Введение 3
Глава 1. Конституционное правосудие: понятие, история,
современность 7
§ 1. Конституционный судебный контроль - средство правовой охраны
Конституции РФ 7
§ 2. Становление и развитие российского конституционного
контроля 13
Глава 2. Организационно-правовые основы конституционного
судебного правосудия в субъектах РФ 17
§ 1. Законодательство о конституционных (уставных) судах субъектов
Российской Федерации 17
§ 2. Организация и деятельность конституционных (уставных) судов в
субъектах Российской Федерации 28
§ 3. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ 35
§ 4. Юридическая природа решений конституционных (уставных)
судов субъектов Российской Федерации 41
Глава 3. Конституционные уставные суды субъектов РФ в системе
государственных органов власти 47
§ 1. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ в судебной системе РФ 51
§ 2. Взаимодействие конституционных (уставных) судов РФ и
Конституционного Суда РФ 55
§ 3. Проблемы исполнения решений органов конституционной юстиции субъектов Российской Федерации 59
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 72
Начало конституционного правосудия в Российской Федерации связано с учреждением Конституционного Суда РФ. Законодательно определилось его место в системе органов государственной власти, организационное и структурное построение, статус судей и принципы деятельности. Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ стали следующим шагом развития конституционного правосудия.
Конституционное правосудие в субъектах РФ, вернее процесс его становления длится примерно 20 лет. На данный момент конституции и уставы субъектов РФ содержат нормы, которые позволяют создавать конституционные и уставные суды, а сами суды действуют в 16 субъектах РФ.
Однако большинство субъектов РФ не желают создавать у себя конституционные (уставные) суды. От создания в конституциях и уставах субъектов РФ таких судов до принятия специального закона о конституционном (уставном) суде, а после до реального его учреждения проходит длительное время. Чаще всего в учредительные акты субъектов РФ включаются нормы о создании конституционных (уставных) судов, а этого совсем недостаточно. Отсутствие этих органов в субъектах ведет к тому, что огромное количество регионального законодательства (сотни тысяч нормативных актов), остается без проверки в соответствии с конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.
Законы и различные нормативно-правовые акты субъектов РФ в большинстве случаев не соответствуют их собственным учредительным актам, а это сильный удар по состоянию правовой системы страны и, безусловно, актуальность проблемы учреждения конституционных (уставных) судов во всех субъектах РФ стремительно растет.
Следует комплексно изучить проблемы компетенций конституционных (уставных) судов субъектов РФ и Конституционного Суда РФ, а так же изучить проблемы организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ, с помощью уже имеющегося опыта функционирования действующих органов конституционной юстиции, которые требуют своего научного и теоретического осмысления.
В данной работе мы попытаемся обобщить и систематизировать теоретическое представление об органах конституционного суда субъектов РФ, организационные и правовые вопросы их деятельности, определить принципы и организационные и правовые основы их взаимодействия с федеральным Конституционным Судом и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Все это должно способствовать лучшему пониманию распределения функций и ответственности внутри судебной системы Российской Федерации. В связи с этим исследование вопросов конституционного правосудия представляется очень важным и имеющим большое теоретическое и практическое значение.
К вопросам, связанным с развитием в субъектах Российской Федерации конституционного (уставного) контроля, особенностями его организации в федеративном государстве, практики действующих конституционных (уставных) судов, в своих трудах обращались такие ученые, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.Т. Барнашов, А.А. Белкин, СВ. Боботов, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, А.Г. Гатауллин, В.В. Гошуляк, В.Д. Зорькин, М.И. Клеандров, А.Н. Кокотов, Г.Н. Комкова, В.А. Кряжков, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, Л.В. Лазарев, М.А. Митюков, Т.Г. Морщакова, С.Э. Несмеянова, Ж.И. Овсепян, И.Л. Петрухин, М.С. Саликов, Т.Я. Хабриева, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и др.
Даже учитывая тот факт, что интерес ученых правоведов и практиков вопросов становления и улучшения конституционного правосудия в субъектах РФ достаточно высокий, очень многое остается слабо изученным, вызывает споры и ждет полного исследования. Таким образом, теоретическая и организационно-правовая основа конституционного контроля в субъектах РФ, а также подход к их правовой регламентации являются сегодня весьма актуальной научной задачей.
В данной работе использованы: монографическая литература; правовые источники - акты конституционного законодательства, которые действуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ; материалы практической деятельности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ; а также библиографические и справочные материалы.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, которые возникают в ходе организации и деятельности органов конституционного судебного контроля в субъектах РФ.
Предмет исследования - процессы становления и развития органов конституционного судебного контроля субъектов РФ, их институциональная природа, а также основные характеристики, функциональное предназначение, статус, акты и основополагающие принципы деятельности этих органов.
Основная цель нашей работы - попытаться разработать теоретические положения и конкретные рекомендации по вопросам формирования и дальнейшего развития института конституционного контроля в РФ, совершенствование нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование органов конституционного контроля, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Чтобы достичь указанной цели, нами поставлены следующие задачи:
• исследовать теоретические, исторические и правовые основы деятельности органов конституционного (уставного) контроля в субъектах Российской Федерации;
• изучить процесс становления и развития института конституционного (уставного) контроля в субъектах Российской Федерации, основных принципов их деятельности, а также федеральное и региональное законодательство об органах конституционного (уставного) контроля;
• раскрыть место и роль органов конституционного (уставного) контроля в процессе реорганизации государственной власти,
совершенствования федеративных отношений, формирования правового государства и гражданского общества;
• показать место органов конституционного (уставного) контроля в судебной системе Российской Федерации и ее субъектов;
• сформулировать теоретические и организационно-правовые формы совершенствования взаимодействия органов конституционного контроля с органами государственной власти, ветвями судебной власти.
Методологическая основа нашего исследования - это общенаучные диалектические методы познания, методы исторического, логического сравнительно-правового и структурно-функционального анализа, формально-юридический, социологический и статистический методы, которые позволили нам всесторонне и комплексно изучить исследуемые проблемы. Также нами использовался сравнительно-правовой метод, юридический анализ нормативных актов и их толкование. Исследование вопросов, которые находились на стыке отраслевых юридических наук, мы использовали междисциплинарный подход.
В исследовании использованы международные правовые акты, которые содержат нормы и принципы защиты прав человека и гражданина, Конституция РФ, конституционные федеральные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, конституции и уставы субъектов РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах. Изучены труды российских правоведов, а также философов, политологов по проблемам конституционного (уставного) контроля.
Правовой институт конституционного (уставного) контроля относительно новый для Российской Федерации, который начинает постепенно занимать более значимое место в судебной системе субъектов РФ. Органы конституционного контроля субъектов РФ своей деятельностью вносят значительный вклад в укрепление и стабильность политической системы, и развитие федерализма в Российской Федерации; в совершенствование основ конституционного правосудия субъектов РФ; в эффективность охраны федеральной Конституции наряду с основными законами субъектов РФ; в обеспечение единого правового пространства Российской Федерации; в преодоление противоречий и пробелов законодательства субъектов РФ, а также стимулирование законотворческого процесса; в защите прав человека и гражданина от возможного произвола власти.
С созданием Конституционного Суда РФ свое начало и развитие получил конституционный судебный контроль. В отличие от федерального конституционного правосудия, которое сформировалось должным образом, конституционное правосудие в субъектах РФ затянулось в развитии из-за непростых социальных, экономических и политических условий. Выбор модели конституционного контроля в различных субъектах РФ становится нелегкой задачей, из-за своеобразия каждого субъекта РФ. Процесс учреждения конституционного (уставного) суда находится непосредственно в усмотрении каждого субъекта РФ, исходя из необходимости данного органа, кадровых и материально-финансовых возможностей, системы государственных отношений, сложившихся целей и задач, компетенции конституционного контроля и форм его осуществления. Однако многие субъекты РФ не проявляют заинтересованности в создании подобного органа у себя, возможно, это связано из-за неспособности подобных органов ограничить действия должностных лиц в органах законодательной и исполнительной власти. Роль института конституционного (уставного) контроля для гармоничного взаимодействия трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) очень велика. Можно утверждать, что юридическая природа конституционных (уставных) судов субъектов РФ характеризуется как вид государственной власти, наряду с законодательными и исполнительными органами власти этих субъектов. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ - одна из форм судебной власти, основная функция которой - осуществление правосудия. Их судебная сущность основывается на принципах и нормах судопроизводства.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ по сравнению с общими судами и судами арбитражной юстиции не являются надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией. В процессе проверки конституционности закона, который был применен или подлежал применению, конституционные (уставные) суды могут контролировать деятельность общих и арбитражных судов; решения, которые были приняты в пределах их компетенции - обязательны для все органов государственной власти, без исключения, а также для федеральных судов, действующих на территории определенного субъекта.
Процесс избрания судей конституционных (уставных) судов осуществляется законодательными органами власти, по представлению главы субъекта РФ. Вопрос выдвижения кандидатов на должность судей является неопределенным. К примеру, в Республике Татарстан Президент и председатель Государственного Совета представляют Государственному Совету кандидатов на должность конституционных судей в равном количестве. А в Конституции Республики Башкортостан прописано, что представлять кандидатов на должность конституционного судьи имеют право депутаты Государственного Собрания, высшие судебные органы республики, министр юстиции, республиканское юридическое сообщество, юридические научные и учебные заведения.
Суды общей юрисдикции, которые действуют на территории определенного субъекта РФ, не имеют право на рассмотрение дел о конституционности законов, нормативно-правовых актов органов государственной власти этого субъекта и органов местного самоуправления, давать толкование конституции (устава). Данные полномочия относятся к конституционному (уставному) суду, решения которых, по сравнению с общими судами, окончательны, общеобязательны и подлежат официальному опубликованию.
Важно сделать уточнение в характере взаимоотношений между конституционными (уставными) судами субъектов РФ и Конституционным Судом РФ. Мы считаем, что можно добавить раздел в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который будет регулировать эти отношения, в котором могут быть отражены следующие вопросы: основания и порядок обращения конституционного (уставного) суда субъекта РФ с запросом в Конституционный Суд РФ; порядок прекращения действия конституционного (уставного) суда, который противоречит решению Конституционного Суда РФ, а также акта, основанного на норме конституции (устава) субъекта, который был признан не соответствующим Конституции РФ; в случае несогласия с решением конституционного (уставного) суда соответствующие государственные органы, должностные лица и граждане имели бы право адресовать запросы в Конституционный Суд РФ, который, рассматривая дело по существу, выносил бы свое решение, являющиеся окончательным.
На сегодняшний день в Российской Федерации государственная власть, в том числе и судебная, продолжает свое реформирование. Наличие сильной самостоятельной и независимой судебной власти, как на федеральном уровне, так и на региональном, - необходимое условие для эффективной деятельности всех ветвей государственной власти и всего государственного механизма. В процессе разрешения правовой коллизии, правовых споров, суд уравнивает интересы всего общества, отдельно взятой личности и государства в целом, а также является важнейшим фактором в стабилизации общественных отношений и гарантом защиты прав и свобод граждан.
1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
4. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.03.2002, N 11, ст. 1022.
5. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 06.03.2019) "О статусе судей в Российской Федерации"// "Российская газета", N 170, 29.07.1992.
6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по запросам Государственного Совета Республики Татарстан и Государственного Собрания Республики Башкортостан о проверке конституционности части первой статьи 27 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 6 марта 2003 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/1776821/
7. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации от
23.03.1995 г. №3 // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_6143/
8. Закон Республики Татарстан от 22.12.1992 №1708-XII (ред. от
03.12.2009) «О Конституционном суде Республики Татарстан» // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=45801
9. Вестник Конституционного Суда Республики Татарстан, 2006. -
№1(15) // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46167/
10. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
11. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2540295/
12. По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 дек. 2005
г. № 491-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2006. - № 2. - С. 2-15.
13. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное
конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. / Н.В. Витрук // [Текст]. - М.: Закон и право. Юнити, 1998. - 592 с.
14. Гаврюсов Ю.В. Проблемы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / Ю.В. Гаврюсов // [Текст]. Государство и право 1998. - №9 - С. 110-111.
15. Гатауллин А.Г. Теория и практика конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации. / А.Г. Гатауллин // [Текст]. - Казань: Казанский Государственный университет им. В.И. Ленина, 2008. - 260 с.
16. Гошуляк В.В. Необходимость судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. / В.В. Гошуляк // [Текст]. Дайджест «Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации», 2005. - №4 - С. 40-43.
17. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. / Ю.П. Еременко // [Текст]. - Саратов: Изд-во Сарат. Универ., 1982 - 164 с.
18. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. / В.А. Кряжков, Л.В. Лазарев // [Текст]. - М.: Изд-во Бек, 1998. - 462 с.
19. Бочкарева Н. В. Роль решений конституционных и уставных судов в развитии конституционных принципов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 25 с.
20. Гусейнова Д. Г.-Р., Пирбудагова Д. Ш. К проблеме исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №
9. - С. 30-35.
21. Гошуляк В. В. Тенденции развития законодательства в части, касающейся исполнения решений конституционных (уставных) судов // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 18. - С. 31-37.
22. Худолей К. М. Природа решений конституционных судов о толковании конституционных положений // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. - 2012. - № 2. - С. 81-88.
23. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). / В.А. Кряжков // [Текст]. - М.: Формула права, 1999. - 753 с.
24. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. / В.О. Лучин // [Текст]. - М: Юнита-ДАНА, 2002. - 613 с.
25. Митюков М.А. Акты Конституционного Суда РФ и
конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая
характеристика и статистический анализ. / М.А. Митюков // [Текст]. - «Журнал российского права».2001 г. N 6. - С. 30-32.
26. Митюков М.А. Организация и компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ. / М.А. Митюков // [Текст]. - Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 1996. N 3-4. С.62.
27. Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия. / М.А. Митюков, А.М. Барнашов // [Текст]. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - 303 с.
28. Несмеянова С.Э. Теоретико-правовое исследование конституционного судебного контроля в Российской Федерации. Автореф. Дисс. ...доктора юрид. наук. / С.Э. Несмеянова // [Текст]. - Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии, 2004. - №18. - С. 143-279.
29. Несмеянова С.Э. Разграничение компетенции между судами. / С.Э. Несмеянова // [Текст]. - «Российская юстиция».2002 г. №12. - С. 348401.
30. Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. / М.А. Нудель // [Текст]. - М.: Юрид. Лит-ра, 1968. - 213 с.
31. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. (1990-2000). / Ж.И. Овсепян // [Текст]. - М.: ИКЦ МарТ, 2001. - 672 с.
32. Слива А.Я. Конституционное правосудие в Российской
Федерации: правовое регулирование, опыт, перспективы: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. / А.Я. Слива // [Текст]. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - С.42.
33. Туманов В.А. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов. / В.А. Туманов // [Текст]. - Советское государство и право, 1988. - №3. - С.13.
34. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. / И.А. Умнова // [Текст]. - М.: Дело, 1998. - 121 с.
35. Умнова И.А. Федерализм и конституционное правосудие в России. / И.А. Умнова // [Текст]. - РАН ИНИОН. Центр социальных научноинформационных исследований. - М., 1999. - 137 с.
36. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. / Т.Я. Хабриева // [Текст]. - Казань, 1995. - 220 с.
37. Шульженко Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. / Ю.Л. Шульженко // [Текст]. - М.: Инст. Гос. И права РАН, 1998 - 107 с.
38. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. / Б.С. Эбзеев // [Текст]. - М.: Юрид. Лит. 2005. - 747 с.
39. Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество / В.С. Троцкий, Л.А. Морозова. // Государство и право. - 2007. - №6. - С.27-28
40. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия
конституционного права / М.В. Баглай, В.А. Туманов. - М.,2008. - С.349-411; Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Под ред. Б.Н. Топорнина. - М.,2007; Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2009. - С. 342; Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. - М., 2009. - С.231.
41. Чиркин В.Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт / В.Е. Чиркин. // М. 2009. С. 122.