ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗPACTA
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятия мотивации достижений и самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Мотив достижения как фактор формирования самооценки подростков 19
1.3 Мотивация достижения и самооценка у детей
подросткового возраста 22
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 31
2.1 Организация и проведение эмпирического
исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 33
2.3 Содержание работы по развитию самооценки и мотивации к достижению успеха у подростков посредством тренинговых занятий 37
Выводы по главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятия мотивации достижений и самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Мотив достижения как фактор формирования самооценки подростков 19
1.3 Мотивация достижения и самооценка у детей
подросткового возраста 22
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 31
2.1 Организация и проведение эмпирического
исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 33
2.3 Содержание работы по развитию самооценки и мотивации к достижению успеха у подростков посредством тренинговых занятий 37
Выводы по главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность исследования. В настоящее время изучение мотивации достижения является актуальным направлением в психологии. Это объясняется тем, что мотивация достижений играет важную роль в регуляции поведения человека. Она детерминирует такую стратегию поведения индивида, которая формируется в процессе социализации и определяет его становление как субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и отражать ценностное отношение к себе как к личности.
Формирование мотивационного компонента личности вовсе не означает закладку готовых мотивов и целей. Это предполагает создание для человека таких условий и ситуаций, в которых он проявлял бы свою активность, в которых складывались и развивались бы желательные мотивы и цели с учетом его внутренних устремлений. Мотив определяет зону ближайшего развития личности и возможные варианты поведения человека, среди которых возможно стремление к успешности, которое исследователи определили, как мотивацию достижения.
Формирование мотивации достижений тесно связано, как с успешностью учебной деятельности, так и со всем ходом личностного развития в этот период, прежде всего, с формированием самооценки обучающегося [4]. Самооценка выступает как необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [2].
Формирование у детей самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения начинается в школьном возрасте под влиянием учебной деятельности. Подростковый возраст представляется наиболее устойчивым для развития этих личностных свойств. Невнимание к этому процессу и недостаточная исследованность особенностей развития самооценки и мотивации достижения в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому, может явиться причиной не реализации школьниками своих возможностей в более старшем возрасте.
Анализ зарубежной и отечественной философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме успеха показывает, что она занимает одно из значительных мест в научной мысли. При этом можно констатировать, что на сегодняшний день не существует развернутой, экспериментально подтвержденной теории успешности личности. Однако, несомненно, что в рамках существующих теоретических, эмпирических подходов и психологической терапевтической практики активно используются такие категории, как «успешность» и «неуспешность».
Ученые всегда интересовались внутренним миром личности, отношением к самому себе, к своему “Я” и к своему самосознанию. Изучались свойства самосознания, адекватность самооценок, структура и функции “образа Я”. Эти исследования представляют не только теоретический, но и практический интерес. Это связано с формированием жизненной позиции личности и с тем, что поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ ”Я”) и с тем, каким он хотел бы быть [8].
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью такими учеными, как К. Левин, Р.Г., В.Г. Асеев, Г.М. Андреева, А.К. Маркова, В.С. Мухина, В.М. Матюхина, А.В. Петровский и др. Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Х. Хекхаузен).
Проблеме развития самооценки так же посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом (Г.М. Андреева, В.Н. Калашников, Г.В. Литвинова , О.Н. Молчанова и др.), которые определяли ее как необходимый компонент самосознания.
Но аспект взаимосвязи мотивации достижений и их самооценки у детей подросткового возраста, на наш взгляд, освещён недостаточно полно, вследствие чего мы решили в своём исследовании обратиться к данной проблеме.
Исходя из этого, объектом нашего исследования являются мотивация достижения и самооценка личности.
Предметом исследования выступает взаимосвязь мотивации достижений и самооценки личности у детей подросткового возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности у школьников подросткового возраста.
Гипотеза: чем выше самооценка подростка, тем выше его мотивация достижения цели и наоборот.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «мотивация достижений» и «самооценка», представленных в зарубежной и отечественной литературе.
2. Проанализировать мотивы достижения успеха как факторы формирования самооценки.
3. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у детей подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс тренинговых занятий по повышению самооценки подростков и их мотивации достижений.
Теоретико-методологической основой исследования
стали: аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается
в контексте основных ценностей межличностных
взаимодействий; гуманистический подход, признающий человека высшей ценностью; системный подход, позволяющий рассматривать педагогическое явление как целостность; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности. Это отражено в работах в области педагогики и психологии таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, В.Н. Р.С. Немов, и другие.
В данной работе использовался следующий комплекс методов исследования: методика Орлова Ю.М. Тест - опросник «Потребность в достижении цели»; методика исследования самооценки А.Ц. Пуни, методы математической обработки.
База исследования. В исследовании принимали участие 30 человек, учащиеся шестых и седьмых классов в возрасте от 12 до 13 лет МБОУ "Тат.Шуранская Основная Общеобразовательная Школа" Муслюмовского Муниципального Района, Республики Татарстан.
Структуру работы составляют введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Формирование мотивационного компонента личности вовсе не означает закладку готовых мотивов и целей. Это предполагает создание для человека таких условий и ситуаций, в которых он проявлял бы свою активность, в которых складывались и развивались бы желательные мотивы и цели с учетом его внутренних устремлений. Мотив определяет зону ближайшего развития личности и возможные варианты поведения человека, среди которых возможно стремление к успешности, которое исследователи определили, как мотивацию достижения.
Формирование мотивации достижений тесно связано, как с успешностью учебной деятельности, так и со всем ходом личностного развития в этот период, прежде всего, с формированием самооценки обучающегося [4]. Самооценка выступает как необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [2].
Формирование у детей самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения начинается в школьном возрасте под влиянием учебной деятельности. Подростковый возраст представляется наиболее устойчивым для развития этих личностных свойств. Невнимание к этому процессу и недостаточная исследованность особенностей развития самооценки и мотивации достижения в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому, может явиться причиной не реализации школьниками своих возможностей в более старшем возрасте.
Анализ зарубежной и отечественной философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме успеха показывает, что она занимает одно из значительных мест в научной мысли. При этом можно констатировать, что на сегодняшний день не существует развернутой, экспериментально подтвержденной теории успешности личности. Однако, несомненно, что в рамках существующих теоретических, эмпирических подходов и психологической терапевтической практики активно используются такие категории, как «успешность» и «неуспешность».
Ученые всегда интересовались внутренним миром личности, отношением к самому себе, к своему “Я” и к своему самосознанию. Изучались свойства самосознания, адекватность самооценок, структура и функции “образа Я”. Эти исследования представляют не только теоретический, но и практический интерес. Это связано с формированием жизненной позиции личности и с тем, что поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ ”Я”) и с тем, каким он хотел бы быть [8].
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью такими учеными, как К. Левин, Р.Г., В.Г. Асеев, Г.М. Андреева, А.К. Маркова, В.С. Мухина, В.М. Матюхина, А.В. Петровский и др. Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Х. Хекхаузен).
Проблеме развития самооценки так же посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом (Г.М. Андреева, В.Н. Калашников, Г.В. Литвинова , О.Н. Молчанова и др.), которые определяли ее как необходимый компонент самосознания.
Но аспект взаимосвязи мотивации достижений и их самооценки у детей подросткового возраста, на наш взгляд, освещён недостаточно полно, вследствие чего мы решили в своём исследовании обратиться к данной проблеме.
Исходя из этого, объектом нашего исследования являются мотивация достижения и самооценка личности.
Предметом исследования выступает взаимосвязь мотивации достижений и самооценки личности у детей подросткового возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности у школьников подросткового возраста.
Гипотеза: чем выше самооценка подростка, тем выше его мотивация достижения цели и наоборот.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «мотивация достижений» и «самооценка», представленных в зарубежной и отечественной литературе.
2. Проанализировать мотивы достижения успеха как факторы формирования самооценки.
3. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у детей подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс тренинговых занятий по повышению самооценки подростков и их мотивации достижений.
Теоретико-методологической основой исследования
стали: аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается
в контексте основных ценностей межличностных
взаимодействий; гуманистический подход, признающий человека высшей ценностью; системный подход, позволяющий рассматривать педагогическое явление как целостность; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности. Это отражено в работах в области педагогики и психологии таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, В.Н. Р.С. Немов, и другие.
В данной работе использовался следующий комплекс методов исследования: методика Орлова Ю.М. Тест - опросник «Потребность в достижении цели»; методика исследования самооценки А.Ц. Пуни, методы математической обработки.
База исследования. В исследовании принимали участие 30 человек, учащиеся шестых и седьмых классов в возрасте от 12 до 13 лет МБОУ "Тат.Шуранская Основная Общеобразовательная Школа" Муслюмовского Муниципального Района, Республики Татарстан.
Структуру работы составляют введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Мотивация достижений обучающегося подросткового возраста предполагает успешность в учебной деятельности, а так же его личностное развитие. Удовлетворенность или неудовлетворенность человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи напрямую связано с уровнем самооценки.
Самооценка выступает как один из главных компонентов развития самосознания, которое возможно рассматривать как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Развиваясь, самосознание развивает осознанность саморегуляции, которая представляет собой механизм, обеспечения централизующей, направляющей и активизирующей позиции субъекта.
Теоретический анализ литературы показал, что уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению
Следовательно, сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. И наоборот, особенности самооценки личности направляют цели и деятельность человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.
Формирование у детей подросткового возраста самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения происходит под влиянием учебной деятельности. Подростковый возраст наиболее благоприятный для развития личностных свойств. Невнимание к процессу развития самооценки и мотивации достижения в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому, может явиться причиной не реализации школьниками своих возможностей в более старшем возрасте.
В нашем исследовании была рассмотрена важная проблема взаимосвязи мотивации достижения и самооценки у подростков. Были обследованы 30 человек - обучающиеся 6-7 классов, с помощью методик Ю.М. Орлова "Потребность в достижении цели" и методика исследования самооценки А.Ц. Пуни.
Анализ результатов позволил нам сделать вывод, что самооценка подростка зависит от его мотивации достижения: чем выше самооценка, тем выше мотивация достижения. Таким образом была подтверждена наша гипотеза.
Самооценка выступает как один из главных компонентов развития самосознания, которое возможно рассматривать как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Развиваясь, самосознание развивает осознанность саморегуляции, которая представляет собой механизм, обеспечения централизующей, направляющей и активизирующей позиции субъекта.
Теоретический анализ литературы показал, что уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению
Следовательно, сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. И наоборот, особенности самооценки личности направляют цели и деятельность человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.
Формирование у детей подросткового возраста самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения происходит под влиянием учебной деятельности. Подростковый возраст наиболее благоприятный для развития личностных свойств. Невнимание к процессу развития самооценки и мотивации достижения в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому, может явиться причиной не реализации школьниками своих возможностей в более старшем возрасте.
В нашем исследовании была рассмотрена важная проблема взаимосвязи мотивации достижения и самооценки у подростков. Были обследованы 30 человек - обучающиеся 6-7 классов, с помощью методик Ю.М. Орлова "Потребность в достижении цели" и методика исследования самооценки А.Ц. Пуни.
Анализ результатов позволил нам сделать вывод, что самооценка подростка зависит от его мотивации достижения: чем выше самооценка, тем выше мотивация достижения. Таким образом была подтверждена наша гипотеза.



