Методики обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе (Дошкольное образование, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: старшая группа дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Ключевский « Детский сад №1 « Алёнушка» комбинированного вида».
В исследовании принимали участие 20 воспитанников старшей группы.
Есть приложение (Ход занятия по рисованию легкового автомобиля). Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Формирования изобразительных умений и навыков у детей 7
дошкольного возраста в рисовании 7
1.2 Анализ образовательных программ по содержанию обучения детей 11
рисованию транспортных средств 11
1.3 Организация и методы обучения детей дошкольного возраста 14
рисованию транспортных средств 14
Выводы по первой главе. 19
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности умений рисовать транспортные средства детей старшего дошкольного возраста 20
2.2 Формирующий эксперимент по внедрению разработанного комплекса 24
занятий в практику работы ДОО 24
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1 37
В исследовании принимали участие 20 воспитанников старшей группы.
Есть приложение (Ход занятия по рисованию легкового автомобиля). Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Формирования изобразительных умений и навыков у детей 7
дошкольного возраста в рисовании 7
1.2 Анализ образовательных программ по содержанию обучения детей 11
рисованию транспортных средств 11
1.3 Организация и методы обучения детей дошкольного возраста 14
рисованию транспортных средств 14
Выводы по первой главе. 19
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности умений рисовать транспортные средства детей старшего дошкольного возраста 20
2.2 Формирующий эксперимент по внедрению разработанного комплекса 24
занятий в практику работы ДОО 24
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1 37
Дошкольное детство, а особенно старший дошкольный возраст – это время, когда ребенок открывает для себя окружающий его мир, когда меняется его психика. Кроме того, это возраст, когда появляются способности к творческому решению проблем, возникающих в различных ситуациях.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит своей целью создание условий развития дошкольников [1]. Создание таких условий предоставляет возможности для социализации ребенка, его всестороннего развития, развития творческого потенциала на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих видах деятельности. В этой связи перед дошкольным образованием ставится задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Наиболее эффективным средством развития творческих способностей детей признается изобразительная деятельность. от воспитателей требуются знания специфики творческой деятельности дошкольника и особенностей изобразительный умений воспитанников. В развитии указанных умений важную роль играет рисование, как вид изобразительной деятельности. успех данного процесса во многом зависит от методов и приемов, которые использует педагог. Начиная с младшего возраста, дети активно интересуются транспортом, поскольку они живут в мире машин и игрушек, которые копируют современную технику. В связи с этим, изображение различных транспортных средств является актуальной темой при обучении дошкольников изобразительному искусству.
Тема развития изобразительных умений дошкольников рассматривается в трудах таких ученых, как Т.С. Комарова, И.В. Максимова, Н.В. Шайдурова и др. Еще В.А. Сухомлинский считал, что в процессе рисования дети не просто воспроизводят окружающий мир, но живут в этом мире и наслаждаются его красотой. Исследователи А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская считали, что навыки и умения в изобразительной деятельности закладываются в дошкольном возрасте, поэтому игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в этом возрастном периоде могут привести к потерям в развитии личности в последующие годы. Вместе с тем в настоящее время наблюдается недостаток методической литературы по обучению различным видам рисования. Таким образом, наблюдается противоречие между важностью развития изобразительных умений и недостаточным методическим обеспечением этого процесса. В частности, это касается обучения рисования различных видов транспорта. Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.
Цель настоящего исследования – изучение методики обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать содержание образовательных программ по рисованию транспортных средств.
3. Рассмотреть организацию и методы обучения дошкольников в рисовании транспортных средств.
4. Провести педагогический эксперимент по формированию умений и навыков рисования транспортных средств.
Объект – процесс обучения детей дошкольного возраста рисованию.
Предмет – методика обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также и общенаучные методы, такие как, теоретико-методологический анализ, логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение.
Методологической и теоретической основой исследования являются основополагающие труды в области художественно-эстетического развития дошкольников, педагогики и психологии. В этой связи нужно отметить работы таких авторов как Н.В. Бутенко, В.П. Вахтеров, А.П. Губанова, Н.С. Ежикова, В.И, Турченко.
Специфика изобразительной деятельности освещается в исследованиях Т.С. Комаровой, Ж, А. Леонтьевой, Л.В. Петуховой, Е.В. Саллинена, И.С. Телегиной и др.
Рисование как важнейший вид изобразительной деятельности рассматривается в работах Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.Н. Леоновой, Н.Ю. Петровой.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении психолого-педагогических основ коммуникативной компетентности старшего дошкольного возраста, систематизации определений и выявлении условий успешного развития обозначенных компетенций.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов исследования в качестве методической основы для разработки занятий по формированию.
Опытно-экспериментальной базой исследования является дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Ключевский «Детский сад №1 «Алёнушка» комбинированного вида».
По структуре работа повторяет логику исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет, методы исследования и охарактеризована структура работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам обучения рисованию в старшей группе дошкольного учреждения. Во второй главе описан педагогический эксперимент по формированию изобразительных умений в рисовании транспортных средств и сформулированы рекомендации по организации занятий, направленных на повышение уровня сформированности обозначенных умений.
В заключении содержаться выводы по результатам проделанной работы и анализ проведенного эксперимента.
Список литературы включает 34источника. Всего работа содержит 42 страницы.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит своей целью создание условий развития дошкольников [1]. Создание таких условий предоставляет возможности для социализации ребенка, его всестороннего развития, развития творческого потенциала на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих видах деятельности. В этой связи перед дошкольным образованием ставится задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Наиболее эффективным средством развития творческих способностей детей признается изобразительная деятельность. от воспитателей требуются знания специфики творческой деятельности дошкольника и особенностей изобразительный умений воспитанников. В развитии указанных умений важную роль играет рисование, как вид изобразительной деятельности. успех данного процесса во многом зависит от методов и приемов, которые использует педагог. Начиная с младшего возраста, дети активно интересуются транспортом, поскольку они живут в мире машин и игрушек, которые копируют современную технику. В связи с этим, изображение различных транспортных средств является актуальной темой при обучении дошкольников изобразительному искусству.
Тема развития изобразительных умений дошкольников рассматривается в трудах таких ученых, как Т.С. Комарова, И.В. Максимова, Н.В. Шайдурова и др. Еще В.А. Сухомлинский считал, что в процессе рисования дети не просто воспроизводят окружающий мир, но живут в этом мире и наслаждаются его красотой. Исследователи А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская считали, что навыки и умения в изобразительной деятельности закладываются в дошкольном возрасте, поэтому игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в этом возрастном периоде могут привести к потерям в развитии личности в последующие годы. Вместе с тем в настоящее время наблюдается недостаток методической литературы по обучению различным видам рисования. Таким образом, наблюдается противоречие между важностью развития изобразительных умений и недостаточным методическим обеспечением этого процесса. В частности, это касается обучения рисования различных видов транспорта. Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.
Цель настоящего исследования – изучение методики обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать содержание образовательных программ по рисованию транспортных средств.
3. Рассмотреть организацию и методы обучения дошкольников в рисовании транспортных средств.
4. Провести педагогический эксперимент по формированию умений и навыков рисования транспортных средств.
Объект – процесс обучения детей дошкольного возраста рисованию.
Предмет – методика обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также и общенаучные методы, такие как, теоретико-методологический анализ, логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение.
Методологической и теоретической основой исследования являются основополагающие труды в области художественно-эстетического развития дошкольников, педагогики и психологии. В этой связи нужно отметить работы таких авторов как Н.В. Бутенко, В.П. Вахтеров, А.П. Губанова, Н.С. Ежикова, В.И, Турченко.
Специфика изобразительной деятельности освещается в исследованиях Т.С. Комаровой, Ж, А. Леонтьевой, Л.В. Петуховой, Е.В. Саллинена, И.С. Телегиной и др.
Рисование как важнейший вид изобразительной деятельности рассматривается в работах Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.Н. Леоновой, Н.Ю. Петровой.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении психолого-педагогических основ коммуникативной компетентности старшего дошкольного возраста, систематизации определений и выявлении условий успешного развития обозначенных компетенций.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов исследования в качестве методической основы для разработки занятий по формированию.
Опытно-экспериментальной базой исследования является дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Ключевский «Детский сад №1 «Алёнушка» комбинированного вида».
По структуре работа повторяет логику исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет, методы исследования и охарактеризована структура работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам обучения рисованию в старшей группе дошкольного учреждения. Во второй главе описан педагогический эксперимент по формированию изобразительных умений в рисовании транспортных средств и сформулированы рекомендации по организации занятий, направленных на повышение уровня сформированности обозначенных умений.
В заключении содержаться выводы по результатам проделанной работы и анализ проведенного эксперимента.
Список литературы включает 34источника. Всего работа содержит 42 страницы.
Занятия по изобразительной деятельности необходимы для всестороннего развития ребенка. Различные виды изобразительной деятельности способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
В дошкольном учреждении изобразительная деятельность представлена различными видами, одним из которых является рисование. В качестве изобразительных умений, которыми должны владеть дошкольники, были выделены умения: передавать форму частей предмета, цвет, строение и пропорции; использовать приемы изображения; пользоваться изобразительными материалами и инструментами.
В качестве умений, которыми должен обладать старший дошкольник, нужно выделить умения: изображать особенности предметов, правильно передавать их пропорции, изображать объект в движении, передавать пространственное соотношение.
Анализ используемых в дошкольных учреждениях, программ, позволил сделать вывод о том, каждая из них предусматривает раздел «Изобразительная деятельность детей», однако, в них не уделяется внимание обучению рисованию транспортных средств.
Обучать детей рисованию следует с использованием определенных педагогических методов и приемов, которые делятся на наглядные, словесные и игровые. Использование того или иного метода зависит от содержания занятия, возраста детей и вида художественного материала.
В рисовании транспортных средств выделяется два вида: предметное рисование и сюжетная композиция. В рамках каждого вида происходит развитие изобразительных умений и способностей .
Процесс развития умений дошкольников рисовать транспортные средства был изучен в ходе педагогического эксперимента, состоящего из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальной базой исследования послужил детский сад - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ключевский «Детский сад №1 «Алёнушка» комбинированного вида».
Для исследования была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для выявления имеющегося у них уровня сформированности умений в рисовании транспортных средств, проведена диагностика. По результатам диагностики сделан вывод о недостаточно сформированных умениях и была определена дальнейшая работа по обучению рисованию транспортных средств.
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и апробированы занятия по рисованию транспортных средств. На каждом занятии дети рисовали определенное транспортное средство: автомобили, корабли, самолеты и т.д.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, с использованием того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты свидетельствуют об улучшении показателей, по сравнению с констатирующим этапом. В частности, количество детей с высоким уровнем сформированности изобразительных умений повысилось на 15 %, средний уровень также показал увеличение на 20 %. Самое главное достижение – это снижение количества детей с низким уровнем сформированности изобразительным умений – 35%.
Общий анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать вывод об эффективности разработанных и проведенных занятиях.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи исследования были выполнены и цель работы достигнута.
В дошкольном учреждении изобразительная деятельность представлена различными видами, одним из которых является рисование. В качестве изобразительных умений, которыми должны владеть дошкольники, были выделены умения: передавать форму частей предмета, цвет, строение и пропорции; использовать приемы изображения; пользоваться изобразительными материалами и инструментами.
В качестве умений, которыми должен обладать старший дошкольник, нужно выделить умения: изображать особенности предметов, правильно передавать их пропорции, изображать объект в движении, передавать пространственное соотношение.
Анализ используемых в дошкольных учреждениях, программ, позволил сделать вывод о том, каждая из них предусматривает раздел «Изобразительная деятельность детей», однако, в них не уделяется внимание обучению рисованию транспортных средств.
Обучать детей рисованию следует с использованием определенных педагогических методов и приемов, которые делятся на наглядные, словесные и игровые. Использование того или иного метода зависит от содержания занятия, возраста детей и вида художественного материала.
В рисовании транспортных средств выделяется два вида: предметное рисование и сюжетная композиция. В рамках каждого вида происходит развитие изобразительных умений и способностей .
Процесс развития умений дошкольников рисовать транспортные средства был изучен в ходе педагогического эксперимента, состоящего из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальной базой исследования послужил детский сад - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ключевский «Детский сад №1 «Алёнушка» комбинированного вида».
Для исследования была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для выявления имеющегося у них уровня сформированности умений в рисовании транспортных средств, проведена диагностика. По результатам диагностики сделан вывод о недостаточно сформированных умениях и была определена дальнейшая работа по обучению рисованию транспортных средств.
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и апробированы занятия по рисованию транспортных средств. На каждом занятии дети рисовали определенное транспортное средство: автомобили, корабли, самолеты и т.д.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, с использованием того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты свидетельствуют об улучшении показателей, по сравнению с констатирующим этапом. В частности, количество детей с высоким уровнем сформированности изобразительных умений повысилось на 15 %, средний уровень также показал увеличение на 20 %. Самое главное достижение – это снижение количества детей с низким уровнем сформированности изобразительным умений – 35%.
Общий анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать вывод об эффективности разработанных и проведенных занятиях.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи исследования были выполнены и цель работы достигнута.



