандура);
- школа культурно- исторической психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, которую все чаще называют школой культурно - деятельностной психологии;
- педагогические труды, касающиеся чтения школьников в учебной и воспитательной деятельности (H H Светловская), в процессе самообразования (Г H Сериков и др ),
Апробация материалов осуществлялась в ходе педагогической деятельности на базе ЧОУРО “НЕРПЦ (МП)“ Саровская православная гимназия им. Преподобного Серафима Саровского, в виде публикаций научно-методических статей.
Опытно-экспериментальная база: ЧОУРО “НЕРПЦ (МП)“ Саровская православная гимназия им. Преподобного Серафима Саровского.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование ставило целью выявление наиболее эффективной методической системы работы по формированию навыков смыслового чтения на уроках в начальной школе как условие достижения метапредметных (познавательных) результатов освоения ООП НОО
В соответствии с целью и гипотезой опытно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования навыка смысловго чтения текста в начальной школе
2. Провести анализ программ в части технологий формирования навыков смыслового чтения текста.
3. Продиагностировать уровень сформированности навыка смыслового чтения.
4. Разработать методику формирования навыка смыслового чтения текста как показателя сформированности метапредметных (познавательны) универсальных учебных действий.
5. Провести опытно-экспериментальную работу и проверить эффективность предложенной системы работы по формированию навыка смыслового чтения в начальных классах.
Проведенное исследование показало, что
1. Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.
При формировании смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в начальной школе.
2. В соответствии с требования федерального государственного стандарта основного общего образования в основе реализации стратегии смыслового чтения и работы с текстом как части основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Поэтому независимо от учебно – методического комплекта существует ряд образовательных технологий, которые отвечают требованиям системно-деятельностного подхода
3. В данном параграфе нами описана методическая работа по формированию навыка смыслового чтения текстов у обучающихся начальной школы как условие достижения метапредметных (познавательных) результатов освоения ООП НОО.
После реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» отсутствуют низкие показатели по всем формируемым умениям работы с текстом. Наибольшие изменения произошли в формировании умений:
- составлять план - прирост высоких показателей на 8,3 % и средних – на 50%,
- восстанавливать последовательность событий – изменения высоких показателей на 8,3 % и средних – на 50%,
- определять стиль текста теперь умеют больше обучающихся (83,3%) – изменение показателя среднего уровня – на 41,6%.
- повысилась беглость чтения.
Таким образом, результаты контрольной диагностики сформированности навыка смыслового чтения текстов у обучающихся начальной школы как условие достижения метапредметных (познавательных) результатов освоения ООП НОО показывают, что апробация разработанной программы позволяет достичь высоких результатов обучения, у детей отработаны навыки, позволяющие быть успешным в любой деятельности. Эффективность опытно-экспериментальной работы подтверждается результатами контрольной диагностики, что позволяет судить о высоком уровне сформированности навыков смыслового чтения текста в целом.
Необходимо дальнейшее изучение проблемы с внесением корректировки в организацию исследования.
Данная работа может служить теоретической базой для экспериментального исследования особенностей формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
1. Апальков, В. Г. Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций [Электронный ресурс]. . – URL: https://gazpromschool.ru/teachers/ (дата обращения: 30.10.18).
2. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст]/ А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – №3.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
4. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - . – URL: https:// festival.1september. ru/articles/563542/ (дата обращения: 28.10.18)
5. Бондаренко, Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе [Электронный ресурс] // Начальная школа плюс: до и после . – URL: https://www.school 2100.ru (дата обращения: 24.11.18).
6. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
7. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования [Текст]: Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. № 14. 190 с.
8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука [Текст]/ П. Я. Галь¬перин. — М., 1998. – 480 с.
9. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого – педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина [Текст] – В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. – М., 2002. – 431 с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова [Текст]. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
11. Колесникова, И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков [Текст]. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001.
12. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей[Текст]// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
14. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова. - Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова. - . – URL: http://www.rae.ru/forum2011/137/1070 - 15 (дата обращения: 24.10.18).
15. Никандров, В. В. Экспериментальная психология. [Текст]– СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.
16. Новикова, Л.С. Приемы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе [Текст]// Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 2 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 55-59
17. Оценка уровня сформированности учебной деятельности [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993. - 61 с.
18. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З., Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст]. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
20. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа - 2003, № 1. С. 11-18
21. Скоморохова, М.И. [Леонюк СП.] Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников[Текст] // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 16.
22. Соболева, О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст[Текст] – М. 2012г. -
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
24. Фейгенберг, И. М.Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. — М.: Смысл, 2004. — 239с.
25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
26. Чиндилова, О.В. Обучение вдумчивому чтению [Текст] / О.В. Чиндилова // Начальная школа: плюс–минус. – 2001. – № 5. – С. 61–64.