Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методики обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе (Дошкольное образование, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №37890

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы40
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: старшая группа дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Ключевский « Детский сад №1 « Алёнушка» комбинированного вида».
В исследовании принимали участие 20 воспитанников старшей группы.
Есть приложение (Ход занятия по рисованию легкового автомобиля). Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Формирования изобразительных умений и навыков у детей 7
дошкольного возраста в рисовании 7
1.2 Анализ образовательных программ по содержанию обучения детей 11
рисованию транспортных средств 11
1.3 Организация и методы обучения детей дошкольного возраста 14
рисованию транспортных средств 14
Выводы по первой главе. 19
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности умений рисовать транспортные средства детей старшего дошкольного возраста 20
2.2 Формирующий эксперимент по внедрению разработанного комплекса 24
занятий в практику работы ДОО 24
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1 37



Дошкольное детство, а особенно старший дошкольный возраст – это время, когда ребенок открывает для себя окружающий его мир, когда меняется его психика. Кроме того, это возраст, когда появляются способности к творческому решению проблем, возникающих в различных ситуациях.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит своей целью создание условий развития дошкольников [1]. Создание таких условий предоставляет возможности для социализации ребенка, его всестороннего развития, развития творческого потенциала на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих видах деятельности. В этой связи перед дошкольным образованием ставится задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Наиболее эффективным средством развития творческих способностей детей признается изобразительная деятельность. от воспитателей требуются знания специфики творческой деятельности дошкольника и особенностей изобразительный умений воспитанников. В развитии указанных умений важную роль играет рисование, как вид изобразительной деятельности. успех данного процесса во многом зависит от методов и приемов, которые использует педагог. Начиная с младшего возраста, дети активно интересуются транспортом, поскольку они живут в мире машин и игрушек, которые копируют современную технику. В связи с этим, изображение различных транспортных средств является актуальной темой при обучении дошкольников изобразительному искусству.
Тема развития изобразительных умений дошкольников рассматривается в трудах таких ученых, как Т.С. Комарова, И.В. Максимова, Н.В. Шайдурова и др. Еще В.А. Сухомлинский считал, что в процессе рисования дети не просто воспроизводят окружающий мир, но живут в этом мире и наслаждаются его красотой. Исследователи А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская считали, что навыки и умения в изобразительной деятельности закладываются в дошкольном возрасте, поэтому игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в этом возрастном периоде могут привести к потерям в развитии личности в последующие годы. Вместе с тем в настоящее время наблюдается недостаток методической литературы по обучению различным видам рисования. Таким образом, наблюдается противоречие между важностью развития изобразительных умений и недостаточным методическим обеспечением этого процесса. В частности, это касается обучения рисования различных видов транспорта. Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.
Цель настоящего исследования – изучение методики обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать содержание образовательных программ по рисованию транспортных средств.
3. Рассмотреть организацию и методы обучения дошкольников в рисовании транспортных средств.
4. Провести педагогический эксперимент по формированию умений и навыков рисования транспортных средств.
Объект – процесс обучения детей дошкольного возраста рисованию.
Предмет – методика обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также и общенаучные методы, такие как, теоретико-методологический анализ, логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение.
Методологической и теоретической основой исследования являются основополагающие труды в области художественно-эстетического развития дошкольников, педагогики и психологии. В этой связи нужно отметить работы таких авторов как Н.В. Бутенко, В.П. Вахтеров, А.П. Губанова, Н.С. Ежикова, В.И, Турченко.
Специфика изобразительной деятельности освещается в исследованиях Т.С. Комаровой, Ж, А. Леонтьевой, Л.В. Петуховой, Е.В. Саллинена, И.С. Телегиной и др.
Рисование как важнейший вид изобразительной деятельности рассматривается в работах Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.Н. Леоновой, Н.Ю. Петровой.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении психолого-педагогических основ коммуникативной компетентности старшего дошкольного возраста, систематизации определений и выявлении условий успешного развития обозначенных компетенций.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов исследования в качестве методической основы для разработки занятий по формированию.
Опытно-экспериментальной базой исследования является дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Ключевский «Детский сад №1 «Алёнушка» комбинированного вида».
По структуре работа повторяет логику исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет, методы исследования и охарактеризована структура работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам обучения рисованию в старшей группе дошкольного учреждения. Во второй главе описан педагогический эксперимент по формированию изобразительных умений в рисовании транспортных средств и сформулированы рекомендации по организации занятий, направленных на повышение уровня сформированности обозначенных умений.
В заключении содержаться выводы по результатам проделанной работы и анализ проведенного эксперимента.
Список литературы включает 34источника. Всего работа содержит 42 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Занятия по изобразительной деятельности необходимы для всестороннего развития ребенка. Различные виды изобразительной деятельности способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
В дошкольном учреждении изобразительная деятельность представлена различными видами, одним из которых является рисование. В качестве изобразительных умений, которыми должны владеть дошкольники, были выделены умения: передавать форму частей предмета, цвет, строение и пропорции; использовать приемы изображения; пользоваться изобразительными материалами и инструментами.
В качестве умений, которыми должен обладать старший дошкольник, нужно выделить умения: изображать особенности предметов, правильно передавать их пропорции, изображать объект в движении, передавать пространственное соотношение.
Анализ используемых в дошкольных учреждениях, программ, позволил сделать вывод о том, каждая из них предусматривает раздел «Изобразительная деятельность детей», однако, в них не уделяется внимание обучению рисованию транспортных средств.
Обучать детей рисованию следует с использованием определенных педагогических методов и приемов, которые делятся на наглядные, словесные и игровые. Использование того или иного метода зависит от содержания занятия, возраста детей и вида художественного материала.
В рисовании транспортных средств выделяется два вида: предметное рисование и сюжетная композиция. В рамках каждого вида происходит развитие изобразительных умений и способностей .
Процесс развития умений дошкольников рисовать транспортные средства был изучен в ходе педагогического эксперимента, состоящего из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальной базой исследования послужил детский сад - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ключевский «Детский сад №1 «Алёнушка» комбинированного вида».
Для исследования была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для выявления имеющегося у них уровня сформированности умений в рисовании транспортных средств, проведена диагностика. По результатам диагностики сделан вывод о недостаточно сформированных умениях и была определена дальнейшая работа по обучению рисованию транспортных средств.
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и апробированы занятия по рисованию транспортных средств. На каждом занятии дети рисовали определенное транспортное средство: автомобили, корабли, самолеты и т.д.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, с использованием того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты свидетельствуют об улучшении показателей, по сравнению с констатирующим этапом. В частности, количество детей с высоким уровнем сформированности изобразительных умений повысилось на 15 %, средний уровень также показал увеличение на 20 %. Самое главное достижение – это снижение количества детей с низким уровнем сформированности изобразительным умений – 35%.
Общий анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать вывод об эффективности разработанных и проведенных занятиях.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи исследования были выполнены и цель работы достигнута.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2013/11/PR_1155.pdf, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения: 24.03.2019).
2. Аубакирова Р.Ж. Технологический подход к реализации педагогического процесса по изобразительной деятельности в предшколе [Текст] / Р.Ж. Аубакирова//Мир науки, культуры, образования.- 2012.- Вып. 1.- С. 32
3. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / Ю.Ю.Березина//Теорияи практика общественного развития.- 2013.-№8.-.с.78
4. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании [Текст] / Н.В. Бутенко// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2014.- Вып. 4.- С. 56
5. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н.В. Бутенко. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 410 с.
6. Бутенко Н.В. Педагогические принципы художественного развития
детей дошкольного возраста[Текст] / Н.В. Бутенко// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2014.- Вып. 4.- С. 175
7. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики: монография [Текст] /В.П.Вахтеров. - СПб. : Лань, 2013. - 580 с
8. Воеводина А. И.,Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст]/ А.И. Воеводина, С.В. Горушнова // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 67-71.
9. Воробьева Д.И. Новая стратегия образования и технология развития дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Д.И. Воробьева//Царскосельские чтения.- 2014.- Вып. 18.- Т. 2.- С.132
10. Губанова А.П. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста / А. П. Губанова// Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 75
11. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие[Текст]: учебник и практикум для СПО/ Под ред. Е.А, Дубровиной.-2-е изд., испр. и доп..- М.: Юрайт, 2016.- 340 с.
12. Дошкольная педагогика: учебник для академического
бакалавриата[Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ ред. Н. В. Микляевой .- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2016 .- 411 с.
13. Ежикова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования [Текст]: учеб. пособие для СПО/ Н.С. Ежова.- М.: Юрайт, 2016.- 183 с
14. Запуниди А.А. Особенности изобразительной деятельности у детей с разным уровнем замысла в рисунке[Текст] / А.А. Запуниди// Национальный психологический журнал.- 2013.- №3.- С. 83
15. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий[Текст]/ Р.Г. Казаков. - М.: Просвещение, 2013. - 125 с.
16. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество[Текст]/ Т.С. Комарова. - М. Просвещение, 2013. - 234 с.
17. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования[Текст] / Т.С.
Комарова.- 3-е изд., перераб. и доп.: Учеб. пособ. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.
18. Леонова Н.Н. Обучение рисованию дошкольников 5-7 лет по алгоритмическим схемам ФГОС[Текст] / Н.Н. Леонова.- М.: Детство-Пресс, 2016.- 285 с.
19. Леонтьева Ж. А. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 46
20. Максимова И. В., Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию [Текст]/ И.В. Максимова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 61
21. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
22. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
23. Петухова Л.В Содержание, формы, методы развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник изобразительной деятельности/ Л.В.Петухов// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применеия.- 2011.- Вып. 23.- С. 23
24. Петрова Н.Ю. Значение рисования в обучении детей [Текст]/ Н.Ю. Петрова// В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
25. Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности: старшая и подготовительная к школе группы [Текст]/ Е.В. Саллинен.- СПб: КАРО. 2010.- 56 с.
26. Сафроненко Е.В. Экспериментальное исследование развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста[Текст]/ Е.В. Сафроненко// Вестник ТГПУ.- 2011.- №10.- С. 78
27. Телегина И.С. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании[Текст]/И.С. Телегина// Вестник ТГПУ.- 2014.- №11.- С. 58
28. Тришина Г.В. Пути формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства[Текст]/ Г.В. Тришина// //Научные ведомости.- Серия Гуманитарные науки.- 2014.- №2.- С.56
29.Турченко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст]/ В.И. Турченко: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА, 2013. – 342 с.
30. Фомина В. С. Обучение рисованию детей дошкольного Возраста [Текст]/ В.С. Фомина// Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 24-28.
31.Цыкунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста[Текст]/Е.В. Цикунова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 49-53
Интернет-источники
32.Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]/ С.И. Ожегов.-
Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/, свободный.- (дата обращения 02.04.2019)
33.Михалюта И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]/ И. Михалюта. - Режим доступа: http://www.maam.ru, свободный.- (дата обращения 04. 04. 2019).
34.Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс]/ Н.В. Шайдурова//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2013.- Вып. 2// Научная библиотека КиберЛенинка.- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/search#ixzz47zAkK1Xy, свободный.- Заглавие с экрана.- (дата обращения 03.04.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ