ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования кадрового резерва в органах власти
муниципального образования 7
1.1 Сущность, понятие кадрового резерва в органах власти муниципального
образования 7
1.2 Основные элементы кадрового резерва в органах власти муниципального
образования 11
1.3 Основы формирования кадрового резерва в органах власти муниципального
образования 16
2 Анализ кадрового резерва в органах власти муниципального образования на
примере города Набережные Челны 22
2.1 Краткая характеристика кадрового состава Исполнительного комитета
муниципального образования город Набережные Челны 22
2.2 Анализ формирования кадрового резерва в органах власти муниципального
образования в город Набережные Челны 34
3 Совершенствование кадрового резерва в органах власти муниципального
образования в город Набережные Челны 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных условиях управление профессиональным развитием
превратилось в ключевой элемент управления организацией. Формами
профессионального развития являются планирование и развитие карьеры,
профессиональное обучение, подготовка резерва руководителей.
Современные организации заинтересованы и способствуют
профессиональному росту своих сотрудников на всех уровнях иерархии.
Однако существует группа должностей, которым уделяется особое внимание.
Это должности высших руководителей, оказывающих исключительное влияние
на развитие организации. Способность выявлять и успешно готовить будущих
руководителей является сегодня важнейшим фактором успеха в конкурентной
борьбе. Поэтому особое внимание уделяют подготовке сотрудников для
занятия ключевых должностей-руководителей.
Подготовка преемников представляет собой сложный многоступенчатый
процесс, требующий постоянного внимания со стороны высшего руководства,
специалистов по профессиональному развитию, поддержки руководителей
подразделений. Значимая роль в работе с кадровым резервом отводится
кадровым органам. Анализируя практику их работы, можно отметить, что в
настоящее время они активно заняты поисками в области создания системы
диагностики кадров управления. От того, насколько эффективно будет работать
эта система, во многом будет зависеть успех всей организации, поэтому
управление ею составляет один из приоритетов высшего руководства.
Однако в данной области имеется и ряд серьезных проблем. Данная
задача недостаточно изучена применительно к новым условиям хозяйствования,
ее решение не обеспечено необходимыми, отвечающими современным
требованиям, нормативно-методическими и аналитическими материалами,
соответствующими развивающемуся рынку труда. Недостаточная изученность
механизма управления кадровым резервом в современных условиях приводит к
тому, что потребности предприятий в человеческих ресурсах полностью не5
удовлетворяются, что снижает эффективность их работы. Нередко
руководящий состав недооценивает объективную необходимость достижения
поставленных целей в работе с резервом кадров. В некоторых случаях нет
взаимодействия между функциональными подразделениями и кадровыми
органами, система аттестации недостаточно ориентирована на решение
вопросов резерва кадров, не созданы единые модели диагностики и подготовки
кандидатов на вышестоящие должности.
Целью выпускной квалификационной работы является
совершенствование работы с кадровым резервом на примере муниципального
образования город Набережные Челны.
Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
– исследовать теоретические и методологические основы формирования и
работы с кадровым резервом;
– проанализировать состав и структуру персонала муниципального
образования город Набережные Челны по стажу работы, образованию,
профессии, полу и возрасту;
– провести анализ формирования и развития кадрового резерва
муниципального образования город Набережные Челны;
– разработать рекомендации для совершенствования работы с кадровым
резервом муниципального образования город Набережные Челны.
Предметом данного исследования является кадровый резерв.
Объект исследования: Исполнительный комитет муниципального
образования город Набережные Челны.
Источниками при выполнении данной работы послужили научные
исследования ряда вышеназванных авторов, статьи из специализированных
журналов: «Управление персоналом», «Менеджмент в России и за рубежом», а
также данные социологических исследований.
Информационной базой для работы послужила финансовая и
статистическая отчетность муниципального образования город Набережные
Челны предприятия за период 2016-2018 гг.6
При городанаписании невыпускной квалификационной работы ещеиспользовались правовой
работы изображенияРодникова А.Н., Михайлова О.И., Родионовой В.Н. и печати других покупателя второв. выводы
Материалы составляющих периодической товара печати, входят нормативная выводы документация
муниципального образования город Набережные Челны предприятия за период
2016-2018 гг.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ
документов, группировки, сравнение, наблюдение, беседа, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа структурасостоит первомиз начальномвведения, структураосновной для
части, требуют включающей ряд три главы, заключения, списка использованных
источников и приложения.
Во введении обозначены актуальность исследования, определены его
объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, рассмотрена структура
дипломной работы.
В первой главе выпускной квалификационной исследованы сущность,
понятие кадрового резерва в органах власти муниципального образовании,
основные элементы кадрового резерва в органах власти муниципального
образования, основы формирования кадрового резерва в органах власти
муниципального образования.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дана краткая
характеристика кадрового состава Исполнительного комитета муниципального
образования город Набережные Челны, проведен анализ формирования
кадрового резерва в органах власти муниципального образования в город
Набережные Челны.
имиджем третьей главе выпускной квалификационной работы разработаны
рекомендации кадрового резерва в органах власти муниципального
образования в город Набережные Челны.
В последнее время в практике управление персоналом все чаще
приходится сталкиваться с ситуацией, когда в числе основных мотивов
трудовой деятельности работников (особенно находящихся на позициях
менеджеров различного уровня и специалистов) выступает самореализация
работника, его желание и возможность сделать деловую карьеру.
Актуальность данной темы обусловлена осознанием перспективности и
высокой отдачи данного направления кадровой работы. Система работы с
кадровым резервом в нашей стране только формируется. Ее главной
отличительной чертой является построение законченной цепочки работы с
кадровым резервом - от поиска и отбора кандидатов для зачисления в резерв до
их назначения на вакантные должности. В этой связи итогом данного
исследования является разработка рекомендаций по вопросам, связанным с
формирования кадрового резерва.
Кадровый резерв – группа руководителей и специалистов, обладающих
способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям,
предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и
прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Для специалистов службы управления персоналом наибольший интерес
представляет именно внутриорганизационный аспект карьеры работника, так
как он позволяет максимально учесть интересы конкретного работника
(следовательно, наиболее эффективно использовать его потенциал) в
реализации целей и задач бизнеса предприятия. Формирование и использование
кадрового резерва в организации должно максимально удовлетворять
потребности предприятия в замещении должностных позиций специалистов
различного уровня и профиля.
Кадровое обеспечение является составной частью системы
муниципального управления. Деятельность персонала муниципальной службы
тесно связана с планомерным достижением целей муниципального
образования: получение высоких конечных результатов при минимальных
затратах всех ресурсов, создание благоприятного морально - психологического
климата, совершенствование стимулов и условий труда, определяющих его
высокую привлекательность и удовлетворенность трудом всех служащих,
повышение эффективности работы как администрации в целом, так и каждого
отдельного муниципального служащего.
На основе понятий «реализация» и «развитие» в отношении кадрового
потенциала муниципальной службы в муниципальном образовании город
Набережные Челны, в данной выпускной квалификационной работе было
определено, что для успешной реализации кадрового потенциала
муниципальной службы необходимо:
1. Соответствие муниципальных служащих определенным требованиям,
установленным законодательством (уровень профессионального образования,
стаж работы, знания, навыки, возраст).
2. Возможность муниципальных служащих реализовать свои
профессиональные способности и удовлетворенность их реализацией в своей
профессиональной деятельности.
При этом профессионально-квалификационное развитие, на наш взгляд
может осуществляться посредством переподготовки, повышения квалификации
(один раз в три года) и стажировки. Таким образом, профессиональноквалификационное развитие муниципальных служащих можно выразить в
количественных показателях, рассмотрев сколько муниципальных служащих
было направлено и подготовлено в определенный промежуток времени. Это
дает возможность дать оценку эффективности развития - муниципальной
службы.
В целом, направления совершенствования работы с персоналом
администрации муниципального образования город Набережные Челны, на наш
взгляд, должны включать в себя:
1) повышение уровня профессиональной подготовки муниципальных
служащих, посредством:
– целевых краткосрочных курсов с отрывом от работы и без него;
– профессиональной переподготовкой в вузах города Набережные Челны
и страны в целом;
– прохождения стажировок в органах муниципальной и государственной
власти.65
2) разработку четкой системы отбора персонала в рамках существующей
конкурсной системы, путем:
– расширения методов оценки профессионального уровня кандидатов на
муниципальные должности;
–проведения анализа психологической готовности к работе в
муниципальной службе.
3) более тщательного подхода к формированию кадрового резерва не
только по количеству отработанных лет в муниципальных органах, но и по
качеству данной работы.
4) разработку более детальной системы мотивации, включающей в себя:
– более детальную регламентацию системы материального
стимулирования;
– разработку и внедрение методов нематериальной мотивации.
Считаем, что реализация данных мероприятий позволит осуществлять
процесс управления персоналом администрации городского округа город
Набережные Челны более эффективно.
Изучение теоретико-правовых основ и современных инновационных
технологий работы с кадровым резервом позволили автору провести анализ
состояния кадрового резерва в органах муниципальной власти, и предоставить
рекомендации по совершенствованию работы с кадровым резервом на
муниципальном уровне:
– создание на муниципальном уровне современной законодательной базы
кадрового резерва, начиная с разработки и принятия Программы формирования
резерва управленческих кадров.
– разработка передовых методик и технологий, позволяющих объективно
оценить возможности, перспективность работников, включаемых и
включенных в кадровый резерв;
– активизация материальных и моральных механизмов - стимулов,
позволяющих привлечь на муниципальную службу молодых, талантливых,
перспективных работников, настоящих профессионалов-управленцев;66
– подготовка кадрового резерва должна быть строго увязана с мерами,
предусмотренными индивидуальными планами подготовки резервистов, в
частности с такими, как: постановка целей, прогнозирование результатов,
планирование мероприятий их достижению, организация процесса подготовки,
мониторинг хода подготовки и др. На основании выполненного нами анализа
можно предложить также следующие рекомендации по совершенствованию
формирования и подготовки кадрового резерва в муниципальных органах.
– основной (превалирующей) формой обучения резервистов должно стать
самообучение, так называемая самоподготовка под контролем. Суть ее в том,
что резервисту надо помочь определиться с объемами потребных знаний,
умений и навыков, формированием которых он должен заниматься
преимущественно самостоятельно. Этот объем должен быть определен исходя
из требований к замещению предстоящей должности.
– метод специальных ротаций должен получить максимально возможное
применение для всех без исключения категорий резервистов. Апробация
резервистов методом ротаций, т. е. путем замещения должности на
непродолжительное время, должна решать следующие задачи:
а) замена работы на уровне прежней должности, но в разных сферах
деятельности, к примеру, переводом с муниципальной службы на
государственную гражданскую службу или в реальный сектор экономики и
наоборот и т.д.;
б) расширение трудового пространства, т.е. горизонтальное освоение
дополнительных обязанностей в пределах одной организации и т.д.
Такой подход к специализации обучения помимо роста
профессионализма позволит решить задачи повышения мотивации труда,
заинтересованности в содержании работы, формирования кадрового резерва и
внутриорганизационной культуры.
Предлагается внедрение зарубежного опыта обучения муниципальных
служащих с целью повышения мотивации профессионализации:
– направленное на формирование стратегического системного мышления
и развитие лидерских качеств обучение руководителей;
– ротация внутри организации, в т.ч. и в территориальных органах;
стажировки в частных компаниях,
– привлечение индивидуальных наставников.
Одним из решений проблемы повышения доступности и эффективности
обучения в российской муниципальной службе является личностноориентированное обучение муниципальных служащих, основанное на
использовании информационных технологий, позволяющее
интенсифицировать и максимально приблизить процесс обучения к месту
работы.
Резюмируя вышеуказанное, заметим, что в рамках данного раздела
дипломного проекта мы попытались рассмотреть некоторые наиболее
«проблемные» моменты в применении кадровых технологий в процессах
подбора и отбора управленцев, а также предложить ряд рекомендаций по
усовершенствованию формирования системы кадрового резерва на
муниципальной службе.
Проведенный выше анализ, безусловно, не может считаться
исчерпывающим. Мы лишь в сжатом, концентрированном виде раскрыли
кадровую работу по формированию кадров муниципального управления. В
реальности особенностей такого рода деятельности значительно больше. А
значит больше и проблем, с которыми приходится сталкиваться кадровым
службам в своей работе. Конечно обеспечение органов местного
самоуправления эффективными, высококвалифицированными, грамотными,
инновационно - мыслящими кадрами дело не одного года. И это потребует
немалого вложения сил и средств. Но такие качественные преобразования
необходимы для формирования и функционирования эффективной системы
кадрового резерва на муниципальной службе.
Необходимость работы с кадровым резервом возникает в связи с
периодически возникающей потребностью в замещении вакантных должностей.
Текучесть кадров присуща любой организации, включая органы местного
самоуправления. Кроме того, в органах местного самоуправления могут
появиться новые направления работы, под которые будут введены
дополнительные штатные единицы. И в том, и в другом случае руководителям
разумно иметь в оперативном распоряжении кандидатов, способных справиться
с этой работой, то есть формировать и вести кадровый резерв.
Другими словами можно сказать, что формирование кадрового резерва
является способом оперативного реагирования властного аппарата на
потребности в формировании и функционировании органов муниципальной
власти.
В этой связи, несомненно, важны кадровые технологии по
совершенствованию формирования резерва управленческих кадров в системе
муниципальной службы, которые позволят не только выстроить оптимальную
модель функционирования кадрового резерва на муниципальном уровне, но
будут ориентированы на современные потребности и гибко реагировать на
возникающие проблемы системы.
Сегодня в соответствии с объективными вызовами времени, в России
осуществляется реформирование государственной и муниципальной службы,
призванное с учетом современной кадровой ситуации, использованием
имеющихся ресурсов материальной и методической базы обеспечить органы
государственного и местного самоуправления профессионально
подготовленными, инициативными и ответственными кадрами.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 года. https://www.6lib.ru/books/read/vseobhaa-deklaraciaprav-heloveka-_10-dekabra-1948-goda_-213382
3. Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952
года. https://base.garant.ru/2541190/
4. Приказ Министерства социальной защиты Российской Федерации от
15.06.2004 г. № 50 «Об утверждении примерного положения о центре
социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий».
http://docs.cntd.ru/document/917016019
5. Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления». // Собрание законодательства РФ.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
II. Монографии и научные статьи:
6. Азарова, Е.Г. / Социальная сторона государства / М.: Известия, 2016. -
685 с.
7. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. - М.: Дело, 2017.
- 459 с.
8. Бахрах, Д.Н. Административное право. М.: Мысль, 2017. - 548 с.
9. Власов, В. Безработные без пособия // Социальная защита, 2017.- № 1.
С. 19-22.70
10. Радченко, Я.Г. Классификация видов управления // Проблемы теории
и практики управления, 2016. - № 4. - С.92.
III. Учебники и учебные пособия:
11. Баглай, М.В. / Конституционное право Российской федерации:
Учебник для вузов. - 5-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2016. - 784 с.
12. Воронин, А.Г., Лапин, В.А., Широков, А.Н. Основы управления
муниципальным хозяйством. - М.: Дело, 2016. - 658 с.
13 Дубинский, В.И. Социальная работа. М.: Унита, 2016. - 462 с.
14. Зайгер, Х. / Работа и проект гражданского общества / М.: Юрайт, 2016.
- 201 с.
15. Краткий словарь по социологии. / Авт.-сост. П.Д. Павленок. - М.:
Инфра-М, 2017. - 165 с.
16. Менеджмент: Учебн. Пособие для Вузов. / Под.ред. Ю.В.Кузнецова,
В.И.Подлесных. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2017. - 652 с.
17. Муниципальный менеджмент: Учебн. Пособие для вузов / М.П.
Победина, Г.Б.Поляк и др., М.: Юнити, 2018. - 587 с.
18. Основы социальной работы. Учебник. Под ред. Морозова Т.Г. - М.:
Мысль, 2018. - 648 с.
19. Рой, О.М. / Система государственного и муниципального управления.
2-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 336 с.
20. Справочное пособие по социальной работе. Под ред. Кузнецова Д.В. -
М.: Юнити, 2018. - 126 с.
21. Социальная работа. Учеб. пособие для вузов. Составитель Еремов А.Ф.
- М.: Просвещение, 2016. - 562 с.
22. Теория и методика социальной работы. Справочник, под ред.
Добронравого Л.Б. - М.: Вестник, 2016. - 469 с.
23. Чорбинский, С.И. Социальная работа и социальные программы в
США и России. - М.: Юнити, 2016. - 346 с.
24. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. - М., 2016. В 3 т., Т. 2
- 567 с.71
25. Юшина Е.А. Местное самоуправление: политико-правовой анализ. -
Киров, 2016. - 248 с.
IV. Материалы организации:
26. Организационная структура муниципального образования город
Набережные Челны.
27. Отчет о деятельности Исполнительного комитета муниципального
образования город Набережные Челны за 2016-2018 гг.
28. Отчет о работе отдела социальной поддержки населения
муниципального образования город Набережные Челны за 2016-2018 гг.
29. План взаимодействия отдела социальной поддержки населения с
предприятиями, учреждениями, организациями муниципального образования
город Набережные Челны за 2016-2018 гг.
30. План организационной и культурно-массовой работы муниципального
образования город Набережные Челны за 2016-2018 гг.
31. План работы отдела социальной поддержки населения
муниципального образования город Набережные Челны на 2016-2018 гг.
32. План организации и проведения мероприятий муниципального
образования город Набережные Челны, посвященных праздничным и
памятным датам и реализации мероприятий по социальной поддержке
ветеранов, инвалидов и малообеспеченных семей на 2016-2018 гг.
33. Положение о муниципальном образовании город Набережные Челны.
34. Распоряжение руководителя муниципального образования город
Набережные Челны № РСК-34 от 25.04.2016 г. «Об утверждении официального
печатного издания муниципального образования город Набережные Челны для
опубликования информации о размещении товаров».
35. Распоряжение руководителя муниципального образования город
Набережные Челны № РСК-35 от 25.04.2016 г. «Об утверждении официального
сайта муниципального образования город Набережные Челны».
36. Распоряжение руководителя муниципального образования город
Набережные Челны № РСК-36 от 25.04.2016 г. «О создании Единой комиссии72
по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
для нужд муниципального образования город Набережные Челны».
37. Распоряжение руководителя муниципального образования город
Набережные Челны № РКС- 43 от 05.05.2016 г. «Об утверждении Порядка
работы Единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования
город Набережные Челны».
38. Закон РФ от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
39. Устав муниципального образования город Набережные Челны.
43. Штатное расписание муниципального образования город Набережные
Челны за 2016-2018 гг.