Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально-психологического пространства в зависимости от уровня субьективного благополучия (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №37740

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Исследуемая совокупность – учащиеся 10 класса школы №36 (30 человек: 14 мальчиков, 16 девочек) и 11 класса (25 человек: 9 мальчиков, 16 девочек). Профиль, по которому занимаются эти классы: Социально-экономический
Много приложений.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы исследования субъективного благополучия и социально-психологического пространства личности 6
1.1 Феномен субъективного благополучия и его основные детерминанты 6
1.2 Социально-психологическое пространство 15
2 Изучение особенностей социально-психологического пространства в зависимости от уровня субъективного благополучия 21
2.1 Цель, задачи, гипотезы и методы исследования. Описание организации и процедуры исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 27
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 42
Приложение Б 47


Актуальность исследования. Проблема субъективного благополучия личности приобретает особую важность в связи с экономическими изменениями и усилением динамики жизни в целом. Сегодня в ситуации экономического кризиса в России особо актуальным является вопрос о реакции людей на экономические решения, нестабильность и необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни. Распространенными среди населения стали такие неблагоприятные психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее, раздражительность, агрессивность, депрессия [19].
В то же время, в этот период человеку важно эффективно адаптироваться, поскольку от этого зависит полная реализация личностного потенциала, его самоактуализация и удовлетворенность жизнью. Это обуславливает актуальность изучения заданной темы. Проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом психологических исследований. Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данного феномена, в психологической науке нет однозначного определения этого феномена.
Кроме того, существуют иные самостоятельные психологические феномены, оказывающие влияние на состояние субъективного благополучия личности. Одним из них является социально-психологическое пространство личности.
Цель исследования – изучить особенности социально-психологического пространства личности в зависимости от уровня субъективного благополучия.
Предмет исследования – особенности социально-психологического пространства в зависимости от уровня субьективного благополучия.
Объект исследования – социально-психологическое пространство личности.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Изучить феномен субъективного благополучия и его основные детерминанты.
2. Рассмотреть понятие и сущность социально-психологического пространства.
3. Подобрать методики для исследования особенностей субъективного благополучия и социально-психологического пространства и провести процедуру исследования.
4. Сделать выводы об особенностях социально-психологического пространства от уровня субъективного благополучия.
В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение: особенности социально-психологического пространства различаются в зависимости от уровня субъективного благополучия личности.
Теоретическим основанием работы стали эвдемонистический подход в понимании счастья, выдвинутый Аристотелем; концепция психологического благополучия Н. Брэдбурна; модель субъективного благополучия Э. Динера; шестикомпонентная концепция психологического благополучия К. Рифф; культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского; многоуровневая модель здоровья, предложенная Г.С. Никифоровым, О.С. Васильевой; положения о психологической сущности феномена смысла жизни В. Франкла, понимание осмысленности жизни, предложенное Д.А. Леонтьевым; понимание структуры субъективного благополучия, предложенное О.А. Елисеевой, Г.В.Пучковой, Л.В. Куликовым и др.
Методы исследования: Основными методами являются теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и социально-психологического пространства; обобщение, интерпретация полученного материала, направленная на осмысление изучаемых понятий. В качестве эмпирических методов использовались: психодиагностические методы (анкетирование, опрос); методы статистической обработки данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе мы осуществили теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и социально-психологического пространства. Мы изучили различные концепции понимания субъективного благополучия (Н. Брэдбурна, Э. Динера, К. Рифф, Р.М. Шамионова, А.А. Кроник, Е.Н. Головахо, А.В. Кружильной) и определили, что мы рассматриваем данный феномен как психическое состояние, основывающееся на оценочном отношении к себе, своей личности, способностей, компетентности, к внешнему миру и возможности реализации себя в нем, а также осмысленности своей жизни и целей в ней. Структуру субъективного благополучия составляют три элемента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Все вместе эти элементы формируют единый показатель субъективного благополучия.
Психологическое пространство человека есть сформированная субъектом система позитивно, нейтрально или негативно значимых объектов или явлений (включая его самого), занимающих конкретные позиции в структуре, находящихся в специфических связях и отношениях друг с другом и выполняющих некоторые функции или роли в соответствии с определенными нормами и правилами, стандартами и эталонами, закономерностями и т. д. Социально-психологическое пространство является частным случаем психологического, и оно образовано объектами, имеющими социальную природу.
Во второй главе изложены результаты эмпирического исследования. Исследование проводилось среди учащихся 10 класса школы №36 (30 человек: 14 мальчиков, 16 девочек).
Нами были подобраны методики для исследования особенностей субъективного благополучия и социально-психологического пространства, проведена процедура исследования и сделаны выводы об особенностях социально-психологического пространства от уровня субъективного благополучия. Выявлено, чтосуществует взаимосвязь между организацией социально-психологического пространства личности и уровнем субъективного благополучия. Так, у школьников первой группы (имеющих низкий уровень субъективного благополучия) проявление внутриличностного конфликта между такими параметрами, как ценность и доступность в различных сферах жизни заметно выше, чем у школьников второй группы (имеющих средний и высокий уровень субъективного благополучия), молодые люди с низким уровнем удовлетворенности жизнью гораздо чаще испытывают внутриличностный конфликт. Это обозначает, что для этой категории обследуемых часто возникает противоречие, происходит борьба внутренних тенденций личности и возможностей для их удовлетворения.
У обоих групп испытуемых замечены существенные различия в структуре реального и идеального психологических пространств обследованной выборки. Особенно впечатляющим является изменение ранга такого элемента психологического жизненного пространства, как «Увлечения, хобби, интересы» – с седьмой позиции в реальном пространстве он поднялся на первую в идеальном. А также обратное движение элемента «Развитие, самореализация, творчество, планы на будущее» – с первого места на десятое.
Также выявлено, что школьники с низким уровнем субъективного благополучия более дистанцированы в общении, имеют более суверенное социально-психологическое пространство.



1. Абдалина Л.В., Механчук С.Ю. Общее представление о психологической структуре и содержании эмоциональной устойчивости специалиста экономического профиля // Вестник ТГУ. – 2011. – №10 – С.116-119.
2. Аргайл М. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
3. Аристотель. Никомахова этика / Философы Греции. Перевод: Н. Брагинская. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1997. – 415 с.
4. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. – № 4. – С.4-14.
5. Бенко Е.В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. – № 2. – С.5-13.
6. Бочарова Е.Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия ПГУ им. В.Г.Белинского, 2008. – № 10. – С.226-231.
7. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. – № 2-1. – С.73-78.
8. Бочарова Е.Е., Тарасова Л.Е. Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных условиях //СИСП. 2012. – № 8 – С.16.
9. Долгов Ю.Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. – № 32. – С.75-79.
10. Елисеева О.А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – № 132. – С.368-375.
11. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 442 c.
12. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. 2012. – № 2. – С. 10-18.
13. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал, 2005. – № 1. – С.24-29.
14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. − СПб.: Питер, 2001. -752 с.32.
15. Колосов К.А., Пучкова Г.В. Личные устремления и субъективное благополучие личности // Вектор науки ТГУ, 2012. – № 1. – С.141-146.
16. Комарова Е.Н. Специфика самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности с разными уровнями самоактуализации и субъективного благополучия // Известия Саратовского университета Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. – № 2 (14) – С.152-155.
17. Кужильная А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. – No1 (60) С.83-86.
18. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. – 486 с.
19. Методика «Оценка психологической дистанции» [Электронный ресурс]. – Ссылка на источник: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-metodiki-opredelenie-sotsialno-psihologicheskoy-distantsii-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah, свободный. Дата обращения 22.05.2019.
20. Погoрская В.А. Характер взаимосвязи субъективного благополучия личности и ценностно-смысловой сферы личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. – № 4 – С.226-229.
21. Сидоренков, А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 381 c.
22. Фанталова, Е. Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» / Е. Б. Фанталова // Журн. практ. психолога. – 1996. – № 2. – С. 32–37.
23. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. – № 3 (15) – С.213-219.
24. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г.Чернышевского. 2008. – С. 45−52.
25. Шмыков В.Ш. Ресурсы психической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. – № 3 – С.36-40.
26. Шукова, Галина Парадигмальные изменения в современной психологии восприятия / Галина Шукова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 136 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ