Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Работа №38025

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников 9
1.1. Основные понятия, цели и задачи экологического воспитания
дошкольников 9
1.2. Методы и формы по воспитанию гуманного отношения к природе у
дошкольников 16
1.3. Примерные программы экологического воспитания
дошкольников 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению гуманного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста 36
2.1. Методика экологического воспитания у дошкольников 36
2.2. Изучение уровней у младших дошкольников гуманного отношения
к природе 48
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение


Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети соприкасаются с природой постоянно и повсюду в той или иной форме. Окраска, форма и запах цветов и плодов, шелест травы, пение птиц и многое другое позволяет почувствовать детям природу и может служить богатым материалом у детей для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают яркие цветы, зеленые луга, ручейки, птицы, насекомые.
Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию различных у них предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, растениям, полезных насекомых. Это наносит не только вред природе, но и действует отрицательно на психику детей и ожесточает их. Имеющиеся неправильные представления исправить значительно труднее, чем образовать правильные, новые. Вот почему очень важно, чтобы дети в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широко использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного и физического.
Великий педагог К.Д.Ушинский огромное значение придавал осознанному усвоению знаний и считал, что обучение детям дает полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. К.Д.
Ушинский подчеркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что естественной средой является природа, в которой человек развертывает свою деятельность, используя ее в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет ее служить себе. «Естественные науки - писал он, во всем их объеме представляют собой эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор,-указывал К.Д. Ушинский, - покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны».
Он отмечал, что педагог обязан детей научить сначала наблюдать, зачем делать выводы. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.
Наглядность понималась К.Д.Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на занятиях картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определенный образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающий природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, то есть истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Он отмечал в этой работе, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все «что есть в речи логического проистекает из наблюдений над природой...», а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи - развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы она приносила каждый день что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается - «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи - к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычность, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи».
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. элементарно учится объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умений детей сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Ребенок учится рассуждать, рассказывать и описывать.
Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в
связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что особое внимание должно уделяться в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей.
Основная задача в умственном воспитании - образование у детей знаний о живой и неживой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях явлениями природы и объектами. Детям нужно показать природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.
Экологическое воспитание надо начинать с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает в этом возрасте выделять себя из экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в сознании неразрывности с ней.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического воспитания, поэтому перед педагогами не случайно встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Это определило выбор темы работы: «Экологическое воспитание младших дошкольников через гуманное отношение к природе».
Цель исследования: рассмотреть и проверить эффективность специально разработанных заданий для изучения и выявления гуманных чувств у младших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения к природе у младших дошкольников.
Предмет исследования: формирование представлений о гуманных отношениях к природе у детей младшего дошкольного возраста с помощью беседы, чтение художественной литературы и игр.
Гипотеза исследования: формирование гуманных отношений к природе у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективно, если:
-планирование работы будет носить целенаправленный и систематический характер;
-использовать методы, способствующие переживанию гуманных чувств;
-при выборе метода учитывать степень сложности формируемого гуманного качества.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности гуманных отношений к природе у детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать методы формирования гуманных отношений к природе у детей младшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику по выявлению гуманных отношений к природе у детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать программу по формированию гуманных отношений к природе с использованием бесед, наблюдений, игр и чтения художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме экологического воспитания и формированию гуманных отношений к природе у детей младшего дошкольного возраста; анализ проведенной работы и результатов исследования;
-эмпирические: наблюдение, опрос, беседа, диагностическое обследование, анализ проведенной работы и результатов исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад «Теремок»» Спасского района города Болгар.
Практическая значимость: занятия нами разработанные могут быть использованы воспитателями в работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию экологического воспитания через гуманное отношение к природе с использованием различных бесед, чтение художественной литературы и игр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах, известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МБДОУ «Детский сад «Теремок»» Спасского района города Болгар Республики Татарстан. В исследовании принимали участие воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 лет), количество испытуемых 40 человек, из 2-х групп, по 20 детей в каждой подгруппе.
Экспериментальная часть исследования проводилась в 3 этапах: констатирующий, формирующий и контрольный. Название каждой части опытно-экспериментальной работы отражает проблему, которая была решена и завершена к окончанию определенного периода полностью.
Из полученных результатов можно сказать, что гуманные чувства к природе у всех детей находиться на высоком уровне, но по некоторым
параметрам некоторые дети показали средние результаты в сравнении с предыдущим экспериментом.
Общие результаты показали, что в целом у детей высокий уровень сформированности гуманного отношения к природе. Можно сделать вывод, что благодаря системе занятий, игр, наблюдений и опытов у детей развивается гуманные качества к природе.
Исходя из эксперимента поставленные нами, можно сделать вывод, что при тщательном использовании занятий увлекательного вида дали положительный результат в экологическом развитии у детей младшего дошкольного возраста.
Наша опытно - экспериментальная работа, которая проходила на базе детского сада «Теремок»» Спасского района города Болгар доказала, что в процессе экологического воспитания у младшего дошкольного возраста, будет осуществляться эффективнее при систематическом включении дидактических игр, опытов, развлечений, наблюдений, экспериментов, бесед и т.д. А именно, с помощью развлечений и игр дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают бережное, гуманное и заботливое отношение к природе.
Итак, в данной работе решены поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.



1. Ашиков, В. И. Программа и руководство по культурноэкологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста /В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М: Просвещение, 1997. - 247с.
Ашиков, В.И. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание /
B. И.Ашиков, С.В.Ашикова. -М:Просвещение, 2005. -№ 7.- С.2-5.
2. Балаценко, Л.Г. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду /Л.Г.Балаценко. - М:Просвещение, 2002. - № 5. - С.80-82.
3. Бобылева, Л.В. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание / Л.В.Бобылева , О.С. Дупленко.- М:Просвещение, 2005. - № 7. - С. 36-42.
4. Бобылева, Л.В. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание / Л.В.Бобылева. -М:Просвещение, 2004. - № 7. - С. 38-46.
5. Большакова, М. М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание / М.М.Большакова, К. Н.Морева. -М:Просвещение, 2005. - № 7. - С. 12-20.
6. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой/ А. П. Букин - М.: Просвещение, 2004. - С. 111-113.
7. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. - М: Просвещение, 2002. - С. 56.
8. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.
9. Волчкова, B. Н.Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. /В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: ЧП Лакоценин
C. С., 2008. - 128 с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии / Л.С.Выготский. -М:Просвещение, 2006. - № 6.- С.55-57.
11. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание / В.О.Зебзеева. -М:Просвещение , 2004.- №7. - С. 45-49.
12. Зенина, Т.Л. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание/ Т.Л.Зенина. -М: Просвещение, 2003. - № 7. - С. 31-34.
13. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром // Дошкольное воспитание / Т.Зерщикова, Т.Ярошевич. -М.: Просвещение, 2005. - № 7.
14. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание / Т.Зерщикова, Т. Ярошевич. -М: Просвещение, 2005. - № 7. - С. 3-9.
15. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И.Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
16. Иванова, А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду /А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2010. -215с.
17. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание / Г.Иванова, В.Курашова. - М : Просвещение, 2006. - № 3. - С. 10-12.
18. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании// Дошкольное воспитание /О. Йозова. -М: Просвещение, 2005. - № 5. - С. 70
73.
19. Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок: Методика
экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с..
20. Киреева, Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников / Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. -Волгоград: Учитель, 2006. - 136с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., исп. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
22. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
23. Кондратьева, Н.Н. Мы - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
24. Кочергина, В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание/В.Кочергина. - М: Просвещение, 2004. - №6. - С. 50-53.
25. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. -
176 с.
26. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание / Р.Левина. - М: Просвещение, 2004. - №8. - С. 49
53.
27. Левитман, М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? / М.Х.Левитман. - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.
28. Лопатина, А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. — 2-е изд. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256 с.
29. Лопатина, А. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания / А. Лопатина, М. Скребцова. — Москва: Амрита, 2010. — 128 с.
30. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Е.В. Марудова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.-128с.
31. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду /
О.М. Масленникова. - М.: Издательство: Учитель, 2013. - с.232.
32. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей / Л.П. Молодова. -Мн.: Асар, 2001. - 128с.
33. Мухина, В.С. Психология дошкольника: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /В.С.Мухина. - М.: Академия, 1975. - 239 с.
34. Николаева, C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - Москва.: Мозайка-Синтез, 2004. - 128 с.
35. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н.Николаева. - М.: Издат. центр Академия, 2002. - 336 с.
36. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005. -91 с.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: 2003.- 944 с.
38. Панько, Е.А. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.А. Панько. - Минск:НИО; Аверсев, 2007. - 150с.
39. Парамонова Л.А. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника / Под.ред. Л.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой. - М.:Просвещение, 2003. -335 с.
40. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание / Н.А.Рыжова. - М:Просвещение, 2003. - № 5. - С. 26-34.
41. Рыжова, Н. А. О проекте Стратегии экологического образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание /Н.А.Рыжова. - М:Просвещение, 2005. - №10. - С. 18-20.
42. Рыжова, Н.А. О программах экологического образования дошкольников //Дошкольное образование / Н.А. Рыжова. - М.: Просвещение, 2004. -№ 11.-С. 4-14.
43. Салимова, М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада / М.И. Салимова. - Минск: Амалфея, 2004. - 126 с.
44. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А Серебрякова. - Н.Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
45. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям /В.А.Сухомлинский. - Киев, 2005. - 254 с.
46. Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию
дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД
«Корифей»,2007. - 96 с.
47. Целищева, И. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание / И. Целищева, М. Большакова. - М: Просвещение, 2005. - №11. - С. 53-64.
48. Щербанева, Е. А. Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 3-4 лет / Е.А. Щербанева. -М.: Учитель,
49. 2011. - 82с.
50. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко. - М.:Просвещение, 1986. - 145с.
Приложение 1
Протокол обследования в экспериментальной группе на констатирующем этапе


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ