Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №37959

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
296
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы лексической работы в начальной
школе
1.1 Лексика, как основополагающее звено в изучении русского
языка в начальной школе
6
1.2 Лексический анализ – как важное составляющее направление
практики изучения русского языка в начальном звене
обучения
19
1.3 Пути активизации познавательной деятельности учащихся
при изучении лексики русского языка
31
Выводы по 1-й главе 38
Глава 2 Методика и практическая деятельность по лексической
работе в начальной школе
2.1 Активизация словаря младшего школьника 39
2.2 Этимологическая работа и обогащение словарного запаса
младших школьников в процессе обучения в начальном звене
41
2.3 Методическая работа по изучению и овладению словарного
наследия русского языка
48
2.4 Развитие у младших школьников умения пользоваться
лингвистическими словарями
53
Выводы по 2-й главе 60
Глава 3 Экспериментальное исследования по выявлению уровня
лексической сформированности младших школьников.
3.1 Констатирующий этап исследования 61
3.2 Формирующий эксперимент 65
3.3 Результаты выполнения контрольного эксперимента 69
Выводы по 3 главе 74Заключение 75
Список литературы 76
Приложение

Уроки русского языка в начальной школе, в умелых руках учителя – это
уникальный инструмент для развития мышления, стремления к познанию,
творческого обогащения младшего школьника.
В лексике русского языка кроются неисчерпаемые запасы творчества.
Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития
творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует
повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается
словарный состав.
Лексика русского языка представляет систему взаимообусловленных и
взаимосвязанных единиц. Ни одно слово в языке не существует отдельно,
изолированно от языка. Слова объединяются в различные группы на
основании тех или иных признаков. Словарный состав языка, представляя
определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны
между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих
семантических признаков.
Изучение лексики позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей
лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на
лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой
и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для
целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся.
Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень
языковой системы.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного
лексического запаса не может проходить стихийно. Упорядочение словарной
работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление
процессами, обогащения словаря школьников является одной из важнейших
задач развития речи в начальной школе.4
Объектом исследования является процесс учебной деятельности учащихся
начальных классов, направленное на обогащения их словарного запаса и
овладения ими знаниями и умениями в области лексикологии.
Предметом исследования являются методические приемы, способы,
средства, методы обогащения словарного запаса учащихся и активизации их
деятельности при изучении лексики.
Цель исследования представляет собой создание теоретически
обоснованной и экспериментально проверенной методики изучения
младшими школьниками лексики на уроках русского языка.
Гипотеза исследования:
Изучение лексики на уроках русского языка в начальной школе будет более
эффективной, если:
- систематизировать и совершенствовать лексические знания и умения
школьников;
- формировать представления учащихся о лексической системе русского
языка;
- формировать у младших школьников новые учебно–языковые лексические
знания;
- обучать школьников целенаправленно выбирать необходимые слова,
употреблять их в речи.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить
следующие задачи:
- определить степень изученности данной проблемы на основе анализа
лингвистической литературы;
- проанализировать приоритетные формы и методы организации изучения
лексики в первом звене обучения в контексте требований ФГОС и
современного образования начальной школы;
- экспериментально определить динамику уровня лексических знаний и
умений учащихся.5
Для решения поставленных задач использованы следующие научно –
исследовательские методы:
- теоритический анализ
- констатирующий
- анализирующий
Теоритическую методологическую основу исследования составили труды
ученых: Львов М.Р., Бобровская Г.В., Прудникова А.В., Горецкий В. Г.
Этапы исследования
1 этап Анализ современного состояния исследуемой проблемы в теории и
практике
2 этап Формулировка предварительной гипотезы исследования, задач
исследования и возможности их решение. Отбор, разработка и апробация
различных приемов, способов и методов обогащения словарного запаса
учащихся в процессе обучения лексики на уроках
Русского языка в начальной школе.
3 этап Конкретизация и уточнение гипотезы. Обоснование и проведение
экспериментальной работы. Теоретическое осмысление эмпирических
выводов, их анализ и оформление результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы и ее логика изложения
отражают последние раскрывающиеся основных аспектов проблемы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и
приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время начальная школа нуждается в совершенствовании
методики словарно- семантической работы, т.к. существующая практика
обучения не ориентирует младших школьников в словарной системе
русского языка.
В результате проведенного эксперимента было установлено, что учащиеся
начальной школы способны рассматривать лексические явления в
совокупности парадигматических и синтагматических отношений,
воспринимая в адаптированном виде идею о системности лексики.
У значительной части испытуемых улучшились лексикологические знания
и умения.
Описанные в дипломной работе исследования в лексике с позиции их
системности представляет собой одну из попыток подойти с научных
позиций к решению проблемы совершенствования словарно-семантической
работы в начальной школе.
В связи с этим представляется возможным определить перспективные
направления предпринятого нами исследования:
- дальнейшие поиски эффективных методов и приемов изучения в начальных
классах системных связей в лексике;
- создание системы словарно-семантических упражнений во всех классах
начальной школы;74
- разработка спецкурса для студентов педагогических вузов с целью
подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию русского
языка с позиции системного подхода.


Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка/ Под
ред. Л.А. Чешко. - М.: Рус.яз., 1986. – 600 с.
2. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших
школьников: Автореферат докторской диссертации. -М.,1998.
3. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших
школьников/ Г.В. Бобровская// Начальная школа – 2002-№:6. -С.76-80
4. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших
школьников/ Г.В. Бобровская// Начальная школа – 2003-№4-С.47-52.
5. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского
языка// Начальная школа. -№8. – 1999.С.23.
6. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык:
Учебник для 1 кл. (1-4) // Серия «Свободный ум». - М.: «Баллас», «Синфо»,2002. – 64 с.
7. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык:
Учебник для 2 кл. (1-4) и 1-го кл. (1-3) // Серия «Свободный ум». - М.:
«Баллас», «С-инфо»,2002. – 167 с.
8. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык:
Учебник для 3 кл. (1-4) и 1-го кл. (1-3) Часть 1. // Серия «Свободный
ум». - М.: «Баллас», «С-инфо»,2002. – 144 с.75
9. Вакулина И.А. Пути формирования орфографической
зоркости// Материалы научно-практической конференции. - М.:
Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 58.
10. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о
слове). -М, 1972-318с.
11. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург:
Издательство «Арго», 1996 (Серия «Учимся играя»).
12. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. – 448
с.
13. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 334
с.
14. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный
этимологический словарь. -М.: АСТ-ПРЕСС,1996. -256с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С.
Избранные психологические исследования. -М.,1956.-392с.
16. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку.
Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. - М.: Гуманит. Изд.центр
«Владос», 1997. -400с.: ил.
17. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами. /
Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после. - 2003.-№3.-С.57-
59.
18. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского
языка. Современная версия. -М.: Эксмо, 2008. -288с.: ил.
19. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учебник для 1
кл. четырехлет.нач.шк. – М.: Просвещение, 1999. - 127 с.
20. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учебник для 1
кл. четырехлет.нач.шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2000. – 109 с.
21. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учебник для 1
кл. четырехлет.нач.шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. – 112с.76
22. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г.
Русский язык: Учебник для 3 кл. четырехлет.нач.шк. В 2 ч. Ч 1. - М.:
Просвещение, 1999. – 159с.
23. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г.
Русский язык: Учебник для 3 кл. четырехлет.нач.шк. В 2 ч. Ч 2. - М.:
Просвещение, 2000. – 159с.
24. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник
для 2 класса четырехлетней начальной школы.В – 2х ч. – Ч.2 – М.:
Вита, 2004. -200с.
25. Львов М.Р. и др. методика обучения русскому языку в
начальных классах: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов. – М.:
Просвещение 1987.
26. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.
Изд. 3-е, испр.и доп. Учебное пособие для вузов. М., «Высшая школа»,
1974.
27. Львов М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В. Методика
преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002. - 464 с.
28. Мелешко В. И. Работа с орфографическим словарем//
Начальная школа. №9, 2011.С.27
29. Нарушевич А.Г., Попова Е.В..Тесты по русскому языку:
Учебное пособие для начальной школы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. -128с.
30. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968 – 168с.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Российская
АН; Российский фонд культуры, 2001. – 940с.
32. «Перспектива» Сборник рабочих программ. Система
учебников «Перспектива» 1-4 кл. /Л.Г.Петерсон М.: Изд-во
Просвещение, 2011.77
33. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского
языка. - М.: Просвещение, 1979. -144с.
34. Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского
литературного языка: 30-90 годы XIX века. М.; Л., 1965
35. Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под
ред. А.Г.Ковалева. Степанова А.А., Шабалина С.Н..- М., 1966-184с.
36. Программа для общеобразовательных учебных заведений.
«Начальные классы» ч.I» - М.: Просвещение, 2001. - 309с.
37. Русский язык в начальных классах: Теория и практика
обучения. / М.С. Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская. -М.:
Просвещение, 1993. -383с.
38. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики,
правописания и развития речи. /Т.П. Сальникова. -Воронеж. НПО
«МОДЭК»,1996.-320с.
39. Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального
обучения/В.П. Стрекозин. -М.: Просвещение, 1967-192с.
40. Учусь различать слова и их значения: Словарик
многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов,
синонимов, антонимов: Учеб.пос. для учащихся начальной школы. -
М.: Дрофа, 2003. - 152с.
41. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому в
начальных классах. Пособие для учителей. Изд.2-е, перераб.и доп.- М.:
«Просвещение»,1978.
42. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих
начальную школу/ Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2000-201с.
43. Шанский Н.М. Лексикология современного русского
языка. -. М.: Просвещение 1972, 344с.
44. Школьный словарик антонимов и синонимов русского
языка/ Гуров И., Ладанникова Е – Спб. Издательский дом А.Громова,
М.;Вахмурка, 2001.-256с.78
45. Фразеологический словарь русского языка/ Д.Э.Розенталь.
В.В.Краснянский.- М.:ООО «Изд-во Оникс».,-2008. 416с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ