Балканское направление внешней политики Германии в 1991-2007гг.
|
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Вешняя политика Германии в начале 90-х гг. XX века
1.1 Формирование нового внешнеполитического курса
после объединения Германии …………….……………………………...8
1.2 Признание независимости Хорватии и Словении………..……......15
Глава 2. Позиция ФРГ в отношении Боснийского кризиса
2.1 Начало Боснийского конфликта (1992-1994 гг.) ……………...…..23
2.2. Эскалация Боснийского конфликта (1994-1995 гг.) …….......…...31
Глава 3. Германия и Косовский кризис
3.1 Позиция ФРГ в отношении Косовского кризиса в 1991-1997 гг....41
3.2 Эскалация конфликта в 1997-1999 г……………………………..…45
3.3 Ситуация в регионе в 2000 – 2007 гг. …………….…………….....58
Заключение…………………………………………………………….…66
Список использованных источников и литературы………………..….69
Глава 1. Вешняя политика Германии в начале 90-х гг. XX века
1.1 Формирование нового внешнеполитического курса
после объединения Германии …………….……………………………...8
1.2 Признание независимости Хорватии и Словении………..……......15
Глава 2. Позиция ФРГ в отношении Боснийского кризиса
2.1 Начало Боснийского конфликта (1992-1994 гг.) ……………...…..23
2.2. Эскалация Боснийского конфликта (1994-1995 гг.) …….......…...31
Глава 3. Германия и Косовский кризис
3.1 Позиция ФРГ в отношении Косовского кризиса в 1991-1997 гг....41
3.2 Эскалация конфликта в 1997-1999 г……………………………..…45
3.3 Ситуация в регионе в 2000 – 2007 гг. …………….…………….....58
Заключение…………………………………………………………….…66
Список использованных источников и литературы………………..….69
Германия традиционно является одним их тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих судьбы всего мира, ведущим государством Европейского Союза. Без нее не может быть принято ни одно решение, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определяющей, служит примером для других государств. ФРГ является одной из стран- основательниц ЕС, она состоит во многих европейских и международных организациях, таких как ООН, НАТО и МВФ - это важный партнер США и других западных государств. Федеративная Республика расположена в центральной Европе и ввиду своего географического положения она выступает в качестве моста между странами Западной Европы и государствами бывшей Организации Варшавского Договора, стремясь включить последние в сферу своего влияния. На мировой арене страна выступает за распространение демократии, а также следит за соблюдением прав человека. Кроме того, бундесвер принимает участие в миротворческих и гуманитарных операциях НАТО и ООН с целью предотвращения конфликтов и кризисов.
В 90-е годы ХХ произошли значительные изменения в послевоенном мировом порядке. Немаловажным аспектом стал распад СССР в 1991г., повлекший за собой полное прекращение действия Организации Варшавского Договора, долгое время являвшейся противовесом Североатлантическому альянсу. Однако, окончание холодной войны вследствие исчезновения главного соперника Запада на мировой арене, не убавило градус напряжённости в Европе между Западом и Востоком. Теперь противоречия перенеслись на Балканский полуостров, где начались противоречия в Социалистической Федеративной Республике Югославия. Балканы являются узлом коммуникаций, региональным центром, где многие державы имеют собственные интересы. Конфликт в этом регионе нарушил спокойствие в Европе, царившее со времен окончания Второй мировой войны. На примере
трагической судьбы, постигшей Югославию, можно проследить зависимость безопасности малого государства от перипетий политики могущественных держав, когда международное сообщество впервые после второй мировой войны приняло участие в военных операциях на континенте.
Актуальность дипломной работы. Изучение кризиса на территории СФРЮ позволит рассмотреть особенности внешней политики Германии, эволюцию ее внешнеполитической концепции. Именно в период конца XX - начала ХХ1вв. ФРГ начала проявлять себя как самостоятельный игрок на мировой арене.
Объект исследования - внешняя политика Германии в 1991 - 2007 гг.
Предмет исследования - военно-политический аспект действий Германии как наиболее активного участника международных отношений на территории бывшей Югославии.
Цель дипломной работы - исследовать становление и эволюцию внешней политики ФРГ в отношении бывших республик Югославии. Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда конкретных и взаимосвязанных задач:
1) охарактеризовать внешнеполитическую стратегию ФРГ на Балканах, выделить основные направления и особенности ее внешнеполитического курса;
2) проанализировать её участие в разрешении конфликтов и кризисов и проследить взаимодействие Германии с другими международными акторами по проблеме их урегулирования;
3) выяснить причину её вмешательства в дела бывшей Югославии, а также показать, какие интересы она имела в этом регионе, определить мотивы ее действий.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2007 гг., на который приходится распад Югославии, сопровождавшийся вмешательством в него мировых держав. Начальная точка исследования - признание мировым сообществом независимости Словении и Хорватии.
Конечной точкой исследования является принятие плана Ахтисаари, предусматривающего предоставление Косово независимости под международным контролем. Можно выделить следующие этапы: конфликт в Словении (1991); конфликт в Хорватии (1991-1995); война в Боснии и Герцеговине (1992-1995); вооруженный конфликт в автономном крае Косово (1998-1999).
Территориальные рамки исследования, в связи с объёмом работы, охватывают лишь территорию бывшей Югославии.
Источниковой базой для дипломной работы послужил ряд публикаций на русском, немецком и английском языках; официальные документы, резолюции, мемуары и выступления видных политических деятелей, а также книги и сборники, освещающие события в Югославии конца XX - начала XXI вв. и отражающие внешнюю политику Германии соответствующего периода.
Непосредственное значение имеют официальные заявления и постановления правительства Германии, публикации с официальных сайтов, выступления видных политиков ФРГ и документы, объясняющие позиции основных партий бундестага по вопросу участия бундесвера в миссиях ООН и НАТО. Документы, раскрывающие непосредственно процесс распада Федерации, стали основным источником при написании дипломной работы. В сборнике, составленном Е.Ю. Гуськовой , содержатся заявления правительств, письма Президента СРЮ в Совет Безопасности ООН, заявления Президиума СРЮ и др.
Документы, отражающие деятельность международных организаций и отдельных стран по вопросам урегулирования балканского кризиса: резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, доклады
Генерального секретаря ООН , Дейтонские соглашения и заявления НАТО. Эти документы содержат планы мирного урегулирования и Соглашения о мире в Боснии и Герцеговине (БиГ) и Косово .
Степень изученности проблемы. На данный момент существует большое количество работ, посвященных как событиям на Балканах в конце XX - начале XXI вв., так и внешней политике Германии в соответствующий период, необходимых для объективного анализа при написании дипломной работы. В своих трудах Абаева Л , Белякова Т.В , Воробьева Л.М. , Максимычев И.Ф и другие авторы проводят исследование формирования внешней политики ФРГ. Это позволило выяснить цели, которые ФРГ преследовала в указанном регионе, а также на мировой арене; её инициативы в международных организациях и мнение политических кругов непосредственно внутри страны.
Истоки Югославкого конфликта, его начальный этап и освещены в трудах Валецкого О , Гуськовой Е.Ю. Наносовой С.А. Шагалова В.А , Зиньковского, О Жирнова, О. и др.
Взаимодействие Германии с ключевыми странами, в частности, с США, а также ее действия в рамках международных организаций изучено в трудах Новикова С.С,Степановой Е.
В 90-е годы ХХ произошли значительные изменения в послевоенном мировом порядке. Немаловажным аспектом стал распад СССР в 1991г., повлекший за собой полное прекращение действия Организации Варшавского Договора, долгое время являвшейся противовесом Североатлантическому альянсу. Однако, окончание холодной войны вследствие исчезновения главного соперника Запада на мировой арене, не убавило градус напряжённости в Европе между Западом и Востоком. Теперь противоречия перенеслись на Балканский полуостров, где начались противоречия в Социалистической Федеративной Республике Югославия. Балканы являются узлом коммуникаций, региональным центром, где многие державы имеют собственные интересы. Конфликт в этом регионе нарушил спокойствие в Европе, царившее со времен окончания Второй мировой войны. На примере
трагической судьбы, постигшей Югославию, можно проследить зависимость безопасности малого государства от перипетий политики могущественных держав, когда международное сообщество впервые после второй мировой войны приняло участие в военных операциях на континенте.
Актуальность дипломной работы. Изучение кризиса на территории СФРЮ позволит рассмотреть особенности внешней политики Германии, эволюцию ее внешнеполитической концепции. Именно в период конца XX - начала ХХ1вв. ФРГ начала проявлять себя как самостоятельный игрок на мировой арене.
Объект исследования - внешняя политика Германии в 1991 - 2007 гг.
Предмет исследования - военно-политический аспект действий Германии как наиболее активного участника международных отношений на территории бывшей Югославии.
Цель дипломной работы - исследовать становление и эволюцию внешней политики ФРГ в отношении бывших республик Югославии. Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда конкретных и взаимосвязанных задач:
1) охарактеризовать внешнеполитическую стратегию ФРГ на Балканах, выделить основные направления и особенности ее внешнеполитического курса;
2) проанализировать её участие в разрешении конфликтов и кризисов и проследить взаимодействие Германии с другими международными акторами по проблеме их урегулирования;
3) выяснить причину её вмешательства в дела бывшей Югославии, а также показать, какие интересы она имела в этом регионе, определить мотивы ее действий.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2007 гг., на который приходится распад Югославии, сопровождавшийся вмешательством в него мировых держав. Начальная точка исследования - признание мировым сообществом независимости Словении и Хорватии.
Конечной точкой исследования является принятие плана Ахтисаари, предусматривающего предоставление Косово независимости под международным контролем. Можно выделить следующие этапы: конфликт в Словении (1991); конфликт в Хорватии (1991-1995); война в Боснии и Герцеговине (1992-1995); вооруженный конфликт в автономном крае Косово (1998-1999).
Территориальные рамки исследования, в связи с объёмом работы, охватывают лишь территорию бывшей Югославии.
Источниковой базой для дипломной работы послужил ряд публикаций на русском, немецком и английском языках; официальные документы, резолюции, мемуары и выступления видных политических деятелей, а также книги и сборники, освещающие события в Югославии конца XX - начала XXI вв. и отражающие внешнюю политику Германии соответствующего периода.
Непосредственное значение имеют официальные заявления и постановления правительства Германии, публикации с официальных сайтов, выступления видных политиков ФРГ и документы, объясняющие позиции основных партий бундестага по вопросу участия бундесвера в миссиях ООН и НАТО. Документы, раскрывающие непосредственно процесс распада Федерации, стали основным источником при написании дипломной работы. В сборнике, составленном Е.Ю. Гуськовой , содержатся заявления правительств, письма Президента СРЮ в Совет Безопасности ООН, заявления Президиума СРЮ и др.
Документы, отражающие деятельность международных организаций и отдельных стран по вопросам урегулирования балканского кризиса: резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, доклады
Генерального секретаря ООН , Дейтонские соглашения и заявления НАТО. Эти документы содержат планы мирного урегулирования и Соглашения о мире в Боснии и Герцеговине (БиГ) и Косово .
Степень изученности проблемы. На данный момент существует большое количество работ, посвященных как событиям на Балканах в конце XX - начале XXI вв., так и внешней политике Германии в соответствующий период, необходимых для объективного анализа при написании дипломной работы. В своих трудах Абаева Л , Белякова Т.В , Воробьева Л.М. , Максимычев И.Ф и другие авторы проводят исследование формирования внешней политики ФРГ. Это позволило выяснить цели, которые ФРГ преследовала в указанном регионе, а также на мировой арене; её инициативы в международных организациях и мнение политических кругов непосредственно внутри страны.
Истоки Югославкого конфликта, его начальный этап и освещены в трудах Валецкого О , Гуськовой Е.Ю. Наносовой С.А. Шагалова В.А , Зиньковского, О Жирнова, О. и др.
Взаимодействие Германии с ключевыми странами, в частности, с США, а также ее действия в рамках международных организаций изучено в трудах Новикова С.С,Степановой Е.
На рубеже XX века Германия столкнулась с проблемой на Балканском полуострове, при решении которой ей пришлось формировать новую внешнеполитическую стратегию. Вновь объединённое государство должно было действовать осмотрительно, чтобы не вызвать у мирового сообщества ассоциации с экспансионистской политикой нацисткой Германии.
Важным достижением для Германии стало получение разрешения от бундестага на участие бундесвера в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине. Этому способствовали и призывы союзников, в частности, США, Великобритании и Франции, к привлечению большего количества военнослужащих к мероприятиям по стабилизации ситуации на полуострове. Боснийские события повлияли и на внутриполитическую обстановку в Федеративной республике: важнейшие немецкие партии в значительной степени сблизились в своих взглядах на внешнюю политику. Еще в 1992г. в стране существовало две позиции относительно силовых методов урегулирования ситуации: блок ХДС/ХСС настаивал на усилении военного содействия Германии, а сторонники СДПГ рекомендовали воздержаться от каких бы то ни было активных внешнеполитических действий германского правительства на Балканском полуострове. К окончанию военных действий в Боснии и Герцеговине правительству Германии удалось преодолеть внутренние противоречия.
В процессе урегулирования конфликта ФРГ тесно сотрудничала с другими международными акторами. Действия Германии в регионе зачастую противоречили ее официальным заявлениям о стремлении обеспечить стабильность и мир на Балканах. Федеративная Республика была противницей режима С. Милошевича, желавшего образовать единое государство, противоречащее идеологии, царящей в Европе. Именно поэтому ФРГ стала инициатором признания независимости республик, заявивших о стремлении к самоопределению в начале 90-х гг. XX века. Чтобы не допустить исполнения намерений сербского лидера и защитить жертв сербской агрессии, Германия поддержала сепаратистские настроения в регионе и, настаивая на раннем признании Хорватии и Словении в декабре 1991 года, инициировала распад Югославской федерации, за чем последовали трагические события в Боснии и Герцеговине и Косово, которые мы наблюдали годами позже.
Не стоит забывать, что признание Словении и Хорватии не было решением одной только Германии, оно было единогласным решением 12 государств-членов Европейского сообщества. ФРГ не имела возможности прямо вмешаться в балканский конфликт, но не желала отказываться от своих намерений, поэтому оказала влияние на союзников, убедив их в существовании сербской угрозы. Таким образом, конфликт был интернационализирован. Давление ФРГ на мировое сообщество не осталось без внимания: самостоятельность и решительность беспокоила союзников, которые обвинили её в стремлении распространить своё влияние на территории Югославии. Однако правительство Г. Коля смогло удержать баланс между Евросоюзом и США и сохранить партнерские отношения, что способствовало снижению уровня недоверия с их стороны.
Не стоит полагать, что Германия и ее союзники питали иллюзии, что прекращение войны в Словении и Хорватии решит проблемы в других частях бывшей Югославии. Война, которая вспыхнула в Боснии и Герцеговине в апреле 1992 года, стала второй фазой войны «Великой Сербии».
Решение признать Боснию и Герцеговину, было основано на принципе международного консенсуса. Мировое сообщество стремилось защитить законное правительство Боснии и Герцеговины и отстоять права народов, в частности, мусульман, помочь им противостоять сербской гегемонии. В то же время, Германия старалась сохранить доверительные отношения со своими союзниками и обеспечить все необходимые условия для продвижения НАТО и ЕС на Восток.
В 1999г. в процессе решения Косовского конфликта Германия вывела их отношения с США на новый уровень: они совместно приняли решение о военном вмешательстве в автономный край. Изначально ФРГ была солидарна с позицией Соединенных Штатов и полна решимости нести ответственность в решении этой проблемы. Однако после военной операции НАТО в немецких политических кругах стали осознавать, что принятие решений в обход мнения Совбеза ООН неприемлемо. Кроме того, правительство не оставило без внимания реакцию гражданского общества и мнение представителей политической элиты, и было принято решение о необходимости переговоров, к которым также необходимо подключить Россию. И именно ФРГ стала инициатором диалога с РФ.
На начальном этапе, проводя свою внешнюю политику в Югославии, Германия, несомненно, отстаивала общие интересы ЕС и
Североатлантического альянса, но на первом месте для нее оставалось отстаивание собственных интересов на этой территории: включить Хорватию и Словению в свою экономическую зону для обеспечения выхода к Адриатическому и Средиземному морям и получить доступ к источникам природных ресурсов. ФРГ также удалось укрепить свои позиции и распространить влияние в регионе с заключением Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцоговине в 1992г. Таким образом, бывшая республика СФРЮ становится экономически еще более зависима от ФРГ. Сразу же после подписания Дейтонских соглашений под руководством НАТО были созданы силы по выполнению мирных соглашений, куда вошли и солдаты бундесвера.
Итак, Германия вынесла для себя уроки из трагических событий, постигших Югославию. В своих последующих действиях на мировой арене она делает ставку на обеспечение своей безопасности и безопасности своих партнеров не столько военными средствами, сколько путем создания системы социальной и экологической безопасности, защиты прав человека и прав меньшинств. По мнению политиков, это позволяет искоренить противоречия уже в процессе из зарождения.
Важным достижением для Германии стало получение разрешения от бундестага на участие бундесвера в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине. Этому способствовали и призывы союзников, в частности, США, Великобритании и Франции, к привлечению большего количества военнослужащих к мероприятиям по стабилизации ситуации на полуострове. Боснийские события повлияли и на внутриполитическую обстановку в Федеративной республике: важнейшие немецкие партии в значительной степени сблизились в своих взглядах на внешнюю политику. Еще в 1992г. в стране существовало две позиции относительно силовых методов урегулирования ситуации: блок ХДС/ХСС настаивал на усилении военного содействия Германии, а сторонники СДПГ рекомендовали воздержаться от каких бы то ни было активных внешнеполитических действий германского правительства на Балканском полуострове. К окончанию военных действий в Боснии и Герцеговине правительству Германии удалось преодолеть внутренние противоречия.
В процессе урегулирования конфликта ФРГ тесно сотрудничала с другими международными акторами. Действия Германии в регионе зачастую противоречили ее официальным заявлениям о стремлении обеспечить стабильность и мир на Балканах. Федеративная Республика была противницей режима С. Милошевича, желавшего образовать единое государство, противоречащее идеологии, царящей в Европе. Именно поэтому ФРГ стала инициатором признания независимости республик, заявивших о стремлении к самоопределению в начале 90-х гг. XX века. Чтобы не допустить исполнения намерений сербского лидера и защитить жертв сербской агрессии, Германия поддержала сепаратистские настроения в регионе и, настаивая на раннем признании Хорватии и Словении в декабре 1991 года, инициировала распад Югославской федерации, за чем последовали трагические события в Боснии и Герцеговине и Косово, которые мы наблюдали годами позже.
Не стоит забывать, что признание Словении и Хорватии не было решением одной только Германии, оно было единогласным решением 12 государств-членов Европейского сообщества. ФРГ не имела возможности прямо вмешаться в балканский конфликт, но не желала отказываться от своих намерений, поэтому оказала влияние на союзников, убедив их в существовании сербской угрозы. Таким образом, конфликт был интернационализирован. Давление ФРГ на мировое сообщество не осталось без внимания: самостоятельность и решительность беспокоила союзников, которые обвинили её в стремлении распространить своё влияние на территории Югославии. Однако правительство Г. Коля смогло удержать баланс между Евросоюзом и США и сохранить партнерские отношения, что способствовало снижению уровня недоверия с их стороны.
Не стоит полагать, что Германия и ее союзники питали иллюзии, что прекращение войны в Словении и Хорватии решит проблемы в других частях бывшей Югославии. Война, которая вспыхнула в Боснии и Герцеговине в апреле 1992 года, стала второй фазой войны «Великой Сербии».
Решение признать Боснию и Герцеговину, было основано на принципе международного консенсуса. Мировое сообщество стремилось защитить законное правительство Боснии и Герцеговины и отстоять права народов, в частности, мусульман, помочь им противостоять сербской гегемонии. В то же время, Германия старалась сохранить доверительные отношения со своими союзниками и обеспечить все необходимые условия для продвижения НАТО и ЕС на Восток.
В 1999г. в процессе решения Косовского конфликта Германия вывела их отношения с США на новый уровень: они совместно приняли решение о военном вмешательстве в автономный край. Изначально ФРГ была солидарна с позицией Соединенных Штатов и полна решимости нести ответственность в решении этой проблемы. Однако после военной операции НАТО в немецких политических кругах стали осознавать, что принятие решений в обход мнения Совбеза ООН неприемлемо. Кроме того, правительство не оставило без внимания реакцию гражданского общества и мнение представителей политической элиты, и было принято решение о необходимости переговоров, к которым также необходимо подключить Россию. И именно ФРГ стала инициатором диалога с РФ.
На начальном этапе, проводя свою внешнюю политику в Югославии, Германия, несомненно, отстаивала общие интересы ЕС и
Североатлантического альянса, но на первом месте для нее оставалось отстаивание собственных интересов на этой территории: включить Хорватию и Словению в свою экономическую зону для обеспечения выхода к Адриатическому и Средиземному морям и получить доступ к источникам природных ресурсов. ФРГ также удалось укрепить свои позиции и распространить влияние в регионе с заключением Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцоговине в 1992г. Таким образом, бывшая республика СФРЮ становится экономически еще более зависима от ФРГ. Сразу же после подписания Дейтонских соглашений под руководством НАТО были созданы силы по выполнению мирных соглашений, куда вошли и солдаты бундесвера.
Итак, Германия вынесла для себя уроки из трагических событий, постигших Югославию. В своих последующих действиях на мировой арене она делает ставку на обеспечение своей безопасности и безопасности своих партнеров не столько военными средствами, сколько путем создания системы социальной и экологической безопасности, защиты прав человека и прав меньшинств. По мнению политиков, это позволяет искоренить противоречия уже в процессе из зарождения.



