РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.. ..9
1.1. Понятие и виды логического мышления 9
1.2. Виды и методы развития логического мышления на уроках математики 13
1.3. Информационно-образовательные ресурсы как средство развития
логического мышления 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ...37
2.1. Применение информационно-образовательных ресурсов на уроках
математики для развития логического мышления учащихся 8-х классов 37
2.2. Исследования по развитию логического мышления учащихся на уроках математики средством информационно-образовательных ресурсов ...43
2.3. Анализ и обобщение результатов эксперимента 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложение 1. Информационная справка об образовательном учреждении 76
Приложение 2. Тест Равена. Шкала прогрессивных матриц 79
Приложение 3. Методика изучения словесно - логического мышления ..98
Приложение 4. Программный код сайта с курсом заданий 104
Приложение 5. Примеры выполнения учащимися теста Равена 134
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.. ..9
1.1. Понятие и виды логического мышления 9
1.2. Виды и методы развития логического мышления на уроках математики 13
1.3. Информационно-образовательные ресурсы как средство развития
логического мышления 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ...37
2.1. Применение информационно-образовательных ресурсов на уроках
математики для развития логического мышления учащихся 8-х классов 37
2.2. Исследования по развитию логического мышления учащихся на уроках математики средством информационно-образовательных ресурсов ...43
2.3. Анализ и обобщение результатов эксперимента 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложение 1. Информационная справка об образовательном учреждении 76
Приложение 2. Тест Равена. Шкала прогрессивных матриц 79
Приложение 3. Методика изучения словесно - логического мышления ..98
Приложение 4. Программный код сайта с курсом заданий 104
Приложение 5. Примеры выполнения учащимися теста Равена 134
Актуальность исследования: В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.
Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цель современного образования состоит в развитии личности на основе усвоения универсальных способов действий. Процесс образования направлен на формирование важнейшей компетенции личности - умение учиться, создание благоприятных условий для личностного развития учащихся [30]. В этой связи актуализируется представление о школьнике как субъекте собственной деятельности, субъекте самообучения и саморазвития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к активной познавательной деятельности. Чаще всего это происходит потому, что дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Основная причина этого явления - в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего логического.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир [7].
В работах современных философов А.В.Ерахтина, А.И.Ракитова, разрабатываются проблемы соотношения философского и научного мышления, генезис структуры теоретического мышления, определяются основные принципы, на которых строится современный стиль мышления вообще и логическое мышление в частности.
В педагогике и психологии проведено немало исследований, посвященных развитию различных видов мышления, в том числе и логического, у учащихся и студентов (работы А.В.Брушлинского, Л.Л.Гуровой, В.В.Давыдова) [11, 12].
Необходимо отметить, что в научно-педагогической литературе обращается внимание на роль межпредметных связей в формировании логического мышления. Пик интереса к проблематике межпредметных связей пришелся на конец семидесятых, начало восьмидесятых годов.
Много исследований посвящено специальной логической подготовке школьников как начальной, так и средней школы, поиску путей развития логического мышления учащихся в процессе обучения математике (А.К. Артемов, И.Л. Никольская, А.А. Столяр). Этими учеными были разработаны общие программы, содержание и отчасти методика логической подготовки школьников в процессе обучения математике. В работах многих исследователей особое внимание уделяется формированию таких способов мышления, как классификация, умозаключение и т.д [5].
Однако, в методической литературе мало уделяется внимания условиям развития логического мышления школьников на уроках математики. В содержании обучения и в требованиях к математической подготовке учащихся нет никаких указаний на ознакомление школьников с основными логическими понятиями, на формирование у них логической грамотности и логической культуры.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью изучения проблемы развития логического мышления и образующих его логических умений детей, формируемых на уроках математики;
2) недостаточной разработанностью в педагогической литературе методических аспектов развития логического мышления, умений и навыков учащихся средних классов на уроках математики;
3) высокой изменчивостью информационно-образовательных ресурсов в современной образовательной системе и заметным отставанием методических материалов.
Проблема исследования заключается в поиске методических аспектах развития логического мышления учащихся средством информационно-образовательных ресурсов и какие логические умения способствуют этому процессу. Изучая данный вопрос, мы столкнулись со следующим противоречием. С одной стороны, существует большое количество материалов (в том числе и интернет-ресурсов) по математике, логике, информатике, предназначенных для развития логического мышления. А с другой, недостаточно методических материалов для логического развития учащихся определенной возрастной группы.
Цель исследования: разработать методику развития логических умений учащихся 8-х классов на уроках математики средством информационно-образовательных ресурсов.
Объект исследования: образовательный процесс освоения математики, использующий информационно-образовательные ресурсы для развития логического мышления.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления школьников на уроках математики средствами информационно-образовательных ресурсов.
Гипотеза исследования: процесс развития логического мышления у школьников, будет эффективнее, если:
• информационно-технологические средства будут
использоваться при изучении нового материала, закреплении пройденного и проверке знаний;
Задачи исследования:
• выявить теоретические аспекты развития логического мышления на основе анализа литературы по проблеме исследования и обосновать влияние на его формирование;
• раскрыть условия развития логических умений школьников на уроках математики;
• провести экспериментальную апробацию методики
развития логических умений средством информационно образовательных ресурсов;
• разработать сайт с курсом логических задач.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение результатов деятельности учащихся; наблюдение; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна исследования состоит в выявлении новой характеристики модели развития логического мышления учащихся- подростков средством информационно-образовательных ресурсов.
Практическая значимость: разработан сайт с курсом логических задач для учащихся в среднем звене, результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ, лицеев, гимназий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в углубление общепедагогических представлений об основах развития логического мышления учащихся, о его содержательных и процессуальных аспектах.
Достоверность исследования обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретических положений; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; организацией и проведением экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования: результаты проведенной работы были частично продемонстрированы на методическом совете во время прохождения практики.
Во введении раскрыта актуальность избранной темы исследования; определены цели и задачи, объект и предмет исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы по теме «Теоретические аспекты развития логического мышления учащихся 8-х классов на уроках математики средством информационно-образовательных ресурсов». В результате были рассмотрены и уточнены понятия «мышление», «логическое мышление» и «информационно-образовательные ресурсы»; раскрыты виды мышления и виды информационно-образовательных ресурсов.
Во второй главе описана методика экспериментальной работы по развитию логического мышления учащихся восьмых классов посредством информационно-образовательных ресурсов. В результате этого были рассмотрены методики, способствующих развитию логического мышления на уроках математики. Также был разобран сайт, включающий в себя курс заданий, способствующий развитию логического мышления учащихся 8-х классов на уроках математики.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, выводов, заключения, списка из 50 использованных источников и литературы, 5 приложений. Объем выпускной квалификационной работы составляет 134 страниц, из которых: 2 таблицы и 25 рисунков.
Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цель современного образования состоит в развитии личности на основе усвоения универсальных способов действий. Процесс образования направлен на формирование важнейшей компетенции личности - умение учиться, создание благоприятных условий для личностного развития учащихся [30]. В этой связи актуализируется представление о школьнике как субъекте собственной деятельности, субъекте самообучения и саморазвития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к активной познавательной деятельности. Чаще всего это происходит потому, что дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Основная причина этого явления - в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего логического.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир [7].
В работах современных философов А.В.Ерахтина, А.И.Ракитова, разрабатываются проблемы соотношения философского и научного мышления, генезис структуры теоретического мышления, определяются основные принципы, на которых строится современный стиль мышления вообще и логическое мышление в частности.
В педагогике и психологии проведено немало исследований, посвященных развитию различных видов мышления, в том числе и логического, у учащихся и студентов (работы А.В.Брушлинского, Л.Л.Гуровой, В.В.Давыдова) [11, 12].
Необходимо отметить, что в научно-педагогической литературе обращается внимание на роль межпредметных связей в формировании логического мышления. Пик интереса к проблематике межпредметных связей пришелся на конец семидесятых, начало восьмидесятых годов.
Много исследований посвящено специальной логической подготовке школьников как начальной, так и средней школы, поиску путей развития логического мышления учащихся в процессе обучения математике (А.К. Артемов, И.Л. Никольская, А.А. Столяр). Этими учеными были разработаны общие программы, содержание и отчасти методика логической подготовки школьников в процессе обучения математике. В работах многих исследователей особое внимание уделяется формированию таких способов мышления, как классификация, умозаключение и т.д [5].
Однако, в методической литературе мало уделяется внимания условиям развития логического мышления школьников на уроках математики. В содержании обучения и в требованиях к математической подготовке учащихся нет никаких указаний на ознакомление школьников с основными логическими понятиями, на формирование у них логической грамотности и логической культуры.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью изучения проблемы развития логического мышления и образующих его логических умений детей, формируемых на уроках математики;
2) недостаточной разработанностью в педагогической литературе методических аспектов развития логического мышления, умений и навыков учащихся средних классов на уроках математики;
3) высокой изменчивостью информационно-образовательных ресурсов в современной образовательной системе и заметным отставанием методических материалов.
Проблема исследования заключается в поиске методических аспектах развития логического мышления учащихся средством информационно-образовательных ресурсов и какие логические умения способствуют этому процессу. Изучая данный вопрос, мы столкнулись со следующим противоречием. С одной стороны, существует большое количество материалов (в том числе и интернет-ресурсов) по математике, логике, информатике, предназначенных для развития логического мышления. А с другой, недостаточно методических материалов для логического развития учащихся определенной возрастной группы.
Цель исследования: разработать методику развития логических умений учащихся 8-х классов на уроках математики средством информационно-образовательных ресурсов.
Объект исследования: образовательный процесс освоения математики, использующий информационно-образовательные ресурсы для развития логического мышления.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления школьников на уроках математики средствами информационно-образовательных ресурсов.
Гипотеза исследования: процесс развития логического мышления у школьников, будет эффективнее, если:
• информационно-технологические средства будут
использоваться при изучении нового материала, закреплении пройденного и проверке знаний;
Задачи исследования:
• выявить теоретические аспекты развития логического мышления на основе анализа литературы по проблеме исследования и обосновать влияние на его формирование;
• раскрыть условия развития логических умений школьников на уроках математики;
• провести экспериментальную апробацию методики
развития логических умений средством информационно образовательных ресурсов;
• разработать сайт с курсом логических задач.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение результатов деятельности учащихся; наблюдение; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна исследования состоит в выявлении новой характеристики модели развития логического мышления учащихся- подростков средством информационно-образовательных ресурсов.
Практическая значимость: разработан сайт с курсом логических задач для учащихся в среднем звене, результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ, лицеев, гимназий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в углубление общепедагогических представлений об основах развития логического мышления учащихся, о его содержательных и процессуальных аспектах.
Достоверность исследования обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретических положений; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; организацией и проведением экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования: результаты проведенной работы были частично продемонстрированы на методическом совете во время прохождения практики.
Во введении раскрыта актуальность избранной темы исследования; определены цели и задачи, объект и предмет исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы по теме «Теоретические аспекты развития логического мышления учащихся 8-х классов на уроках математики средством информационно-образовательных ресурсов». В результате были рассмотрены и уточнены понятия «мышление», «логическое мышление» и «информационно-образовательные ресурсы»; раскрыты виды мышления и виды информационно-образовательных ресурсов.
Во второй главе описана методика экспериментальной работы по развитию логического мышления учащихся восьмых классов посредством информационно-образовательных ресурсов. В результате этого были рассмотрены методики, способствующих развитию логического мышления на уроках математики. Также был разобран сайт, включающий в себя курс заданий, способствующий развитию логического мышления учащихся 8-х классов на уроках математики.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, выводов, заключения, списка из 50 использованных источников и литературы, 5 приложений. Объем выпускной квалификационной работы составляет 134 страниц, из которых: 2 таблицы и 25 рисунков.
Важную роль в развитии логического мышления играет школа. Именно в школе заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики, вообще математических теорий [31]. Велика роль информационно-образовательных ресурсов в развитии мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практических применениях математики. Решение логических задач хорошо служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике [34]. Именно поэтому для решения задач используется половина учебного времени уроков математики. Правильная методика внедрения информационно-образовательных ресурсов играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся.
Решение логических задач средством информационно-образовательных ресурсов и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствуют развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; для развития умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли.
Для определения уровня развития логического мышления мы опирались на исследования деятельностного компонента, осуществляли с помощью следующих методик:
• методика «Шкала прогрессивных матриц»;
• методика изучения логического мышления, разработанная Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Анализируя результаты работы, стоит отметить, что следует использовать дифференцированный подход к обучению школьников, так как наша работа была направлена на развитие логического мышления школьников со средним уровнем интеллекта. Необходимо организовать работу так, чтобы учащиеся, у которых изначально был незаурядный интеллект, так же увеличили его уровень.
Несмотря на это, результаты позволяют сделать вывод о том, что информационно-образовательные ресурсы, используемые на уроках математики для развития логического мышления, являются эффективными.
Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики, вообще математических теорий [31]. Велика роль информационно-образовательных ресурсов в развитии мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практических применениях математики. Решение логических задач хорошо служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике [34]. Именно поэтому для решения задач используется половина учебного времени уроков математики. Правильная методика внедрения информационно-образовательных ресурсов играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся.
Решение логических задач средством информационно-образовательных ресурсов и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствуют развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; для развития умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли.
Для определения уровня развития логического мышления мы опирались на исследования деятельностного компонента, осуществляли с помощью следующих методик:
• методика «Шкала прогрессивных матриц»;
• методика изучения логического мышления, разработанная Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Анализируя результаты работы, стоит отметить, что следует использовать дифференцированный подход к обучению школьников, так как наша работа была направлена на развитие логического мышления школьников со средним уровнем интеллекта. Необходимо организовать работу так, чтобы учащиеся, у которых изначально был незаурядный интеллект, так же увеличили его уровень.
Несмотря на это, результаты позволяют сделать вывод о том, что информационно-образовательные ресурсы, используемые на уроках математики для развития логического мышления, являются эффективными.
Подобные работы
- Занимательные задачи при изучении темы «Системы счисления» на уроках информатики для 8 класса (Рязанский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022



