Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОДАЛЬНОСТЬЮ

Работа №37871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы учета модальности младших школьников в
обучении 7
1.1. Особенности психофизического развития в младшем школьном
возрасте 7
1.2. Понятие «модальность восприятия» в научной литературе 14
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Практические подходы к учету модальности обучающихся младшего школьного возраста на уроке иностранного языка 25
2.1. Дифференцированное обучение младших школьников с учетом их
ведущей модальности 25
2.2. Использование полимодального подхода к обучению иностранному
языку младших школьников 33
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список литературы

На протяжении многих лет, одной из актуальнейших задач в педагогике остается улучшение эффективности процесса обучения. Наше исследование затрагивает проблему индивидуализации в обучении, как одного из компонентов успешного усвоения учебного материала. Первым этапом каждой познавательной деятельности является восприятие, поэтому знания о типах восприятия учащихся, позволит сделать процесс обучения младших школьников намного эффективнее. В ситуации, когда постоянно меняются учебники по дисциплинам, когда отсутствуют по многим предметам стандартизированные обучающие материалы (наглядные и аудиальные пособия, учебные тренажеры), особую важность приобретает изучение особенностей восприятия учащимися учебного материала с учетом модальности. Модальность, в силу своей перцептивной организации, выступает как один из факторов успешности усвоения, хранения и воспроизведения учебного материала по определенным предметам, а в дальнейшем и фактором успешного обучения.
Изменившиеся условия обучения запрашивают более высокие требования как к умственному развитию, так и к развитию личности ребенка, а также к степени сформированности определённых учебных знаний, действий, а так же к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.п. Однако этот уровень развития далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому проблема изучения индивидуальных особенностей учащихся имеет важное значение, для своевременной диагностики и предупреждения трудностей в обучении у учащихся на этом этапе.
Изучению особенностей индивидуального стиля познавательной деятельности посвящено много работ, но они практически не рассматривают модальность, как одну из составляющих индивидуальности ребенка. Отсутствуют достоверные данные об особенностях модальности и динамики ее развития в пределах возрастной группы младших школьников, а так же полное описание влияния модальности на их успешное обучение в школе. Нерешённым остаётся и психодиагностический вопрос данной проблемы. Практически отсутствуют методики, позволяющие исследовать особенности модальности у младших школьников. Как правило, практические психологи в образовании при изучении индивидуальных особенностей младших школьников, используют метод наблюдения. Несомненно, в такой ситуации, при исследовании детей, имеющих выраженное предпочтение той или иной модальности, возможны ошибки. Поэтому в нашем исследовании использовалась тестовая методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева, адаптированная для младших школьников» (данная диагностика представлена в Приложении 1). Таким образом в исследовании, мы попытались восполнить определенный недостаток в теоретических и практических знаниях, касающихся особенностей влияния ведущей модальности восприятия на успешную деятельность младших школьников на уроках иностранного языка.
Современное образование в начальных классах имеет много положительных сторон: формируется вариативность подходов в процессе обучения младших школьников; преподаватели могут быть свободны в творческом поиске, а также умело применять свою креативность; активно применяется иностранный опыт; родители учащихся в праве выбирать педагогическую систему. Все это происходит вследствие того, что современный урок стал более гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения.
Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны - сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой стороны - находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.
Ключевым понятием в обучении иностранному языку является эффективность, так как изучение иностранного языка должно приносить конкретный языковой, речевой, коммуникативный и социокультурный эффект. Повысить эффективность, а также ускорить процесс освоения иностранного языка, может помочь использование полимодальности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо всесторонне изучить вопрос учета модальностей при обучении иностранному языку на начальном этапе.
Целью работы является выявление возможностей учета ведущей модальности обучающихся в процессе преподавания иностранного языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:
1) подобрать и изучить литературу по выбранной теме;
2) изучить психолого-педагогические основы дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам;
3) определить способы учета ведущей модальности обучающихся на уроке иностранного языка в начальной школе;
4) провести диагностику обучающихся и апробировать на практике выявленные способы учета ведущей модальности обучающихся;
5) изучить понятия «полимодальность» и «полимодальный текст»;
6) выявить возможности реализации полимодального подхода при обучении иностранному языку;
7) проанализировав результаты, сделать общий вывод.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку младших школьников.
Предметом данного исследования являются способы учета ведущей модальности обучающихся на уроке иностранного языка в начальной школе.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, тестирование.
Методологической и теоретической базой данной работы послужили научные труды таких ученых как: Ахутина Т.В., Бандурка Т.Н., Румянцева Н.Ю., Миролюбов А.А., Венедиктова Н. К., Хромов Н.И. и др.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут применяться в курсах по методике преподавания иностранного языка.
Данная работа состоит из введения, двух глав, кратких выводов по каждой из глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, актуальность и новизна исследования, определяются цель и задачи работы, характеризуются методы и материал исследования.
В первой главе «Теоретические основы учета модальности младших школьников в обучении» подробно рассматриваются особенности психофизического развития в младшем школьном возрасте, а также понятие «модальность восприятия» в научной литературе.
Во второй главе «Практические подходы к учету модальности обучающихся младшего школьного возраста на уроке иностранного языка» описывается дифференцированное обучение младших школьников с учетом их ведущей модальности, а также возможности использования полимодального подхода к обучению иностранному языку младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основе проделанной работы можно сделать выводы о том, что существуют разные основания для того, чтобы учитывать ведущие модальности младших школьников в процессе обучения, и мастерство учителя заключается в том, чтобы найти наиболее правильный способ для его осуществления. Полимодальный подход по нашему мнению является необходимым, т.к. его использование приводит к улучшению результатов процесса обучения на основе учёта особенностей учащихся. В условиях современного образования из-за большого объёма учебного материала, необходимости быстрого его усвоения учитель не имеет возможности реализовать индивидуальный подход к учащимся. Альтернативой может стать дифференцированное обучение на основе учёта ведущей перцептивной модальности учащегося.
Очевидным является факт наличия проблемы: неполноценного учета индивидуально-типологических особенностей, а также особенностей перцептивной деятельности младших школьников. В то время как гуманистическая педагогика ратует за сохранение индивидуальности восприятия каждого ребенка, мы фактически «навязываем» младшим школьникам определенный способ получения информации.
С другой стороны, личностно-ориентированное образование диктует необходимость не только обогащать преобладающую репрезентативную систему ребенка, но и развивать полимодальность восприятия с целью вооружения его различными способами передачи информации.
Необходимость работы в данном направлении продиктована тем фактом, что при несовпадении способа подачи информации и ведущего канала восприятия, ребенок вынужден «перекодировать» поступившую информацию в свою модальность. Что существенно затрудняет процесс ее усвоения.
Знания о психофизиологических особенностях каждого ученика очень важны, т.к. они ориентируют учителя на развитие мотивации у конкретного ученика, а имея представления о социально-психологическом климате в классе и о статусе каждого ребенка в группе и микрогруппе гораздо проще и эффективнее строить парную и групповую работу на уроках.
На основе всего проделанного и проанализировав различные виды работ учета модальности учащихся, мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, процесс обучения должен быть представлен с помощью разнообразных заданий и упражнений, которые будут ориентированы на работу обоих полушарий головного мозга. Поскольку обучающиеся по-разному воспринимают информацию, в зависимости от ведущего канала восприятия информации.
Во-вторых, на уроках английского языка должны быть задействованы все каналы восприятия информации, делая упор на ведущую модальность, чтобы познавательные и творческие способности учащихся были развиты на более высоком уровне.
В-третьих, в младшем школьном возрасте сенсорная организация дифференцируется, определяется ведущий информационный канал. Этот возрастной период характеризуется динамичностью, мобильностью перцептивной сферы, сензитивностью к внешним воздействиям, в том числе и педагогическим. Поэтому становится важным учет ведущей модальности.
В-четвертых, диагностика ведущей модальности у младших школьников позволила зафиксировать нам количество учащихся с каждым типом модальности в процентном соотношении к общему числу учащихся. Результаты теста таковы: среди учащихся преобладают визуалы - 58 % (7 чел.), кинестетики - 25% (3 чел.), аудиалы составляют лишь 17% (2 чел.). Таким образом мы видим существующую иерархию, где высшую ступень занимают визуалы.
В-пятых, любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Однако для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень ее организации.
В-шестых, только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Таким образом, развитие у детей полимодальности с учетом доминирующего типа восприятия является успешным для учебной деятельности, т.к. важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им. При обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на тот, который представляет доминантную модальность того или иного ребенка. Так, несомненно, важно исследовать групповые особенности полимодальности восприятия у обучающихся. Для преподавателей знание особенностей модальности восприятия у учеников именно младшего школьного возраста необходимо для того чтобы в дальнейшем подкорректировать стиль обучения и учения, а также решить проблемы межличностного общения субъектов образовательного процесса.



1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительновербальных функций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 64 с.
2. Бандурка Т.Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография. - Иркутск: Оттиск, 2005. - 204 с.
3. Белова О.А. Некоторые психофизиологические особенности в развитии детей в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 5. С.23-26.
4. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1965. - 521 с.
5. Вайсбург М.Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // ИЯШ. - 2013. - № 2. - С. 50-53.
6. Венедиктова Н.К. Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. - М.: Просвещение, 2013. С. 200-209.
7. Воронин П.Г. Педагогика. - М.: Лидер, 2011. - 512 с.
8. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: НИИ высшая школа, 2013. - 372 с.
9. Демидова Т.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач. // Начальная школа. - 2003. - №4. - 35 с.
10. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник для вузов. 4-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2014. - 896 с.
11. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
12. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. 2-е изд. - М.: Генезис , 2007. - 122 с.
13. Коннор Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое програмирование. [Электронный ресурс]. - http://www.azps.ru.
14. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование. - Дубна,
2013. - 206 с.
15. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 335 с.
16. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2014. - 117 с.
17. Манусаджян Н.Э. Роль репрезентативных систем при построении коммуникативного диалога. [Электронный ресурс]. - http://www.rae.ru.
18. Методические рекомендации по «Первоначальной подготовки спасателей МЧС России». ГУ «ЦЭПП МЧС России», 2009. URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/psihologicheskaya-pomoshh-cheloveku- perezhivayushhemu-utratu/ (дата обращения: 25.03.2017).
19. Миролюбова А.А. Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2004. - 76 с.
20. Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся.// Начальная школа. - 2003. - №7. - 16 с.
21. Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия,
2005. - 153 с.
22. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2014. - 145 с.
23. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. - М.: 2014. - 111 с.
24. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Педагогика, 2005. - 45 с.
25. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 2011. - 134 с.
26. Семакин И.Г., Залогова Л.А. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. - БИНОМ, 2012. - 341 с.
27. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
28. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2015.
- 592 с.
29. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Учебник. 3-е. изд. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс, 2012.- 636 с.
30. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Лань, 2015. - 496 с.
31. Тупичкина Е.А. Дошкольный возраст: учет репрезентативных систем. -2010. - № 7. - С. 20-24.
32. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 191 с.
33. Ухтомский А.А. Общая психология. - М.: Просвещение, 2015. - 117 с.
34. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 128с.
35. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.
36. Шевченко Г.И. Формирование стратегий успешной учебной деятельности через развитие репрезентаций: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Краснодар, 1999. - 18 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ