ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Современные направления работы школьных учителей технологии 5
1.2 Особенности в работе учителя технологии с современными школьниками 12
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2 УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 20
2.1 Рекомендации к разработке рабочей программы по технологии в основной школе 20
2.2 Рекомендации по конструированию урока технологии для основной школы .24
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Актуальность исследования. В числе задач, решение которых должно быть выполнено до 2024 года значится внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»
Актуальность темы продиктована затруднениями педагогов в конструировании занятий, удовлетворяющих требованиям новых образовательных стандартов.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью совершенствования содержания и методики технологического образования школьников и недостаточной проработанностью алгоритма конструирования уроков в соответствии с ФГОС ООО.
Проблема исследования заключается в вопросе: каков алгоритм построения современных уроков по технологии в основной общеобразовательной школе.
Объект исследования: современное технологическое образование школьников.
Предмет исследования: конструирование современного урока технологии в основной школе.
Цель исследования: обоснование алгоритма конструирования современных занятий по технологии в основной общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные направления работы школьных учителей технологии.
2. Выделить особенности в работе учителя технологии с современными школьниками.
3. Составить рекомендации к разработке рабочей программы по технологии в основной школе.
4. Составить рекомендации по конструированию урока технологии для основной школы.
Теоретические методы: метод анализа систем знаний, абстрагирование и конкретизация, аналогия.
Эмпирические методы (приемы и операции исследовательской деятельности): изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (устный и письменный).
Эмпирические методы (способы и формы организации исследовательской деятельности): обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость: Составленные нами рекомендации по конструированию уроков технологии могут быть использованы учителями как в основной школе, так и взяты ими за основу при разработке техкарт урока для средней школы в классах инженерно-технологического профиля. Рекомендации ориентированы на достижение результатов, отвечающих современным требованиям ФГОС к технологическому образованию.
Структура работы: работа состоит из двух глав по два параграфа каждый, выводов, заключения и списка литературы.
Обстоятельства, в которых сегодня находится общеобразовательная школа, мы предлагаем рассматривать, сосредоточив внимание на имеющихся ресурсах, скрытых резервах, желаемых результатах, а не на многочисленных проблемах и просчетах. Повышению качества технологической подготовки должна предварять «перезагрузка» методики обучения технологиям, организации проектной деятельности на уроках и самостоятельной внеклассной работы школьников в т.ч. с использованием дистанционных технологий.
В работе согласовываются «основы» построения современных занятий по технологии на примере уроков освоения детьми базового уровня подготовки и выше базового уровня. В качестве основ построения занятий в современных условиях автором рассмотрены таксономия педагогических целей Б. Блума и теория множественного интеллекта Г. Гарднера. Таксономия педагогических целей может быть одной из ключевых основ в конструировании современных занятий различных типов; теория множественного интеллекта - в построении занятий.
В качестве примеров для аргументации автором использована образовательная технология «проблемного обучения». С новым смыслом в контексте таксономии педагогических целей открылась для нас дидактическая структура урока М.И. Махмутова, состоящая из трех компонентов: актуализация прежних знаний; формирование новых понятий и способов действия; формирование умений и навыков, умственных и практических действий. Таким образом, урок может выстраиваться в следующей логике: на первом этапе учащиеся выполняют задания уровня «знание», на следующем - задания уровня «понимание» и на последнем - задания уровня «применение». Учителю следует выстраивать занятие таким образом, чтобы задания всех трех уровней были посильны учащимся. В этом случае полученный результат будет соответствовать базовому уровню.
В заключении автор хотел бы выразить надежду, что технологическое образование школьников не просто получит развитие, а будет в максимальной степени ориентировано на формирование и развитие технологической культуры личности (культуры, о которой в последнее время вспоминают все реже).
1. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия. СПб. : Норинт, 2001. 1456 с.
2. Городской методический центр. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.mosmetod.ru.
3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
4. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 187 с.
5. Илюшин, Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся / Л. С. Илюшин // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ Сост. О. Е. Лебедев. СПб.: Бизнес-пресса, 2006. - 160 с.
6. Казакевич, В. М. Технология. Программа. 5-9 классы. / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова // Школа и производство. Электронное периодическое издание. 2015. - № 2.
7. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
8. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г. И. Кругликов. - М.: Академия, 2007. - 480 с
9. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы: [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563fll4aea8106c9a2aa/ (дата обращения: 10.02.2019).
10. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1981. 192 с.
11. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Составители С.А. Седов, О.В. Шатунова. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. - 35 с.
12. Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во Брянск. гос. пед. ун-та им. акад. И. Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/1450.
14. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование: монография / А. М. Новиков. - М., 2008, - С. 104.
15. Пальчевский, Б. В. Технологическое образование XXI века: ретроспективный взгляд на нереализованную концепцию / Б. В. Пальчевский // Технологическое образование. - 2004. - №4. - С.3-14.
16. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - М.: Академия, 2006. - 176 с.
17. Пояснительная записка к ФГОС ООО. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=2589.
18. Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1577 О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 : [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https: //mini ust.consultant.ru/documents/18068 (дата обращения: 10.02.2019).
19. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования от 8.04.2015 : [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:
http://www.edustandart.ru/utverzhdeny-primernye-osnovnye-obrazovatelnye- programmy/ (дата обращения: 10.02.2019).
20. Предметная область «Технология» основной школы (5-9-е классы): примерная программа и элементы УМК: методическое пособие / под общ. ред. проф. Е.Я. Когана. М.: ФИРО, 2015.
21. Седов, С. А. Интеграция технократической и гуманитарной парадигмы в подготовке будущих педагогов профессионального обучения / С. А. Седов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117). - С. 49-52.
22. Седов, С. А. Использование таксономии педагогических целей в организации проектной деятельности школьников / С. А. Седов // Школа и производство. - 2017. - №1. - С. 18-23.
23. Седов, С. А. Организация урока технологии в современных условиях / С. А. Седов // Школа и производство. - 2017. - № 4. - С. 3-9.
24. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 556 с.
25. Скакун, В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) : учеб. пособие для начального профессионального образования / В. А. Скакун. - М.: Академия, 2005. - 128 с.
26. Технология. 5 класс. Учебник. ФП / Под ред. В.М. Казакевича. М.: АО «Издательство «Просвещение». 2019. - 176 с.
27. Технология. 6 класс. Учебник. ФП / Под ред. В.М. Казакевича. М.: АО «Издательство «Просвещение». 2019. - 192 с.
28. Технология. 7 класс. Учебник. ФП / Под ред. В.М. Казакевича. М.: АО «Издательство «Просвещение». 2019. - 192 с.
29. Технология. 8-9 класс. Учебник. ФП / Под ред. В.М. Казакевича. М.: АО «Издательство «Просвещение». 2019. - 255 с.
30. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Учебник. ФГОС. М.: Мнемозина, 2014. - 207 с.
31. Технология. Технический труд. 9 класс. Учебник. М.: Вентана-Граф, 2013. - 272 с.
32. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М.: А Темп, 2004. - 944 с.
33. Толковый словарь иноязычных слов / Под ред. Л.П. Крысина. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 944 с.
34. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлингерова, Д. Голоушкова, Г. Канторкова. - М.: Прага, 1994. - 48 с.
35. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/57425.
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
37. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов : [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2019).
38. Bloom B. S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman
39. Howard E. Gardner Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences Paperback - March 29, 2011.
40. The actual status of the municipal educational environment // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict, Volume 20, Special Issue 2, 2016, p. 210-217.