Введение 3
1 Философия антикоммунизма 5
2 Философия христианского социализма в русском зарубежье 11
3 Философия «евразийства»: суть и основы идеологии 16
Заключение 22
Список литературы 25
96 лет назад, 29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл «Философский пароход», пассажирами его были выдающиеся русские мыслители.
Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
В числе изгнанных оказались: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Г.П. Фёдоров, Г.Ф. Флоровский. Находясь в эмиграции, мыслители не прекратили свою философскую деятельность, а напротив, создали оригинальное направление в русской мысли, получившее название «философии русского зарубежья», которое привлекло внимание Запада к русской философии.
«Философский пароход» стал знаковым явлением для российской истории мысли. Сегодня многие требуют дать однозначный ответ: отрицательное ли это событие с точки зрения культуры или положительное с точки зрения судьбы высланных. А есть ли необходимость выносить вердикт? «Философский пароход» - факт нашей истории, его, разумеется, нельзя игнорировать при том, что идеологизация его неизбежна. Существенно здесь то, что мысль, свободная мысль, была сохранена, и диалог с ней продолжается до сих пор.
Философия русского зарубежья не имела тематического и содержательного единства, однако всех философов объединяла одна задача: осознать произошедшие с Россией изменения, оценить их в контексте «русской идеи» и попытаться выработать отношение к Советской России.
В философии «зарубежья» выделяют три основных направления: философия антикоммунизма, христианский социализм и философия «евразийства».
Объект исследования: история русской философии.
Предмет исследования: философия русского зарубежья.
Цель работы: рассмотреть особенности философии русского зарубежья.
Задачи:
рассмотреть философию и представителей антикоммунизма;
показать отличительные черты философии христианского социализма в русском зарубежье;
определить суть и основы идеологии философия «евразийства».
Методы исследования: анализ, системный метод, состоящий в изучении объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, метод реферативного изложения материала.
Источниками информации для написания работы по теме «Философия русского зарубежья» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Философия русского зарубежья», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Структура реферата: введение, три параграфа, заключение, список литературы.
Философия русского зарубежья - период в русской философии, последовавший после высылки ряда выдающихся русских философов из Советской России в Германию на т.н. «философском пароходе» в 1922 году.
Первая волна философской эмиграции (покинувшие страну в предреволюционное и революционное время, высланные в 20-е гг.) была представлена в основном сторонниками идеалистических и метафизических направлений.
Так, именно русские философы, прежде всего С.Л. Франк, Н.А Бердяев, существенно повлияли на становление и развитие экзистенциализма. Шестов Л. И. разработал концепцию абсурдности человеческого существования, независимости личности от любых условий внешнего мира - материальных, духовных, нравственных; выдвинул тезис о правах «героя» выступать против всего общества и Вселенной. Доверие, по его мнению, возможно лишь к Богу, который не имеет никакой содержательной определенности. Любая познавательная деятельность объявлялась им равносильной грехопадению.
Это направление русской философии сохранило религиозный уклон (интуитивизм) и приобрело ярко выраженный антисоветизм. Среди самых известных и получивших европейское и мировое признание русских философов-изгнанников были Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.И. Шестов и ряд других русских мыслителей: Д.С. Мережковский, П.А. Сорокин, Н.О. Лосский, И.А. Ильин.
Общей для большинства зарубежных русских деятелей была религиозная направленность философии, а также социально-философская проблематика в ее связи с судьбой и будущим России.
Антикоммунистическая направленность была характерна почти для всех русских философов, однако у некоторых из них идея коммунизма получила специальное толкование. Казалось бы, проповедуемые коммунизмом идеалы справедливости и благополучия не могут быть предметом критики. Но это не так. Н.И. Бердяев и С.Л. Франк подвергли сомнению базисный принцип коммунизма и социализма: возможность улучшения человека за счёт «внешних» мероприятий, то есть путём социальных и экономических реформ и революций. Попытки установить всеобщее равенство разрушают такой основополагающий принцип бытия, как иерархия. Пока человек не пройдёт необходимый отрезок самосовершенствования духа, бессмысленно проводить социальные преобразования. Поэтому коммунизм и социалистическое строительство в России, по мнению этих философов, обречены.
Идеологами «христианского социализма» считаются такие деятели русского зарубежья, как С.Н. Булгаков и Г.П. Федотов. Они утверждали, что социализм, строящийся в России, не имеет ничего общего с настоящим социализмом, который может быть только христианским. Социализм Маркса - это проявление «человекобожия» и кара за грехи исторического христианства. Чтобы как-то нейтрализовать последствия реального социализма, христианская церковь должна активно участвовать в культурном процессе и в социальной жизни.
Евразийство как социально-политическое учение, появилось в начале 20-х годов нашего столетия. Его манифестами считают работу С.Н. Трубецкого «Европа и человечество» и сборник статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев». Центральная тема этих работ - всемирно-историческое призвание России в связи с гибелью европейской культуры в результате I-й мировой войны. По утверждению евразийцев, необходима переоценка всех ценностей, принципиально новый взгляд на историю и будущее человечества. Само название течения говорит о его содержании: дальнейшую разработку «русской идеи» теоретики евразийства вели исходя из евроазиатского положения России и из того факта, что на её историю и культуру оказали влияние как Восток, так и Запад. После того, как европоцентризм потерпел историческое и культурное фиаско, роль мессии выпадает на Россию именно из-за её евроазиатского статуса. К наиболее видным деятелям евразийства относят С.Н. Трубецкого, Г.В. Флоровского, П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Л.П. Карсавина, Г.В. Вернадского. Евразийцы, для пропаганды своих взглядов, издавали альманах «Евразийская хроника» и еженедельную газету «Евразия».
Начавшаяся 1 сентября 1939 года II Мировая война и особенно нападение Германии на Советский Союз летом 1941 г. раскололи и без того далекое от единства культурное и политическое пространство русского зарубежья.
1. Алексеев П.В. Философы России ХIХ-ХХ столетий: Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. проект, 1999. –944 c.
2. Бабинов Ю.А. И.А. Ильин и национальное самосознание русского народа / Бабинов Ю.А., Колесов М.С. // Социально-гуманитарные знания. - 2001. – № 3. – С.242-257.
3. Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России / Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2001. – 479 с.
4. Баринов Д.Н. Социально-философское учение С.Л. Франка: Науч. работа / Д.Н. Баринов; Моск. гос. индустр. ун-т. – М., 2000. – 39 с.
5. Бердяев Н.А. Судьба России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/69716-sudba-rossii. – Дата обращения 19.09.2018.
6. Борщ И. В. Темы философии права в христианской мысли Н.А. Бердяев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: spbda.ru/digest/temy-filosofii-prava-v-hristianskoy-mysli-n-a-berdyaeva. – Дата обращения 19.09.2018.
7. Возвращенный мир / Михайлов О.Н.(рук.), Мурнова Н.К. (отв. ред.), Борисов В.П. и др.; Правительство Москвы и др. – М.: Рус. Мир, 2004. – 701 с., ил. - (Антология рус. зарубежья; Т. 1).
8. Гачева А.Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов / А.Г. Гачева, О.А. Казнина, С.Г. Семенова; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. – М.: ИМЛИ, 2003. – 400 c.
9. Гидиринский В.И. Введение в русскую философию: типологический аспект: учеб. пособие для вузов гуманитар. профиля / В.И. Гидиринский; Моск. гуманитар. ин-т им. Е.Р. Дашковой. – М., 2003. – 317 c.
10. Главацкий М.Е. «Философский пароход»: год 1922-й: Историогр. этюды / М.Е. Главацкий. - Екатеринбург: Урал. ун-т, 2002. - 220 с.
11. История русской философии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/russkaya-filosofiya.html- Дата обращения: 20.09.2018.
12. История русской философии: учебник для академического бакалавриата / А. Ф. Замалеев [и др.]; под общ. ред. А. Ф. Замалеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 361 с.
13. Кочетова К.Ю., Кондрашова Н.А. Российская философия: историческое наследие и перспективы будущего развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibac.info/archive/social/12(26).pdf. – Дата обращения: 20.09.2018.
14. Митрофанов Г.Н. Религиозно-философское творчество Е.Н. Трубецкого как предмет исследования в российской историко-философской литературе ХХ века // Христианское чтение. - 2018. - №3. - 172-182.
15. Черняев А.В. Русская философия в мировом контексте. [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.05.2018. – Режим доступа: https://history.jes.su/s207987840002104-3-1. – Дата обращения 19.09.2018.