Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУКЛОТЕРАПИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №37786

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
558
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………..6
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогических
исследованиях………………………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста…………..12
1.3. Куклотерапия как метод психологической помощи детям.………………...18
Выводы по первой главе…………………………………………………………...26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………28
2.1. Диагностика уровня сформированности межличностных отношений у
детей старшего дошкольного возраста…….………………………………...........28
2.2. Развитие межличностных отношений у детей старшего дошкольного
возраста посредством куклотерапии..…………………………………………….44
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы…51
Выводы по второй главе……………………………………………………..........65
Заключение………………………………………………………………………….67
Список использованной литературы

Актуальность исследования. Жизнь каждого человека пропитана
контактами с другими людьми. Одной из самых важных потребностей в
жизни человека является потребность в общении. В отношении с другими
людьми наполняются смыслом наши действия, поступки и наиболее острые,
яркие и напряженные переживания. Важную роль в жизни человека играют
межличностные отношения в детстве, так как для ребенка его общение с
другими людьми является главным условием развития личности, а не только
источником для получения разнообразной информации (переживаний).
Отношение ребенка с другим человеком начинается и наиболее
интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Дальнейшая судьба ребенка
его социального и личностного развития во многом зависит от того, как
сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников.
Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической
литературе (Т.А.Репина, М.И.Лисина, А.В.Петровский, Е.О.Смирнова,
А.В.Запорожец, Л.И.Божович и др.). Т.А.Репина [36] в своих исследованиях
обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада.
Т.В.Антонова [1] рассматривала своеобразие проявления старшими
дошкольниками инициативности в общении со сверстниками. А.А.Рояк [38]
составила психологическую характеристику трудностей в межличностных
отношениях у дошкольников. Р.А.Иванкова [10], Р.Л.Кричевский изучали
влияние деятельности на взаимоотношения детей.
В то же время вопросы, связанные с технологиями и методиками
формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного
возраста, остаются недостаточно разработанными.
Особое значение для психологического развития детей имеют куклы,
выступающие атрибутом детства (И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова, В.С.
Мухина). Именно кукла для ребенка является партнером по общению во всех
его проявлениях. В этой связи является актуальным развитие межличностных6
отношений старших дошкольников средствами куклотерапии. Таким
образом, была определена тема исследования «Куклотерапия как
педагогическое условие развития межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: межличностные отношения у детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
посредством куклотерапии.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия применения куклотерапии для развития
межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития межличностных отношений
старших дошкольников посредством куклотерапии будет эффективным,
если:
− будет создан благоприятный психологический климат в группе;
− будет осуществляться учет возрастных особенностей старших
дошкольников;
− работа будет носить системный и целенаправленный характер;
− работа будет строиться на таких принципах, как гуманизм, компетентность,
ответственность, эмпатия.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить
состояние разработанности данной проблемы исследования.
2. Определение уровня развития межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста.
3. Разработка и реализация программы, по развитию межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста посредством
куклотерапии.7
4. Определение педагогических условий эффективного применения
куклотерапии для развития межличностных отношений детей старшего
дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования:
− концепция деятельностного опосредствования межличностных
отношений (А.В. Петровский);
− концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей
рассматривались как продукт деятельности общения (М.И. Лисина);
− исследования Е.М. Щербаковой в области формирования
взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности;
− теоретические исследования Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, И.Я.
Медведевой, Т.Л. Шишовой, В.С. Мухиной, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева.
Методы исследования: теоретические (анализ психологопедагогической литературы), эмпирические методы (диагностические
методики: социометрический метод «Метод вербальных выборов», метод
проблемных ситуаций, проективная методика «Я и мой друг в детском
саду»).
Практическая значимость исследования: результаты исследования
позволяют составить психологический портрет старшего дошкольника в
системе межличностных отношений со сверстниками педагогам,
воспитателям, психологам системы дошкольного образования, компетентно
подойти к организации диагностической деятельности, разработке
коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного
возраста, а также показывают эффективность куклотерапии в процессе
развития межличностных отношений старших дошкольников.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад №282
комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по
двум главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего эмпирического исследования было: обосновать и
экспериментально доказать эффективность использования куклотерапии в
развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по
данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие
основополагающие аспекты проблемы. Межличностные отношения
формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее
устойчивыми чаще всего являются те из них, которые являются в процессе
совместной игровой деятельности. Межличностные отношения
рассматриваются через понятия «общение» и «отношение», так как они
входят в содержание межличностных отношений. Отношение к другому
человеку не всегда проявляется внешне, чем общение. Так же отношения
являются не только результатом общения, но и побуждает к тому или иному
виду взаимодействия. В психолого-педагогической литературе указывается
множество определений межличностных отношений, но, по мнению
исследователей, ни одно определение не является исчерпывающим и
общеупотребительным. Межличностные отношения дошкольников очень
сложны, противоречивы, можно отметить, что нередко с трудом
интерпретируются. Они не лежат на поверхности, лишь частично
проявляются в общении и поведении детей, которые требуют специальных
методик для их обнаружения.
Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный.
Результаты констатирующего этапа свидетельствовали, что
межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста были
несформированными (некоторые дети состояли в конфликтных ситуациях, не
имели склонности иметь дружеских отношений). Все вышесказанное70
позволило нам определить дальнейший ход исследования, подобрать и
апробировать систему занятий куклотерапии на развитие межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста.
На этапе формирующего эксперимента подобранные нами занятия
куклотерапии были направлены на развитие межличностных отношений
старших дошкольников.
После проведенного исследования мы установили изменения,
происшедшие между детьми старшего дошкольного возраста. Результаты
исследования экспериментальной группы детей контрольного этапа
распределились следующим образом: в отличие от контрольной группы, у
многих детей вырос интерес к сверстнику, что может охарактеризовать о
взаимопонимании друг друга, дружеских контактов, эмоциональной
вовлеченности к сверстнику. Стало меньше детей с качеством эгоизма,
которые демонстративно оценивали себя перед сверстниками. Дети стали
более позитивно оценивать своих сверстников, то есть, они одобряют, дают
советы, подсказывают, стараются помочь друг другу; стали сопереживать,
радоваться друг другу, в результате чего стали развиваться межличностные
отношения между ними.
Проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что
количество детей с демонстративными оценками снизилось на 3 чел. (стало
25%), тем самым уменьшилось число детей с качеством эгоизма. И возросло
количество детей на 5 чел. (стало 75%), которые используют позитивные
оценки в сторону сверстников, то есть они одобряют, дают советы,
подсказывают, стараются помочь другим.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что куклотерапия
может служить эффективным средством развития межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста и доказала.71
Следовательно, гипотезы, поставленные нами в начале исследования,
подтвердились: процесс развития межличностных отношений старших
дошкольников посредством куклотерапии будет эффективным, если:
− будет создан благоприятный психологический климат в группе;
− будет осуществляться учет возрастных особенностей старших
дошкольников;
− работа будет носить системный и целенаправленный характер;
− работа будет строиться на таких принципах, как гуманизм,
компетентность, ответственность, эмпатия.
В заключении хотелось бы отметить эффективность предложенной
нами программы по развитию межличностных отношений детей старшего
дошкольного возраста. Реализованная нами программа может быть
использована в работе психологов, воспитателей для внедрения в работе с
детьми старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях.


Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей
дошкольного возраста в игре: Автореф. дис. канд.пс.наук. М., 1951.
2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948. – 262 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Издательство
МГУ, 1990. – 367 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психологической диагностике. Киев, 1989.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 т. Т.2. М.,
1982.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2003. – 467 с.
7. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка.
Психология личности: тексты. М., 2002. – 275 с.
8. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. С-Пб.:
Речь, 2007. – 80 с. С. 12-38.
9. Журавлев А.Л. Социальная психология: - учебное пособие. М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
10. Иванкова Р.А. Педагогические условия формирования
положительных взаимоотношений у детей четвертого года жизни: Автореф.
дис. канд.пс.наук. М., 1971.
11. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы
психологии. - 1966. №6. – с 62-76.
12. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «Педагогические
условия»: сущность, классификация // Общее и профессиональное
образование (General and Professional Education) 2012, вып.1. С. 8-14
13. Климов Е.А. Общая психология/Е.А. Климов; М., 1999. - 266 с.73
14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для
студ.сред.проф.учеб.заведений. – 6-е изд., испр. М., Издательский центр
«Академия», 2006. – 416 с.
15. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: Система
личных взаимоотношений. Минск, 1984, - 96 с.
16. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. К64 Азбука социального
психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
17. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. -
144с.
18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / научн.-исслед.ин-т
общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика,
1986. – 144 с.
19. Ломов Б.Ф. Проблемы общения психологии. М.: Просвещение,
1981, -243с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. – 592 с.
21. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд.- Т.3.
22. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по
куклотерапии. Изд-во: Зерна-Книга, 2014. – 73 с. С.16-41
23. Миленко В. Нужно ли детей учить играть? // Дошкольное
воспитание, 2005,№ 4 - С.119-123.
24. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития:
учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 10-е изд., перераб. и доп. М.:
Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
25. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
26. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. М.:
Просвещение 1995.74
27. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М.:
Тривола, 1995.
28. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной,
Р.Б.Стеркиной. М., 1990.
29. Осорина М.В. Секретный мир ребенка в пространстве мира
взрослых. СПб.: Питер, 1999. – 243 с.
30. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под
ред. В.В.Давыдова / М., - 1978.
31. Психология детей дошкольного возраста: Развитие
познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М.,
2001.
32. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена
корреспондента РАО А.А.Реана . СПб: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 368 с.
33. Психология развития. Словарь/Под ред. А.А.Венгера //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /
Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. М., ПЕР СЭ, 2005. –
176 с.
34. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/под
ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой. М: Педагогика. – 1985. – 200 с.
35. Репина Т.А., Гостюхина О. М. Некоторые характеристики
детских играющих групп // Психолого-педагогические вопросы
совершенствования воспитания и обучения в детском саду. М., 1984.
36. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы
детского сада. М.: Педагогика, 1998. - 365 с.
37. Рзаева Е.И. Развитие игрового пространства в дошкольном
возрасте: Автореф.дис. канд.пс.наук. М., 1997.
38. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности
индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.75
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002.
– 702 с.
40. Сайт Натуропия. [Электронный ресурс]. 2018. Дата обновления:
22.10.2018. URL: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/metodyskazkoterapii-primery-primeneniya.html/ (дата обращения: 23.10.2018).
41. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное
пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, доп. М.:
Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
42. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения
дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
43. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения
дошкольников со сверстниками/Вопросы психологии. – 1988. - №2.
44. Социальная психология / Психологический лексикон в 6-ти
томах. М., 2005.
45. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и
логопеда. С-Пб.: Речь, 2007. -102 с.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ.
сред. пед.учеб.заведений. – 5-е изд., стереотип. М.: издательский центр
«Академия», 2001. - 336 с.
47. Харин С.С. Развитие общения со взрослыми и сверстниками у
детей первых трех лет. Минск, 1988. – 210с.
48. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2005. - 176 с.
49. Эземплярский В.М. Психология и педагогика памяти. – М.:
Работник просвещения, 1930. – 79 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология : учеб.пособие для студ.
высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия»,
2006. – 384 с.76
51. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Развитие игры
в дошкольном возрасте. М. 1989.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. М., 1999. – 360 с.
53. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 20.10.2018)
54. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития
детей. М., 1984

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ