Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы визуализации учебного материала с целью повышения мотивации обучения 5
1.1. Визуализация как один из эффективных методов активизации обучения
иностранному языку 5
1.2. Проблема мотивации изучения иностранного языка 13
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Возможности использования средств визуализации на уроке иностранного языка 23
2.1. Подкаст, облако тегов и ментальная карта как средства визуализации.. .23
2.2. Практическое использование подкаста, облака тегов и ментальной карты с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка 33
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список литературы 51
Список приложений 55
Цель преподавания иностранного языка как учебного предмета, согласно новому Федеральному государственному стандарту общего образования, прописана в тексте Фундаментального ядра содержания общего образования, которое является одним из основных документов, регламентирующих учебный процесс в средней школе. Данная цель предполагает формирование мотивации изучения иностранного языка, развитие иноязычной коммуникативной компетенции и личности обучающегося, способной к межкультурному общению на иностранном языке, к дальнейшему саморазвитию. Качество достижения цели обуславливается в первую очередь наличием мотивации обучения. Собственно мотивация служит причиной направленной активности ученика, определяет выбор необходимых средств для достижения цели. Проблема мотивации находит свое отражение в работах большого количества исследователей в психологии, педагогике, методике преподавания, таких как: И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Н.М. Симонова, А.Н. Шамов и другие, которые сошлись во мнении, что эффективность и результативность учебной деятельности во многом зависят от мотивов, потребностей обучающихся, которые настраивают учеников на достижение желаемого результата и нахождение продуктивных способов решения поставленных перед ними задач.
В данной работе визуализация представляется как способ повышения мотивации при обучении иностранному языку.
Актуальность: несмотря на то, что к проблеме использования средств визуализации на уроке иностранного языка обращались многие педагоги, психологи и методисты, вопрос повышения мотивации к изучению иностранного языка с помощью средств визуализации остается недостаточно исследованным.
Объект: процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предмет: использование средств визуализации с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка
Цель: проанализировать теоретические и практические возможности использования средств визуализации в преподавании иностранного языка с целью повышения мотивации к его изучению.
Задачи:
- на основе анализа аудиовизуального метода обучения раскрыть сущность термина «визуализация» и задачи использования средств визуализации в учебном процессе;
- проанализировать визуальные формы представления учебной информации;
- проанализировать литературу, описывающую каналы восприятия информации;
- проанализировать литературу, раскрывающую сущность термина «мотивация»;
- определить способы повышения мотивации с использованием средств визуализации;
- выявить особенности применения в учебном процессе таких способов визуализации, как «облако тегов», «ментальная карта» и «подкастинг»;
- систематизировать методику работы учителя иностранного языка с «облаком тегов», ментальной картой, подкастингом и на основе этого составить технологическую карту урока немецкого языка.
Основные методы: описательный метод, метод анализа.
Практическая значимость: возможность применения разработанной технологической карты урока иностранного языка в средней школе.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, списка приложений.
Благодаря ряду преимуществ метод визуализации является на сегодняшний день одним из ведущих методов обучения, позволяющий структурировать информацию, знания, поэтому визуализация рассматривается как неотъемлемая часть обучения иностранному языку. Интенсивное развитие современного общества стало причиной для создания и применения в образовательной системе множества средств обучения. Средства обучения (по М.В. Ляховицкому) делятся на: визуальные; аудитивные; аудиовизуальные.
Аудиовизуальные средства обучения можно определить в качестве эффективных источников повышения качества обучения благодаря ряду преимуществ, таких как: яркость, выразительность, информационная ценность зрительно-слуховых образов.
Использование метода визуализации стимулирует способности обучающихся, так как материал преподносится в удобной форме, обладает интеллектуальной доступностью, некоторой степенью интерактивности, дает возможность перехода от пассивного восприятия к более осознанному овладению знаниями.
Эффективность учебной деятельности, её результат во многом зависят от мотивов, потребностей обучающихся, так как именно мотивация настраивает ученика на достижение желаемого результата и нахождение продуктивных способов решения поставленных перед ним задач.
Согласованность содержания обучения с педагогическими и психологическими средствами обучения позволят учителю противодействовать образованию отрицательной установки у учеников, учитывать их потребности, интересы, и мотивы.
Обучение в школе для каждого ученика является процессом восприятия, усвоения предложенной ему учебной информации. Существуют три канала восприятия и понимания информации, а именно: зрительный, слуховой и двигательный. В последнее время исследователи выделяют дискретный тип
восприятия, который характеризуется логическим осмыслением информации извне.
Технология визуализации направлена на более полное и активное использование природных возможностей обучающихся. Сочетание визуального образа, текста, устного пояснения учителя способствует лучшему восприятию и эффективному усвоению учебного материала в процессе изучения иностранного языка.
Современные методики и технологии обучении иностранных языков, их применение в образовательном процессе носят актуальный характер. «Облако тегов» является визуальным представлением списка тегов (ключевых слов). Данный метод способствует повышению мотивации в обучении. Учитель предлагает выполнение упражнений, которые способствуют появлению у обучающихся учебной мотивации. Данное задание носит творческий характер, создает благоприятную обстановку в классе, ситуацию поощрения по завершению работы с облаком тегов.
Ментальная карта - это творческий метод, связанный с графическим изображением и структурированием информации в форме ветвистого дерева. В основе заключены ассоциативные связи, с помощью которых вспоминание того или иного материала носит цепной характер. Применение данного метода на уроке способствует повышению мотивации обучения, имеет положительные стороны, так как обучающиеся учатся структурировать, запоминать ключевую информацию и воспроизводить её. Происходит развитие критического мышления, творческих способностей, памяти.
Просмотр видео сочетает все виды речевой деятельности: слушание, письмо (учащиеся фиксируют информацию во время просмотра), чтение (своих записей), говорение (обсуждение увиденного), поэтому технология подкастинга решает многие лингводидактические задачи, обладает огромным дидактическом потенциалом и способствует повышению мотивации учеников при изучении иностранного языка, учитывая педагогические и психологические средства обучения.
Следует отметить, что тема данной дипломной работы имеет определенные перспективы развития в следующих работах и исследованиях. Все чаще учителя используют во время уроков средства визуализации, которые в совокупности с техническими средствами способны повысить эффективность процесса обучения. К примеру, появляются новые средства визуализации, такие как: скрайбинг, скетчноутинг, инфографика,
позволяющие посредствам ПК создавать учебный материал, обладающий определенным дидактическим потенциалом и способный помочь учителю провести занятие на качественно высоком уровне.
1. Абдуллаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в преподавании истории. М.: Просвещение, 2008. - 115 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
4. Бодров В.Н., Магалашвили В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний. М.: Феникс, 2008. - 433 с.
5. Булгакова О.С., Буркова С.А. Активный метод визуализации и структурирования информации в педагогике высшей школы как элемент психофизиологической защиты // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1. - С. 69-73.
6. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 %. М.: Росмэн- Пресс, 2007. - 96 с.
7. Гурина Р. В., Соколова Е. Е. Фреймовое представление знаний при обучении. М.: Народное образование, 2005. - 176 с.
8. Дугарцыренова В. А. Подкастинг в обучении. // Иностранные языки в школе. - 2013. - №3. - С.9-16.
9. Егидес А.П., Егидес Е.М. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. М.: Просвещение, 2004. - 165 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник. Издание 2-е, дополненное, исправленное и переработанное. М.: Логос, 2002. - 384 с.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. -512 с.
12. Иоффе А.Н. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием интерактивных и активных методов работы. М.: АПКиПРО, 2002. - 166 с.
13. Исупова А. Н., Козловская А. Н. Ассоциативная структура семантики и модальность восприятия //Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Материалы конференции. Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - 2005. - С. 139-141.
14. Карева Н. В. Использование аутентичных аудио и видео материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка // Науковедение. - 2014. - №3. - С.1-8
15. Кондратенко О.А.. Развитие визуального мышления студента средствами инфографики.//Альманах современной науки и образования. - 2013. - №8. - С.93-96
16. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. Барнаул: Алтапресс, 2009. - 167 с.
17. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М.: Издательство МГУ, 2001. -160 с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. Спб.: Издательство Питер, 2008. - 583 с.
19. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активации учебной деятельности // Известия Алтайского государственного университета. - 2009. - №2. - С. 22-28.
20. Михайлов, А.Ю. Психологические основы восприятия // сборник научных трудов: В мире научных открытий по материалам I Международной научнопрактической конференции. М.: Спутник, 2011. - С.111-116.
21. Мухторова Д.Д. Типы восприятия и школа. М.: Молодой ученый, 2016. - №17. - С. 300 - 310.
22. Неудахина Н.А. Приемы интенсификации работы студентов с учебной информацией: методические указания для студентов и преподавателей. Барнаул: Алтапресс, 2011. - 155 с.
23. Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2004. - 240 с.
24. Никулова Г.А. Средства визуальной коммуникации инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. - 2010. - №2. - С.369- 387.
25. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 640 с.
26. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. - 272 с.
27. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс, 2007. - 490 с.
28. Попова Т.М., Поддубных Е.Н. Инновационные техники визуализации средствами информационно-коммуникативных технологий. Хабаровск: Арно, 2014. - 245 с.
29. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка в IV - VII кл.. - 2003. - № 6. - С. 37 - 45.
30. Сластенин В.А.. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2013. - 576 с.
31. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. - 79 с.
32. Соловова Е.Н.. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
33. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика доминирующей перцептивной модальности. М.: Просвещение, 2002. - C.237-238.
34. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Флинта, 2000. - 76 с.
35. Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам: практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 269 с.
36. Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хаит А.М. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001. - 143 с.
37. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Этнокультурные основания современных дидактических инструментов. М.: Просвещение, 2004. - 233 с.
38. Щукин А.Н.. Методы и технологии обучения иностранным языкам. Учеб. пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: Икар, 2014. - 240 с.