Введение 3
Глава 1. Разноуровневое обучение как одна из актуальных технологий современного образования
1.1 Теоретические основы разноуровневого обучения как педагогической
технологии 6
1.2 Модели разноуровневого обучения 14
1.3 Условия организации разноуровневого обучения на уроке иностранного
языка 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Практическая реализация разноуровневого обученияна уроке
иностранного языка
2.1 Этапы реализации разноуровневого обучения 29
2.2 Реализация разноуровневого обучения грамматике немецкого языка на уроке 37
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение
На современном этапе развития образования одним из важных педагогических технологий является технология «разноуровневого обучения», которая обеспечивает более эффективный и интенсивный учебный процесс на разных этапах обучения. Технология разноуровневого обучения позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям каждого ребёнка, различному уровню сложности содержания обучения, также данная педагогическая технология создает комфортные психолого - педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивает их мышление и самостоятельность. Говоря о разноуровневом обучении, мы выделяем два основных подхода: дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении. Целями данных подходов является обеспечение каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Однако обучение всех учащихся по единым программам и учебникам не обеспечивает полноценного развития каждого ученика. Часть учеников не может работать в быстром темпе и на высоком уровне сложности, другим недостаточен средний уровень.
О необходимости учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка отмечали в своих работах известные психологи и педагоги: Г. Песталоцци, Л.С. Выготский (Зона ближайшего развития), П.Я. Гальперин (Теория поэтапного формирования умственных действий), Л.В. Занков (Теория развивающего обучения). В настоящее время для решения данной проблемы в системе разноуровневого обучения функционирует уровневая дифференциация. При разноуровневой дифференциации обучения происходит деление учеников по определенным группам, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 - минимальном (государственный стандарт), 2 - базовым, 3 - вариативном (творческом). Разноуровневой дифференциации обучения - чрезвычайно сложная и требует высококвалифицированных специалистов для отбора учащихся в разные по уровню группы. Актуальность данной темы заключается в том, что несмотря на то, что о необходимости разноуровневой дифференциации обучения говорят многие педагоги, психологи и методисты, многие проблемы разноуровневого обучения остаются недостаточно разработанными.
Цель данной работы - проанализировать разноуровневое обучение как одну из технологий личностно - ориентированного образования и показать возможности использования разноуровневого обучения при преподавании иностранного языка
Задачи работы:
1. раскрыть суть понятия «разноуровневое обучение» и специфику использования разноуровневых заданий на уроке иностранного языка;
2. проанализировать особенности личностно - ориентированного и дифференцированного обучения и дать их краткую характеристику;
3. исследовать условия организации разноуровневого обучения на уроках ИЯ;
4. разработать разноуровневое задания для школьников при изучении темы «Prasens und Perfekt, Zeitverhaltnisse».
Объектом данного исследования является разноуровневое обучение. Предметом данного исследования является - использование разноуровневого обучения в процессе преподования немецкого языка в средней школе.
Методы исследования для решения поставленных задач: анализ специальной литературы по теме, беседа с обучающимися и учителями немецкого языка, наблюдение за обучающимися.
Теоретическая значимость данной работы состоит в обосновании важности применения технологии разноуровневого обучения для формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся средней школы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данный материал может быть использован учителями на уроке немецкого языка для эффективного процесса обучения, учитывая способности каждого ученика. Структура данной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из глав, заключения, списка использованной литературы, приложение.
В результате исследования возможностей, применения разноуровневого обучения на уроке иностранного языка можно сделать следующие выводы о том, что разноуровневое обучение иностранному языку в средней школе является немаловажной составной частью учебного процесса. Применение на уроках современных личностно-ориентированных технологий, таких как: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, дает возможность благоприятному протеканию учебного процесса. При реализации личностно-ориентированного подхода в классах с неоднородным составом обучаемых каждый школьник может реализовать интеллектуальный потенциал и выбрать среди увлекательных заданий подходящее ему, которое будет соответствовать его уровню владения иностранным языком. Как уже было отмечено, при использовании личностно - ориентированной технологии большое внимание уделяется разноуровневому обучению. Разноуровневый подход в обучении иностранному языку не только дает возможность учащимся глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. При использовании технологии разноуровневого обучения у учителя появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. И немаловажным условием является создание комфорта для всех учащихся и организации учебного процесса в темпе, соответствующем индивидуальным особенностям нервной системы каждого ребёнка, что создаёт ситуацию успеха ученика в учебной деятельности. Ситуация успеха способствует формированию положительного эмоционального отношения к школе и учению, в результате возникают условия перехода учащихся на более высокий уровень обученности и развития.
1. Алексеева А.В. Применение новых педагогических технологий/ А.В. Алексеева// Школа. - 2004. №2. - 13-17 с.
2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
3. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. //Ин. языки в школе. 2002. - №2. - 11 с.
4. Виды и формы разноуровневого обучения на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. URL:
https://multiurok.ru/files/vidv-i-formv-raznourovnievogho-obuchieniia-na- urok.html (дата обращения: 10.5.2019)
5. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Просвещение, 2001. - 16 с.
6. Дифференцированный подход к обучению иностранному языку в школе. [Электронный ресурс]. URL:
https://mgutunn.ru/work/450728/Differencirovannvi-podxod-k-obuchenivu (дата обращения: 07.03.2019)
7. Дифференцированное обучение. [Электронный ресурс]. URL:https://lektsia.com/7x9f1f.html (дата обращения: 06.04.2019)
8. Дифференцированное обучение как средство повышения мотивации. [Электронный ресурс].
URL: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=9911
(дата обращения: 01.03.2019)
9. Дифференцированный подход к обучению иностранному языку. [Электронный ресурс].
URL.:https://mgutunn.ru/work/450728/Differencirovannvi-podxod-k- obuchenivu/ (дата обращения: 05.05.2019)
10. Использование технологии разноуровневого обучения в условиях
ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/proekt- ispolzovanie-tehnologii-raznourovnevogo-obucheniva-v-uslovivah-fgos- 1426063.html (дата обращения: 27.04.2019)
11. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342 с.
12. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [Отв. ред. М.К. Колкова]. - СПб.: КАРО, 2008. - 224 с.
13. Методика обучения иностранным языкам: практикум/ А.Н. Шамов. - Ростов н/ Д: Феникс, 2017. - 269 с. - (Высшее образование).
14. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. — М.: Просвещение, 1990. - 292 с.
15. Насырова Р.Р. Внедрение педагогических технологий уровневой дифференциации // Нач. школа 2003, №1. - 41- 43 с.
16. Никитина Н.Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. - Ульяновск. - Издат. проект ИПК. ПРО. Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И. Н. Ульянова, 1998. - 103 с.
17.Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986. - 156 с.
18.Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // Адукацыя i выхаванне. — 1992. - №2. - 23 с.
19.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС)
[Электронный ресурс]. URL.:https://nsportal.ru/site/251149/oop-ooo-2012- 17-uchgod/ (дата обращения: 15.04.2019)
20.Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации
современного образования [Текст]/А.В. Перевозный. — Мн.: Академия последипломного образования, 1998. - 109 с.
21. Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах [Текст]/С.Е. Покровская. — Мн.: Белорусская наука, 2002. - 219 с.
22. Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Учеб. пособие Е.С. Полат. - 2004. - 22-23
с.
23. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе. - 2012. - №2. - 3 с.
24. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе. - 2011. - №1. - 8 с.
25. Полат Е. С. Разноуровневое обучение// Иностр. языки в школе. - 2011. - №6. - 6 с., - 2012. - №1. - 4 с.
26. Практическая методика обучения иностранным языкам / А.И. Иванченко. - Санкт - Петербург : КАРО, 2016. - 256 с.
27. Рабочие программы по немецкому языку. [Электронный ресурс]. URL.: https://portal.ivedu.ru/dep/mouoivm/ivanovom ozemovskava/DocLib2/Раб очие программы/РП немецкий язык 5-9 ФК ГОС-pdf
(дата обращения: 17.03.2019)
28. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в школе. [Электронный ресурс].
URL.:https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790455 (дата обращения: 08.03.2019)
29. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
30. Тестов В.А. Развитие познавательных способностей в условиях уровневой дифференциации // «Начальная школа». - 1999. - № 2. - 85-90 с.
31. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. / Щукин А.Н. - М.: ВК, 2012 - 336 с.
32. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. — М.: Педагогика, 1990. - С.221.
33. Уровневая дифференциация обучения. [Электронный ресурс]. URL.:https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-19740
(дата обращения: 22. 04. 2019)
34. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения [Текст] / В.В. Фирсов - М.: Просвещение, 1994. - 352 с.
35. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. - 2000. - 176 с.