РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТА КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 7
1.1 Формирование лексических навыков как психолого-методическая
проблема 7
1.2 Разработка и применение тестов как средства контроля
сформированности лексических умений и навыков 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 25
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВ 28
2.1 Описание и результаты исследования 28
2.2 Формирование и контроль лексических навыков на практике 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТА КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 7
1.1 Формирование лексических навыков как психолого-методическая
проблема 7
1.2 Разработка и применение тестов как средства контроля
сформированности лексических умений и навыков 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 25
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВ 28
2.1 Описание и результаты исследования 28
2.2 Формирование и контроль лексических навыков на практике 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях иностранный язык является средством коммуникации, вследствие чего традиционные задания на уроках английского языка стали менее эффективными. Именно поэтому появились различные нестандартные задачи, которые помогают сочетать традиционное обучение с инновационным [37, C. 86].
В рамках современной образовательной системы концепция тестирования становится все более важной. Тесты - это удобная и экономичная форма контроля. Их удобно и целесообразно использовать как для обучения, так и для промежуточного, а также для итогового контроля. Более того, исходя из того, что большинство вступительных экзаменов проходят в форме централизованного тестирования, учащиеся старших классов должны систематически и целенаправленно привыкать к тестам, знакомиться с ними с младших классов.
Контроль словарного запаса является обязательной процедурой. Без знания лексических единиц иностранного языка человек не поймет, что ему говорят; он не сможет читать книги, не говоря уже о формулировании речевого высказывания - устного или письменного. В процессе обучения лексике учитель должен постоянно проверять эффективность формирования лексических навыков, чтобы своевременно диагностировать текущий уровень знаний и, при необходимости, устранять пробелы.
Речевые упражнения должны проводиться на текстах, которые имеют значительный потенциал с точки зрения решения не только коммуникативных, но и когнитивных задач. При выполнении этих упражнений актуализация новых слов должна осуществляться на уровне непроизвольного внимания, поскольку мнемическая задача несовместима с одновременным осуществлением логических и семантических задач, то есть активной обработкой воспринимаемой информацией или генерацией своей собственной речи.
Проблема данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день в процессе учебной деятельности обучающиеся получают огромное количество информации, а учителя, в свою очередь, сталкиваются с проблемами организации контроля над успешным усвоением лексических навыков обучающимися, в связи с чем возрастает потребность в разработке и применении тестов как одного из эффективных средств контроля устной и письменной речевой деятельности обучающихся на уроке иностранного языка. Следовательно, необходимо разработать и использовать новые тесты, нацеленные на повышение эффективности контроля сформированности лексических навыков школьников, и соответственно повышения их уровня владения языком.
Актуальность данного исследования обусловлена широким использованием тестов и тестовых заданий для выявления результатов обучения на всех уровнях образования, что объясняется объективными причинами, связанными с модернизацией и изменением целей российского образования, появлением мониторинга качества образования.
Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования «Разработка и применение тестов как средства контроля лексических умений и навыков».
Объектом исследования являются лексические навыки обучающихся.
Предметом исследования является разработка и применение тестов как средства контроля сформированности лексического навыка обучающихся.
Цель нашего исследования заключается в обосновании дидактических условий эффективности применения теста как средства контроля лексических умений и навыков.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующего ряда задач исследования:
- изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
- изучить понятия «лексика», «лексические умения и навыки», «контроль» и «тест»;
- изучить состояние проблемы формирования лексических умений и навыков в теории и практике обучения иностранному языку;
- изучить состояние разработанности и применения тестов как средства контроля сформированности лексических умений и навыков;
- обосновать дидактические условия разработки и применения тестов как средства контроля сформированности лексических умений и навыков (на примере изучения лексической темы: «Culture comer “Landmarks”»);
- сделать выводы по результатам исследования.
Вопросы, связанные с проблемой методики контроля иноязычных знаний и навыков, исследовались в рамках лингводидактического тестирования и представлены в работах ведущих отечественных и зарубежных методистов (Л. В. Банкевича, И. А. Цатуровой, А. Ю. Горчева, Е. Д. Коноваловой, О. Г. Полякова, С. Р. Балуян, Е. Н. Гром, Л. В. Фарисенковой, L. J. Cronbach, J. O. Roach, R. Jones, M. Canale и др.). Проблема обучения иноязычным лексическим навыкам была изучена известными учеными-методистами И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Г. В. Роговой и др. Ими отмечается, что данная проблема имеет много нерешённых теоретических и практических вопросов, связанных с обучением иностранному языку.
В данной исследовательской работе применялся комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования:
- методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, конкретизация и обобщение;
- методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент.
База исследования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Елабужского муниципального района РТ.
Практическая значимость обосновывается возможностью использования материала данного исследования в педагогической деятельности учителями английского языка в процессе разработки и применения тестов для контроля лексических умений и навыков обучающихся.
Структура исследования: введение, две главы, заключение и список литературы
В рамках современной образовательной системы концепция тестирования становится все более важной. Тесты - это удобная и экономичная форма контроля. Их удобно и целесообразно использовать как для обучения, так и для промежуточного, а также для итогового контроля. Более того, исходя из того, что большинство вступительных экзаменов проходят в форме централизованного тестирования, учащиеся старших классов должны систематически и целенаправленно привыкать к тестам, знакомиться с ними с младших классов.
Контроль словарного запаса является обязательной процедурой. Без знания лексических единиц иностранного языка человек не поймет, что ему говорят; он не сможет читать книги, не говоря уже о формулировании речевого высказывания - устного или письменного. В процессе обучения лексике учитель должен постоянно проверять эффективность формирования лексических навыков, чтобы своевременно диагностировать текущий уровень знаний и, при необходимости, устранять пробелы.
Речевые упражнения должны проводиться на текстах, которые имеют значительный потенциал с точки зрения решения не только коммуникативных, но и когнитивных задач. При выполнении этих упражнений актуализация новых слов должна осуществляться на уровне непроизвольного внимания, поскольку мнемическая задача несовместима с одновременным осуществлением логических и семантических задач, то есть активной обработкой воспринимаемой информацией или генерацией своей собственной речи.
Проблема данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день в процессе учебной деятельности обучающиеся получают огромное количество информации, а учителя, в свою очередь, сталкиваются с проблемами организации контроля над успешным усвоением лексических навыков обучающимися, в связи с чем возрастает потребность в разработке и применении тестов как одного из эффективных средств контроля устной и письменной речевой деятельности обучающихся на уроке иностранного языка. Следовательно, необходимо разработать и использовать новые тесты, нацеленные на повышение эффективности контроля сформированности лексических навыков школьников, и соответственно повышения их уровня владения языком.
Актуальность данного исследования обусловлена широким использованием тестов и тестовых заданий для выявления результатов обучения на всех уровнях образования, что объясняется объективными причинами, связанными с модернизацией и изменением целей российского образования, появлением мониторинга качества образования.
Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования «Разработка и применение тестов как средства контроля лексических умений и навыков».
Объектом исследования являются лексические навыки обучающихся.
Предметом исследования является разработка и применение тестов как средства контроля сформированности лексического навыка обучающихся.
Цель нашего исследования заключается в обосновании дидактических условий эффективности применения теста как средства контроля лексических умений и навыков.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующего ряда задач исследования:
- изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
- изучить понятия «лексика», «лексические умения и навыки», «контроль» и «тест»;
- изучить состояние проблемы формирования лексических умений и навыков в теории и практике обучения иностранному языку;
- изучить состояние разработанности и применения тестов как средства контроля сформированности лексических умений и навыков;
- обосновать дидактические условия разработки и применения тестов как средства контроля сформированности лексических умений и навыков (на примере изучения лексической темы: «Culture comer “Landmarks”»);
- сделать выводы по результатам исследования.
Вопросы, связанные с проблемой методики контроля иноязычных знаний и навыков, исследовались в рамках лингводидактического тестирования и представлены в работах ведущих отечественных и зарубежных методистов (Л. В. Банкевича, И. А. Цатуровой, А. Ю. Горчева, Е. Д. Коноваловой, О. Г. Полякова, С. Р. Балуян, Е. Н. Гром, Л. В. Фарисенковой, L. J. Cronbach, J. O. Roach, R. Jones, M. Canale и др.). Проблема обучения иноязычным лексическим навыкам была изучена известными учеными-методистами И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Г. В. Роговой и др. Ими отмечается, что данная проблема имеет много нерешённых теоретических и практических вопросов, связанных с обучением иностранному языку.
В данной исследовательской работе применялся комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования:
- методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, конкретизация и обобщение;
- методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент.
База исследования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Елабужского муниципального района РТ.
Практическая значимость обосновывается возможностью использования материала данного исследования в педагогической деятельности учителями английского языка в процессе разработки и применения тестов для контроля лексических умений и навыков обучающихся.
Структура исследования: введение, две главы, заключение и список литературы
Во время данного исследования мы обнаружили новые идеи, проблемы и возможные решения проблем, с которыми сталкиваются учителя на уроках английского языка в школах.
Во-первых, большинство учеников испытывают дефицит словарного запаса на изучаемом языке, а преподаватели имеют ограниченное время для непосредственного обучения. В связи с этим для учителей важно разработать творческие методы, позволяющие учащимся активизировать лексику многими способами, которые способствуют закреплению значения нового слова в течение школьного дня, а также в школьных и домашних условиях. Это можно сделать, используя новые технологии, дополнительные тексты для чтения и игр для учеником, которые стимулируют обучающихся слушать новые слова или ранее изученные слова вне урока.
Во-вторых, некоторым учителям трудно решить, следует ли им сосредоточиться на развитии словарного запаса учеников или расширении чтения. Учащиеся нуждаются в новой лексике для эффективного чтения, в то же время обширное чтение является необходимым компонентом для приобретения достаточного словарного запаса. Один должен поддерживать и дополнять другого, а не противопоставлять друг друга [15, С. 56].
Наконец, для изучающих английский язык важно обладать знаниями об объеме значений слов. Преподаватели английского языка должны постоянно помнить, что их ученики еще не достигли уровня владения английским языком до уровня, на котором они могут понимать всю устную и письменную информацию, с которой они сталкиваются на уроках в академических целях, следовательно, важна эффективная стратегия преподавания словарного запаса. Кроме того, я осознал тот факт, что язык - это органическая сущность, которая постоянно меняется. Будучи будущим учителем английского языка, я должен быть в курсе последних событий в данной области, чтобы применять актуальные и эффективные упражнения и тесты для контроля усвоения новой лексики на уроке английского языка.
Задания, которые мы применяли в процессе педагогической практики, были направлены на проверку умений учащихся осуществлять операции, составляющие лексический навык. Для того чтобы извлечь необходимую лексическую единицу из долговременной памяти в оперативную, можно предложить задания в тестовой форме на подбор слов, соответствующих теме, или на исключение слов, не соответствующих теме. Тем самым мы проверили не только умение совершать операцию вызова лексической единицы, но и знание ее значения. Некоторые задания были направлены на контроль операции сочетания слов с другими словами. Таким образом, испытуемые должны были уметь не только правильно сочетать слова по смыслу, но и учитывать их синтаксические связи. В результате мы добились улучшение лексических навыков обучающихся с 53 % до 92 %, на основе применения тестов как средства контроля сформированности лексических навыков обучающихся. Хочется отметить, что улучшение наблюдалось не только в знании значения слов, но и в словосочетаниях и предложения, что способствовало также к повышению качества речи учеников.
Во-первых, большинство учеников испытывают дефицит словарного запаса на изучаемом языке, а преподаватели имеют ограниченное время для непосредственного обучения. В связи с этим для учителей важно разработать творческие методы, позволяющие учащимся активизировать лексику многими способами, которые способствуют закреплению значения нового слова в течение школьного дня, а также в школьных и домашних условиях. Это можно сделать, используя новые технологии, дополнительные тексты для чтения и игр для учеником, которые стимулируют обучающихся слушать новые слова или ранее изученные слова вне урока.
Во-вторых, некоторым учителям трудно решить, следует ли им сосредоточиться на развитии словарного запаса учеников или расширении чтения. Учащиеся нуждаются в новой лексике для эффективного чтения, в то же время обширное чтение является необходимым компонентом для приобретения достаточного словарного запаса. Один должен поддерживать и дополнять другого, а не противопоставлять друг друга [15, С. 56].
Наконец, для изучающих английский язык важно обладать знаниями об объеме значений слов. Преподаватели английского языка должны постоянно помнить, что их ученики еще не достигли уровня владения английским языком до уровня, на котором они могут понимать всю устную и письменную информацию, с которой они сталкиваются на уроках в академических целях, следовательно, важна эффективная стратегия преподавания словарного запаса. Кроме того, я осознал тот факт, что язык - это органическая сущность, которая постоянно меняется. Будучи будущим учителем английского языка, я должен быть в курсе последних событий в данной области, чтобы применять актуальные и эффективные упражнения и тесты для контроля усвоения новой лексики на уроке английского языка.
Задания, которые мы применяли в процессе педагогической практики, были направлены на проверку умений учащихся осуществлять операции, составляющие лексический навык. Для того чтобы извлечь необходимую лексическую единицу из долговременной памяти в оперативную, можно предложить задания в тестовой форме на подбор слов, соответствующих теме, или на исключение слов, не соответствующих теме. Тем самым мы проверили не только умение совершать операцию вызова лексической единицы, но и знание ее значения. Некоторые задания были направлены на контроль операции сочетания слов с другими словами. Таким образом, испытуемые должны были уметь не только правильно сочетать слова по смыслу, но и учитывать их синтаксические связи. В результате мы добились улучшение лексических навыков обучающихся с 53 % до 92 %, на основе применения тестов как средства контроля сформированности лексических навыков обучающихся. Хочется отметить, что улучшение наблюдалось не только в знании значения слов, но и в словосочетаниях и предложения, что способствовало также к повышению качества речи учеников.



