Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации изучения английского языка младшими школьниками 6
1.1 Анализ понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного
возраста 11
1.3 Мотивация учения детей младшего школьного возраста 16
1.4 Специфика урока английского языка в начальной школе 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации изучения английского языка младшими школьниками 31
2.1 Организация исследования и описание методик 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3 Рекомендации по повышению мотивации изучения английского
языка младшими школьниками 37
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения
Школьный возраст представляет собой длительный период в жизни ребенка, который охватывает многие этапы личностного развития. Учебная деятельность на данном временном отрезке выступает как ведущая деятельность. Именно на этом этапе на основе мотивационных предпосылок, проявляющихся в познавательной активности дошкольника, формируется система мотивации образовательной деятельности.
Младший школьный возраст имеет большой потенциал для формирования школьной мотивации учащихся. На сегодняшний день вопрос о мотивации учения может быть назван центральным вопросом современной школы, поскольку мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Изучение мотивации изучения английского языка является актуальным, так как без оптимальной мотивации невозможно ни осмысление школьником образовательной деятельности, ни формирование направленности на учебный процесс, ни сохранение полученного материала. Мотивация образовательной деятельности на этапе школьного обучения - это частный вид мотивации (учебная мотивация), включенной в деятельность учения, учебную деятельность.
На наш взгляд, этап изучения английского языка в начальных классах имеет важное значение потому, что в этот период младшие школьники впервые знакомятся с культурой и языком другого народа, вследствие которого формируется отношение к английскому языку. Дальнейшее усвоение английского языка основывается именно на этом
отношении.
Выявлено, что мотивация к изучению английского языка снижается от класса к классу. Стоит отметить, что до изучения английского языка и в самом начале у учеников мотивация высокая. Однако с началом процесса овладения английским языком отношение школьников к предмету претерпевает изменения. Следовательно, для поддержания положительного отношения к английскому языку и желания его изучать необходимо формировать положительную учебную мотивацию.
Вопросы мотивации рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как И.Л. Бим, Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова, В.Л. Прокофьева, Л.И. Божович, И.А.Зимняя, Р.П.Мильруд [27], С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон [11,196].
Цель дипломной работы - изучить мотивацию изучения английского языка младшими школьниками.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «мотивация» в психологопедагогической литературе.
2. Рассмотреть психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Ознакомиться с мотивацией учения детей младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть специфику урока английского языка в начальной школе.
5. Провести эмпирическое исследование мотивации изучения английского языка младшими школьниками.
6. Сделать анализ полученных результатов и дать их интерпретацию. Сформулировать выводы по исследованию.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мотивация изучения английского языка.
Методы и методики. Для написания данной дипломной работы были применены следующие методы: анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение, тестирование. Нами были использованы такие методики, как модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой «Учебная мотивация школьников» (для учащихся 7-11 лет) и анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам» (по П. Третьякову).
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в возможности применения полученных результатов педагогом-психологом, классным руководителем и учителем английского языка при работе по повышению учебной мотивации учащихся начальной школы.
Дипломная работа включает введение, две главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
Во введении описывается актуальность данной темы,
формулируются объект, предмет, цель и задачи, раскрываются методы исследования, практическая значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе проводится теоретический анализ понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе, психологическая характеристика детей младшего школьного возраста, рассматривается мотивация учения учащихся начальной школы и специфика урока английского языка.
Во второй главе описывается эмпирическое исследование мотивации изучения английского языка младшими школьниками, проведенное на базе МБОУ «Гимназия № 4» ЕМР РТ. Даются рекомендации по повышению мотивации изучения английского языка младшими школьниками.
В заключении приводятся основные выводы исследовательской работы.
В заключении дипломной работы можно сделать следующие выводы.
Мотивацией принято считать процесс побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения.
Анализ научной литературы дал основания говорить, что единого подхода к определению сущности, структуры и методов изучения мотивации не существует. Также отсутствует единство взглядов на понимание соотношений между мотивацией и мотивом. Во многих научных трудах эти два понятия трактуются как синонимы.
Учеными выделены две группы учебных мотивов. Первая группа - познавательные мотивы, включающие в себя 3 составляющих: широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования. Вторая группа - социальные мотивы, которые также включают 3 составляющих: широкие социальные мотивы, узкие
социальные (позиционные) мотивы, мотивы социального сотрудничества.
Младший школьный возраст совпадает с началом обучения в школе. Для младшего школьника учебная деятельность становится ведущей. Во время обучения в начальной школе у ребенка внимание, память, воображение, восприятие становятся более произвольной, ребёнок осваивает способы самостоятельного управления ими. В умственном плане осваиваются классификация, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые становятся предпосылками формирования в будущем формально-логического мышления.
Мотивация учения в младшем школьном возраста претерпевает
изменения.
В большинстве случаев в школу ребенок приходит с положительной мотивацией. С течением времени мотивация учебной деятельности начинает снижаться. Причиной снижения мотивации учебной деятельности является падение интереса к учебе, т.к. у младшего школьника уже имеется завоеванная общественная позиция, следовательно, ему нечего достигать.
Урок - это основная организационная и педагогическая единица учебного и воспитательного процесса. На сегодняшний день урок английского языка направлен на формирование личности, которая способна участвовать в межкультурной коммуникации. Специфика урока английского языка находит отражение в характере его цели, адекватности упражнений цели урока, последовательности упражнений, атмосфере общения, в воспитательном потенциале урока, его комплексности, в позиции ученика на уроке. В начальной школе спецификой урока английского языка выступает опора на родной язык, применение на уроках наглядных материалов, тесное взаимодействие учителя с учащимися.
Практическое исследование мотивации изучения английского языка младшими школьниками проводилось в МБОУ «Гимназия №4» ЕМР РТ. Выборка исследования составила 34 учащихся начальной школы.
Для проведения исследования мы использовали модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой «Учебная мотивация школьников» (для учащихся 7-11 лет), которая позволяет выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию и анкету «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам» (по П. Третьякову) с целью изучение уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности по предмету «Английский язык».
Эмпирическое исследование по первой анкете показало, что низкую школьную мотивацию имеют 11 учащихся младшего школьного возраста (32,4% от общего количества), хорошую школьную мотивацию имеют 19 учащихся (55,8% от общего количества), а высокую школьную мотивацию - 4 учащихся начальной школы (11,8% от общего количества).
Анализ результатов второй анкеты показал следующее. Мотивы ситуативный интерес, учение по необходимости, интерес к предмету находятся на высоком уровне сформированности, имея процентное соотношение 94,2%, 100% и 87,7% соответственно. Мотив
«познавательный интерес» имеет процентное соотношение 59,4%, что свидетельствует о низком уровне сформированности.
Полученные результаты указывают на необходимость повышения мотивации изучения английского языка младшими школьниками. С этой цель во время проведения уроков английского языка рекомендуется использовать игровой прием, песни, коммуникативные задания, стихи и рифмовки, учитывать физиологические и психологические особенности учащихся младшего школьного возраста, проводить уроки в нестандартных формах.
Таким образом, было проведено исследование на изучение мотивации изучения английского языка младшими школьниками. Поставленные задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 811 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. - М.: Просвещение, 2006. - 297 с.
3. Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2018. - 174 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО/ под ред. Б. А. Сосновского. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 359 с.
5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 512 с.
8. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2015. - 272 с.
9. Горлова Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. - М.: МГПУ, 2010. - 248 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
11. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб : Питер, 2011. - 508 с.
13. Киричук Е. И. Формирование интереса к учению у младших школьников. — В сб.: Обучение и развитие младших школьников /Под ред. Г. С. Костюка. - М., 1970. - С. 371—374.
14. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 291 с.
16. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. - Новосибирск: Изд-во Пединститута, 2002. - 261 с.
17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
18. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. И. Трубициной. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 384 с.
19. Методика обучения иностранным языкам: традиции и
современность/ под. ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
20. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 15-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 608 с.
21. Некрасова Л.Д. Формирование мотивации к изучению
английского языка у младших школьников // Научные исследования: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 126-127
22. Пассов Е. И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка.- Ростов н/Д: Феникс; М.:Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
23. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 365 с.
24. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров/ под общ. Ред. А. С. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 583 с.
25. Психология младшего школьника: учебное пособие / Авт. сост. А.Н. Панфилов, Г.М. Льдокова и др.; науч. ред. Г.М. Льдокова.- Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2013.-314 с.
26. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014 — 412 с.
27. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
- 351 с.
28. Синельников А. П. Психология обучения иностранным языкам.
- Х.: Изд. группа «Основа», 2009. - 128 с.
29. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. - М.: КНОРУС,
2016. - 280 с.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс 2-е издание. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 272 с.
31. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 416 с.
32. Фурсенко С. В. Грамматика в стихах : poems for kids : веселые грамматические рифмовки английского языка. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. - 160 с.
33. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В.
Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт,
2017. — 576 с.
34. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Филоматис, 2010. - 186 с.
35. Агаджанян И. В. Игра как мотивация при обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 429-432. — URL https://moluch.ru/archive/94/21083/ (дата обращения: 20.03.2019).
36. Апетян М. К. Использование игровых методов для обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 258-260. — URL https://moluch.ru/archive/73/12458/ (дата обращения: 29.01.2019). Электронные источники в конце
37. Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 156-160. — URL https://moluch.ru/archive/8/567/ (дата обращения: 01.02.2019).
38. Горохова Ю. В., Горохова И. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 540-543. — URL https://moluch.ru/archive/137/38549/ (дата обращения: 05.02.2019).
39. Доронина Н. Н., Чернова О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 176-178. — URL https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения:
25.03.2019) .
40. Жиенбаева Н. Б., Измайлова А. М. Психологические
особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 116-119. — URL
https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения: 25.03.2019).
41. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787-792. — URL https://moluch.ru/archive/102/23112/ (дата обращения: 20.03.2019).
42. Зухайраева Э. Х. Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/711/ (дата обращения: 12.02.2019).
43. Иваненко Н. Н., Ланцова Т. И. Формирование учебной мотивации младших школьников (на примере базовой общеобразовательной школы филиала СГПИ в г. Железноводске) [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016.
— С. 63-65. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9931/ (дата обращения: 19.01.2019).
44. Кошкина Н.К. Мотивация учебной деятельности младших
школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(34). URL: http: //sibac.info/archive/guman/7 (34).pdf (дата
обращения: 16.01.2019)
45. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 437-439. — URL https://moluch.ru/archive/127/35135/ (дата обращения: 24.03.2019).
46. Лосева Т. В. Использование игровых ситуаций на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 992-995. — URL https://moluch.ru/archive/104/24194/ (дата обращения: 24.03.2019).
47. Саидова Л. В., Лосева Т. В., Слезкова Т. И. Педагогическая ценность игр на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2017.
— №23. — С. 325-327. — URL https://moluch.ru/archive/157/44244/ (дата обращения: 06.03.2019).
48. Симонова П. С. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 591-593. — URL https://moluch.ru/archive/129/35835/ (дата обращения: 24.03.2019).
49. Смирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1783-1785. — URL https://moluch.ru/archive/n5/31154/ (дата обращения: 24.01.2019).
50. Тенишева С. Б. Повышение мотивации на уроках английского языка в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 125-127. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8154/ (дата обращения: 01.02.2019).
51. Чугунова К. А., Щелина С. О. Формирование интереса к учебной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 825-828. — URL https://moluch.ru/archive/106/25301/ (дата обращения: 25.03.2019).
52. Шумская О. А. Формирование мотивации к изучению иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 544-545. — URL https://moluch.ru/archive/127/35117/ (дата обращения: 24.03.2019).