Введение………………………………….…………………...………………….........
1. Теоретический обзор проблемы безнадзорности несовершеннолетних………
1.1 Понятие безнадзорности несовершеннолетних ……………………………..
1.2 Причины детской безнадзорности…………………………..
2. Теоретические аспекты профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………….
2.1 Понятие социальной профилактики.….………………………………………
2.2 Способы социальной профилактики безнадзорности несовершеннолетних………………………………………………………………..
3. Опыт социально-педагогической работы по профилактике суицидов в Государственном учреждении социального обслуживания «Спасский реабилитационный центр для детей и подростков»…………………….….........
3.1. Краткая характеристика Государственного учреждения социального обслуживания «Спасский реабилитационный центр для детей и подростков»
3.2. Описание социально-педагогической программы «Каникулы», направленной на профилактику безнадзорности несовершеннолетних
Заключение …………….....……………………………………………....................
Список литературы………………………………………………….........................
Приложение А
Безнадзорность несовершеннолетних – сложная социально-педагогическая проблема, проблема всего общества в целом, существенно влияющая на социализацию подрастающего поколения .
Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разноведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям группы риска.
Однако наличие того или иного фактора социального риска еще не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, хотя и указывает на большую степень вероятности этих отклонений, возрастающей по мере углубления факторов риска .
Сегодня безнадзорность несовершеннолетних, представляя собой проблему не только социальную, психолого-педагогическую, все ярче приобретает криминологическое значение. При этом криминальное свойство и опасность безнадзорности несовершеннолетних проявляется двояко: с одной стороны, безнадзорность является фактором, влияющим на формирование личности несовершеннолетнего преступника, а с другой стороны – фактором, способствующим совершению преступлений в отношении несовершеннолетних. В связи с этим комплексный анализ проблемы безнадзорности несовершеннолетних, а также поиск оптимальных мер, направленных на профилактику безнадзорности несовершеннолетних является достаточно актуальным и важным как в теоретическом, так и в практическом отношении .
Актуальным становится формирование целостной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде.
Объект: проблема безнадзорности несовершеннолетних.
Предмет исследования: социальная профилактика безнадзорности несовершеннолетних.
Цель исследования: изучить проблему социальной профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты проблемы безнадзорности.
2. Рассмотреть вопросы социальной профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
3. Описать опыт социальной профилактики безнадзорности в Государственном учреждении социального обслуживания «Спасский реабилитационный центр для детей и подростков»
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. С. 3177.
Статьи
2. Анненкова Н.В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной политики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 91. – С
3. Закомолдина Т.О. Проблема социального сиротства в современной России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: право. – 2008. - № 2. – С.
4. Камалдинова Э.Ш. Безнадзорность и беспризорность // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1. – С.
5. Камалдинова Э.Ш. Об актуальных проблемах современного детства // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 2. – С.
6. Канашина О.А. О социально-психологических факторах преступности несовершеннолетних // Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - №2. - C. 85-93.
7. Ковальчук И.Ф. Безнадзорные дети крупного города // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 302. – С.
8. Колударова О.П. Понятие «безнадзорный несовершеннолетний» в Российском законодательстве // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. – 2011. – Вып. 3. – С. 142-145
9. Кондакова Н.А. Здоровье и условия жизни подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. - № 1 (25). – С.
10. Крамчанинова Н.В. К вопросу о решении проблемы безнадзорности в семьях (на примере казачества и народов северного Кавказа) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. - № 4. – С.
11. Крикунова В.А. Молодежная политика в современной России: понятие, субъекты, факторы формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 101. – С
12. Миронов С.М. Уроки Макаренко // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 4. – С.
13. Михайлова С.Н. Меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних в федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. - №11. – С.
14. Славко А.А. Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы великой отечественной войны и в послевоенный период // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. - № 120. – С
15. Тугаров А.Б., Дудкин А.С. Методология и методика классификации трудных жизненных ситуаций, требующих социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка и его семьи // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. - № 27. – С.
16. Чернявский В.В. Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних (на примере Краснодарского края) // Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 21-28.
17. Эстерлейн Ж.В. Государственная политика в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: общие направления и перспективы развития // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2011. - № 1. – С.
Учебники и учебные пособия
18. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
19. Большой юридический словарь / Авт.-сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова и др.; под ред. А.Я Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: Инфра-М, 2003. - 704 с.
20. Верцинская, Н.Н. Трудный ребенок / Н.Н. Верцинская. – Минск: Народная асвета, 1989. – 128 с.
21. Гилинский, Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений" / Я. Гилинский. - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2004. – 520 с.
22. Гущина, Т.Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников / Т.Н. Гущина.- М.: АРКТИ, 2008. - 128 с.
23. Егоров, А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов.- СПб.: Речь, 2005. – 436с.
24. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ .высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
25. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. — Мн., 1988. – 204 с.
26. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. — 60 с.
27. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. – Владивосток.: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
28. Макартычева, Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И. Макартычева.- СПб.: Речь, 2008.- 192 с.
29. Маршак А.Л. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. - Хабаровск, 2003. – 112 с.
30. Настольная книга социального работника. Учебно-методическое пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова, академика АПСН Л.Г.Лаптева, президента АБОП В.Г.Шевченко, профессора Е.П.Агапова. - М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – 352 с.
31. Новак Е.С., Лозовская Е.Г., Кузнецова М.А. Социальная работа за рубежом. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 172 с.
32. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.А. Мустаевой. – Магнитогорск: Издательство: Академический проект, 2003. - 128 стр.
33. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с. — (Высшее образование).
34. Практикум по девиантологии / авт.-сост. Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
35. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. -207с.
36. Психологическая служба: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 63 с.
37. Райс, Ф. Психология подростка / Ф. Райс. - СПб., 2000.
Электронные ресурсы
38. Материалы Всерос. четвертой науч.-практ. конференции «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике» / авт. – сост.: К.В. Кузьмин. - г. Екатеринбург, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/206212/
39. Орлова Ю.Р. Криминологическое изучение безнадзорности несовершеннолетних. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kriminologicheskoe-izuchenie-beznadzornosti-nesovershennoletnikh#ixzz2yMP6B0Gl
40. Показатели по бракам и разводам за 2011-2012 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1003600-echo/
41. Третьякова О.А. Предупреждение безнадзорности и преступлений несовершеннолетних. Библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/kriminal-pravo/preduprezhdenie-beznadzornosti-i-prestuplenij-nesovershennoletnih.html
42. Челышева Ю.В. Педагогические условия профилактики безнадзорности и беспризорности подростков в специальных общеобразовательных учреждениях. Библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-profilaktiki-beznadzornosti-i-besprizornosti-podrostkov-v.html