Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗPACTA

Работа №37842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятия мотивации достижений и самооценки в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Мотив достижения как фактор формирования самооценки подростков 19
1.3 Мотивация достижения и самооценка у детей
подросткового возраста 22
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 31
2.1 Организация и проведение эмпирического
исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 33
2.3 Содержание работы по развитию самооценки и мотивации к достижению успеха у подростков посредством тренинговых занятий 37
Выводы по главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Актуальность исследования. В настоящее время изучение мотивации достижения является актуальным направлением в психологии. Это объясняется тем, что мотивация достижений играет важную роль в регуляции поведения человека. Она детерминирует такую стратегию поведения индивида, которая формируется в процессе социализации и определяет его становление как субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и отражать ценностное отношение к себе как к личности.
Формирование мотивационного компонента личности вовсе не означает закладку готовых мотивов и целей. Это предполагает создание для человека таких условий и ситуаций, в которых он проявлял бы свою активность, в которых складывались и развивались бы желательные мотивы и цели с учетом его внутренних устремлений. Мотив определяет зону ближайшего развития личности и возможные варианты поведения человека, среди которых возможно стремление к успешности, которое исследователи определили, как мотивацию достижения.
Формирование мотивации достижений тесно связано, как с успешностью учебной деятельности, так и со всем ходом личностного развития в этот период, прежде всего, с формированием самооценки обучающегося [4]. Самооценка выступает как необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [2].
Формирование у детей самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения начинается в школьном возрасте под влиянием учебной деятельности. Подростковый возраст представляется наиболее устойчивым для развития этих личностных свойств. Невнимание к этому процессу и недостаточная исследованность особенностей развития самооценки и мотивации достижения в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому, может явиться причиной не реализации школьниками своих возможностей в более старшем возрасте.
Анализ зарубежной и отечественной философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме успеха показывает, что она занимает одно из значительных мест в научной мысли. При этом можно констатировать, что на сегодняшний день не существует развернутой, экспериментально подтвержденной теории успешности личности. Однако, несомненно, что в рамках существующих теоретических, эмпирических подходов и психологической терапевтической практики активно используются такие категории, как «успешность» и «неуспешность».
Ученые всегда интересовались внутренним миром личности, отношением к самому себе, к своему “Я” и к своему самосознанию. Изучались свойства самосознания, адекватность самооценок, структура и функции “образа Я”. Эти исследования представляют не только теоретический, но и практический интерес. Это связано с формированием жизненной позиции личности и с тем, что поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ ”Я”) и с тем, каким он хотел бы быть [8].
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью такими учеными, как К. Левин, Р.Г., В.Г. Асеев, Г.М. Андреева, А.К. Маркова, В.С. Мухина, В.М. Матюхина, А.В. Петровский и др. Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Х. Хекхаузен).
Проблеме развития самооценки так же посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом (Г.М. Андреева, В.Н. Калашников, Г.В. Литвинова , О.Н. Молчанова и др.), которые определяли ее как необходимый компонент самосознания.
Но аспект взаимосвязи мотивации достижений и их самооценки у детей подросткового возраста, на наш взгляд, освещён недостаточно полно, вследствие чего мы решили в своём исследовании обратиться к данной проблеме.
Исходя из этого, объектом нашего исследования являются мотивация достижения и самооценка личности.
Предметом исследования выступает взаимосвязь мотивации достижений и самооценки личности у детей подросткового возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности у школьников подросткового возраста.
Гипотеза: чем выше самооценка подростка, тем выше его мотивация достижения цели и наоборот.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «мотивация достижений» и «самооценка», представленных в зарубежной и отечественной литературе.
2. Проанализировать мотивы достижения успеха как факторы формирования самооценки.
3. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у детей подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс тренинговых занятий по повышению самооценки подростков и их мотивации достижений.
Теоретико-методологической основой исследования
стали: аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается
в контексте основных ценностей межличностных
взаимодействий; гуманистический подход, признающий человека высшей ценностью; системный подход, позволяющий рассматривать педагогическое явление как целостность; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности. Это отражено в работах в области педагогики и психологии таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, В.Н. Р.С. Немов, и другие.
В данной работе использовался следующий комплекс методов исследования: методика Орлова Ю.М. Тест - опросник «Потребность в достижении цели»; методика исследования самооценки А.Ц. Пуни, методы математической обработки.
База исследования. В исследовании принимали участие 30 человек, учащиеся шестых и седьмых классов в возрасте от 12 до 13 лет МБОУ "Тат.Шуранская Основная Общеобразовательная Школа" Муслюмовского Муниципального Района, Республики Татарстан.
Структуру работы составляют введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мотивация достижений обучающегося подросткового возраста предполагает успешность в учебной деятельности, а так же его личностное развитие. Удовлетворенность или неудовлетворенность человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи напрямую связано с уровнем самооценки.
Самооценка выступает как один из главных компонентов развития самосознания, которое возможно рассматривать как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Развиваясь, самосознание развивает осознанность саморегуляции, которая представляет собой механизм, обеспечения централизующей, направляющей и активизирующей позиции субъекта.
Теоретический анализ литературы показал, что уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению
Следовательно, сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности. И наоборот, особенности самооценки личности направляют цели и деятельность человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.
Формирование у детей подросткового возраста самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения происходит под влиянием учебной деятельности. Подростковый возраст наиболее благоприятный для развития личностных свойств. Невнимание к процессу развития самооценки и мотивации достижения в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому, может явиться причиной не реализации школьниками своих возможностей в более старшем возрасте.
В нашем исследовании была рассмотрена важная проблема взаимосвязи мотивации достижения и самооценки у подростков. Были обследованы 30 человек - обучающиеся 6-7 классов, с помощью методик Ю.М. Орлова "Потребность в достижении цели" и методика исследования самооценки А.Ц. Пуни.
Анализ результатов позволил нам сделать вывод, что самооценка подростка зависит от его мотивации достижения: чем выше самооценка, тем выше мотивация достижения. Таким образом была подтверждена наша гипотеза.


1. Андреева Г.М Социальная психология. Учебник для вузов. - Издательство: «Аспект Пресс», 2014. - 363 с. .С. 85.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В.Г.Асеев.- М.: Мысль, 1976. - 239 с.
3. Ахматов В.В., Дрозденко Е.В. Соотношение мотивации достижения и психологического благополучия старшеклассников. / Сборник статей Международной научно-практической конференции. РГУ им. А.Н. Косыгина «Психология в современном мире», 28 апреля 2017 г. / под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. - М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017. - С273-277
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: учеб. для вузов/ - М.: Просвещение, 2008.-464 с.
5. Гунько А. П. Исследование мотивации успеха у основной, специальной и освобожденной групп по физической культуре // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 83-84.
6. Жариков Н. М. Учителям и родителям о психологии подростка / Н. М. Жариков. - М.: Просвещение, 2015. - 163 с.
7. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787-792.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 3-е издание, Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2010. - 448 с.
9. Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан./А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. — 40 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан./ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.
11. Иванова М. В. Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 712-715.
12. Калашникова В. Н. Формирование адекватной самооценки учебной деятельности младшего школьника при использовании деятельностного метода обучения // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 173-175.
13. Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 360-362.
14. Князева Т.Н. Современные аспекты проблемы интеллектуального развития подростков в период возрастного кризиса // Современные проблемы науки и образования. - № 6. - 2014. - с.34-45.
15. Кузнецова Д. А., Братцева О. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2018. — С. 285288.
16. Литвинова Г.В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: На примере младших школьников и младших подростков. Афтореф. дис. на соискание степ. канд. псих наук. 2003 - 157 с.
17. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка / Н.В. Майсак // Вопросы педагогики. - 2016. - №3. - С. 68 - 69.
18. Мандель Б. Р. Возрастная психология: учеб. пособие
[Электронный ресурс] / Б.Р. Мандель. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М,
2018. - 352 с.
19. Мандель Б.Р. Педагогическая психология [Электронный ресурс] /Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 368 с.
20. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studmed.ru/markova-ak-formirovanie-motivacii-ucheniya-v-shkolnom- vozraste_dbdd3e70456.html (дата обращения: 23.12.2018)
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ВУЗов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 456 с.
22. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан./ А.Маслоу - СПб.: Евразия, 1999.
23. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2008. - 312 с.
24. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2016. - 460 с.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: 6-е изд. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 688 с.
26. Носова Е.С. Влияние самооценки на развитие мотивации достижения успеха / Е.С. Носова. - М., 2001. - 105 с.
27. Петровский А.В. Психология. Учебник для студ. Высш. Пед. цч. Заведений./ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 512 с.
28. Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука - 2014. - № 3. - С. 44-46.
29. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., 1999; Психология человека от рождения до смерти // Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А. Реана. СПб.; М., 2002.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. для вузов/ С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство "Питер", 2013 - 712 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников: учеб. пособие / С.Л. Руинштейн. - М.: Просвещение, 2007. - 320 с.
32. Сергеева Б. В., Габелия Т. К. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9
12.
33. Симонова П. С. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 591-593.
34. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2016. - 304 с.: ил. - (Серия «Учебнк для вузов»)
35. Сотникова М. И., Хрипушина О. Н. О необходимости развития у детей мотива достижения успехов и мотива избегания неудачи // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 907-908.
36. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально- адаптивного образовательного пространства: монография. - Кн.1. Психолого-педагогические,
физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков / Казин Э.М., Касаткина Н.П., Красношлыкова О.Г. и др.// под научной ред. Э.М. Казина. - Кмерово: Изд-во КРИПКиПРО. М.: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. - -363 с.
37. Троицкая И. Ю., Рыбакова Е. Н. Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 132-134.
38. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, 2016. - № 4. - С. 84 - 85.
39. Фоминова А. Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс] /А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2011. -320 с.
40. Шенбергер И. А., Литвинова О. В., Фомичёва И. Б. Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика // Молодой ученый. — 2017. — №31. — С. 67-70
41. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Электронный ресурс]/ Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860с.
42. Юденкова И. В., Бежаева Д. Н. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 409-410.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ