Земское и городское самоуправление в дореволюционный период развития России (РАНХ и ГС)
|
Введение 3
Глава1. Земское самоуправление в дореволюционный период в России 7
1.1 Земская реформа 1864 г 7
1.2 Структура и функции земств 10
Глава 2. Городское самоуправление в дореволюционный период 15
2.1 Организация городского самоуправления 15
2.2 Городское самоуправление в период контрреформ. 19
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Глава1. Земское самоуправление в дореволюционный период в России 7
1.1 Земская реформа 1864 г 7
1.2 Структура и функции земств 10
Глава 2. Городское самоуправление в дореволюционный период 15
2.1 Организация городского самоуправления 15
2.2 Городское самоуправление в период контрреформ. 19
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
В дореволюционной России органы городского самоуправления представляли собой, наряду с земствами, один из самых своеобразных институтов политической системы Российской империи, которые моно назвать попыткой сочетания принципов либеральных начал и самостоятельности с жестким центральным контролем государственного аппарата управления. Особенно заметно элементы центризма отразились на органах городского самоуправления после того, как в 1892 г. было принято новое Городовое положение, и представляло собой часть проводимых так называемых в государстве контрреформ, являвшихся кардинальным поворотом в государственно правовом развитии Российской империи.
У историков исследование данной проблематики вызывает очень живой интерес и в наши дни является актуальным. На современной стадии российской истории имеет место проблема поиска более рациональной организации местного самоуправления как из-за недостатков, которые присущи нынешней системе, так и в результате развития процессов урбанизации и усложнения тех задач, которые встали перед муниципальными учреждениями.
Вопросам как теории, так и практики местного, и, в частном случае, земского самоуправления, в дореволюционной юридической науке, было уделено много внимания. В числе самых важнейших работ можно назвать работы таких юристов, как В.П. Безобразов, А.А. Васильчиков, А.Д. Градовский, П.П. Тройский, Б.Н. Чичерин, а также таких историков, как Б.Б. Веселовский, Г.А. Джаншиев, А.А. Кизеветтер, А.А. Корнилов, К.А. Пажитнов, М.Н. Покровский . Такой вопрос, как развитие городского самоуправления, был изучен в недостаточной степени. В числе ученых, которые рассматривали этот вопрос, можно назвать следующих: И.И. Дитятин, Л.A. Велихов, Д.Д. Семенов, В.Ф. Тотомианец, М.П. Щепкин .
В российской юридической науке сразу же после Октябрьской революции 1917 года не рассматривалась проблематика местного самоуправления, объявленного в качестве института буржуазного общества. В центре внимания ученых в шестидесятые годы вставали такие вопросы, как общенародное самоуправление, переход к коммунистическому самоуправлению народа. Ряд публикаций, посвященных местному самоуправлению, начинает появляться только в самом конце восьмидесятых годов в результате разработки концепции союзного законодательства о местном самоуправлении. В связи с чем, понятия местного самоуправления отсутствовало в научном обороте российской науки вплоть до девяностых годов. Поэтому очень долго не было ни одного труда, который бы обращался к политико-правовой мысли прошлого, накопившего имеющиеся разработки по теории местного самоуправления, а также к опыту законодательного регулирования разных видов российского местного самоуправления прошлого столетия.
Проявившийся в самом начале девяностых годов возросший интерес со стороны ученых-юристов к местному самоуправлению, затронул и историю данного вопроса. Несмотря на это, не так уж и много можно назвать современных трудов по истории местного самоуправления. Поэтому следует отметить монографию такого автора, как Л. Е.Лаптева «Земские учреждения в России» (М., 1993), главу об истории муниципального права в монографии В. И. Фадеева «Муниципальное право России» (М., 1994), раздел о реформах местного самоуправления в «Истории государства и права России»
И. А. Исаева (М, 1994), диссертационные исследования И. В. Дойникова (1991 г.) и И. Д. Черник (1992 г.) . В то же время, обратим внимание на то, что полностью отсутствуют работы, сопоставляющие городское и земское самоуправление как разные формы местного самоуправления России прошлого столетия.
В качестве цели настоящего исследования выступает изучение сущности, специфика становления и развития земского и городского самоуправления в дореволюционной России.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, требуется решение следующих задач:
1. Дать характеристику земской реформе 1864 г.
2. Провести изучение земского самоуправления: функций, структуры, компетенций.
3. Провести рассмотрение «Городового положения 16.06.1870 г.», «Городового положения 1892г.».
4. Провести исследование механизмов городского самоуправления в России дореволюционного периода.
В качестве объекта исследования выступает земское и городское самоуправление в России в дореволюционный период.
В качестве предмета исследования выступает развитие земского и городского самоуправления и его функционирование в России дореволюционного периода.
Методы исследования: в процессе написания данного исследования были использованы общенаучные методы (синтеза и анализа). Метод синтеза был использован в процессе изучения структуры и функций органов местного самоуправления дореволюционного периода. Метод анализа был использован в процессе изучения историографии и источников по изучаемой тематике. При помощи историко-генетического метода были установлены суть и особенности земского и городского самоуправления истории России дореволюционного периода.
Источники. В процессе исследования были изучены такие источники, как: «Положения о губернских и земских учреждений», «Городовое положение от 16 июня 1870г.», «Городовое положение 1892г.».
Структура работы состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
У историков исследование данной проблематики вызывает очень живой интерес и в наши дни является актуальным. На современной стадии российской истории имеет место проблема поиска более рациональной организации местного самоуправления как из-за недостатков, которые присущи нынешней системе, так и в результате развития процессов урбанизации и усложнения тех задач, которые встали перед муниципальными учреждениями.
Вопросам как теории, так и практики местного, и, в частном случае, земского самоуправления, в дореволюционной юридической науке, было уделено много внимания. В числе самых важнейших работ можно назвать работы таких юристов, как В.П. Безобразов, А.А. Васильчиков, А.Д. Градовский, П.П. Тройский, Б.Н. Чичерин, а также таких историков, как Б.Б. Веселовский, Г.А. Джаншиев, А.А. Кизеветтер, А.А. Корнилов, К.А. Пажитнов, М.Н. Покровский . Такой вопрос, как развитие городского самоуправления, был изучен в недостаточной степени. В числе ученых, которые рассматривали этот вопрос, можно назвать следующих: И.И. Дитятин, Л.A. Велихов, Д.Д. Семенов, В.Ф. Тотомианец, М.П. Щепкин .
В российской юридической науке сразу же после Октябрьской революции 1917 года не рассматривалась проблематика местного самоуправления, объявленного в качестве института буржуазного общества. В центре внимания ученых в шестидесятые годы вставали такие вопросы, как общенародное самоуправление, переход к коммунистическому самоуправлению народа. Ряд публикаций, посвященных местному самоуправлению, начинает появляться только в самом конце восьмидесятых годов в результате разработки концепции союзного законодательства о местном самоуправлении. В связи с чем, понятия местного самоуправления отсутствовало в научном обороте российской науки вплоть до девяностых годов. Поэтому очень долго не было ни одного труда, который бы обращался к политико-правовой мысли прошлого, накопившего имеющиеся разработки по теории местного самоуправления, а также к опыту законодательного регулирования разных видов российского местного самоуправления прошлого столетия.
Проявившийся в самом начале девяностых годов возросший интерес со стороны ученых-юристов к местному самоуправлению, затронул и историю данного вопроса. Несмотря на это, не так уж и много можно назвать современных трудов по истории местного самоуправления. Поэтому следует отметить монографию такого автора, как Л. Е.Лаптева «Земские учреждения в России» (М., 1993), главу об истории муниципального права в монографии В. И. Фадеева «Муниципальное право России» (М., 1994), раздел о реформах местного самоуправления в «Истории государства и права России»
И. А. Исаева (М, 1994), диссертационные исследования И. В. Дойникова (1991 г.) и И. Д. Черник (1992 г.) . В то же время, обратим внимание на то, что полностью отсутствуют работы, сопоставляющие городское и земское самоуправление как разные формы местного самоуправления России прошлого столетия.
В качестве цели настоящего исследования выступает изучение сущности, специфика становления и развития земского и городского самоуправления в дореволюционной России.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, требуется решение следующих задач:
1. Дать характеристику земской реформе 1864 г.
2. Провести изучение земского самоуправления: функций, структуры, компетенций.
3. Провести рассмотрение «Городового положения 16.06.1870 г.», «Городового положения 1892г.».
4. Провести исследование механизмов городского самоуправления в России дореволюционного периода.
В качестве объекта исследования выступает земское и городское самоуправление в России в дореволюционный период.
В качестве предмета исследования выступает развитие земского и городского самоуправления и его функционирование в России дореволюционного периода.
Методы исследования: в процессе написания данного исследования были использованы общенаучные методы (синтеза и анализа). Метод синтеза был использован в процессе изучения структуры и функций органов местного самоуправления дореволюционного периода. Метод анализа был использован в процессе изучения историографии и источников по изучаемой тематике. При помощи историко-генетического метода были установлены суть и особенности земского и городского самоуправления истории России дореволюционного периода.
Источники. В процессе исследования были изучены такие источники, как: «Положения о губернских и земских учреждений», «Городовое положение от 16 июня 1870г.», «Городовое положение 1892г.».
Структура работы состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что институт земского и городского местного самоуправления прошел долгий путь развития в истории дореволюционной России. Наибольшим и кардинальным преобразованиям элементов системы местного самоуправления была ознаменована вторая половина XIX в. Именно в данный период было введено большое количество административных преобразований.
Внедрение в систему государственного управления новых элементов местного самоуправления происходило на общем фоне структурных преобразований государственной системы Российской империи в 60-70-х. годов XIX века. Проведение земской и городской реформы проводилось в общеисторическом контексте изменений общественно-политического развития России и в дореволюционный период развития.
Одними из крупнейших либеральных реформ императора Александра II явились земская и городская. «Положение о земских учреждениях» и «Городовое положение 1870 г.» базировались на самоуправленческих принципах.
Органы земского и городского местного самоуправления решали многопрофильные задачи. Органы городского управления обеспечивали сохранность и благоустройство городской инфраструктуры. Эволюция хозяйственной политики городского самоуправления определялась общими экономическими условиями развития самих городов. Органы земского самоуправления занимались решением различных хозяйственных вопросов на местах.
С момента своего возникновения до полного исчезновения во время революционных событий 1917 г органам земского самоуправления удалось внести значительный вклад в возникновение и развитие медицины, образования, промышленности на местах, что доказывало жизненную необходимость государства и общества в функционировании данных органов местного самоуправления.
Земства как социально-политический институт за столь непродолжительный период своего существования добились хороших результатов в обеспечении местного населения медицинским обеспечением, народным образованием.
К недостаткам данного института можно отнести, систему выборов в земские учреждения, которая не всем сословиям давала равные права ,чтобы избираться и быть выбранным в органы местного самоуправления. Также к недостаткам данных преобразований в системе местного самоуправления можно отнести тот факт, что земские учреждения учреждались не на всей территории Российской империи. Национальные окраины Российской империи не были введены в орбиту земской реформы, на их территории не выбирались земские органы местного самоуправления. К положительным результатам деятельности земских учреждений можно отнести вовлечение большего число людей по сравнению с предшествующим периодом исторического развития российского общества в управление и решения важных вопросов собственного местного хозяйства. Также, земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.
Данные преобразования во властных структурах на местах и правовые принципы, на которых строилась их деятельность во второй половине XIXв, были уничтожены в ходе революционных потрясений и вспыхнувшей за ней следом гражданской войне 1917-1922 гг.
Внедрение в систему государственного управления новых элементов местного самоуправления происходило на общем фоне структурных преобразований государственной системы Российской империи в 60-70-х. годов XIX века. Проведение земской и городской реформы проводилось в общеисторическом контексте изменений общественно-политического развития России и в дореволюционный период развития.
Одними из крупнейших либеральных реформ императора Александра II явились земская и городская. «Положение о земских учреждениях» и «Городовое положение 1870 г.» базировались на самоуправленческих принципах.
Органы земского и городского местного самоуправления решали многопрофильные задачи. Органы городского управления обеспечивали сохранность и благоустройство городской инфраструктуры. Эволюция хозяйственной политики городского самоуправления определялась общими экономическими условиями развития самих городов. Органы земского самоуправления занимались решением различных хозяйственных вопросов на местах.
С момента своего возникновения до полного исчезновения во время революционных событий 1917 г органам земского самоуправления удалось внести значительный вклад в возникновение и развитие медицины, образования, промышленности на местах, что доказывало жизненную необходимость государства и общества в функционировании данных органов местного самоуправления.
Земства как социально-политический институт за столь непродолжительный период своего существования добились хороших результатов в обеспечении местного населения медицинским обеспечением, народным образованием.
К недостаткам данного института можно отнести, систему выборов в земские учреждения, которая не всем сословиям давала равные права ,чтобы избираться и быть выбранным в органы местного самоуправления. Также к недостаткам данных преобразований в системе местного самоуправления можно отнести тот факт, что земские учреждения учреждались не на всей территории Российской империи. Национальные окраины Российской империи не были введены в орбиту земской реформы, на их территории не выбирались земские органы местного самоуправления. К положительным результатам деятельности земских учреждений можно отнести вовлечение большего число людей по сравнению с предшествующим периодом исторического развития российского общества в управление и решения важных вопросов собственного местного хозяйства. Также, земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.
Данные преобразования во властных структурах на местах и правовые принципы, на которых строилась их деятельность во второй половине XIXв, были уничтожены в ходе революционных потрясений и вспыхнувшей за ней следом гражданской войне 1917-1922 гг.



