Пенсионный фонд Российской Федерации: состояние и проблемы реформирования (Экономика управления, Международный институт экономики и права (МИЭП))
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - Управление пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области.
Основным видом деятельности является деятельность в области обязательного социального обеспечения.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации и пенсионная реформа: становление и задачи 5
1.1 Организация пенсионного обеспечения в Российской Федерации 5
1.2 Современный этап развития системы пенсионного обеспечения в России 23
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения на примере Управления ПФР по Омской области 33
2.1 Краткая характеристика Управление ПФР по Омской области 33
2.2 Анализ доходов Управления ПФР по Омской области 37
2.3 Анализ расходов Управления ПФР по Омской области 42
Глава 3. Повышение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ 50
3.1 Проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ 50
3.2 Перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации 60
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 68
Объект исследования - Управление пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области.
Основным видом деятельности является деятельность в области обязательного социального обеспечения.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации и пенсионная реформа: становление и задачи 5
1.1 Организация пенсионного обеспечения в Российской Федерации 5
1.2 Современный этап развития системы пенсионного обеспечения в России 23
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения на примере Управления ПФР по Омской области 33
2.1 Краткая характеристика Управление ПФР по Омской области 33
2.2 Анализ доходов Управления ПФР по Омской области 37
2.3 Анализ расходов Управления ПФР по Омской области 42
Глава 3. Повышение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ 50
3.1 Проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ 50
3.2 Перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации 60
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 68
Пенсионное обеспечение является немаловажным институтом в формировании стабильного развития общества, формулируя интересы нетрудоспособного населения (пенсионеров), а косвенно – и всего взрослого занятого населения страны. Пенсионное обеспечение является наиболее важной социальной гарантией, обеспечивающей интересы нетрудоспособного населения. Тем не менее, в современных демографических и экономических условиях, эффективность существующих моделей пенсионного обеспечения, которые базируются на выплате пенсий из средств работающих граждан, находятся под вопросом. Они рассматриваются как неэффективные и дорогостоящие в качестве решения задачи расходования денежных средств населения и сохранения человеческого капитала.
В России ведущую роль в пенсионном обеспечении играет Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд обеспечивает аккумуляцию средств страхователей и реализует выплату населению на обеспечение старости. В последние годы система пенсионного обеспечения России встречается со множеством проблем, причиной которых является старение населения и нехваткой средств Пенсионного фонда для обеспечения достойной пенсии гражданам страны. Несмотря на кардинальные реформы в области пенсионного обеспечения последних лет можно сказать, что в настоящее время можно сказать, что проблема пенсионного обеспечения до конца не решена.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование состояние и проблем реформирования пенсионной системы России и роли Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении населения страны.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть становление пенсионной системы России, основные задачи и роль Пенсионного фонда;
провести анализ пенсионного обеспечения на примере Управления ПФР по Омской области;
разработать направления повышения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.
Объект исследования - Управление ПФР по Омской области.
Предметом данной работы являются особенности формирования пенсионного обеспечения в РФ.
Методической основой выпускной квалификационной работыявляется комплекс общенаучных методов (анализ, синтез, аналогия, прогнозирование, системный подход), а также специальных методов (запрос, инспектирование, наблюдение и др.).
Теоретической базой исследования послужили официальные данные Пенсионного фонда РФ об исполнении бюджета, информационно-аналитические обзоры, научная литература, периодические издания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений
Во введении представлена актуальность исследования, цель и задачи исследования, определены объект, предмет исследования, методы и теоретическая основа исследования.
Первая глава посвящена изучению организации пенсионного обеспечения в РФ, становлению пенсионного обеспечения и современным этапам ее развития.
Во второй главе дана краткая характеристика деятельности Управления ПФР по Омской области, проведен анализ доходов и расходов Пенсионного фонда.
Третья глава посвящена оценке проблеме сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и перспективам ее развития.
В России ведущую роль в пенсионном обеспечении играет Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд обеспечивает аккумуляцию средств страхователей и реализует выплату населению на обеспечение старости. В последние годы система пенсионного обеспечения России встречается со множеством проблем, причиной которых является старение населения и нехваткой средств Пенсионного фонда для обеспечения достойной пенсии гражданам страны. Несмотря на кардинальные реформы в области пенсионного обеспечения последних лет можно сказать, что в настоящее время можно сказать, что проблема пенсионного обеспечения до конца не решена.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование состояние и проблем реформирования пенсионной системы России и роли Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении населения страны.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть становление пенсионной системы России, основные задачи и роль Пенсионного фонда;
провести анализ пенсионного обеспечения на примере Управления ПФР по Омской области;
разработать направления повышения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.
Объект исследования - Управление ПФР по Омской области.
Предметом данной работы являются особенности формирования пенсионного обеспечения в РФ.
Методической основой выпускной квалификационной работыявляется комплекс общенаучных методов (анализ, синтез, аналогия, прогнозирование, системный подход), а также специальных методов (запрос, инспектирование, наблюдение и др.).
Теоретической базой исследования послужили официальные данные Пенсионного фонда РФ об исполнении бюджета, информационно-аналитические обзоры, научная литература, периодические издания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений
Во введении представлена актуальность исследования, цель и задачи исследования, определены объект, предмет исследования, методы и теоретическая основа исследования.
Первая глава посвящена изучению организации пенсионного обеспечения в РФ, становлению пенсионного обеспечения и современным этапам ее развития.
Во второй главе дана краткая характеристика деятельности Управления ПФР по Омской области, проведен анализ доходов и расходов Пенсионного фонда.
Третья глава посвящена оценке проблеме сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и перспективам ее развития.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Пенсионным обеспечением является система действующих в стране социальных, экономических, организационных норм, целью которых является предоставление населению поддержки в виде пенсии. Это наиболее значимая с позиции социальной сферы гарантия, позволяющая сохранять достаточный уровень дохода граждан, вышедших на пенсию, либо по определенным причиной неспособным себя обеспечить доходом. В сфере пенсионного обеспечения встречаются интересы страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. Систему пенсионного обеспечения можно представить государственным пенсионным страхованием, обязательным и негосударственным пенсионным страхованием. Субъектами пенсионного обеспечения являются Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды. Нормативное регулирование деятельности Пенсионного Фонда РФ осуществляется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, а так же законами и постановлениями Правительства РФ. Значение Пенсионного фонда РФ заключается в обеспечении граждан достойным уровнем жизни после выхода на пенсию и назначение социальных выплат отдельным категориям населения - ветераны войны и боевых действий, Герои СССР и РФ, инвалиды войны. Выплаты в рамках обязательного пенсионного страхованию позволяют защитить населения от бедности и обеспечивает снижение дифференциации доходов. Негосударственный пенсионный фонд является организацией, деятельность которой заключается в негосударственном пенсионном обеспечении, в том числе досрочном, и обязательном пенсионном страховании. Негосударственный пенсионный фонд является финансовым институтом социальной сферы, который осуществляет свою деятельность в рамках пенсионной системы, и основной целью которого является инвестирование пенсионных средств для сохранения и приумножения пенсионных вложений граждан.
Развитие пенсионного обеспечения в стране следует отнести к 1990 году, когда был создан Пенсионный Фонд РФ. После чего, пенсии были персонализированы, законодательно закреплена правовая основа НПФ, трудовая пенсия разделилась на накопительную и страховую. Важные изменения в пенсионном обеспечении произошло в 2018 году. Суть пенсионной реформы заключалась в увеличении пенсионного возраста, введением блока льгот и надбавок для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, в том числе существенные ограничения на увольнение и ежемесячные доплаты к пенсиям.
Основным видом деятельности Управления ПФР по Омской области является деятельность в области обязательного социального обеспечения. Значение Управление ПФР по Омской области заключается в обеспечении граждан достойным уровнем жизни после выхода на пенсию и назначение социальных выплат отдельным категориям населения - ветераны войны и боевых действий, Герои СССР и РФ, инвалиды войны. Выплаты в рамках обязательного пенсионного страхованию позволяют защитить населения от бедности и обеспечивает снижение дифференциации доходов.
Доходы Управления ПФР по Омской области к 2018 году возросли на 14734,34 млн. руб. (или на 8,33%). Данное изменение произошло в основном за счет роста поступления страховых взносов на обязательное страхование на 804,7 млн. руб. (или на 8,46%), безвозмездных поступлений - на 4135,44 млн. руб. (или на 9,46%).
Рост расходов к 2018 году составил 8439,4 млн. руб. (или 6,26%). Данное изменение произошло за счет роста расходов на пенсионное страхование на 11849,51 млн. руб. (или на 8,35%). К 2018 году наблюдается снижение дефицита бюджета. Можно сделать вывод, что бюджет Управления ПФР по Омской области не является достаточно финансового устойчивым: наблюдаются негативные тенденции увеличения темпов роста расходов бюджета над темпами роста доходов, снижение поступления налоговых доходов и их замещение трансфертами из Федерального бюджета РФ.
К основным проблемам сбалансированности бюджета Пенсионного фонда следует отнести высокий уровень «черных» заработных плат, низкий уровень рождаемости, рост количества самозанятого населения. Выявленные проблемы пенсионного обеспечения требуют решения на государственном уровне.
Решение проблем обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, такие как «черная заработная плата», низкий уровень рождаемости займет не один год. Факт дефицита или профицита бюджета ПФР не отражает однозначно проблему устойчивости пенсионной системы, как и общий размер трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду. Актуальность исследования устойчивости пенсионной системы связана не с долгосрочными обязательствами, вытекающими из источников финансирования дефицита бюджета ПФР, а пенсионными обязательствами, формируемыми на основе всего периода начисления и уплаты страховых взносов. Повышение пенсионного возраста не является единственной и однозначной мерой укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы, возможно принятие и иных мер, корректирующих действие внутренних факторов ее развития.
Пенсионным обеспечением является система действующих в стране социальных, экономических, организационных норм, целью которых является предоставление населению поддержки в виде пенсии. Это наиболее значимая с позиции социальной сферы гарантия, позволяющая сохранять достаточный уровень дохода граждан, вышедших на пенсию, либо по определенным причиной неспособным себя обеспечить доходом. В сфере пенсионного обеспечения встречаются интересы страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. Систему пенсионного обеспечения можно представить государственным пенсионным страхованием, обязательным и негосударственным пенсионным страхованием. Субъектами пенсионного обеспечения являются Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды. Нормативное регулирование деятельности Пенсионного Фонда РФ осуществляется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, а так же законами и постановлениями Правительства РФ. Значение Пенсионного фонда РФ заключается в обеспечении граждан достойным уровнем жизни после выхода на пенсию и назначение социальных выплат отдельным категориям населения - ветераны войны и боевых действий, Герои СССР и РФ, инвалиды войны. Выплаты в рамках обязательного пенсионного страхованию позволяют защитить населения от бедности и обеспечивает снижение дифференциации доходов. Негосударственный пенсионный фонд является организацией, деятельность которой заключается в негосударственном пенсионном обеспечении, в том числе досрочном, и обязательном пенсионном страховании. Негосударственный пенсионный фонд является финансовым институтом социальной сферы, который осуществляет свою деятельность в рамках пенсионной системы, и основной целью которого является инвестирование пенсионных средств для сохранения и приумножения пенсионных вложений граждан.
Развитие пенсионного обеспечения в стране следует отнести к 1990 году, когда был создан Пенсионный Фонд РФ. После чего, пенсии были персонализированы, законодательно закреплена правовая основа НПФ, трудовая пенсия разделилась на накопительную и страховую. Важные изменения в пенсионном обеспечении произошло в 2018 году. Суть пенсионной реформы заключалась в увеличении пенсионного возраста, введением блока льгот и надбавок для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, в том числе существенные ограничения на увольнение и ежемесячные доплаты к пенсиям.
Основным видом деятельности Управления ПФР по Омской области является деятельность в области обязательного социального обеспечения. Значение Управление ПФР по Омской области заключается в обеспечении граждан достойным уровнем жизни после выхода на пенсию и назначение социальных выплат отдельным категориям населения - ветераны войны и боевых действий, Герои СССР и РФ, инвалиды войны. Выплаты в рамках обязательного пенсионного страхованию позволяют защитить населения от бедности и обеспечивает снижение дифференциации доходов.
Доходы Управления ПФР по Омской области к 2018 году возросли на 14734,34 млн. руб. (или на 8,33%). Данное изменение произошло в основном за счет роста поступления страховых взносов на обязательное страхование на 804,7 млн. руб. (или на 8,46%), безвозмездных поступлений - на 4135,44 млн. руб. (или на 9,46%).
Рост расходов к 2018 году составил 8439,4 млн. руб. (или 6,26%). Данное изменение произошло за счет роста расходов на пенсионное страхование на 11849,51 млн. руб. (или на 8,35%). К 2018 году наблюдается снижение дефицита бюджета. Можно сделать вывод, что бюджет Управления ПФР по Омской области не является достаточно финансового устойчивым: наблюдаются негативные тенденции увеличения темпов роста расходов бюджета над темпами роста доходов, снижение поступления налоговых доходов и их замещение трансфертами из Федерального бюджета РФ.
К основным проблемам сбалансированности бюджета Пенсионного фонда следует отнести высокий уровень «черных» заработных плат, низкий уровень рождаемости, рост количества самозанятого населения. Выявленные проблемы пенсионного обеспечения требуют решения на государственном уровне.
Решение проблем обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, такие как «черная заработная плата», низкий уровень рождаемости займет не один год. Факт дефицита или профицита бюджета ПФР не отражает однозначно проблему устойчивости пенсионной системы, как и общий размер трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду. Актуальность исследования устойчивости пенсионной системы связана не с долгосрочными обязательствами, вытекающими из источников финансирования дефицита бюджета ПФР, а пенсионными обязательствами, формируемыми на основе всего периода начисления и уплаты страховых взносов. Повышение пенсионного возраста не является единственной и однозначной мерой укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы, возможно принятие и иных мер, корректирующих действие внутренних факторов ее развития.



