Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ/РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ

Работа №37762

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
706
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения обучающей игры как средства
формирования навыков аудирования 7
1.1. Формирование навыков аудирования как психолого-методическая
проблема 7
1.2. Применение обучающей игры в формировании навыков
аудирования как психолого-методическая проблема 19
Глава 2. Практические аспекты применения игр в обучении английскому
языку 28
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 31
Заключение 45
Список использованной литературы


Аудирование в современной методике обучения английскому языку в школе является одной из важнейших проблем, поскольку с ним непосредственно связано речевое общение. Особенно актуально аудирование на начальном этапе изучения иностранного языка, так как этот этап характеризуется закладкой основ формирования языковых умений и совершенствования речевых навыков. Использование аудирования на начальном этапе позволяет эффективнее решать задачи обучении иноязычной коммуникации. И наоборот, игнорирование или преуменьшение роли аудирования в этом процессе, как правило, негативно сказывается на языковой подготовке школьников.
Без аудирования как действия, являющегося неотъемлемой частью устной коммуникативной деятельности, невозможно никакое устное общение, направленное на удовлетворение производственных, общественных или личных потребностей говорящего. Так как в современных условиях развития общества уровень владения иностранным языком должен быть достаточно высоким, то и овладение навыком аудирования тоже должно быть на уровне. Без аудирования невозможно научиться говорить и понимать иноязычную речь. Помимо этого аудирование следует считать отдельным видом коммуникативной деятельности, в основе которого лежит индивидуальный мотив, отображающий потребности школьника или вид его деятельности. Например, во время просмотра фильма, телепередачи или прослушивая песню на английском языке, учащийся, который овладел аудированием на достаточном уровне, может понимать воспринимаемый материал и это стимулирует его к более глубокому изучению иностранного языка.
Методика обучения аудированию является наименее исследованной и проработанной в практике преподавания. Методисты очень долгое время не рассматривали аудирование как особый вид речевой деятельности и как специфическую цель обучения, таким образом, оно не представляло для них особого интереса.
В последние годы психологи, психолингвисты и методисты все больше и больше обращают внимания на проблему аудирования. Они проводят основательный теоретический поиск в изучении и совершенствовании этого процесса. Однако, в настоящее время выход полученных результатов в практику преподавания незначительный.
В современной методике обучения иностранным языкам, как в России, так и в других странах, акцентируется необходимость понимания аудирования как очень важного навыка, без овладения которым невозможно научиться общаться на иностранном языке, поскольку именно слуховое восприятие доминирует в познании мира и практической жизни человека.
Таким образом, аудирование является наиболее востребованным среди видов речевой деятельности.
С одной стороны аудирование - это фундамент общения и оно создает иноязычную коммуникативную среду, а с другой стороны - в процессе обучения иностранным языкам аудирование не рассматривается как специфический вид речевой деятельности. Противоречие между коммуникативной значимостью навыка аудирования и состоянием проблемы его формирования в практике предопределило выбор темы нашего исследования.
Вопросы формирования навыков аудирования у учащихся в процессе изучения иностранного языка, в том числе с использованием игровых методик, отражены в работах следующих авторов: И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Е.М. Дианова, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, Л.П. Клобукова, Л.Т. Костина, В.И. Кувшинов, О.Л. Лившиц, М.В. Ляховицкий, И.В. Михалкина, И.В. Пономарева, А.Е. Рацимор и др. Эти труды составляют методологическую основы данного исследования.
Объект исследования - формирование навыков аудирования как компонента иноязычной коммуникативной компетенции средних школьников.
Предмет исследования данной выпускной квалификационной работы - ролевые игры как средство формирования навыков аудирования у учащихся среднего школьного возраста.
Цель исследования - обосновать дидактические условия применения обучающих/ролевых игр как средства формирования навыков аудирования на среднем этапе обучения английскому языку.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
-изучить состояние проблемы формирования навыков аудирования в теории и практике обучения иностранным языкам;
-рассмотреть применение обучающей игры в формировании навыков аудирования как психолого-методическую проблему;
-обосновать дидактические условия применения обучающих/ролевых игр как средства формирования навыков аудирования в обучении английскому языку на среднем этапе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что систематическое и планомерное использование ролевых игр способствует формированию навыков аудирования на уроках английского языка в средних классах, что в свою очередь оказывает положительное влияние на иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся.
Методы исследования в работе: анализ теоретической литературы по теме, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в ее практической значимости - полученные результаты могут быть использованы на уроках английского языка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Аудирование является рецептивным видом речевой деятельности и трактуется как восприятие и понимание речи на слух в момент ее создания. Аудирование - это средство и цель обучения в процессе изучения иностранного языка.
С помощью овладения аудированием можно реализовать основные воспитательные, образовательные и развивающие цели. Воспитательная значимость формирования умения воспринимать речь на слух заключается в том, что аудирование положительно влияет на развитие памяти ученика, в первую очередь слуховой памяти, и является весьма значимой составляющей во время изучения иностранного языка.
Аудирование помогает ученику овладеть звуковой системой иностранного языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодией. Посредством аудирования реализуется усвоение новых лексических единиц и грамматических структур. Аудирование в первую очень сильно связано с говорением, поскольку это две стороны устной речи.
Наряду с другими причинами, пренебрежительное отношение к заданиям по аудированию ведет к нарушению всех основ коммуникативного подхода в обучении: полное отсутствие речемыслительной деятельности учеников, ситуативность и функциональность выполняемых упражнений сводится к нулю, учащиеся не желают выполнять задания, требующие мыслительных операций (таких как перевод текстов со словарем, письменный перевод, пересказ, переписывание с учебника и прочее), а только ожидают перевода на родной язык.
Как говорение, так и аудирование гарантирует ученикам возможность коммуникации на иностранном языке. Стоит отметить, что речевое общение - это двусторонний процесс, поэтому преуменьшение значения развития навыков аудирования, иными словами восприятия и понимания речи на слух, отрицательно воздействует на языковую подготовку школьников. В большинстве случаев именно не сформированность аудитивных навыков и умений служит причиной нарушения общения. Часто ученики говорят о том, что они не всегда понимают заданные им вопросы, это является сигналом того, что учитель должен именно научить понимать речь на иностранном языке.
Сформировать навыки аудирования возможно только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность понимать речь разного темпа, разного интонационного подхода и разной степени правильности. Каждый, даже минимальный, уровень овладения аудированием на иностранном языке подразумевает сформированность ряда операций, являющихся базовыми для данного вида речевой деятельности.
Одним из центральных способов познания ребенком окружающего мира и условий развития его личности является игровая деятельность. На первом этапе все действия ребенка будут подражательными, а в дальнейшем они станут творческими. Школьник принимает всерьез себя и свою деятельность, он вкладывает в нее все свои возможности и способности, и в итоге этого происходит интенсивное развитие его личности.
Наибольший эффект при обучении аудированиюв начальных классах оказывает именно игровой метод, поскольку игра активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс более насыщенным и интересным, а трудности, возникающие при обучении, преодолеваются легко и успешно.
Эффективность игровых упражнений для обучения аудированию зависит от количества повторений отдельных методов, что очень важно для начального этапа. Также значительным критерием является вовлечение не только слуховых анализаторов, но и зрительного, устойчивого внимания и наличия творческой, прогнозирующей мыслительной деятельности. В итоге выполнения этих упражнений появляется привыкание к способам предъявления текстов, настраивание на определенный режим слушания, устойчивая работоспособность.
Сводные таблицы, которые мы составили по итогам опытно-экспериментальной работы на трех этапах ее проведения, помогли прийти к выводу, что для формирования навыков аудирования у учащихся среднего школьного возраста необходима систематическая и планомерная работа по использованию аудирования на каждом уроке английского языка, включающая в себя образцовую речь учителя, речь самих учащихся на уроке, аудиотексты и упражнения к ним, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников.
Следовательно, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о роли обучающих/ролевых игр в процессе формирования навыков аудирования у учащихся в средних классах.



1. Бим, И.Л. Методика обучения иностранному языку в школе / И.Л. Бим [Текст]. - М.: Просвещение, 1983. - 330 с.
2. Бим, И.Л. Организация работы по обучению чтению и аудированию / И.Л. Бим [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 3. - С. 30-34.
3. Болдырев, Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения / Н.Н. Болдырев [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 3. - С. 12-15.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский [Текст]. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 422с.
5. Гальскова, Н.Д. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 1. - С. 8-16.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова [Текст]. - 6-е изд. - М.: АРКТИ,2014. - 192 с.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - 5-е изд., стер. / Н.Д. Гальскова [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
8. Дианова, Е.М. Ролевая игра в обучении иностранному языку / Е.М. Дианова, Л.Т. Костина [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 3. - С. 90-92.
9. Доборович, В.А. Об использовании ролевой игры в работе клуба страноведения / В.А. Доборович, И.Г. Дегтярь [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 6. - С. 69-70.
10. Дубровин, М.И. Учебное кино и диафильмы в обучении английскому языку в средней школе / М.И. Дубровин [Текст]. - М.: Просвещение, 1979. - 84 с.
11. Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н.В. Елухина [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 5. - С. 20-22.
12. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Сост. Леонтьев А.А. [Текст] // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Рус. яз., 1991. - С. 226-238.
13. Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способностей устно общаться / Н.В. Елухина [Текст] // Иностранные языки в школе.
- 1996. - № 4. - С. 25-29; №5. - С. 20-22.
14. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н.В. Елухина [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1995. -№ 4.- С. 3-6.
15. Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться / Н.В. Елухина [Текст] // Иностранные языки в школе.
- 1996. - № 4. - С. 18-20.
16.Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя [Текст]. - М.: Высшая школа, 2009. - 268 с.
17. Идрисов, Ф.Ф. Обучение аудированию оригинальной разговорной речи при подготовке переводчика-референта: Автореф. дисс... канд. пед. наук. / Ф.Ф. Идрисов [Текст]. - М., 1987. - 23 с.
18. Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О.В. Калимулина [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С. 17-18.
19. Клобукова, Л.П. Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации / Л.П. Клобукова, И.В. Михалкина [Текст] // Мир русского слова. - 2002. - С. 15-18.
20. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / О.А. Колесникова [Текст] // Иностранные языки. - 1989. - № 4. - С. 14-16.
21. Колкер, Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: Практикум / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
22. Коновалова, Л.В. Средства повышения эффективности урока / Л.В. Коновалова [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 4. - С. 61-63.
23. Кривобокова, И.Я. Некоторые приемы работы над лексикой / И.Я. Кривобокова, Т.В. Лотарева [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 2. - С. 53-55.
24. Кувшинов, В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка /
B. И. Кувшинов [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1995. - № 5. - C. 20-24.
25. Кузнецова, Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы над лексикой) Т.М. Кузнецова [Текст] // Иностранные языки в школе. -
1991. - № 5. - С. 88-94.
26. Кузовлев, В.П. Английский язык: Книга для учителя / В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа [Текст]. - М.: Просвещение, 2007. - 56 с.
27. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранного языка / М.В. Ляховицкий [Текст]. - М.: Высшая школа, 2011. - 159 с.
28. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинска, А.Ф. Будько, с.И. Петрова [Текст]. - Мн.: Вышейшая школа, 2003. - 258 с.
29. Методика преподавания иностранного языка в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.А. Миролюбова, А.В. Парахиной [Текст]. - М.: Высшая школа, 1984. - 288 с.
30. Немов, Р.С. Психология образования / Немов Р.С. [Текст]. - М.: Просвещение, 1995. - 375 с.
31. Носонович, Е.В. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В. Носонович, Г.П. Мильруд [Текст]// Иностранные языки в школе. - 1999. - №1 - С. 20.
32. Олейник, Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников / Т.И. Олейник [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 1 - С. 27-31.
33. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку / Е.И. Пассов [Текст]. - М., 1985. - 215 с.
34. Перкас, С.В. Ролевые игры на уроках английского языка / Перкас С.В. [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 4. - С. 23-26.
35. Пономарева, И.В. Взаимосвязь аудирования и говорения: Автореф. дисс... канд.пед.наук. / И.В. Пономарева [Текст]. - М., 1985. - 21 с.
36. Программа обучения иностранным языкам учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков, лицеев, гимназий (третья и четвертая модель) / Сост.: Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Н.Ф. Коряковцева и др.) [Текст]. - М., 1996.
37. Программа по иностранным языкам для школ с углубленным изучением иностранного языка и гимназий. Третья и четвертая модели [Текст]. - М.: МИПКРО, 1996. - 106 с.
38. Размыслова, Е.Ф. Учебно-речевые ситуации на уроке / Е.Ф. Размыслова [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 3. - С. 33-35.
39. Рацимор, А.Е. Ролевые игры как средство профориентации учащихся на уроках английского языка в условиях сельской школы / А.Е.
Рацимор [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 2. - С. 4346.
40. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам / Г.В. Рогова [Текст]. - М.: Просвещение, 1975. - 312 с.
41. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова [Текст]. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
42. Терехина, Н.В. Использование игровых методов и приемов на уроках
английского языка как способ повышения мотивации к обучению /Н.В. Терехина // Научно-методический электронный журнал «Концепт» -
2016. - № 13 [Электронный ресурс] - URL: http://e-
koncept.ru/2016/76161.htm (Дата обращения 06.05.2019).
43. Труханова, Т.Н. Обучение лексике английского языка в 5 классе / Т.Н. Труханова [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 3. - С. 29-31.
44. Филатов, В.М. Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе / В.М. Филатов, О.Л. Лившиц [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С. 38-41.
45. Хаперский, В.Н. Роль аудирования в развивающем обучении / В.Н.
Хаперский [Электронный ресурс] - URL:
https://pglu.ru/upload/iblock/66b/ uch_2008_iv_00046.pdf (Дата обращения 06.05.2019).
46. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко [Текст]. - М.: Гардарики,
2005. - 175 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ