Оценка эффективности реализации целевых программ по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в муниципальных образованиях, Тюменский государственный университет)
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - г. Нижневартовск.
Есть приложение (Перечень основных мероприятий муниципальной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нижневартовска в 2017-2020 годах»).
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО РАССЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Сущность программно-целевого подхода в разработке целевых программ муниципальных образований 5
1.2. Современное состояние жилищного фонда РФ и проблемы в расселении граждан из ветхого и аварийного жилья в муниципальных образованиях РФ 13
1.3. Показатели оценки эффективности реализации целевых программ по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в муниципальных образованиях РФ 22
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО РАССЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ В Г. НИЖНЕВАРТОВСК 29
2.1. Общая характеристика деятельности Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации г. Нижневартовска 29
города Нижневартовска в 2017-2020 годах» 36
2.3. Основные пути совершенствования процессов расселения граждан из ветхого и аварийного жилья в г. Нижневартовск 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что степень благополучия общества в целом определяется, прежде всего, высоким уровнем жизни населения. Одним из важнейших показателей, позволяющим оценить уровень жизни человека, является обеспеченность достойным жильем.
При этом правовая база, охватывающая вопросы социальной поддержки населения, включая жилищное обеспечение, продолжает развиваться и расширяться. Более того, законодательная власть уделяет все больше внимания проблемам оптимизации социальной политики в отношении граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, путем принятия и реализации различных целевых программ федерального, регионального и муниципального уровней. Одним из основных этапов реализации таких программ является оценка их эффективности в соответствии с выделенными критериями, а также оценка самих критериев с точки зрения их связи с реальным положением дел и практической ценностью.
Цель работы заключается в оценке эффективности реализации целевых программ по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в г. Нижневартовске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы реализации целевых программ по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в муниципальных образованиях Российской Федерации;
осуществить анализ результатов и оценку эффективности реализации муниципальной целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, в городе Нижневартовске в 2015-2020 годах» на примере Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации г. Нижневартовска;
по результатам анализа обозначить основные пути совершенствования процессов расселения граждан из ветхого и аварийного жилья в г. Нижневартовск.
Объектом исследования в данном случае выступают целевые программы в сфере переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Предмет исследования – процесс переселения граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, в г. Нижневартовске.
Теоретическую базу исследования составляют нормативные правовые акты РФ, в том числе Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон от 21.07.2007 № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Жилищный кодекс Российской Федерации и др., а также труды В.В. Дубинина, С.В. Комаренко, И.Е. Оглоблиной, С.А. Севастьяновой, Н.Г. Хайруллиной, Л.А. Чеговадзе и др.
В качестве основных методов исследования использовались описание, сравнение, анализ и синтез.
Практическая значимость работы состоит в возможности решения на основе использования результатов проведенного исследования вопросов переселения граждан их ветхого и аварийного жилья в г. Нижневартовске и других муниципальных образованиях РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе осуществляется теоретический анализ особенностей реализации целевых программ по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Вторая глава посвящена оценке эффективности реализации целевой программы по переселения граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, в г. Нижневартовске на примере Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации г. Нижневартовска, в результате чего были сформулированы рекомендации по решению установленных проблем. В заключении представлены выводы, полученные в ходе исследования.
Первоочередная цель органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях состоит в стабильном повышении качества жизни граждан страны. В основе этого роста лежит, прежде всего, высокая конкурентоспособность и страны в целом, и каждого субъекта РФ в частности. Однако здесь невозможно выбрать единственно верный и максимально эффективный инструмент, гарантирующий поступательное и устойчивое социально-экономическое развитие. К настоящему моменту наукой и практикой государственного управления разработано несколько таких инструментов, причем они не исключают друг друга, а могут быть реализованы комплексно. Речь в данном случае идет о
– прогнозировании;
– стратегическом планировании;
– программировании.
Программирование представляет собой непосредственную разработку конкретных программ социально-экономического развития, объединяющих в себе целевые ориентиры и перечень оптимальных средств и путей их достижения.
Сегодня в РФ осуществляется разработка и реализация различного вида программ – комплексных планов развития страны (национальных программ), антикризисных программ, целевых программ по развитию отдельных отраслей экономики, элементов государственной социальной политики и др.
При этом на местном уровне ответственность за разработку и реализацию целевых программ чаще всего возлагается на исполнительно-распорядительный орган МСУ, работа которых в данном направлении должна решать главную задачу современной российской бюджетной политики – повышение эффективности использования бюджетных средств, поступающих в местный бюджет из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и в виде собственных налоговых и неналоговых доходов.
Одним из важнейших направлений социально-экономического развития Российской Федерации и ее муниципалитетов является реформирование жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, где особое место занимает жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Однако современное состояние ЖКХ в России является кризисным. В рамках реализации целевых программ, включая федеральную программу «Ветхое жилье», здесь постепенно происходят позитивные преобразования, но до кардинального улучшения ситуации пока еще очень далеко в силу разбалансированности механизма развития отрасли и отсутствия эффективных экономических рычагов регулирования отношений между ее основными субъектами, включая органы муниципального управления.
Проблема переселения жителей г. Нижневартовска из ветхого и аварийного жилья осуществляется в соответствии с муниципальной целевой программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нижневартовска в 2017-2020 годах». До 2018 г. на территории города действовала утратившая на данный момент силу муниципальная программа «Переселение граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, в городе Нижневартовске в 2015-2020 годах».
Целью муниципальной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нижневартовска в 2017-2020 годах» является улучшение жилищных условий жителей города, а также создание условий для устойчивого развития его территории, рационального использования природных ресурсов на основе документов градостроительного регулирования, способствующих дальнейшему развитию жилищной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города с учетом интересов граждан, предприятий и предпринимателей по созданию благоприятных условий жизнедеятельности.
Общий объем финансирования муниципальной программы на 2017-2020 годы составляет 4 302 755,1 тыс. руб.
Вместе с тем, реализация данной программы сегодня может быть оценена как недостаточно эффективная в связи с неполным решением поставленных задач в установленные документом сроки, отсутствием анализа неблагоприятных внешних факторов и рисков программы для разработки мер по их нейтрализации, отсутствием частного инвестирования, а также в связи с нехваткой финансирования, из-за чего нуждающимся в переселении гражданам приходится длительное время ожидать признания дома непригодным для жилья и последующего переезда.
В целях преодоления выявленных проблем представляется разработать более масштабную программу комплексного регулирования жилищной сферы в части аварийного и ветхого жилья, которая будет включать в себя меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования реконструкции домов, мониторинга аварийных и ветхих домов, контроля и ответственности субъектов данной области с формированием эффективного механизма финансирования, прежде всего, за счет привлечения частных инвесторов.
Кроме того, представляется необходимым:
1) формирование на базе Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации г. Нижневартовска Общественного Совета по эффективной реализации жилищной политики;
2) подготовка и издание специального справочного издания, в котором будут объединены все сведения об имеющихся на сегодняшний день направлениях социальной поддержки граждан в области жилищной политики, включая расселение из ветхого и аварийного жилья.
Общая сумма на реализацию проекта составит 187 тыс. руб.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. (в ред. Конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21июля 2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.04.2019).
2. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.04.2019).
3. Федеральный Закон от 21.07.2007 № 185 (ред. от 28.112018) «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.04.2019).
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.04.2019).
5. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 24.12.2018) «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2019).
6. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 27.08.2018) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2019).
7. Постановление Правительства РФ от 16.03.2019 г. № 278 «О порядке предоставления в 2019 - 2021 годах субсидий в виде имущественных взносов российской федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2019).
8. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2019 № 446-р «Об утверждении целевых показателей реализации в период 2019 - 2021 годов региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2019).
9. Айрапетян Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ / Л.Н. Айрапетян. – М., 2016. – 188 с.
10. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: Т. 1 / И.Н. Барциц. – М.: РАГС, 2017. – 464 с.
11. Белобородов И.И. Совет по правам человека ООН впервые принял просемейную резолюцию [Электронный ресурс] / И.И. Белобородов. – URL: http://riss.ru/demography/demography-events/5963 (дата обращения: 04.04.2019).
12. Бутенко Е.И. Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России / Е.И. Бутенко // «Российский юридический журнал». – 2016. – № 1. – С. 195-202.
13. Бюджетирование, ориентированное на результат: Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budget/resoriented/programs/ (дата обращения: 04.04.2019).
14. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. – М.: «Дашков и к», 2018. – 568с.
15. Государственное стратегическое управление: монография / Под общ. ред. проф. Ю.В. Кузнецова. – СПб.: Питер, 2016. – 320 с.
16. Государственные и муниципальные финансы: учебник; Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2018. – 640 с.
17. Давиденко М.А. Проблемы и перспективы развития программно-целевого метода формирования и исполнения бюджета в Российской Федерации / М.А. Давиденко, Н.В. Власова [Электронный ресурс] // Молодежный научный вестник: Экономические науки – Май 2017. – URL: http://government.ru/orders/selection/406/30406/ (дата обращения: 04.04.2019).
18. Дерябина Е.В. Трансформация организации и стимулирования труда в жилищно-эксплуатационном хозяйстве России: теоретико-методологические и методические аспекты: дисс. док. эк. н. / Е.В. Дерябина. – Томск, 2014. – 394 с.
19. Егорова Д.А. Оптимизация структуры источников финансирования инвестиционной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства: дисс. канд. эк. н. / Д.А. Егорова. – М., 2017. – 160 с.
20. Жилищные условия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/# (дата обращения: 04.04.2019).
21. Ивакина А.М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства / А.М. Ивакина // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 537-539.
22. Колодняя Е.А. Отечественный и зарубежный опыт использования программно-целевого подхода в управлении экономикой региона / Е.А. Колодняя, Т.Ю. Важенина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2016. – № 8. – С. 61-63.
23. Комаренко С.В. Развитие институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении: теоретико-правовые и прикладные аспекты / С.В. Комаренко. – Воронеж, 2017. – 234 с.
24. Коротковская Е.В. Роль муниципальной собственности и местного хозяйства в экономической деятельности местного самоуправления / Е.В. Коротковская // Educatio. – 2016. – № 2 (9)-1. – С. 75-78.
25. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А. Кочкаров. – М.: Экономика, 2017. – 223 с.
26. Кривошеева М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления / М.Ю. Кривошеева. – Воронеж, 2016. – 115 с.
27. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2017. – 575 с.
28. О переселении граждан из аварийного жилищного фонда [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. – URL: http://government.ru/orders/selection/406/30406/ (дата обращения: 04.04.2019).
29. Попова О.С. Обеспечение социально-экономической безопасности жилищно-коммунального хозяйства страны: дисс. канд. эк. н. / О.С. Попова. – М., 2016. – 169 с.
30. Рагулина Ю.В. Взаимодействие власти и бизнеса в решении проблем муниципальных образований / Ю.В. Рагулина, С.О. Званбая, Т.Н. Чекменева, А.О. Судибье // Муниципальная академия: информационно-аналитический журнал. – 2016. – № 1. – С. 28-34.
31. Райзберг Б.А. Системный подход в перспективном планировании / Б.А. Райзберг. – М.: Экономика, 2017. – 255 с.
32. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 448 с.
33. Савостьянова С.А. Правовое регулирование доходов местных бюджетов / С.А. Севастьянова // Финансовое право. – 2016. – № 9. – С. 14-18.
34. Тулякова И.В. Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / И.В. Туляква // Финконтроль. – 2017. – №4. – URL: http://rufincontrol.ru/article/332551/ (дата обращения: 04.04.2019).
35. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений / Р.Ф. Туровский. – М.: ГУ ВШЭ, 2016. – 400 с.
36. Фадеева Н. С. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства России / Н.С. Фадеева, М.А. Гладких // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. – Т. II. – М.: РИОР, 2017. – С. 248-250.
37. Федотова Г.В. Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институциализации обратных связей в управлении: дисс. д.эк. н. / Г.В. Федтова. – Курск, 2016. – 392 с.
38. Хайруллина Н.Г. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и населения / Н.Г. Хайруллина, И.А. Курашенко // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. – 2016. – № 24 (353). – С. 17–20.
39. Чебуханова Л.В. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов [Электронный ресурс] / Л.В. Чебуханова // Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право». – 2017. – № 4. – URL: ифэп.рф/4-2014/11.pdf (дата обращения: 04.04.2019).
40. Чеговадзе Л.А. Структура и состояние гражданского правоотношения / Л.А. Чеговадзе. – М.: Статут. 2017. – С. 17-18.
41. Чердакова Л.А. Определение состава объектов права муниципальной собственности: постановка проблемы / Л.А. Чердакова // Вопросы современной юриспруденции. – 2016. – № 27. – С. 43-47.
42. Черная И.П. Муниципальное хозяйство: учебник / И.П. Черная. – М.: Феникс, 2018. – 268 с.
43. Чуп И.А. Особенности формирования представительных органов местного самоуправления: сравнительный анализ / И.А. Чуп // Вестник государственного и муниципального управления. – 2016. – № 1. – С. 238-248.
44. Шегаев И. С. Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки / И.С. Шегаев // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 343-344.
45. Шустов В.Г. Муниципальная власть – от легитимности к эффективности / В.Г. Шустов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. – 2016. – № 2 (139). – С. 149-154.
46. Экономическая основа местного самоуправления / Под ред. В.В. Игнатенко. – Иркутск: Институт законодательства и правовой информации Иркутской области, 2018. – 253 с.