Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование языкового портфеля как эффективного средства рефлексии в процессе обучения иностранному языку

Работа №37986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
740
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Технология «Языковое портфолио» как одна из современных технологий обучения иностранному языку
1.1 Назначение языкового портфеля 6
1.2 Технологии оценивания иноязычных письменных умений учащихся
среднего этапа обучения иностранному языку 14
1.3 Развитие рефлексии в среднем школьном возрасте 23
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Применение портфолио в оценивании иноязычных письменных умений учащихся среднего этапа обучения иностранному языку
2.1 Структура языкового портфолио в школьном предмете 33
2.2 Методическая разработка портфолио в оценивании письменных
компетенции учащихся среднего этапа обучения 39
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение

Главная задача современной общеобразовательной школы - формирование условий, благодаря которым личность ученика будет непрерывно развиваться. Это будет способствовать активности субъекта во время учебы, многогранной подготовке его к постоянной образовательной деятельности, мотивации к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию. Эти аспекты будут затрагивать всю жизнь ученика. На сегодняшний день существуют инновации, которые касаются технологии изучения иностранного языка. Они должны решать поставленные задачи. В результате происходит выделение особой технологии портфолио, которое внедряется в систему языкового образования. Период охватывает раннее обучение и высшую школу. Важная специфика образования - это переход школы к более продуктивному образованию. Данный нюанс помогает ученикам стать обладателями общих способов действий, затрагивающих изучение учебного материала. Это в свою очередь помогает ученикам успешно решать учебно-практические и учебно-познавательные задания. Разработанные стандарты образования опираются на интегративную цель обучения. Ее суть в формировании коммуникативной компетенции. Эффективный способ ее достижения - применений инновационных технологий.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что одной их перспективных технологий обучения иностранному языку в школе становится технология «Языковой портфолио». Современный мир нуждается во всесторонне развитых специалистах высокого уровня, умеющих адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Данная технология позволяет развивать ученика с разных сторон: творчество, выражение мыслей, формирование адекватной самооценки, создание новых образовательных продуктов, умение принимать критику.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в исследовании специфики «языкового портфолио» как средства рефлексии, систематизированном описании и практической апробации на уроке немецкого языка.
Для достижения результата необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать литературу по заявленной теме;
2) рассмотреть понятие «языковое портфолио», «рефлексия»;
3) выделить основные цели обучения иностранному языку в среднем звене;
4) исследовать структуру языкового портфолио;
5) экспериментально проверить эффективность применения предложенной технологии языкового портфеля на уроках иностранного языка.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является технология «Языковое портфолио» в процессе изучения лексики иностранного языка.
Предмет исследования - рефлексия при использовании языкового портфолио на уроках иностранного языка.
Методика исследования: критический анализ и синтез научно-методической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.
Теоретической базой данного исследования являются положения, разработанные в научных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка, о педагогической инновации, модернизации содержания, форм и методов обучения, обновления понимания образовательного результата Т.М. Бенькович, Н.Д., Гальсковой, В.К Загвоздкина, Т.Г. Новиковой, Е.С. Полата, Н.П., Тряпицына и других. Практическая значимость исследования: Практическая значимость исследования: материалы можно использоваться в работе преподавателя, чтобы существенно повысить эффективность образовательного процесса при обучении иностранным языкам.
Структура работы. Исследование состоит из следующих частей: Введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Во введении описаны актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения данного вопроса. Во второй главе представлена структура языкового портфолио в школьном предмете и апробация в школе. В выводах и заключении изложены результаты исследования. Библиография включает в себя 45 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним их новых, перспективных средств обучения иностранному языку в школе в последние годы становится технология “языкового портфеля”. Технология “языковой портфель” реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей самостоятельной работы. При преподавании иностранного языка в школе, технологию “языковой портфель” можно рассматривать как инновационную, общеучебную технологию, основанную на развитии способности к самооценке.
Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учителями, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся; немаловажным оказывается установление «обратной» связи учителя с учащимися не только в рамках классно-урочных занятий, но и в процессе самостоятельной работы.
Таким образом, концепция языкового портфеля дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет включения в систему оценки достижений учащихся в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном обучении. Он повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся. Перспектива этого документа совершенно очевидна.
Можно сделать вывод о том, что портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу - формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность [25, с. 76]. Умение учиться включает в себя: рефлексивные действия и операции, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться; продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться. Научиться выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной, наличной ситуации - вот что значит «умение учиться». Это полностью совпадает с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, реализация которого предполагает: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и все в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда сохраняет свою актуальность. Всегда человек, так или иначе, оценивает соответствие желаемого им - возможному. Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, т. е. притязает на большее, чем может. В других же, напротив, - его самооценка оказывается слишком робкой, и он способен на несравненно большее, чем сам предполагает.



1. Аверин М.М, Збранкова М., Рорман Л. Немецкий язык. 5 класс: учеб.
Для общеобразовательных учреждений - М.: Просвящение:
Comelsen, 2011. - 104 с.: ил. - (Горизонты)
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.,- Л. - 1969 г. - 338 с.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 120 с.
4. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций - 6-е изд. - М.: Просвящение, 2015. - 240 с.
5. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая
рефлексия. - Псков, 2004 - 216 с.
6. Волкова Л.М. Портфолио в школе- Мн.: Красико-Принт, 2007. - 128 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
8. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Методическое пособие - М. : Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
9. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 6 - 11.
10. Гальскова Н.Д. Никитенко З.Н. Российский Языковой Портфель для начальной школы. М.: МГЛУ, 2002. - 43 с.
11. Дебюзер Ф., Добсон А., Крист А., Трим Дж. и др. Европейский языковой портфель (пер.), - М.: Еврошкола, 1998. - 115 с.
12. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (зарубежные источники).// Психологическая наука и образование. - 2004. - №4. - С. 5 - 7.
13. Ильина И.В. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников// «Завуч», 2006. - № 8. - С. 136 - 142.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2010. — 744 с.
16. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки. - М.: АРКТИ, 2006. - 176 с.
17. Крепких О. В. Портфолио как инструмент самоанализа. // Управление школой. - 2007. - №8. - С. 31 - 33.
18. Ксензова Л.Ю. Оценочная деятельность учителя. - М, 2000. - 67 с.
19. Кудрявцева Е.Ю. Использование языкового портфеля в изучении немецкого языка как второго иностранного. // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 7. - С. 12 - 14.
20. Лабазина, Л.Н. Европейский языковой портфель - средство оценки и самооценки знаний учащихся по иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 2. - С. 1 - 4.
21. Леонтьев А.А. Речь и общение. // Иностранные языки в школе. - 1974. - №6. - С. 80 - 85.
22. Липканская К. Л. «Папки достижений» учащихся как отражение результатов создания собственных образовательных программ // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений. Вып. 3.
М. : Школьная книга, 2006. С. 106 - 108.
23. Малетина, Н.С. Научно-методические труды кафедры дошкольного и начального образования: сборник статей. Вып. 3 / Н.С. Малетина. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - 160 с.
24. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. - М.: «Просвещение», 1991. - 191 с.
25. Новикова Т.Г., Пинская М.Л., Прутченков А.С., Федотова Е. Е. Папка личных достижений школьника - «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации. - М.: ЛПКи ПРО, 2004. - 110 с.
26. Новикова Т. Оценивание с помощью портфолио. // Народное образование. - 2006. - №7. - С. 131 - 137 .
27. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г., Прутченков А.С. Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С. 7 - 9.
28. Перовский Е.И. Методическое построение и язык учебника для средней школы — 1955. — Вып. 63. — С. 3-139.
29. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: «Академия», 2002. - 272 с.
30. Полонский В. М. Оценка знаний школьников / В. М. Полонский. - М.: Знание, 1981. - 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» № 4, 1989).
31. Поляков, О.Г. Некоторые вопросы контроля и самоконтроля в обучении иностранным языкам / О.Г. Поляков // Язык и культура. - 2012. - № 4. - С. 97-104.
32. Сластенин В. А., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия",2002. - 576 с.
33. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся. // Иностранные языки в школе - 2005. - №1.- С. 21-25.
34. Тараненко Н. Д. Хлебунова С. Ф., Управление современной школой. Вып. 6: Профильное обучение: новые подходы: Практическое пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК. - Ростов н/Д.: Учитель, 2005. - 96 с.
35. Хацкевич Е. Портфолио на педсовете. Деловая игра. // Школьный психолог. - 2006. - №18. - С. 33 - 34.
36. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования// «Народное образование»,
2003. - № 2. - С. 58 - 62.
37. Хуторской А.В., Шаврина О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя, 2003. - 138 с.
38.Черепанова Л. В. Роль «Языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников // Русский язык в школе. 2004. - № 5. - С. 41- 44.
39. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия// Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974.- 275 с.
40. Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы - Волгоград: Учитель, 2007. - 223с.
Интернет источники:
41. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
42. Письмо Минобрнауки России от 17.05.2018 N 08-1214 по вопросу
обязательного изучения «второго иностранного языка» на уровне основного общего образования - Режим доступа: URL:
http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-17.05.2018-N-08-1214/
43. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями от 07.06. 2017 года №506. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=333155 #08781899411267071
44. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 110255/
45. Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching- Strasbourg: Council of Europe, 2009. - Режим доступа: URL: https://doi.org/10.1057/9780230242258 12


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ