Проблемы правового регулирования государственного финансирования профессионального спорта в РФ
|
Введение
ГЛАВА 1. ФИНАНСИРОВАНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
§1.1. Нормативно-правовое регулирование финансирования физической
культуры и спорта из бюджетных средств РФ 9
§ 1.2. Нормативно-правовое регулирование налогообложения в области
физической культуры и спорта в РФ 20
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА В РФ 27
§ 2.1. Правомерность финансирования профессионального спорта в РФ из
средств бюджета РФ 27
§2.2. Проблема использования бюджетных средств субъектами
профессионального спорта 40
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ FAIR PLAY УЕФА. РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВИЛ ФИНАНСОВОГО FAIR PLAY В РФ 47
§3.1. Определение правил финансового Fair play УЕФА 47
§3.2. Регулирование Правил финансового Fair play УЕФА и их влияние на
правоприменительную практику 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 1. ФИНАНСИРОВАНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
§1.1. Нормативно-правовое регулирование финансирования физической
культуры и спорта из бюджетных средств РФ 9
§ 1.2. Нормативно-правовое регулирование налогообложения в области
физической культуры и спорта в РФ 20
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА В РФ 27
§ 2.1. Правомерность финансирования профессионального спорта в РФ из
средств бюджета РФ 27
§2.2. Проблема использования бюджетных средств субъектами
профессионального спорта 40
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ FAIR PLAY УЕФА. РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВИЛ ФИНАНСОВОГО FAIR PLAY В РФ 47
§3.1. Определение правил финансового Fair play УЕФА 47
§3.2. Регулирование Правил финансового Fair play УЕФА и их влияние на
правоприменительную практику 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
Тема государственного финансирования профессионального спорта довольно длительное время вызывает широкие дискуссии не только в российском спортивном сообществе, но и в правовом обществе в целом. Часто приводятся аргументы, что именно профессиональный в России получает необоснованное количество денежных средств со стороны государства, так и различных спонсоров, в свою очередь массовому спорту уделяется крайне мало внимания.
В данном исследовании нами будет рассмотрены некоторые правовых аспектов финансирования спорта в Российской Федерации, затронут вопрос правомерности выделения бюджетных средств на профессиональный спорт в РФ, а также указана проблема непрозрачности процедуры привлечения и освоения бюджетных денежных средств в сфере профессионального спорта в России, на примере футбола
В физкультурно-спортивную деятельность вовлечено около 20% населения страны. Занятия физической культурой и спортом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, подготовленности и спортивного мастерства, обеспечивают образовательно познавательные и духовно-нравственные функции, социально-биологическую адаптацию, снижение социально напряжённости в обществе, профилактику заболеваемости и преступности. При этом экономический эффект реализации указанной деятельности значительно превосходит все прямые её затраты.
Безусловно, не может вызывать вопросов финансирование государством массового спорта, занятия гражданами физической культурой, а также поощрение и развитие занятия спортом маломобильных граждан.
Отдельно отметим о проблемах развития физической культуры и спорта в субъектах РФ. Финансовая деятельность в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне требует коренных изменений, т.к. огромные диспропорции в этом направлении оказывают негативное влияние на развитие физической культуры и спорта в стране. Эффективное вложение финансовых средств в отрасль «Физическая культура и спорт» обеспечит оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения физкультурно-спортивной активности населения субъекта РФ.
В настоящий момент обязательства государства по финансированию спорта закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее - Конституция РФ), Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК РФ) и Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ») и иных нормативно-правовых актах РФ.
Актуальность научной работы вызвана тем, что в РФ должным образом нормативно не урегулирован процесс государственного финансирования профессионального спорта в РФ. Кроме того, вызывает вопрос правомерности и целесообразности выделения из средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ финансовых средств на содержание профессионального спорта. Также на уровне профессионального спорта зачастую, по нашему мнению, происходит неэффективное использование денежных средств взятых, в том числе, из средств, а также их нецелевое использование и отмывание.
Нельзя не согласится с С.А. Юрловым в том, что современное отечественное законодательство о спорте может быть названо «проблемным» при рассмотрении одного из аспектов его правового регулирования - правовое регулирование финансирования спорта в России.
Политику постепенного отказа финансирования государством профессионального спорта в пользу передачи денежных средств в массовый спорт поддерживает и Президент РФ В. В. Путин, который в октябре 2016 года во время заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта заявил, что «финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счёт снижения затрат регионов и компаний с государственным участием на профессиональный спорт» .
На фоне продолжающего довольно низкого роста российской экономики , потребностей в большей инвестиции средств бюджета на социальные нужды, граждан России, даже далёких от спорта, данная проблема начинает интересовать всё более сильнее.
Ведущими органами исполнительной власти РФ в области финансирования спорта являются Правительство РФ и входящие в его состав Министерство спорта РФ и Министерство финансов РФ, а также исполнительные органы субъектов РФ.
Объектом исследования являются проблемы финансирования профессионального спорта, механизм управления бюджетными финансовыми средствами в этой сфере.
Предмет исследования - процесс бюджетного финансирования профессионального спорта в РФ.
В выпускной квалификационной работе были использованы методы:
• общенаучные (анализ, синтез, обобщение, системно-структурный);
• частнонаучные (функциональный, формально-юридический, метод сравнительного правоведения).
Целью дипломной работы является выявить природу правового регулирования государственного финансирования профессионального спорта и правомерность получения субъектами профессионального спорта средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ.
Теоретической основой дипломной работы являются труды российских юристов по вопросам конституционно-правового, финансово-правового, бюджетно-правового, спортивно-правового и иного правового регулирования финансирования физической культуры и спорта в РФ, а также правовой природе бюджетного финансирования профессионального спорта в РФ (Алексеев С.В., Мачехин И.В., Пименов С.А., Понкин И.В., Солнцев И.В., Тимченко А.В., Чеботарёв В.С., Юрлов С.А.).
Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019), Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) , Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018), Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Указ Президента РФ от 22.11.1993 N 1973 (ред. от 16.05.1997) "О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта", Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 29.09.2018) "О Министерстве финансов Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 607 (ред. от 28.08.2018) "О Министерстве спорта Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве спорта Российской Федерации"), Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 (ред. от 25.07.2018) "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", Закон Самарской области от 15 декабря 2016 года N 137-ГД «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 2019 года N 159 Об утверждении государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2019 - 2021 годы", Правила Российского футбольного союза по лицензированию футбольных клубов.
Для достижения данной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить нормативно-правовые источники правового регулирования финансирования физической культуры и спорта из бюджетных средств РФ;
2. Раскрыть нормативно-правовое регулирование налогообложения в области физической культуры и спорта в РФ;
3. Определить правомерность финансирования профессионального спорта в РФ из средств бюджета РФ;
4. Выявить проблемы использования бюджетных средств субъектами профессионального спорта;
5. Дать определение правил финансового Fair play УЕФА и предметы их ведения;
6. Определить роль правил финансового Fair play УЕФА в бюджетном финансировании профессионального спорта в РФ.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
В данном исследовании нами будет рассмотрены некоторые правовых аспектов финансирования спорта в Российской Федерации, затронут вопрос правомерности выделения бюджетных средств на профессиональный спорт в РФ, а также указана проблема непрозрачности процедуры привлечения и освоения бюджетных денежных средств в сфере профессионального спорта в России, на примере футбола
В физкультурно-спортивную деятельность вовлечено около 20% населения страны. Занятия физической культурой и спортом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, подготовленности и спортивного мастерства, обеспечивают образовательно познавательные и духовно-нравственные функции, социально-биологическую адаптацию, снижение социально напряжённости в обществе, профилактику заболеваемости и преступности. При этом экономический эффект реализации указанной деятельности значительно превосходит все прямые её затраты.
Безусловно, не может вызывать вопросов финансирование государством массового спорта, занятия гражданами физической культурой, а также поощрение и развитие занятия спортом маломобильных граждан.
Отдельно отметим о проблемах развития физической культуры и спорта в субъектах РФ. Финансовая деятельность в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне требует коренных изменений, т.к. огромные диспропорции в этом направлении оказывают негативное влияние на развитие физической культуры и спорта в стране. Эффективное вложение финансовых средств в отрасль «Физическая культура и спорт» обеспечит оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения физкультурно-спортивной активности населения субъекта РФ.
В настоящий момент обязательства государства по финансированию спорта закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее - Конституция РФ), Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК РФ) и Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ») и иных нормативно-правовых актах РФ.
Актуальность научной работы вызвана тем, что в РФ должным образом нормативно не урегулирован процесс государственного финансирования профессионального спорта в РФ. Кроме того, вызывает вопрос правомерности и целесообразности выделения из средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ финансовых средств на содержание профессионального спорта. Также на уровне профессионального спорта зачастую, по нашему мнению, происходит неэффективное использование денежных средств взятых, в том числе, из средств, а также их нецелевое использование и отмывание.
Нельзя не согласится с С.А. Юрловым в том, что современное отечественное законодательство о спорте может быть названо «проблемным» при рассмотрении одного из аспектов его правового регулирования - правовое регулирование финансирования спорта в России.
Политику постепенного отказа финансирования государством профессионального спорта в пользу передачи денежных средств в массовый спорт поддерживает и Президент РФ В. В. Путин, который в октябре 2016 года во время заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта заявил, что «финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счёт снижения затрат регионов и компаний с государственным участием на профессиональный спорт» .
На фоне продолжающего довольно низкого роста российской экономики , потребностей в большей инвестиции средств бюджета на социальные нужды, граждан России, даже далёких от спорта, данная проблема начинает интересовать всё более сильнее.
Ведущими органами исполнительной власти РФ в области финансирования спорта являются Правительство РФ и входящие в его состав Министерство спорта РФ и Министерство финансов РФ, а также исполнительные органы субъектов РФ.
Объектом исследования являются проблемы финансирования профессионального спорта, механизм управления бюджетными финансовыми средствами в этой сфере.
Предмет исследования - процесс бюджетного финансирования профессионального спорта в РФ.
В выпускной квалификационной работе были использованы методы:
• общенаучные (анализ, синтез, обобщение, системно-структурный);
• частнонаучные (функциональный, формально-юридический, метод сравнительного правоведения).
Целью дипломной работы является выявить природу правового регулирования государственного финансирования профессионального спорта и правомерность получения субъектами профессионального спорта средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ.
Теоретической основой дипломной работы являются труды российских юристов по вопросам конституционно-правового, финансово-правового, бюджетно-правового, спортивно-правового и иного правового регулирования финансирования физической культуры и спорта в РФ, а также правовой природе бюджетного финансирования профессионального спорта в РФ (Алексеев С.В., Мачехин И.В., Пименов С.А., Понкин И.В., Солнцев И.В., Тимченко А.В., Чеботарёв В.С., Юрлов С.А.).
Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019), Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) , Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018), Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Указ Президента РФ от 22.11.1993 N 1973 (ред. от 16.05.1997) "О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта", Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 29.09.2018) "О Министерстве финансов Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 607 (ред. от 28.08.2018) "О Министерстве спорта Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве спорта Российской Федерации"), Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 (ред. от 25.07.2018) "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", Закон Самарской области от 15 декабря 2016 года N 137-ГД «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 2019 года N 159 Об утверждении государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2019 - 2021 годы", Правила Российского футбольного союза по лицензированию футбольных клубов.
Для достижения данной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить нормативно-правовые источники правового регулирования финансирования физической культуры и спорта из бюджетных средств РФ;
2. Раскрыть нормативно-правовое регулирование налогообложения в области физической культуры и спорта в РФ;
3. Определить правомерность финансирования профессионального спорта в РФ из средств бюджета РФ;
4. Выявить проблемы использования бюджетных средств субъектами профессионального спорта;
5. Дать определение правил финансового Fair play УЕФА и предметы их ведения;
6. Определить роль правил финансового Fair play УЕФА в бюджетном финансировании профессионального спорта в РФ.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
В дипломной работе нами были рассмотрены ряд правовых аспектов государственного финансирования профессионального спорта в Российской Федерации и самого спорта в целом, а также затронут вопрос правомерности выделения бюджетных средств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на профессиональный спорт в РФ, а также указана проблема непрозрачности процедуры привлечения и освоения денежных средств в сфере профессионального спорта в России.
В физкультурно-спортивную деятельность вовлечено около 20% населения страны. Занятия физической культурой и спортом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, подготовленности и спортивного мастерства, обеспечивают образовательно познавательные и духовно-нравственные функции, социально-биологическую адаптацию, снижение социально напряжённости в обществе, профилактику заболеваемости и преступности. При этом экономический эффект реализации указанной деятельности значительно превосходит все прямые её затраты.
Ведущими органами исполнительной власти Российской Федерации в области финансирования спорта являются Правительство РФ и входящие в его состав Министерство спорта РФ и Министерство финансов РФ.
Обязательства государства по финансированию спорта закреплены в Конституция РФ, Бюджетном кодексе Российской Федерации, в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» и иных нормативно-правовых актах РФ.
Основной закон РФ гарантирует поддержку занятия граждан РФ физической культурой и спортом с целью укрепления здоровья населения, а также физического развития граждан РФ. Таким образом, мы констатируем конституционное закрепление обязанности государства по поддержке развития физической культуры и спорта.
Бюджетный кодекс чётко закрепляет возможность финансирования государством физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта, а также других вопросов в области физической культуры и спорта. Про возможность финансирования профессионального спорта строгого определения нет.
В ст. 38 ФЗ «О физической культуре и спорте» говорится об обязательствах государства по финансированию массового спорта, целевых программ в области спорта, проведению межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, финансирование участие сборных команд России на различных мероприятиях, обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также финансирование деятельности спортивной инфраструктуры и объектов управления спортом и многое другое.
Также выделение бюджетных средств на финансирование физической культуры и спорта закреплено в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Порядок налогообложения деятельности, связанной со спортивной деятельностью, определяется совокупностью правил, установленных в различных главах второй части НК РФ, в которых нет отдельных статей, посвящённых налогообложению исключительно спортивной деятельности.
Применительно к спортивной деятельности государство активно пользуется двумя основными функциями налогообложения: фискальной и стимулирующей. Так, объекты налогообложения, связанные со спортивной деятельностью, облагаются налогом в общем порядке. В то же время в ряде случаев государство поддерживает осуществление указанной деятельности, устанавливая для нее различного года налоговые освобождения.
Деятельность в области профессионального спорта, как правило, организуется на основе комплексных правовых инструментов, в которых непосредственно спортивная деятельность может быть связана с рекламной, спонсорской и деятельностью некоммерческих организаций. В отсутствие специальных положений о налогообложении такой комплексной деятельности осуществляется налогообложение отдельных операций, в соответствии с НК РФ.
К основным налогам РФ, важным для российских организаций, связанных с ведением спортивной деятельности, относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество и обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Российский профессиональный спорт в большей степени или опосредованно финансируется из средств российского бюджета. В футболе, например, очень малое количество частных клубов.
Выделение средств на профессиональный спорт вызывает вопросы. В мировой практике такое возможно только в государствах-членах СНГ, а также некоторых стран Южной Америки. Практически весь мир отказался от государственного финансирования профессионального спорта.
В БК РФ нет чётких положений, которые бы позволяли РФ или субъектам РФ средства на финансирование футбольных клубов, однако нам известно о множестве фактах пренебрежения закону. Единственной лазейкой здесь, можно использовать п.3 подпункта 11 статьи 21 БК РФ под названием «Классификация расходов бюджетов», где закрепляется выделение средств бюджета на физическую культуру и спорт: «другие вопросы в области физической культуры и спорта». Так некоторые субъекты РФ тратят на данную статью расходов бюджета больше средств, чем сама РФ, что позволяет задать логичные вопросы, как такое вообще может происходить.
БК РФ предусматривает возможность выделения средств государственного бюджета на содержание социально-ориентированных некоммерческих организаций. Более половины профессиональных футбольных клубов в РПЛ являются автономными некоммерческими организациями.
Одним из способов получения субъектами профессионального спорта бюджетных средств являются субсидии юридическим лицам, положение о которых закрепляются ст. 78 БК РФ. Также происходит выделение средств по линии Министерств спорта и иных органов исполнительной власти субъектов
РФ. Остаётся открытым вопрос о целесообразности выделения субсидий и средств министерств на содержание профессиональных клубов. Можно сделать вывод, что распорядители бюджетов максимально стараются скрыть и замаскировать расходы на содержание профессионального спорта.
Вновь обратимся к ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Здесь законодатель раскрывает более подробный перечень вопросов в области физической культуры и спорта, на что государство может выделить бюджетные средства. В ст. 38 под названием «Финансирование физической культуры и спорта» данного закона говорится об обязательствах по финансированию массового спорта, целевых программ в области спорта, проведению межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, финансирование участие сборных команд России на различных мероприятиях, обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также финансирование деятельности спортивной инфраструктуры и объектов управления спортом и многое другое. Об обязательствах финансирования профессионального спорта из средств бюджета в РФ вновь ничего не сказано. Но в пп.1 п.1 ст. 38 данного закона указывается возможность на «осуществление иных мероприятий и программ, в том числе предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Можно сделать вывод, что ни в одном нормативно-правовом акте РФ нет чёткого указания на то, что государство обязано или может финансировать профессиональный спорт, однако, как мы видим, на практике это встречается повсеместно.
Политику постепенного отказа финансирования государством профессионального спорта в пользу передачи денежных средств в массовый спорт поддерживает и Президент РФ В. В. Путин, который вовремя в октябре 2016 года во время заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта заявил, что «финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счёт снижения затрат регионов и компаний с государственным участием на профессиональный спорт».
С нашей точки зрения, при финансировании команды напрямую из средств бюджета, то в случае проблем с финансированием, выплаты зарплат сотрудникам, должны нести ту же ответственность, которую несут бюджетные организации Российской Федерации. Спортивные организации никак не отчитываются по расходованным средствам, хотя и финансируются за счёт бюджета, а также не несут никакой ответственности за то, что не могут уложиться в рамках утверждённого ими бюджета.
Никакой ответственности также не несёт организация (в футболе это Российский Футбольный Союз - далее РФС), которые допускают к участию в очередном сезоне команды, не имеющие финансовых гарантий исполнения своих обязательств, а также имеющие большое количество долгов, что противоречит правила РФС по лицензированию футбольных клубов (в футболе).
В российской законодательной практике нет ответственности за неэффективное расходование денежных средств. Именно на это могут ссылаться руководители спортивных организаций, которым могут быть предъявлены вопросы, к примеру, почему за того или иного спортсмена была выплачена определённая сумма денежных средств, расходование которой себя не оправдало.
Членство футбольной ассоциации в УЕФА обязывает её неукоснительно выполнять все требования, предъявляемые УЕФА. Российскую Федерацию в УЕФА представляет Российский футбольный союз (далее - РФС).
Так, для футбольных клубов, входящих в состав национальной ассоциации-члена УЕФА с 2011-го года действуют Правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовому «фэйр-плей» (далее - финансовый fair- play).
Финансовый fair-play запрещают владельцам футбольных клубов вкладывать значительные средства в свои клубы через спонсорские соглашения со своей компанией. В случае если это произойдёт, УЕФА проводит проверки относительно данных соглашений на предмет соответствия данного соглашения с рыночными условиями и если обнаружит, что клуб нарушил правила финансового fair-play, то может применить к нему санкции.
Финансовый fair-play стимулирует российские футбольные клубы искать и привлекать средства частного капитала для финансирования своей деятельности. Кроме того, финансовый fair-play запрещает иметь клубы финансовые долги, что также, несомненно, является положительной стороной. Именно финансовый fair-play заставит клуб, даже если он нашёл одного щедрого генерального спонсора не останавливаться на этом и продолжить искать спонсоров, ведь одно лицо не может по правилам УЕФА средства в размере более 30% всех доходов клуба. Клубы теперь заняты в процессе постоянного поиска источников финансовых вложений.
Мы считаем необходимым для российского правоприменителя учёта результатов проверок профессиональных клубов на предмет соблюдения Правил финансового fair-play с целью применения санкций к нарушителям. Так. Финансовая палата УЕФА обнаружила многомиллиардные нарушения ведения финансового хозяйства ФК «Динамо», но не руководители футбольного клуба, которые не понятно на что расходовали денежные средства, не руководители государственного банка ВТБ, расходовавшие столько неэффективно государственные средства, не были привлечены к уголовной ответственности.
Конечно, финансовый fair-play имеет множество недостатков, как, к примеру, создание барьеров для новых футбольных клубов в достижении успехов на европейской арене (никакие успехи невозможны без инвестиций). Также нам известно о множестве законных способов обхода данных правил со стороны клубов Обо всех этим проблемах можно поговорить в рамках отдельной конференции, тема же этой работы заключается именно в оценке оказания влияния членства, представляющего Россию в УЕФА РФС.
Таким образом, можно отметить положительное влияние финансового fair- play относительно РФ. Данные правила должны заставить российские футбольные клубы уйти от постепенной зависимости от денежных средств российского бюджета, заняться вопросом привлечения средств частных лиц для развития своих брендов.
В физкультурно-спортивную деятельность вовлечено около 20% населения страны. Занятия физической культурой и спортом положительно воздействуют на укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, подготовленности и спортивного мастерства, обеспечивают образовательно познавательные и духовно-нравственные функции, социально-биологическую адаптацию, снижение социально напряжённости в обществе, профилактику заболеваемости и преступности. При этом экономический эффект реализации указанной деятельности значительно превосходит все прямые её затраты.
Ведущими органами исполнительной власти Российской Федерации в области финансирования спорта являются Правительство РФ и входящие в его состав Министерство спорта РФ и Министерство финансов РФ.
Обязательства государства по финансированию спорта закреплены в Конституция РФ, Бюджетном кодексе Российской Федерации, в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» и иных нормативно-правовых актах РФ.
Основной закон РФ гарантирует поддержку занятия граждан РФ физической культурой и спортом с целью укрепления здоровья населения, а также физического развития граждан РФ. Таким образом, мы констатируем конституционное закрепление обязанности государства по поддержке развития физической культуры и спорта.
Бюджетный кодекс чётко закрепляет возможность финансирования государством физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта, а также других вопросов в области физической культуры и спорта. Про возможность финансирования профессионального спорта строгого определения нет.
В ст. 38 ФЗ «О физической культуре и спорте» говорится об обязательствах государства по финансированию массового спорта, целевых программ в области спорта, проведению межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, финансирование участие сборных команд России на различных мероприятиях, обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также финансирование деятельности спортивной инфраструктуры и объектов управления спортом и многое другое.
Также выделение бюджетных средств на финансирование физической культуры и спорта закреплено в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Порядок налогообложения деятельности, связанной со спортивной деятельностью, определяется совокупностью правил, установленных в различных главах второй части НК РФ, в которых нет отдельных статей, посвящённых налогообложению исключительно спортивной деятельности.
Применительно к спортивной деятельности государство активно пользуется двумя основными функциями налогообложения: фискальной и стимулирующей. Так, объекты налогообложения, связанные со спортивной деятельностью, облагаются налогом в общем порядке. В то же время в ряде случаев государство поддерживает осуществление указанной деятельности, устанавливая для нее различного года налоговые освобождения.
Деятельность в области профессионального спорта, как правило, организуется на основе комплексных правовых инструментов, в которых непосредственно спортивная деятельность может быть связана с рекламной, спонсорской и деятельностью некоммерческих организаций. В отсутствие специальных положений о налогообложении такой комплексной деятельности осуществляется налогообложение отдельных операций, в соответствии с НК РФ.
К основным налогам РФ, важным для российских организаций, связанных с ведением спортивной деятельности, относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество и обязательные платежи во внебюджетные фонды.
Российский профессиональный спорт в большей степени или опосредованно финансируется из средств российского бюджета. В футболе, например, очень малое количество частных клубов.
Выделение средств на профессиональный спорт вызывает вопросы. В мировой практике такое возможно только в государствах-членах СНГ, а также некоторых стран Южной Америки. Практически весь мир отказался от государственного финансирования профессионального спорта.
В БК РФ нет чётких положений, которые бы позволяли РФ или субъектам РФ средства на финансирование футбольных клубов, однако нам известно о множестве фактах пренебрежения закону. Единственной лазейкой здесь, можно использовать п.3 подпункта 11 статьи 21 БК РФ под названием «Классификация расходов бюджетов», где закрепляется выделение средств бюджета на физическую культуру и спорт: «другие вопросы в области физической культуры и спорта». Так некоторые субъекты РФ тратят на данную статью расходов бюджета больше средств, чем сама РФ, что позволяет задать логичные вопросы, как такое вообще может происходить.
БК РФ предусматривает возможность выделения средств государственного бюджета на содержание социально-ориентированных некоммерческих организаций. Более половины профессиональных футбольных клубов в РПЛ являются автономными некоммерческими организациями.
Одним из способов получения субъектами профессионального спорта бюджетных средств являются субсидии юридическим лицам, положение о которых закрепляются ст. 78 БК РФ. Также происходит выделение средств по линии Министерств спорта и иных органов исполнительной власти субъектов
РФ. Остаётся открытым вопрос о целесообразности выделения субсидий и средств министерств на содержание профессиональных клубов. Можно сделать вывод, что распорядители бюджетов максимально стараются скрыть и замаскировать расходы на содержание профессионального спорта.
Вновь обратимся к ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Здесь законодатель раскрывает более подробный перечень вопросов в области физической культуры и спорта, на что государство может выделить бюджетные средства. В ст. 38 под названием «Финансирование физической культуры и спорта» данного закона говорится об обязательствах по финансированию массового спорта, целевых программ в области спорта, проведению межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, финансирование участие сборных команд России на различных мероприятиях, обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также финансирование деятельности спортивной инфраструктуры и объектов управления спортом и многое другое. Об обязательствах финансирования профессионального спорта из средств бюджета в РФ вновь ничего не сказано. Но в пп.1 п.1 ст. 38 данного закона указывается возможность на «осуществление иных мероприятий и программ, в том числе предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Можно сделать вывод, что ни в одном нормативно-правовом акте РФ нет чёткого указания на то, что государство обязано или может финансировать профессиональный спорт, однако, как мы видим, на практике это встречается повсеместно.
Политику постепенного отказа финансирования государством профессионального спорта в пользу передачи денежных средств в массовый спорт поддерживает и Президент РФ В. В. Путин, который вовремя в октябре 2016 года во время заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта заявил, что «финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счёт снижения затрат регионов и компаний с государственным участием на профессиональный спорт».
С нашей точки зрения, при финансировании команды напрямую из средств бюджета, то в случае проблем с финансированием, выплаты зарплат сотрудникам, должны нести ту же ответственность, которую несут бюджетные организации Российской Федерации. Спортивные организации никак не отчитываются по расходованным средствам, хотя и финансируются за счёт бюджета, а также не несут никакой ответственности за то, что не могут уложиться в рамках утверждённого ими бюджета.
Никакой ответственности также не несёт организация (в футболе это Российский Футбольный Союз - далее РФС), которые допускают к участию в очередном сезоне команды, не имеющие финансовых гарантий исполнения своих обязательств, а также имеющие большое количество долгов, что противоречит правила РФС по лицензированию футбольных клубов (в футболе).
В российской законодательной практике нет ответственности за неэффективное расходование денежных средств. Именно на это могут ссылаться руководители спортивных организаций, которым могут быть предъявлены вопросы, к примеру, почему за того или иного спортсмена была выплачена определённая сумма денежных средств, расходование которой себя не оправдало.
Членство футбольной ассоциации в УЕФА обязывает её неукоснительно выполнять все требования, предъявляемые УЕФА. Российскую Федерацию в УЕФА представляет Российский футбольный союз (далее - РФС).
Так, для футбольных клубов, входящих в состав национальной ассоциации-члена УЕФА с 2011-го года действуют Правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовому «фэйр-плей» (далее - финансовый fair- play).
Финансовый fair-play запрещают владельцам футбольных клубов вкладывать значительные средства в свои клубы через спонсорские соглашения со своей компанией. В случае если это произойдёт, УЕФА проводит проверки относительно данных соглашений на предмет соответствия данного соглашения с рыночными условиями и если обнаружит, что клуб нарушил правила финансового fair-play, то может применить к нему санкции.
Финансовый fair-play стимулирует российские футбольные клубы искать и привлекать средства частного капитала для финансирования своей деятельности. Кроме того, финансовый fair-play запрещает иметь клубы финансовые долги, что также, несомненно, является положительной стороной. Именно финансовый fair-play заставит клуб, даже если он нашёл одного щедрого генерального спонсора не останавливаться на этом и продолжить искать спонсоров, ведь одно лицо не может по правилам УЕФА средства в размере более 30% всех доходов клуба. Клубы теперь заняты в процессе постоянного поиска источников финансовых вложений.
Мы считаем необходимым для российского правоприменителя учёта результатов проверок профессиональных клубов на предмет соблюдения Правил финансового fair-play с целью применения санкций к нарушителям. Так. Финансовая палата УЕФА обнаружила многомиллиардные нарушения ведения финансового хозяйства ФК «Динамо», но не руководители футбольного клуба, которые не понятно на что расходовали денежные средства, не руководители государственного банка ВТБ, расходовавшие столько неэффективно государственные средства, не были привлечены к уголовной ответственности.
Конечно, финансовый fair-play имеет множество недостатков, как, к примеру, создание барьеров для новых футбольных клубов в достижении успехов на европейской арене (никакие успехи невозможны без инвестиций). Также нам известно о множестве законных способов обхода данных правил со стороны клубов Обо всех этим проблемах можно поговорить в рамках отдельной конференции, тема же этой работы заключается именно в оценке оказания влияния членства, представляющего Россию в УЕФА РФС.
Таким образом, можно отметить положительное влияние финансового fair- play относительно РФ. Данные правила должны заставить российские футбольные клубы уйти от постепенной зависимости от денежных средств российского бюджета, заняться вопросом привлечения средств частных лиц для развития своих брендов.
Подобные работы
- Правовое регулирование трудовых отношений спортсменов и тренеров
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовое положение спортивных организаций
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ СПОРТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2016 - Правовые основы механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Агентский договор в сфере спорта
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовое обеспечение деятельности спортивных агентов в России
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Социально-правовые формы и методы регулирования спорта в современной России на примере Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Государственное управление в области физической культуры и спорта
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование системы управления физической культурой и спортом Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



