Объект исследования - Администрация г. Йошкар-Ола
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ 5
1.1 Теоретические аспекты контроля в муниципальном управлении 5
1.2 Методы и механизмы контроля в муниципальном управлении 8
1.3 Нормативные и правовые основы контроля 12
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ЙОШКАР-ОЛА 16
2.1 Общая характеристика Администрации г. Йошкар-Ола 16
2.2 Анализ эффективности контроля Администрации г. Йошкар-Ола 21
2.3 Основные направления совершенствования контроля в деятельности Администрации г. Йошкар-Ола 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 44
В свете современных политических и экономических настроений в РФ контроль за деятельностью государственных органов приобретает особую актуальность. Являясь ключевым элементом управленческого цикла, контроль во всех своих формах выступает в качестве незаменимого звена обратной связи, сигнализирующего субъекту управления о результатах его воздействия на тот или иной объект.
Необходимость изучения контроля в муниципальном образовании объясняется некоторой определенностью, присущей любому управленческому решению, так как между планируемым и реальным развитием той или иной ситуации существует временной лаг, в течении которого в зависимости от разного рода причин могут происходить отклонения от плановых показателей.
Одним из основных элементов муниципального управления является контроль. Противоречивость законодательства в определении юридической природы процесса осуществления муниципального контроля и порядка его реализации создает неопределенность компетенции органов местного самоуправления. Указанные противоречия в настоящее время не устранены и требуют тщательного изучения и разъяснения.
Все вышесказанное и обеспечивает актуальность работы.
Таким образом, цель данной работы – анализ контроля в муниципальном управлении на примере Администрации г.Йошкар-Ола.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы контроля в муниципальном управлении;
проанализировать контроль в Администрации г. Йошкар-Ола;
выявить проблемы осуществления контроля;
дать рекомендации по совершенствованию контроля.
Объектом данной работы является Администрация г. Йошкар- Ола. Предметом выступает контроль в Администрации г. Йошкар- Ола.
Теоретической и методологической базой при написании работы выступили учебные пособия, периодические материалы по заданной тематике и материалы с Официального сайта г. Йошкар- Ола.
Методы, использованные в работе: синтез и анализ, сравнение и обобщение, индукция и дедукция.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Таким образом, одним из основных элементов муниципального управления является контроль.
Сущность контроля как одной из ветвей управленческой деятельности раскрывается в процессе получения необходимой информации о состоянии объекта контроля, а также в выявлении несоответствия ожидаемым нормативам, в случае отклонения.
Муниципальный контроль осуществляется посредством административно-контрольного производства как вида управленческого процесса. Такое административно-контрольное производство имеет ряд специфических признаков, которые присущи особенностям реализации контрольной функции органов местного самоуправления.
Было определено, что к основным составляющим процесса контроля, применимого к муниципальному управлению, на современном этапе развития относят следующие мероприятия: выработка критериев, по которым будет осуществляться контроль; сопоставление с выделенными критериями фактических результатов; осуществление корректирующих действий с учетом государственного надзора за их исполнением.
Базовые принципы государственного финансового контроля закреплены в международных актах и нормативных документах Российской Федерации.
Важную роль при осуществлении контрольных мероприятий играет своевременность и непрерывность контроля, которые обеспечиваются системой мониторинга реализации работ и принятых решений. На эффективность функционирования системы муниципального контроля влияет также оснащенность современной техникой при принятии управленческих решений.
Конституционные основы института муниципального контроля закреплены в ст. 130 (ч. 1 и 2) и 132 (ч. 1 и 2) Конституции РФ. В этих статьях установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В рамках второй главы объектом исследования выступила Администрация г. Йошкар-Ола, которая является органом управления муниципального образования, осуществляющим на соответствующей территории исполнительно – распорядительные функции городского самоуправления на основании и во исполнение законодательства РФ, законодательства края, решений органов городского самоуправления.
Структуру Администрации образуют отделы, управления, комитеты, обеспечивающие жизнедеятельность населения на территории муниципального образования.
В деятельности Администрации г.Йошкар-Ола можно выделить такие виды контроля как: муниципальный контроль; контроль в сфере закупок; финансовый контроль; контроль учреждений культуры, искусства и образования. За проведение контроля ответственным является непосредственно отдел контроля.
Основной формой деятельности по осуществлению муниципального контроля является проведение плановых и внеплановых проверок юридических и физических лиц.
В рамках данной работы было установлено тот факт, что процесс контроля в деятельности Администрации г. Йошкар-Ола имеет несколько проблем, которые мешают эффективному и качественному контролю. В первую очередь, данные проблемы заключаются в том, что у Отдела контроля отсутствует четкая методология процесса контроля. Было установлено, что снижению эффективности муниципального земельного контроля способствует повышенная загруженность работой специалистов отделов земельных отношений.
Одной из составляющих повышения эффективности в рамках муниципального земельного контроля является организация и проведение информационной работы с населением по предотвращению нарушений земельного законодательства путем привлечения средств массовой информации к разъяснению положений земельного законодательства, повышение квалификации и усовершенствование уровня подготовки лиц, ответственных за проведение муниципального земельного контроля; изучение нормативно-правовой базы в данном направлении.
Кроме этого было установлено, что решение вопросов обеспечения достоверной и систематизированной информацией о социально-экономических и бюджетно- финансовых показателях развития муниципального образования должно осуществляться через организацию и проведение мониторинга.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 28.09.2018).
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ( ред. от 01.07.2017) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 28.09.2018).
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ ( ред. от 29.12.2017) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 28.09.2018).
4. Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ( ред. от 29.12.2017) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 28.09.2018).
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 28.09.2018).
6. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 (ред. от 06.02.2017) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 28.09.2018).
7. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 04.11.2016) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 28.09.2018).
8. Акмалова, А.А. Мониторинг как вид правого контроля в системе государственного и муниципального управления / А.А. Акмалова //Ars Administrandi. – 2012. - № 2. – С. 13-26.
9. Алабушева, Н.П. Контроль, как важная составляющая государственного и муниципального управления / Н.П. Алабушева // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXI студенческой международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 421-426.
10. Александрова, В.Ю. Соотношение понятий «местное управление» и «местное самоуправление» / В.Ю. Александрова, А.Х. Ишмухаметов //
Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2013. – Т. 3. - № 4 (04). – С. 102-103.
11. Болотова, А.А. Проблемы организации эффективного механизма муниципального земельного контроля / А.А. Болотова // Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. – 2018. – С. 334-336.
12. Вакс, В.И. Контроль за эффективностью управления и распоряжения муниципальной собственностью / В.И. Вакс // Вестник АКСОР. – 2012. № 4 (24). – С. 151-154.
13. Васильева, М.В. Государственный и муниципальный финансово-бюджетный контроль как функция управления экономикой региона /М.В. Васильева // Вопросы современной экономики. – 2013. - № 2. – С. 262-296.
14. Вепренцева, Е. Проблемы контроля в практике государственного и муниципального управления / Е. Вепренцева // Сборник статей по материалам второй студенческой научной конференции. – 2016. – С. 29-33.
15. Вирченко, Я.С. Особенности обеспечения социального контроля на муниципальном уровне управления / Я.С. Вирченко //ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2013. - № 1. – С. 13.
16. Гнездова, Ю.В. Принципы государственного финансового контроля бюджетной сферы в современных экономических условиях / Ю.В. Гнездова // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2016. - № 2. – С. 43-48.
17. Гордин, В.И. Оценка качества муниципального управления как инсттрументарий внешнего контроля / В.И. Гордин // Вестник АКСОР. – 2012. - № 3. – С. 162-168.
18. Кошкин, А.В. Общественный контроль в системе государственного и муниципального управления /А.В. Кошкин //Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. – 2013. - № 1 (14). – С. 5-8.
19. Кухарук, А.И. Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления / А.И. Кухарук // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. - № 1 (17). – С. 258-261.
20. Лесенко, А.П. Контроль в системе государственного и муниципального управления / А.П. Лесенко // Сборник материалов научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных работников: 20-летию высшей школы экономики КНИТУ посвящается. – 2016. – С. 26-27.
21. Никольская, Ю.П. Роль внутреннего контроля в повышении эффективности государственного и муниципального управления / Ю.П. Никольская // Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно- практической конференции, проходившей в Московском городском психолого педагогическом университете. Под общей редакцией М.Г. Ковтунович. – 2013. – С. 63-75.
22. Онищук, М.Л. Контроль и мотивация в муниципальном управлении / М.Л. Онищук //Арктика: общество и экономика. – 2014. - № 11 (11). – С. 35-37.
23. Официальная страница г.Йошкар-Ола [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www. http://i-ola.ru свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.09.2018).
24. Селюков, М.В. Система государственного и мунициипального финансового контроля / М.В. Селюков // Фундаментальные исследования. – 2015. - № 7-1. – С. 207-211.
25. Скифская А.Л. Управление муниципальном имуществом: механизмы и контроль / А.Л. Скифская //В сборнике: Нефть и газ Западной Сибири. – 2015. – С. 189-193.
26. Сурин, А.В. Основы управления. Государственное и муниципальное управление, антикризисное управление, управление персоналом, менеджмент / А.В. Сурин. - М.: КДУ, 2013. - 368 c.
27. Тихомиров, С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
28. Трубицын А.В. Модели муниципального управления: особенности взаимодействия государства институтов муниципальной власти / А.В. Трубицын // Социум и власть. – 2013. - № 5 (43). – С. 48-52.
29. Хромов, Е.Н. Муниципальный финансовый контроль: проблемы реализации и перспективы развития / Е.Н. Хромов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2015. - № 10 (370). – С. 25-29.
30. Якушев, А.В. ВПС: Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2013. - 144 c.