Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №38001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1088
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы расширения словарного запаса учащихся 6
1.1 Организация обучения англоязычной лексике на среднем этапе
обучения 6
1.2 Типология лексических навыков 12
1.3 Механизмы формирования лексических навыков 16
Выводы по 1 главе 24
Глава II. Методика расширения лексического запаса учащихся 25
2.1 Формирование продуктивного словаря 25
2.2 Расширение рецептивного словаря 32
2.3 Специфика формирования потенциального словаря 35
2.4 Динамика расширения у учащихся словарного запаса 39
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 60


Актуальность темы исследования. Одной из наиболее важных задач в методике обучения иностранным языкам является расширение у учащихся словарного запаса.
На сегодняшний день ещё существуют противоречивые положения, касающиеся обучения лексической стороне речи. В частности, более глубокого исследования требует проблема пополнения словарного запаса при обучении иностранному языку.
Это определяет важность выбранной темы исследования, связанной с расширением у учащихся словарного запаса в процессе обучения иностранному языку и обусловливает проблему исследования, которая состоит в следующем: как с позиции системного подхода методически эффективно организовать расширение словарного запаса учащихся на средней ступени обучения иностранному языку?
Цель исследования заключается в изучении и дальнейшей разработке методики расширения словарного запаса учащихся.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить специальную литературу по теме исследования и проанализировать особенности обучения лексике на средней ступени обучения иностранному языку;
- раскрыть понятие лексического навыка и функционирование механизмов формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку;
- выявить специфику формирования и расширения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря на средней ступени обучения иностранному языку.
Объектом исследования выступает процесс обучения иностранному
Предметом исследования является стратегия пополнения словарного запаса учащихся на среднем этапе обучения.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, посвященные психологическим аспектам обучения лексике (А.А. Леонтьев, P. Nation и др.); формированию лексических навыков (В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, С.В. Калинина, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов и др.); тренировочным лексическим упражнениям для формирования лексических навыков (А.А. Леонтьев, И.В. Рахманов и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- обобщение накопленного опыта обучения словарю;
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- эксперимент.
Базой исследования является МБОУ "Сармановская гимназия", с. Сарманово Сармановского района Республики Татарстан.
Научная новизна заключается в том, что принцип опоры на интересы учащихся реализуется в рамках весьма популярной деятельности школьников, а именно компьютерной игры.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что её положение трактует расширение словарного запаса учащихся как комплексную деятельность, которая одновременно предполагает работу над активным, пассивным и потенциальным словарями.
расширения у учащихся словарного запаса на средней ступени обучения английскому языку.
Этапы исследования:
1. Предэкспериментальный этап (февраль 2019 г.), во время которого был проведен контрольный срез у контрольной и экспериментальной групп с целью выявить исходный уровень словарного запаса у учащихся. Также было проведено анкетирование обеих групп для определения интересов учащихся к компьютерным играм.
2. Формирующий этап (февраль-март 2019 г.), во время которого была проведена серия занятий с учащимися экспериментальной группы с целью расширения у них словарного запаса.
3. Постэкспериментальный этап (март 2019 г.):
1) повторное обследование словарного запаса у учащихся контрольной и экспериментальной групп;
2) сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп;
3) установление эффективности предложенной методики для расширения словарного запаса учащихся.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения философской, психологической и методологической литературы по теме расширения словарного запаса у учащихся иностранному языку; использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; подтверждением теоретических положений в процессе выполнения эмпирической части исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время одной из наиболее важных проблем методики обучения иностранным языкам является проблема расширения у обучающихся словарного запаса.
Обучение лексической стороне речи на каждом этапе имеет свои особенности. Средний этап - базовый уровень, на котором строится обучение в последующих классах и который в дальнейшем должен совершенствоваться. На средней ступени обучения учащиеся должны получить хорошую лексическую базу для дальнейшего овладения языком.
Для того чтобы сформировать лексические навыки, каждый педагог должен четко представлять себе этапы работы над лексическим материалом. Процесс введения лексики начинается с предъявления лексической единицы и её объяснения. Затем целесообразно провести звукобуквенный анализ. Далее при помощи семантизации раскрывается значение слова. За этапом введения лексической единицы следует этап закрепления, затем этап практики в общении.
На среднем этапе обучения предполагается работа по расширению, как активного (продуктивного), так и пассивного (рецептивного) словаря. Не следует забывать также о потенциальном словаре, включающем в себя лексику, которую учащийся не использует в своем речевом опыте, но при чтении или аудировании может понять без словаря.
Наиболее пристального внимания требует работа по формированию продуктивного словаря, составляющего ядро запаса лексики, которой необходимо овладеть на среднем этапе обучения в школе. Отбор лексики для активного усвоения должен осуществляться на основе принципов отбора и при соблюдении процедуры отбора.
Целью работы над рецептивной лексикой является развитие умения понимать значения незнакомых слов в тексте, не заучивая их. Работа с пассивным лексическим запасом не требует такого количества упражнений, как работа с активным словарным запасом, так как задача обучающихся состоит только в распознавании, понимании слов пассивного минимума. Отбор лексики для пассивного усвоения также должен осуществляться на основе принципов отбора. Работа по расширению рецептивного словаря состоит из двух этапов: ориентировочно-подготовительного этапа и этапа тренировки.
Потенциальный словарь, возникая на основе самостоятельной семантизации учащимися незнакомой лексики, носит индивидуальный характер. При овладении потенциальным словарем обучающиеся усваивают не столько сами лексические единицы, сколько методику их понимания. Особым источником потенциального словаря является языковая догадка, очень важная составляющая самостоятельной семантизации слов.
Экспериментальное исследование было проведено с целью выявления динамики расширения словарного запаса у двух групп учащихся 6 класса.
В результате анкетирования было выявлено, что практически все учащиеся обеих групп больше всего были заинтересованы в игре «Minecraft».
Так, с целью разработки методики расширения словарного запаса и повышения интереса у учащихся на уроках иностранного языка на средней ступени обучения в общеобразовательной организации, были использованы иллюстраций из данной игры.
Используемая методика предполагала постепенное введение лексики. Семантизация лексики осуществлялась беспереводным способом, а именно путем демонстрации предметов, жестов, картин, раскрытия значений слов на иностранном языке.
Слова вводились не изолированно, а в предложениях-образцах, в различных коммуникативных ситуациях. После восприятия учащимися слова в связном языковом целом, оно выделялось из контекста для того, чтобы зафиксировать на нем внимание, а затем снова помещалось в контекст.
Учащиеся могли многократно услышать слово, затем самостоятельно использовать его не только изолированно, но и в различных предложениях, коммуникативных ситуациях. Обучение новой лексике проводилось на основе уже усвоенной. Таким образом, учащиеся устанавливали связь между новыми и уже изученными словами.
Работа над лексикой состояла из трёх этапов: ознакомление; первичное знакомство; развитие навыков и умений использования лексики в различных видах речевой деятельности. На этапе первичного знакомства большее внимание уделялось лексике активного словаря.
Упражнения на этапе развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности носили коммуникативный характер. Все обучение было подчинено коммуникативной цели и имело информативную направленность.
После окончания формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный срез, результаты которого позволяют говорить об эффективности использованной методики по расширению у учащихся словарного запаса на средней ступени обучения английскому языку. Результаты экспериментального обучения позволяют сделать вывод о значительном расширении словарного запаса учащихся экспериментальной группы, в то время как словарный запас контрольной группы не изменился. Итак, процесс расширения словарного запаса на средней ступени будет более рациональным и эффективным, если он будет осуществляться на основе методики комплексной организации работы над лексикой на уроке.



1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 206 с.
2. Антрушина, Г.В. Английская лексикология / Г.В. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. - М.: Высш. шк., 2001. - 311 с.
3. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка / И.В. Арнольд. - М.: Высш. шк., 1978. - 315 с.
4. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П.К. Бабинская. - Минск: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.
5. Бакина, О.Н. Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка [Электронный ресурс] / О.Н. Бакина // Педагогика: науч.- метод. портал. - 2017. - URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-06898 (дата обращения: 15.03.2019).
6. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - № 4. - 6 с.
7. Бухбиндер, В.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / В.А. Бухбиндер, Г. А. Китайгородской. - Киев: Вища школа, 1988. - 342 с.
8. Бухбиндер, В.А. Основы обучения лексике в средней школе / В.А. Бухбиндер. - Киев: Вища школа, 1971. - 558 с.
9. Ваулина, Ю.Е. Spotlight. Английский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2008. - 136 с.
10. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. - М.: Высш.шк., 1971. - 482 с.
11. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2009. - 333 с.
12. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. - М.: Высшая школа, 1982. - С. 202-210.
13. Гинзбург, Б.М. Потенциальный словарный запас учащихся восьмилетней школы для чтения текстов и пути его формирования / Б.М Гинзбург. - М.: Академия, 1968. - 17 с.
14. Гинзбург, Р.З. Лексикология английского языка / Р.З. Гинзбург. - М.: Высш. шк., 1979. - 402 с.
15. Горкин, А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн, 2006. - 462 с.
16. Дорохова, О.А. Применение когнитивного подхода при обучении иноязычной лексике / О.А. Дорохова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2018. - № 35-2. - С. 108-112.
17. Евстигнеева, И.Ф. К вопросу о расширении потенциального запаса слов у иностранных учащихся на основе словообразования / И.Ф. Евстигнеева, Е.А. Назарцева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1. - С. 350-353.
18. Камянова, Т.Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка / Т.Г. Камянова. - М.: Дом Славянской Книги, 2008. - 512 с.
19. Картон, А.С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку / А.С. Картон // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. - М.: Прогресс, 1976. - 183 с.
20. Копрева, Л.Г. Формирование потенциального словаря у курсантов - выработка навыков самостоятельной семантизации / Копрева Л.Г. // Общество: философия, история, культура. - 2015. - №1-2. - С. 50-52.
21. Костомаров, В.Г. Жизнь языка / В.Г. Костомаров. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
22. Кувшинова, Н.Н. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся / Н.Н. Кувшинова, Е.А. Фукс // MagisterDixit. - 2014. - № 2 (14). - С. 126-132.
23. Кузнец, М.Д. Стилистика английского языка / М.Д. Кузнец. - М.: Высш. шк., 1960. - 354 с.
24. Ларионова, О.В. Беспереводные способы семантизации иностранных слов / О.В. Ларионова, О.Л. Елуфимова // Дальневосточный аграрный вестник. - 2017. - № 2 (14). - С. 103-107.
25. Логвина, С.А. Ретроспективный анализ методов формирования потенциального словаря / С.А. Логвина, Л.В. Ягенич, Е.М. Сахно // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - № 2. - С. 181-184.
26. Лопатина, А.Я. Методика проведения ролевой игры на занятиях по иностранному языку / А.Я. Лопатина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 7-2. - С. 79-82.
27. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
28. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Стелла, 1996. - С. 49-50.
29. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. - М.: Инфра-М, 2002. - 448 с.
30. Мокреева, Н.Г. Обучение пониманию неизученных слов при чтении (в старших классах средней школы) / Н.Г. Мокреева. - М.: Академия, 1970. - 212 с.
31. Никитина, А.Д. Методика обучения основному иностранному языку / А.Д. Никитина. - Владимир: Академия, 2014. - 125 с.
32. Николенко, В.М. Психология и педагогика / В.М. Николаенко. - М.: Инфра-М, 2000. - 175 с.
33. Новиков, Л.А. Искусство слова / Л.А. Новиков. - М.: Педагогика, 1991. - 144 с.
34. Пакшиванова, Е.О. Формирование лексического навыка на среднем этапе обучения на уроках английского языка / Е.О. Пакшиванова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 251-255.
35. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
36. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1977. - 214 с.
37. Побединская, С. Е. Некоторые приемы формирования потенциального словаря учащихся при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1984. - № 5. - С. 94-98.
38. Пинская, Е.В. Деловой английский язык: Учебное пособие / Е.В. Пинская. - К.: Общество «Знание», 1998. - 64 с.
39. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
40. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1985. - 189 с.
41. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2017. - 272 с.
42. Тарнопольский, О.Б. Методика обучения иноязычной речевой деятельности в высшем учебном заведении / О.Б. Тарнопольский. - Киев: Инкос, 2006 - 248 с.
43. Тимофеева, Е.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов средствами ИКТ / Е.В. Тимофеева, Ю.Б. Виноградова // Мир науки. Культуры. Образования. - 2014. - № 5(48). - С. 96-99.
44. Томашевский, Б.В. Стилистика: Учебн. пособие / Б.В. Томашевский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 288 с.
45. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В.М. Филатов. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2004. - С.337-351.
46. Хведченя, Л.В. Содержание иноязычного образования: история и современность / Л. В. Хведченя. - Минск.: БГУ, 2002. - 276 с.
47. Шамов, А.Н. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексической стороне речи / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2015. - №4. - С. 21-27.
48. Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А.Н. Шамов. - М.: Восток-Запад, 2008. - 253 с.
49. Шатилов, С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
50. Юхненко, Л. В. Роль аутентичных текстов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции / Л.В. Юхненко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 294-296.
51. Ярцева, В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В.Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 133 с.
52. BNC - British National Corpus [Электронный ресурс]. - URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk/ (дата обращения: 19.02.2019).
53. Nation, I.S.P. Practical English Language Teaching / I.S.P. Nation. - N.Y.: D. Nunan ed., 2003. - P. 129-152.
54. OED - Oxford English Dictionary [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 19.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ