Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» и его роль в развитии жанра (История русской литературы, Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №37743

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы28
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
653
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
§1 Антиутопия как жанр 5
§1.1 Жанр антиутопии в специальной литературе 5
§1.2 Развитие жанра антиутопии в мировой литературе 9
§2 Черты жанра антиутопии в романе Замятина «Мы» 14
§ 2.1 Признаки или черты жанра Антиутопии в романе Замятина «Мы» 14
§ 2.2 Роман антиутопия Е.Замятина «Мы» как развития жанра 20
Заключение 24
Список использованных источников 26

Во все времена исторические события требовали не только глубокого, всестороннего изучения, но и прогнозирования. Они заставляли человечество задумываться над своим будущим, над дальнейшими путями развития государств. Эти вопросы волновали и многих писателей.
Создание утопических моделей общества характерны для авторов, разделявших революционные взгляды, в центре внимания которых всегда находится поиск новой модели государственного устройства. В то же время антиутопические произведения, как правило, выходят из-под пера авторов, для которых объектом художественного исследования стала человеческая душа, непредсказуемая и неповторимая. Такие произведения зачастую полемически направлены против утопий. Именно в XX веке антиутопия окончательно оформляется как самостоятельный литературный жанр. Обращение к произведениям антиутопического жанра, появившимся в XX веке, не случайно, так как данные тексты создают модели общества XXI века, то есть нашего ближайшего будущего.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы - «Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» и его роль в развитии жанра» обусловлена остро назревшей необходимостью осмысления возможных путей развития, которые ожидают наше общество. Рассмотрение проблем эволюции жанра антиутопии продиктовано необходимостью осмысления тех основных социальных и этических проблем, с которыми, по мнению писателей, наше общество должно в скором времени столкнуться.
Цель исследования – проанализировать роман-антиутопию Е. Замятина «Мы» и его роль в развитии жанра.
Объект исследования - типологические черты антиутопии как литературного жанра.
Предмет исследования – жанровые трансформации антиутопии в романе-антиутопии Е. Замятина «Мы».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к жанру антиутопии в специальной литературе.
2. Описать развитие жанра антиутопии в мировой литературе.
3. Рассмотреть признаки или черты жанра антиутопии в романе Замятина «Мы».
4. Рассмотреть роман Е.Замятина «Мы» с точки зрения развития жанра.
Материалом исследования послужил роман Е.И. Замятина «Мы». Примеры в тексте курсовой работы приводятся по изданию Замятин Е. Мы. - М.: АСТ, 2008. - 480 с.
При написании курсовой работы использовался комплекс методов, таких как описательный (приёмы наблюдения, обобщения, герменевтики); сравнительно-исторический; культурно-исторический.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для подготовки к лекционным и практическим занятиям в высшей школе, а также при проведении уроков литературы в старших классах средних общеобразовательных школ.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части из двух параграфов, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Развитие жанра антиутопии было связано с появлением в XVII веке первых утопий, таких фантастических произведений, в центре которых было государство всеобщего благоденствия. Появление таког жанра как утопия было обусловлено тем, что в течение многих веков люди страдали от неустроенности быта, действий стихий, бедности и т.д. Поэтому обустроенная, размеренная жизнь многим писателям представлялась земным раем.
Развитие научно-технического прогресса, коллективизм молодой советской России побудили Е.И. Замятина критически осмыслить утопический сценарий.
Единое государство в романе «Мы» является идеальной, ожившей утопией, герою которой кажется странным тот факт, что были времена, когда люди жили еще в свободном состоянии, и что «тогдашняя» государственная власть могла допустить, что человек живет не в строгих рамках урегулирования жизни. Неуважение к истории, прошлому, превознесение своих достижений как самых идеальных над достижениями предшествующих поколений – вот главная причина такого отношения к «древним».
Единое государство в романе Е.Замятина представляет собой строго закрепленную иерархию, которая состоит из правителей, посредников между высшей властью и самыми низшими иерархическими структурами и производителей благ – нумеров, которые являются «низшими» в иерархии утопического общества.
Огромное символическое значение играет в романе «Мы» день Единогласия – день, который посвящен выборам Благодетеля в Едином Государстве. Выборы здесь отлаженное действие, когда результат их заранее известен. В Едином Государстве нет места случайностям, никаких неожиданностей быть не может. Сами выборы имеют определенное значение – напоминают, что жители государства – единый организм.
Новаторство Е. И. Замятина проявилось в том, что он изобразил конфликт героя с обществом всеобщего благоденствия, а в создании Единого государства усмотрел угрозу личности.
Конфликт героя с окружающим его миром показан Е. Замятиным сквозь призму мыслей героя. Автор изображает мир глазами Д-503, заставляет читателя переживать все то, через что проходит герой. Борьба Д-503 с окружением представляется нам борьбой каждого «я» с принципами Единого Государства, в результате которой автор выводит формулу – «Мы» – от Бога, а «Я» – от диавола».
Е.И. Замятин в своем произведении речь ведет не только о политическом тоталитаризме, но и о последствиях технического прогресса, который оторван от духовного начала.



1. Баталов Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопич. сознании и утопич. Экспериментах. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
2. Дзаурова Х. С. Становление жанра «антиутопия» в русской литературе 20 века // Вестник науки и образования. - 2016. - №12 (24). - С. 66-67.
3. Дыдров А. А. Утопия и антиутопия как специфические формы отношения к модусу будущего // Вестник БГУ. - 2010. - №14. - С. 38-41.
4. Жаданов Ю. А. Антиутопия ХХ века: этапы большого пути [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-angliya/zhadanov-antiutopiya-hh-veka.htm (дата обращения 16.04.2019).
5. Замятин Е. И. Мы. - М.: АСТ, 2008. - 480 с.
6. Каракан Т. А. О жанровой природе утопии и антиутопии // Проблемы исторической поэтики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zhanrovoy-prirode-utopii-i-antiutopii-1 (дата обращения: 17.04.2019).
7. Константинов Д. В. Антиутопии: будущее без человека // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - №366. - С. 42-48.
8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А. Н. Николюкина. Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 800 с.
9. Любимова А. Ф. Диалектика социального и общечеловеческого в романах О. Хаксли «О дивный новый мир» и Е. Замятина «Мы» / А. Ф. Люби- мова // Традиции и взаимодействия в заруб. лит. XIX-XX вв. Меж- вуз. сб. науч. тр. – Пермь, 1990. – С. 107–113.
10. Митина Н. Г. Генезис утопического дискурса// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. - № 3 - C. 111-114.
11. Поляков Е. М. Насилие как элемент политической антиутопии // Общество: философия, история, культура. - 2013. - №2. - С.36-40.
12. Попова И.М. Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня. // Вестник Тамбовского университета. Тамбов. - 2000. - № 7. - С. 107-110.
13. Самылов О. В. Идеи историзма в русской антиутопии // Вестник РХГА. - 2012. - №2. - 154-162.
14. Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 121 с.
15. Филатов В. И. Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего // Вестник ОмГУ. - 2014. - №4 (74). - С. 84-86.
16. Шацкий Е. Утопия и традиция / пер. с польск.; общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1990. - 456 с.
17. Юсупова Л. М. Проблема человеческой идентичности в пространстве антиутопии// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. - № 11 (49): в 2-х ч. - Ч. I. - C. 209-211.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ