Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Смысложизненные ориентации кризисных психологов с разным уровнем эмоционального выгорания (РАНХ и ГС)

Работа №37833

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
510
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 кризисных психологов г. Барнаула с разным стажем профессиональной деятельности – от 5 до 20 лет.
В приложениях результаты исследования.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания в психологии 5
1.1 Подходы к понятию «эмоциональное выгорание» в психологии 5
1.2 Структура и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания 10
Глава 2 Смысложизненные ориентации личности и особенности их формирования 14
2.1 Содержание смысложизненных ориентаций личности 14
2.2 Структура смысложизненных ориентаций 20
Глава 3 Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций кризисных психологов с разным уровнем эмоционального выгорания 25
3.1 Процедура и методика исследования 25
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 27
Заключение 35
Библиографический список 37
Приложение 40

Актуальность исследования. Смысложизненные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Ценности, которые определяют смысложизненные ориентации, являются регуляторами поведения как отдельно взятого индивида, так и позволяют координировать большие и малые группы, а так же культуры и нации в целом. Особенно актуальными исследования системы смысложизненных ориентаций становятся в периоды серьезных и радикальных социальных изменений, в ситуации, когда сформировавшаяся ценностная структура общества «размывается» совершенно новыми социальными реалиями. В связи с кардинальными процессами реформирования социальной, экономической и политической сфер жизни российского общества остро встает вопрос о необходимости изучения смысложизненных ориентаций у разных социальных групп.
Актуальность категории «смысложизненные ориентации» в современной науке связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, данное понятие методологически не проработано в психолого-педагогических исследованиях. Существующие в настоящий момент работы, посвященные проблеме смысложизненных ориентаций, имеют фрагментарный и теоретический характер и в большей степени ориентированы на профессиональную деятельность педагогов как наиболее социально значимую. Однако любая профессиональная деятельность должна иметь аксиологический аспект, имеющий разные степени выраженности и соотнесенности структурных компонентов. Во-вторых, отсутствие единой концепции относительно смысложизненных ориентаций не позволяет разработать методики диагностики, ориентированные на детальный анализ ведущего компонента формирования ценностей личности в профессии. В-третьих, конкуренцию специалистов должны определять не только знания, умения и навыки, но и сформированная система смысложизненных ориентаций, определяющая траекторию движения личности в профессии. Определенное воздействие на систему формирования смысложизненных ориентаций личности оказывает уровень эмоционального выгорания, которому подвержены специалисты всех профессиональных сфер, в том числе и психологи.
Цель исследования – изучить смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «эмоциональное выгорание» в психологической литературе.
2. Определить систему смысложизненных ориентаций личности.
3. Выявить в эмпирическом исследовании смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза: смысложизненные ориентации определяются уровнем эмоционального выгорания личности кризисного психолога.
Объект исследования – смысложизненные ориентации и эмоциональное выгорание.
Предмет исследования – смысложизненные ориентации клинических психологов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.К. Абульхановой-Славской, В.В. Бойко, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др. определили сущность понятия «синдром эмоционального выгорания». Д.А. Леонтьев, М.М. КАшапов и др. определили структуру смысложизненных ориентаций личности. В работах Е.Ю. Мандриковой, В.А. Погорской и др. определены особенности смысложизненных ориентаций у представителей разных профессий.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В истории познания эмоционального выгорания можно условно выделить три этапа: на первом этапе ученые отождествляли выгорание с понятием стресса, считая его результатом рабочего стресса; второй этап - системный, когда эмоциональное выгорание получило описание в виде системного конструкта в единстве статического и динамического аспектов; третий - гуманистический, который рассматривает эмоциональное выгорания как комплексе специфических переживаний и видит в нем конструктивные возможности для самоактуализации специалиста.
Под эмоциональным выгоранием личности понимается процесс неоптимального приспособления специалиста к рабочему стрессу (со стадиями напряжение, резистенция и истощения), что изменяет личностную целостность и активирует комплекс соответствующих переживаний с целью организации новой личностной целостности, результатом которого является специфическое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личностных достижений.
Проектирование смысложизненных ориентаций должно основываться на осознанном отношении личности к собственной жизни и проявляться не только в убеждениях, взглядах, поведении и общении, но и практической деятельности, определяя тем самым «стиль жизни». Развитие этой способности можно рассматривать, с одной стороны, как изменение под давлением социальных обстоятельств, с другой – как самодостраивание, при котором внешние детерминанты подвергаются смысловому анализу, принимаются или отвергаются, либо трансформируются во внутренние регуляторы осуществления собственной стратегии жизни, становления своего качества жизни.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что испытуемым психологам как с высоким уровнем, так и со средним уровнем эмоционального выгорания характерна деперсонализация и профессиональная неуспешность. Перенапряжение защитных механизмов этой фазы указывает на дальнейшее формирование синдрома выгорания у испытуемых с высоким уровнем эмоционального выгорания (23 – 46%) и средним уровнем (27 – 56%).
Испытуемые с высоким уровнем эмоционального выгорания реже вступают в борьбу. Среднее значение индекса расхождения R для них равно 12,6, что говорит о низком уровне рассогласования в мотивационно-личностной сфере.
Рассматривая соотношение значимости ценностей и их доступности у испытуемых со средним уровнем эмоционального выгорания мы можем отметить, что для них значимыми выступают следующие сферы жизни: счастливая семейная жизнь (16,7%), наличие хороших и верных друзей (16,7%), любовь (16,7%), познание (16,7%). Наименее ценными сферами жизни являются: здоровье (8,3%), красота природы и искусства (8,3%), уверенность в себе (8,3%), свобода как независимость в поступках и действиях (8,3%).
Вместе с тем испытуемые с высоким уровнем эмоционального выгорания менее рефлексивны, тревожны, быстрее переходят от планов к действиям и более склонны идти на риск, чем испытуемые со средним уровнем эмоционального выгорания.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абульханова-Славская, К.А. Основные этапы развития концепции С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский // С.Л. Рубинштейн. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / РАН, Ин-т психологии. – М.: Наука. – 2007. – 462 с.
2. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 569 с.
3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2014. – 474 с.
4. Борисова, М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Педагогическая психология» / М.В. Борисова. – Ярославль, 2013. – 28 с.
5. Брушлинский, А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / А.В. Брушлинский // Вопросы психологии. 2009. – №5. – С. 44-49.
6. Валькова, Т.А. Резистенция как показатель профессиональной деформации личности учителя: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.А. Валькова. – Казань, 2002. – 171 c.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – СПб : Питер, 2012. – 456 с.
8. Виданова, Ю.И. Особенности психического выгорания и преодолевающего поведения у административных работников государственной службы : автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук : спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / И.Ю. Виданова. – СПб., 2008. – 17 с.
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
10. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. – СПб.: Питер, 2014. – 176 с.
11. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С. 74-77.
12. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности // Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. – СПб.: Питер, 2017. – 348 с.
13. Зимбардо, Ф. Психология личности / Ф. Зимбардо. – СПб: Питер, 2012. – 569 с.
14. Жеглова, К.Ю. Особенности динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / К.Ю. Жеглова. – Ярославль, 2017. – 27 с.
15. Кашапов, М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / М.М. Кашапов. – Ярославль: Ремдер, 2013. – 183 с
16. Клочко, В.Е. Самоорганизация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 45-52.
17. Курек, Н.С. Нарушения психической активности / Н.С. Курек. – М.: Инфра-М, 2014. – 241 с.
18. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2015. – 511 с.
19. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2014. – 583 с.
20. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности / Е.Ю. Мандрикова // Психологический журнал. – 2018. – Т. 29. – №4. – С. 54-65.
21. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 452 с.
22. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 589 с.
23. Погoрская, В.А. Характер взаимосвязи субъективного благополучия личности и ценностно-смысловой сферы личности / В.А. Погoрская // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 4. – С. 226-229.
24. Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности / Л.Т. Потанина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 32-38.
25. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст: монография / И.А. Ральникова. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 171 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2013. – 524 с.
27. Сивцова, А.В. Ценностные ориентации личности: от внутренних конфликтов к саморазвитию. Могография / А.В. Сивцова. – М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, гос. образоват. учреждение выс. проф. образования «Алт. агр. гос. университет». – Барнаул: Издательство «АГАУ», 2010. – 218 с.
28. Старовойтенко, Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Б. Старовойтенко. – М.: Академический Проект: Трикста, 2014. – 250 с.
29. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман. – М.: Интерпракс, 2015. – 288 с.
30. Фрейд, З.Психоанализ / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2015. – 458 с.
31. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Владос, 2012. – 658 с.
32. Явон, С.В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи / С В. Явон // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 3. – С. 154-156.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ