Смысложизненные ориентации кризисных психологов с разным уровнем эмоционального выгорания (РАНХ и ГС)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 кризисных психологов г. Барнаула с разным стажем профессиональной деятельности – от 5 до 20 лет.
В приложениях результаты исследования.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания в психологии 5
1.1 Подходы к понятию «эмоциональное выгорание» в психологии 5
1.2 Структура и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания 10
Глава 2 Смысложизненные ориентации личности и особенности их формирования 14
2.1 Содержание смысложизненных ориентаций личности 14
2.2 Структура смысложизненных ориентаций 20
Глава 3 Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций кризисных психологов с разным уровнем эмоционального выгорания 25
3.1 Процедура и методика исследования 25
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 27
Заключение 35
Библиографический список 37
Приложение 40
Выборка: 50 кризисных психологов г. Барнаула с разным стажем профессиональной деятельности – от 5 до 20 лет.
В приложениях результаты исследования.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания в психологии 5
1.1 Подходы к понятию «эмоциональное выгорание» в психологии 5
1.2 Структура и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания 10
Глава 2 Смысложизненные ориентации личности и особенности их формирования 14
2.1 Содержание смысложизненных ориентаций личности 14
2.2 Структура смысложизненных ориентаций 20
Глава 3 Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций кризисных психологов с разным уровнем эмоционального выгорания 25
3.1 Процедура и методика исследования 25
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 27
Заключение 35
Библиографический список 37
Приложение 40
Актуальность исследования. Смысложизненные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Ценности, которые определяют смысложизненные ориентации, являются регуляторами поведения как отдельно взятого индивида, так и позволяют координировать большие и малые группы, а так же культуры и нации в целом. Особенно актуальными исследования системы смысложизненных ориентаций становятся в периоды серьезных и радикальных социальных изменений, в ситуации, когда сформировавшаяся ценностная структура общества «размывается» совершенно новыми социальными реалиями. В связи с кардинальными процессами реформирования социальной, экономической и политической сфер жизни российского общества остро встает вопрос о необходимости изучения смысложизненных ориентаций у разных социальных групп.
Актуальность категории «смысложизненные ориентации» в современной науке связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, данное понятие методологически не проработано в психолого-педагогических исследованиях. Существующие в настоящий момент работы, посвященные проблеме смысложизненных ориентаций, имеют фрагментарный и теоретический характер и в большей степени ориентированы на профессиональную деятельность педагогов как наиболее социально значимую. Однако любая профессиональная деятельность должна иметь аксиологический аспект, имеющий разные степени выраженности и соотнесенности структурных компонентов. Во-вторых, отсутствие единой концепции относительно смысложизненных ориентаций не позволяет разработать методики диагностики, ориентированные на детальный анализ ведущего компонента формирования ценностей личности в профессии. В-третьих, конкуренцию специалистов должны определять не только знания, умения и навыки, но и сформированная система смысложизненных ориентаций, определяющая траекторию движения личности в профессии. Определенное воздействие на систему формирования смысложизненных ориентаций личности оказывает уровень эмоционального выгорания, которому подвержены специалисты всех профессиональных сфер, в том числе и психологи.
Цель исследования – изучить смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «эмоциональное выгорание» в психологической литературе.
2. Определить систему смысложизненных ориентаций личности.
3. Выявить в эмпирическом исследовании смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза: смысложизненные ориентации определяются уровнем эмоционального выгорания личности кризисного психолога.
Объект исследования – смысложизненные ориентации и эмоциональное выгорание.
Предмет исследования – смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.К. Абульхановой-Славской, В.В. Бойко, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др. определили сущность понятия «синдром эмоционального выгорания». Д.А. Леонтьев, М.М. КАшапов и др. определили структуру смысложизненных ориентаций личности. В работах Е.Ю. Мандриковой, В.А. Погорской и др. определены особенности смысложизненных ориентаций у представителей разных профессий.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.
Актуальность категории «смысложизненные ориентации» в современной науке связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, данное понятие методологически не проработано в психолого-педагогических исследованиях. Существующие в настоящий момент работы, посвященные проблеме смысложизненных ориентаций, имеют фрагментарный и теоретический характер и в большей степени ориентированы на профессиональную деятельность педагогов как наиболее социально значимую. Однако любая профессиональная деятельность должна иметь аксиологический аспект, имеющий разные степени выраженности и соотнесенности структурных компонентов. Во-вторых, отсутствие единой концепции относительно смысложизненных ориентаций не позволяет разработать методики диагностики, ориентированные на детальный анализ ведущего компонента формирования ценностей личности в профессии. В-третьих, конкуренцию специалистов должны определять не только знания, умения и навыки, но и сформированная система смысложизненных ориентаций, определяющая траекторию движения личности в профессии. Определенное воздействие на систему формирования смысложизненных ориентаций личности оказывает уровень эмоционального выгорания, которому подвержены специалисты всех профессиональных сфер, в том числе и психологи.
Цель исследования – изучить смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «эмоциональное выгорание» в психологической литературе.
2. Определить систему смысложизненных ориентаций личности.
3. Выявить в эмпирическом исследовании смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза: смысложизненные ориентации определяются уровнем эмоционального выгорания личности кризисного психолога.
Объект исследования – смысложизненные ориентации и эмоциональное выгорание.
Предмет исследования – смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.К. Абульхановой-Славской, В.В. Бойко, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др. определили сущность понятия «синдром эмоционального выгорания». Д.А. Леонтьев, М.М. КАшапов и др. определили структуру смысложизненных ориентаций личности. В работах Е.Ю. Мандриковой, В.А. Погорской и др. определены особенности смысложизненных ориентаций у представителей разных профессий.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.
В истории познания эмоционального выгорания можно условно выделить три этапа: на первом этапе ученые отождествляли выгорание с понятием стресса, считая его результатом рабочего стресса; второй этап - системный, когда эмоциональное выгорание получило описание в виде системного конструкта в единстве статического и динамического аспектов; третий - гуманистический, который рассматривает эмоциональное выгорания как комплексе специфических переживаний и видит в нем конструктивные возможности для самоактуализации специалиста.
Под эмоциональным выгоранием личности понимается процесс неоптимального приспособления специалиста к рабочему стрессу (со стадиями напряжение, резистенция и истощения), что изменяет личностную целостность и активирует комплекс соответствующих переживаний с целью организации новой личностной целостности, результатом которого является специфическое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личностных достижений.
Проектирование смысложизненных ориентаций должно основываться на осознанном отношении личности к собственной жизни и проявляться не только в убеждениях, взглядах, поведении и общении, но и практической деятельности, определяя тем самым «стиль жизни». Развитие этой способности можно рассматривать, с одной стороны, как изменение под давлением социальных обстоятельств, с другой – как самодостраивание, при котором внешние детерминанты подвергаются смысловому анализу, принимаются или отвергаются, либо трансформируются во внутренние регуляторы осуществления собственной стратегии жизни, становления своего качества жизни.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что испытуемым психологам как с высоким уровнем, так и со средним уровнем эмоционального выгорания характерна деперсонализация и профессиональная неуспешность. Перенапряжение защитных механизмов этой фазы указывает на дальнейшее формирование синдрома выгорания у испытуемых с высоким уровнем эмоционального выгорания (23 – 46%) и средним уровнем (27 – 56%).
Испытуемые с высоким уровнем эмоционального выгорания реже вступают в борьбу. Среднее значение индекса расхождения R для них равно 12,6, что говорит о низком уровне рассогласования в мотивационно-личностной сфере.
Рассматривая соотношение значимости ценностей и их доступности у испытуемых со средним уровнем эмоционального выгорания мы можем отметить, что для них значимыми выступают следующие сферы жизни: счастливая семейная жизнь (16,7%), наличие хороших и верных друзей (16,7%), любовь (16,7%), познание (16,7%). Наименее ценными сферами жизни являются: здоровье (8,3%), красота природы и искусства (8,3%), уверенность в себе (8,3%), свобода как независимость в поступках и действиях (8,3%).
Вместе с тем испытуемые с высоким уровнем эмоционального выгорания менее рефлексивны, тревожны, быстрее переходят от планов к действиям и более склонны идти на риск, чем испытуемые со средним уровнем эмоционального выгорания.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Под эмоциональным выгоранием личности понимается процесс неоптимального приспособления специалиста к рабочему стрессу (со стадиями напряжение, резистенция и истощения), что изменяет личностную целостность и активирует комплекс соответствующих переживаний с целью организации новой личностной целостности, результатом которого является специфическое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личностных достижений.
Проектирование смысложизненных ориентаций должно основываться на осознанном отношении личности к собственной жизни и проявляться не только в убеждениях, взглядах, поведении и общении, но и практической деятельности, определяя тем самым «стиль жизни». Развитие этой способности можно рассматривать, с одной стороны, как изменение под давлением социальных обстоятельств, с другой – как самодостраивание, при котором внешние детерминанты подвергаются смысловому анализу, принимаются или отвергаются, либо трансформируются во внутренние регуляторы осуществления собственной стратегии жизни, становления своего качества жизни.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что испытуемым психологам как с высоким уровнем, так и со средним уровнем эмоционального выгорания характерна деперсонализация и профессиональная неуспешность. Перенапряжение защитных механизмов этой фазы указывает на дальнейшее формирование синдрома выгорания у испытуемых с высоким уровнем эмоционального выгорания (23 – 46%) и средним уровнем (27 – 56%).
Испытуемые с высоким уровнем эмоционального выгорания реже вступают в борьбу. Среднее значение индекса расхождения R для них равно 12,6, что говорит о низком уровне рассогласования в мотивационно-личностной сфере.
Рассматривая соотношение значимости ценностей и их доступности у испытуемых со средним уровнем эмоционального выгорания мы можем отметить, что для них значимыми выступают следующие сферы жизни: счастливая семейная жизнь (16,7%), наличие хороших и верных друзей (16,7%), любовь (16,7%), познание (16,7%). Наименее ценными сферами жизни являются: здоровье (8,3%), красота природы и искусства (8,3%), уверенность в себе (8,3%), свобода как независимость в поступках и действиях (8,3%).
Вместе с тем испытуемые с высоким уровнем эмоционального выгорания менее рефлексивны, тревожны, быстрее переходят от планов к действиям и более склонны идти на риск, чем испытуемые со средним уровнем эмоционального выгорания.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



