Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка «Детский сад №217 «Жар-птица» города Барнаула. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Всем детям на момент исследования было 5 лет.
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования , то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки 5
1.1 Развитие словаря в онтогенезе 5
1.2 Задачи и содержание словарной работы в дошкольном учреждении 10
1.3 Народные сказки как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки 20
2.1 Организация исследования и анализ результатов констатирующего эксперимента 20
2.2 Развитие словаря детей с использованием средств народных сказок 22
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Приложение А 32
Приложение Б 34
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как расширяя знания ребенка об окружающем мире, она влияет на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, огромную роль играет и в развитии речи, обогащении словарного запаса ребенка.
Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность заставляют выдвигать сказки как фактор обогащения связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Учитывая все изложенное выше, изучение обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки является актуальной проблемой и в настоящее время.
Проблема словарной работы с детьми на этапе дошкольного детства исследовалась в разных направлениях многими учеными, такими как Ю.А. Аркин, Г.М. Лямина, А.М. Богуш, Ю.С Ляховская, И.М. Непомнящая, А.П. Иваненко, М.Н. Конина, Н.И. Луцан и др. В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию народной сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение народной сказки как средства развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть развитие словаря в онтогенезе;
- описать задачи и содержание словарной работы в дошкольном учреждении;
- рассмотреть использование народных сказок в качестве средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста;
- осуществить диагностику уровня владения словарем у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и осуществить мероприятия по развитию словаря детей средствами народной сказки;
- проанализировать полученные результаты экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: словарь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития словаря старших дошкольников средствами народной сказки.
Гипотеза исследования: использование материала народных сказок способствует развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические – изучение, анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические – тестовые задания, беседа, эксперимент, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых, как Э.И. Изотова, Е.А. Муратова, О.В. Нейман и др.
База исследования: МБДОУ ЦРР «Детский сад №217 «Жар-птица» города Барнаула.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
В процессе развития психических процессов, таких как мышление, восприятие, представления, память, увеличения числа контактов с окружающей действительностью, роста сенсорного опыта ребенка, качественных перемен в его деятельности развивается и словарь ребенка, как в количественном, так и в качественном отношении. Слова в лексиконе не являются отдельными единицами, а соединяются между собой посредством различных смысловых связей, создавая сложную систему семантических полей. В процессе развития мышления и речи ребенка, его лексика не только становится богаче, но и систематизируется, упорядочивается.
Выделяют четыре основные задачи словарной работы в дошкольном образовательном учреждении: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря; устранение из речи детей нелитературных слов.
Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.
Для изучения сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста и его развития было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для его осуществления были подобраны методики, позволяющие оценить развитие словаря детей с разных сторон.
Результаты констатирующего этапа эксперимента дали возможность сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает недостаточный уровень сформированности словаря. Это проявлялось в ошибках при назывании предметов на картинках, действий людей, изображенных на картинках, обобщении предметов по группам и назывании их одним словом, использовании помощи взрослого.
Это дало основания заключить, что детям данной группы необходимо участие в мероприятиях по развитию словаря. С этой целью были реализованы развивающие мероприятия, на которых формирующее воздействие было основано на использовании народных сказок. Эти мероприятия и составили содержание формирующего этапа экспериментального исследования.
После проведенных формирующих мероприятий дети были вновь обследованы теми же методиками. В результате контрольного этапа исследования была выявлена положительная динамика в сформированности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста. Это говорит о том, что проведение целенаправленных занятий, основанных на материале народных сказок, оказывают положительное влияние на развитие словаря дошкольников.
Таким образом, результаты эксперимента подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что использование материала народных сказок способствует развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема изучения и развития словаря не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время. Данный практический материал может быть использован педагогами дошкольных учреждений и родителями для развития словаря у детей, что позволит более эффективно проводить развивающую работу в данном направлении.
1. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста / И.О. Болотова // Молодой ученый. - 2016. – №7. - С. 35-38.
2. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. – №1. - С. 41-46.
3. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. - 2013. – №1. - С. 56-63.
4. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста. Старшая и подготовительная группы: практ. пособие / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 456 с.
5. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. – №13. - С. 60-68.
6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.
7. Гуськова, А.А. Развитие монологической речи детей. Занятия на основе сказок / А.А. Гуськова. - М.: Учитель, 2018. - 151 с.
8. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
9. Изотова, Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста / Э.И. Изотова // Символ науки. - 2017. – №3. - С. 111-113.
10. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - №5. - С. 112-116.
11. Кудайбергенова, М.Б. Методы развития речи у дошкольников / М.Б. Кудайбергенова, А.А. Умиралиева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. – №6. - C. 24-29.
12. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / Н.В. Микляева и др.; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 434 с.
13. Муратова, Е.А. Роль художественной литературы в воспитании детей / Е.А. Муратова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2014. – №2. - С. 43-49.
14. Нейман, О.В. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста / О.В. Нейман, Я.А. Шаяхметова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы III междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 27 ноября 2014 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 109-111.
15. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе: проблемы моделирования / А.А. Петрова // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2013. – №1. - С. 112-117.
16. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., стер. / Н.А. Стародубова. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
17. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2017. - 288 с.
18. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. – №2. - С. 60-67.
19. Шестакова, Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников / Н.В. Шестакова // Концепт. – 2016. – №3. – С. 66–70.
20. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.