Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая характеристика межличностных отношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №37920

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
535
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети младшей возрастной группы (24 ребенка).
Есть презентация.
Много приложений с результатами исследований.
Если в данной работе поменять название базы исследование на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Объем работы соответствует дипломной работе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 6
1.1 Психологическая характеристика межличностных отношений детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности развития межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 20
2.1. Процедура и методика исследования 20
2.1 Анализ сформированности межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 3 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 33
3.1 Анализ влияния специально организованной игровой деятельности на развитие межличностных отношений у младших дошкольников 33
3.2 Анализ результатов экспериментального исследования 37
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54



Актуальность исследования. Проблема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку причины таких негативных явлений как жестокость, агрессивность и отчужденность зачастую находятся в дошкольном детстве.
Достаточно большое количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в межличностных отношениях со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность дошкольника и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными.
Взаимоотношения между дошкольниками являются очень устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль. То, какое место займет в этой системе ребенок, зависит от качеств личности малыша, а также того, как развито общение в самой группе. Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что у детей не просто формируются определенные особенности в поведении, но и каждый из них приобретает свои индивидуальные способы построения взаимоотношений со сверстниками. Это особенно яркая сторона жизни ребенка, в которой он раскрывает наиболее полно свою личность. Однако, бывает и так, что отношения у дошкольника со сверстниками складываются далеко не гармонично. Дети часто участвуют во множестве конфликтов, что является проявлением внутреннего искажения в формировании межличностных отношений. Психологической причиной для развития индивидуальных способов построения взаимоотношений со сверстниками является отличие детей в том, как они осуществляют предметную деятельность и какие у них личностные качества. Обычно в результате разногласий между младшими дошкольниками рождаются тяжелые эмоции, такие как обида, озлобленность или даже страх. Особенно это остро проявляется в тех случаях, когда на первый план выступает предметное начало, то есть дети воспринимают других детей лишь как конкурентов, которых нужно победить для того, чтобы добиться должного к себе отношения и чувствовать себя уверенно. Часто такие ожидания остаются не оправданными, что приводит к разрушающим личность чувствам. В этой связи перед педагогом и родителями стоит важная задача – как можно раньше заметить опасные тенденции в поведении ребенка и помочь их преодолеть на ранних стадиях. Вышесказанное актуализирует тему исследования, сформулированную следующим образом: «Психологическая характеристика межличностных отношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре».
Объект исследования – процесс межличностных отношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования – влияние сюжетно-ролевых игр на формирование межличностных отношений младших дошкольников.
Гипотеза: если создать специальные психолого-педагогические условия организации игровой деятельности, то можно значительно повысить уровень сформированности межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
1. Дать психологическую характеристику межличностных отношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
2. Раскрыть особенности формирования межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
3. Разработать и апробировать комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию межличностных отношений и у детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально определить влияние сюжетно-ролевых игр на формирование межличностных отношений младших дошкольников.
Методы: теоретические – анализ научных источников, опыта практикующих педагогов, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, наблюдение за игровой деятельностью дошкольников.
Методики исследования: методика В.Г. Щур «Лесенка», методика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре».
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к формированию межличностных отношений в дошкольном возрасте – Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, О.В. Солнцевой, Р.К. Терещук и др.
- подходы к деятельностному характеру межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в условиях игровой ситуации и направленность его на межличностное взаимодействие – А.И. Петровской, Ю.В. Терентьевой, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций в организации игровой деятельности, направленной на формирование межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети младшей возрастной группы (24 ребенка).
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателями в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в дошкольном возрасте существенно меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения детей друг с другом. Как правило, эти изменения протекают плавно и постепенно. Межличностное общение в дошкольном возрасте является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение, как и всякая деятельность, предметно, предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.
Межличностные отношения на протяжении дошкольного периода проходят сложный путь возрастного развития, претерпевая существенные и закономерные изменения. К концу младшего дошкольного возраста сам сверстник становится партнером по совместным действиям, деятельностям, а также выступает в качестве средства самоутверждения, сравнения, принятия и самопознания себя. Эти показатели возрастных особенностей развития служат устойчивым базисом оптимизации межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста в среде сверстников.
В дошкольном возрасте на первый план выходят горизонтальные отношения, закрепляя статус сверстника и особенности социального взаимодействия с ним. Межличностное общение дошкольника со сверстниками способствует формированию многих качеств психики и личности ребенка, таких как познавательная и социальная децентрация, моральная саморегуляция, самосознание и самооценка. В общении со сверстниками у ребенка закладываются основы морали и нравственного поведения и возникает избирательная привязанность к другим детям.
Реальные межличностные отношения играют существенную роль в становлении социально-значимых форм поведения ребенка. В сюжетно-ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе моделирования социальных отношений путем проигрывания ролей.
С целью изучения особенностей формирования межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 24 ребенка младшего дошкольного возраста: из них 12 мальчиков и 12 девочек.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что межличностные отношения большинства детей младшего дошкольного возраста характеризуются сниженной потребностью в общении, инициативностью в установлении отношений со сверстниками по поводу игр, недостаточно сформированным стремлением оказывать помощь сверстникам по собственной инициативе, избирательностью в отношении предложений.
На формирующем этапе экспериментального исследования был реализован комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста: «Автобус», «Цветочный магазин», «Театральный буфет» и т.д.
В ходе контрольного этапа экспериментального исследования была выявлена положительная динамика в формировании межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста (высокий уровень – +13%). У детей младшего дошкольного возраста стали более непосредственные, свободные, преобладает положительное отношение к сверстникам и более внимательное отношение к их различным проявлениям. Дети стали проявлять больше активности, инициативы в установлении контактов со сверстниками по поводу игр, выполнения совместных заданий, и т.п., научились согласовывать собственное поведение с поведением других детей, видеть в сверстниках друзей и партнеров. Следовательно, сюжетно-ролевые игры оказывают положительное влияние на формирование межличностных отношений в младшем дошкольном возрасте.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Практические рекомендации:
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной и способствовать развитию навыков межличностного общения. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте.
3. Эффективным приемом формирования навыка межличностного общения у детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в сюжетно-ролевой игре.
4. В руководстве сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников большое место занимает косвенные приемы, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5. Руководство сюжетно-ролевой игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. – М.: Инфра-М, 2017. – 86 с.
2. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М.: Академия, 2014. – 402 с.
3. Аджимавова З.А. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре / З.А. Аджимавова, И.И. Кобзарева // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Сайнс, 2017. – С. 196–198.
4. Азарова Т.С. Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2016. – Т. 2. – № 6 (11). – С. 51-55.
5. Алипова Л.В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 53-57.
6. Антонова Т.В. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т.В. Антонова, О.М. Гостюхина / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 189 с.
7. Бабаева Т.И. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2017. – С. 31 – 38.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. – СПб.: Питер, 2016. – 471 с.
9. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 458 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2015. – 874 с.
11. Гилигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Гилигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Инфра-М, 2015. – 142 с.
12. Дмитриева Е. Проблемные дети. Развитие через общение. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2015. – 68 с.
13. Иванова А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 74-77.
14. Кахнович С.В. Основные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 4 (12). – С. 26–29.
15. Коваленко С. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста / С. Коваленко, М. Кременская. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 96 с.
16. Корепанова М.В. Формирование образа Я ребенка в системе дошкольного образования: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.09. / Волгоградский государственный педагогический университет. – Волгоград, 2015. – 400 c.
17. Кукушкина Е.Ю. Играем и учимся дружить / Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 174 с.
18. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., Издательство: Красанд, 2015. – 321 с.
19. Лиман Н.А. Межличностное общение в условиях дошкольной организации // Детский сад от А до Я. – 2018. – №5. – С. 47-52.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении– СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
21. Лосева И.И. Теории и технологии социально-коммуникативного и речевого развития детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ульяновск, Издательство: Зебра, 2016. – 258 с.
22. Марьяшина О.С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 58-61.
23. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 96 с.
24. Мантрова М.С. К проблеме изучения межличностных отношений в школьном коллективе // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова, 2016. – С. 128-132.
25. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: АСТ, 2016. – 150 с.
26. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: ГНОМ и Д, 2015. – 160 с.
27. Петровская А.И. Межличностное общение в игре // Детский сад от А до Я. – 2017. – №2. – С. 71-72.
28. Плотникова Е.Е. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – Нижний Новгород, 2015. – С. 91-95.
29. Психология общения и межличностных отношений / Сост. и гл. ред. Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 576 с.
30. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников // Вопросы психологии. – 2017. – №3. – С. 41-44.
31. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 336 с.
32. Рузская А.Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / А.Г. Рузская, Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 247 с.
33. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Педагогика. – 2016. – №8. – С. 73–77.
34. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – М.: Сфера, 2015. – 176 с.
35. Терентьева Ю.В. Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками // Педагогика. – 2017. – №1. – С. 45-48.
36. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников // Мир психологии. – 2016. – №3. – С. 74-77
37. Уткина Ю.Т. Игра как средство межличностного общения // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 41-42.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
39. Шарапова Н.В. Дошкольник в мире общения. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 225 с.
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. – СПб.: Речь, 2017. – 458 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ