Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения говорению
1.1 Содержание понятий "говорение" и "речевой навык" 6
1.2 Дидактические принципы обучения говорению 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Проблематизация в процессе обучения говорению в средних классах
2.1 Обучение говорению с помощью метода игры 21
2.2 Метод проектов 32
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения - овладение учащимися умением общаться на иностранном языке.
Изучение английского языка занимает все более важную роль. Но изучающие иностранный язык сталкиваются с множеством проблем. Одна из них - проблема повышения эффективности обучения устной речи.
Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).
Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка говорения в обучении иностранным языкам по правилу считается диалог. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов.
В процессе изучения литературы, были выявлены следующие противоречия:
- между потребностью общества в выпускниках школы с высоким уровнем знания иностранного языка и не эффективной работой преподавателей;
- между востребованностью обучения английскому языку в начальной школе и недостаточным использованием специфических методов и средств обучения английскому языку на начальной ступени образования.
Проблема исследования состоит в поисках путей повышения эффективности образовательного процесса.
Актуальность темы исследования обусловлена:
- важной проблемой формирования речевых способностей учащихся;
- потребностью общества в расширении коммуникативных связей на основе овладения учащимися иностранными языками, прежде всего английским как языком международного общения.
Объект исследования: процесс развития устной речи учащихся на уроках английского языка.
Предмет исследования: применение современных педагогических технологий с целью повышения эффективности устной речи на уроках английского языка.
Целью работы является определение научных основ и методики проведения формирования навыка говорения на этапе обучения в средней школе на базе анализа методической литературы по данной теме.
Задачи:
1) изучить психологическую и методическую литературу по проблеме формирования речевых способностей учащихся на уроках английского языка;
2) изучить сущность речи;
3) выявить уровень лексического запаса школьников в области английского языка;
4) изучить развитие речи школьников как процесс овладения иностранного языка;
5) выявить особенности развития речи в среднем школьном возрасте;
6) выявить специфику изучения иностранного языка в средних классах.
Гипотеза: если в процессе обучения иноязычной устной речи использовать современные педагогические технологии, то это позволит повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности.
Поэтому целью моей работы является изучение путей повышения эффективности обучения говорению на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий.
Методологической и теоретической основой изучения процесса мыслительного развития являются труды таких отечественных ученых как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и другие. Дидактические концепции деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению школьников (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Г.И. Железовская, П.И. Пидкасистый, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие).
В работе были использованы следующие методы теоретического и эмпирического исследования:
Теоретические:
- изучение и анализ теоретической литературы;
- анализ педагогических понятий, сравнение и обобщение;
Эмпирические:
- анализ практических работ учащихся;
- наблюдение.
Практическая значимость: знания полученные нами при изучении литературных источников могут быть применены в повседневной практике.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Таким образом, обучение устной речи происходит за счет использования заданий, способствующих интеллектуальному развитию учащихся. Для успешного понимания английского языка необходимы основные предпосылки психологического характера. Перечислим некоторые из них: во-первых, ученик должен правильно воспринимать услышанное, во-вторых, ученик должен научиться подбирать и вычленять нужный материал, в-третьих, нужно научить его точно воспроизводить пройденный материал.
Тренировка рецептивного аппарата требует много времени и усилий. Поэтому учителю нужно подбирать достаточное количество упражнений, нацеленных на слуховое восприятие.
Эти приемы являются частью устной речи. При обучении устной речи важную роль играют интерес и мотивация учащихся. Поэтому задача учителя использовать те способы, методы, приемы и технологии, которые способствуют повышению уровня интереса. Кроме того, учителю необходимо учитывать интересы, индивидуальные и психологические особенности школьников, организовать учебный процесс так, чтобы мотивация положительно влияла на успешное усвоение устной речи.
Получаем следующие выводы. Во введении были определены а) объект исследования: процесс развития устной речи учащихся на уроках английского языка; б) предмет исследования: применение современных педагогических технологий с целью повышения эффективности устной речи на уроках английского языка.
В процессе обучения ученики овладевают лексикой, от простой к сложной. Сначала запоминают словосочетания, далее фразы и выражения. Запоминание фраз возможно при наличии мотива у учащегося. Изученные слова ученик может использовать в своей речи, при рассказе о себе, своей семье, городе.
Школьники на уроках иностранного языка используют ситуативную речь, то есть при включении в какую-либо ситуацию. Но чаще они говорят при подаче учителя, что является минусом обучения. Необходимо формировать у них навыки устной речи, чтобы ученики могли сами высказать свое мнение, порассуждать над заданной темой и так далее.
Учитель должен тщательно подбирать учебный материал, детально продумывать план урока. В средних классах учащиеся испытывают ряд трудностей в связи с перестройкой памяти. Одной из особенностей школьников средних классов является готовность ко многим различным видам обучения. Следовательно, формируются коммуникативные способности школьников и наблюдается повышение уровня интеллектуальной активности.
Точная и выразительная речь являются показателями культурной речи. Постепенно расширяя свой словарный запас, в том числе, и научной терминологией, речь становиться выразительнее. Тем самым учащийся способен выразить свою точку зрения точно и лаконично. Требования, предъявляемые учителем, становятся движущей силой для развития точности и выразительности речи. Для того чтобы овладеть речью недостаточно одного лишь слушания. Необходима речевая активность, так как язык усваивается в процессе речевой деятельности. Благоприятная речевая среда способствует эффективному усвоению и развитию речи.
Учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями при изучении английского языка. К ним относятся различия языковых структур в родном и изучаемом языках.
Аудирование и говорение являются предметами обучения устной речи. Восприятие и осмысление речи - критерии ее понимания. Учащиеся задействуют мыслительную деятельность как при говорении, так и при аудировании. Оба вида речи направлены на развитие друг друга в процессе обучения. Следовательно, понимание происходит во время говорения, а говорение в процессе понимания.
Диалогическая речь и монологическая речь являются видами устной речи. Зачастую ученики сталкиваются с проблемой понимания собеседника. Понимание диалогической речи напрямую зависит от навыков аудирования. Трудность монологической речи заключается в том, что школьникам нужно следить за связностью, грамматикой, логичностью, интонацией, законченностью мысли.
Одной из основных задач устной речи состоит в развитии навыка оформления сообщения. Таким образом, язык является средством формулирования и формой существования и выражения мысли. Развитие языковых способностей учащихся помогают развивать общие интеллектуальные возможности школьников.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Аппатова Р.С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации
обучения групповому общению: Автореферат дис.канд. Пед. наук.-М.,2008.- 197с.
3. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2. - 52 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 98-99. - 219 с.
5. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // Иностр. Языки в школе. - 1998. - №2. - 12 с.
6. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 3. - 312 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы присхологии. - №6 - с.61-64.
8. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Г альскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия», 2005. - 314 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. завед. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
10. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра- Эффективный прием обучения говорению//ИЯШ - 1996.№3.С.69-73.
11. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь Ефремовой. Москва. 2000. - 586 с.
12. Занько, С. Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. - М.: « Логос», 2002, ч. 1. - 125 с.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991г. - 114 с.
14. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М, Высшая школа: Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2009г. - 277с.
15. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - Минск: Высшая школа, 2011.-141с.
16. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, 2008. - 192 с.
17. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение,2001. -303с.
18. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука. 2003. - 446 с.
19. Новинская В. А. Речевые игры как метод обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 33.
- С. 56-58. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771129.htm.
20. Ожегов С.И. Словарь Ожегова, Н.Ю. Шведова. М.: Издательство ИКАР. 1992. - 873 с.
21. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 2003. -№1. - с.316.
22. Перкас С.В. Ролевая игра на уроке английского языка//ИЯШ- 1999. №4. - с.28-30.
23. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя: - М., Прсвещение, 2000- 128с.
24. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.:Просвещение, 2002. - 239с.
25. Уайзер Г.М. и Климентенко А.Д. Развитие устной речи на английском языке. V-VIII классы.: М. Просвещение, 1998, 176с.