РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ХАРАКТЕРА В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития учебной мотивации учащихся
восьмых классов в процессе обучения информатике 8
§ 1.1. Развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов как
научно-методическая проблема 8
§ 1.2. Особенности обучения информатике учащихся восьмых классов 22
§ 1.3. Подходы к формированию системы учебно-познавательных задач
по информатике 31
Глава 2. Решение задач межпредметного характера как средство развития учебной мотивации учащихся восьмых классов на уроках информатики 40
§ 2.1. Этапы и модель развития учебной мотивации учащихся восьмых
классов на уроках информатики 40
§ 2.2. Формирование и решение системы задач межпредметного характера, направленной на развитие учебной мотивации учащихся 8-х классов при обучении информатике 51
§ 2.3 Педагогический эксперимент: этапы проведения и результаты 64
Заключение 84
Список литературы 87
Приложение 1. Система задач межпредметного характера по
информатике 96
Приложение 2. Тест-опросник Т.Д.Дубовицкой 101
Приложение 3. Опросник изучения познавательной активности учащихся
(по Б.К. Пашневу) 104
Приложение 4. Анкета изучения мотивов учебной деятельности учащихся (по Б.К. Пашневу) 112
Глава 1. Теоретические основы развития учебной мотивации учащихся
восьмых классов в процессе обучения информатике 8
§ 1.1. Развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов как
научно-методическая проблема 8
§ 1.2. Особенности обучения информатике учащихся восьмых классов 22
§ 1.3. Подходы к формированию системы учебно-познавательных задач
по информатике 31
Глава 2. Решение задач межпредметного характера как средство развития учебной мотивации учащихся восьмых классов на уроках информатики 40
§ 2.1. Этапы и модель развития учебной мотивации учащихся восьмых
классов на уроках информатики 40
§ 2.2. Формирование и решение системы задач межпредметного характера, направленной на развитие учебной мотивации учащихся 8-х классов при обучении информатике 51
§ 2.3 Педагогический эксперимент: этапы проведения и результаты 64
Заключение 84
Список литературы 87
Приложение 1. Система задач межпредметного характера по
информатике 96
Приложение 2. Тест-опросник Т.Д.Дубовицкой 101
Приложение 3. Опросник изучения познавательной активности учащихся
(по Б.К. Пашневу) 104
Приложение 4. Анкета изучения мотивов учебной деятельности учащихся (по Б.К. Пашневу) 112
На современном этапе развития образования, когда личность человека является приоритетом всего образовательного процесса, нацеленного на ее формирование и развитие, невозможно обойти стороной вопросы, связанные с мотивацией учащихся. Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить учебную мотивацию. Проблема развития познавательной мотивации учащихся достаточно остро стоит перед учителями информатики. В сочетании с возрастными особенностями учащихся, а именно: выбором будущей профессии, повышением интереса к учебным предметам, связанным с профессией, снижением интереса ко всем другим предметам, свидетельствуют о том, что развитие познавательной мотивации учащихся возможно за счет нахождения и использования точек соприкосновения информатики с теми учебными предметами, к которым школьники проявляют интерес. Задача педагогов - найти эти точки соприкосновения и построить учебный процесс так, чтобы заинтересованность ученика была максимальна.
На основании вышесказанного можно выделить противоречие между необходимостью развития познавательной мотивации учащихся восьмых классов и большим потенциалом межпредметных связей школьного курса информатики для ее развития, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием научно-обоснованных подходов к формированию и использованию системы задач по информатике как средства развития учебной мотивации учащихся 8-х классов.
Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности выбранной темы диссертационного исследования «Развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов средствами задач межпредметного характера в курсе информатики».
Проблема исследования заключается в определении наиболее эффективных подходов к развитию учебной мотивации учащихся восьмых классов средствами задач межпредметного характера по информатике.
Цель исследования — обосновать необходимость и возможность использования задач межпредметного характера как средства развития учебной мотивации учащихся восьмых классов при изучении школьного курса информатики, сформировать системы таких задач, направленных на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов.
Объект исследования — процесс формирования учебной мотивации учащихся восьмых классов при обучении информатике.
Предмет исследования — система задач межпредметного характера как средство развития учебной мотивации учащихся восьмых классов на уроках информатики.
Гипотеза исследования состоит в том, что применение на уроках информатики задач межпредметного характера будет способствовать развитию учебной мотивации учащихся восьмых классов, и как следствие, повышению эффективности обучения информатике, в том случае, если использовать теоретически обоснованные подходы к разработке систем задач межпредметного характера, применять задачи в процессе обучения информатике с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся восьмых классов, а также с учетом особенностей школьного курса информатики.
В соответствии с объектом и предметом исследования для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность мотивации и мотивационной сферы личности, определить значимость познавательных мотивов в деятельности учащихся, выявить психолого-педагогические факторы, влияющие на развитие учебной мотивации учащихся 8-х классов при обучении информатике;
2) определить критерии отбора и требования к систематизации задач межпредметного характера, влияющих на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов в процессе обучения информатике;
3) сформировать системы задач межпредметного характера, направленные на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов; разработать методические рекомендации по решению таких задач на уроках информатики в восьмых классах;
4) осуществить экспериментальную проверку влияния разработанных задач межпредметного характера на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов в процессе обучения информатике.
Для решения задач, поставленных перед исследованием, использовались следующие методы: теоретический анализ предмета исследования; изучение научных трудов по проблеме исследования; теоретическое обобщение результатов исследования; анализ и обобщение собственного опыта преподавания в школе; наблюдение, анкетирование и беседа с учащимися и учителями школы; анализ результатов деятельности учащихся;
педагогический эксперимент; статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы в области: исследования потребностей и мотивации деятельности (Л.И. Божович, С.Б. Каверин, В.А. Крутецкий, А. Маслоу, и др.); изучения психологических и возрастных особенностей учащихся (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.); методики обучения информатике в школе (С.А. Бешенков, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин и др.); использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе (С.Г. Григорьев, О.Ю. Заславская); межпредметных связей курса информатики (К.К. Колин, Л.Г. Кузнецова и др.);
Экспериментальная база исследования - Общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) разработана модель развития учебной мотивации учащихся восьмых классов при обучении информатике средствами задач межпредметного характера, учитывающих возрастные и личностные особенности учащихся, а также особенности школьного курса информатики;
2) предложен подход к развитию учебной мотивации учащихся восьмых классов, основанный на применении при обучении информатике задач межпредметного характера.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании положительного влияния решения задач межпредметного характера на развитие учебной мотивации учащихся в процессе обучения информатике; выделении этапов развития учебной мотивации учащихся при обучении информатике; определении критериев отбора задач межпредметного характера и принципов построения системы таких задач для обучения информатике; выявлении межпредметных связей информатики с базовыми общеобразовательными учебными предметами.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что на основе выделенных связей информатики с другими учебными предметами (математикой, русским языком, литературой, иностранным языком, историей, физической культурой, обществознанием, физикой) построены системы задач межпредметного характера, направленные на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов, а также в разработке методических рекомендаций по решению таких задач на уроках информатики в восьмых классах.
Достоверность исследования обеспечивается использованием современных средств и методик проведения исследований, их адекватностью целям и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования проводилась в Общеобразовательной школе-интернате «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в период с апреля 2018 года по апрель 2019 года.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 95 страницах и содержит 20 таблиц и 9 рисунков. Список литературы содержит 92 наименования.
На основании вышесказанного можно выделить противоречие между необходимостью развития познавательной мотивации учащихся восьмых классов и большим потенциалом межпредметных связей школьного курса информатики для ее развития, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием научно-обоснованных подходов к формированию и использованию системы задач по информатике как средства развития учебной мотивации учащихся 8-х классов.
Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности выбранной темы диссертационного исследования «Развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов средствами задач межпредметного характера в курсе информатики».
Проблема исследования заключается в определении наиболее эффективных подходов к развитию учебной мотивации учащихся восьмых классов средствами задач межпредметного характера по информатике.
Цель исследования — обосновать необходимость и возможность использования задач межпредметного характера как средства развития учебной мотивации учащихся восьмых классов при изучении школьного курса информатики, сформировать системы таких задач, направленных на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов.
Объект исследования — процесс формирования учебной мотивации учащихся восьмых классов при обучении информатике.
Предмет исследования — система задач межпредметного характера как средство развития учебной мотивации учащихся восьмых классов на уроках информатики.
Гипотеза исследования состоит в том, что применение на уроках информатики задач межпредметного характера будет способствовать развитию учебной мотивации учащихся восьмых классов, и как следствие, повышению эффективности обучения информатике, в том случае, если использовать теоретически обоснованные подходы к разработке систем задач межпредметного характера, применять задачи в процессе обучения информатике с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся восьмых классов, а также с учетом особенностей школьного курса информатики.
В соответствии с объектом и предметом исследования для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность мотивации и мотивационной сферы личности, определить значимость познавательных мотивов в деятельности учащихся, выявить психолого-педагогические факторы, влияющие на развитие учебной мотивации учащихся 8-х классов при обучении информатике;
2) определить критерии отбора и требования к систематизации задач межпредметного характера, влияющих на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов в процессе обучения информатике;
3) сформировать системы задач межпредметного характера, направленные на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов; разработать методические рекомендации по решению таких задач на уроках информатики в восьмых классах;
4) осуществить экспериментальную проверку влияния разработанных задач межпредметного характера на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов в процессе обучения информатике.
Для решения задач, поставленных перед исследованием, использовались следующие методы: теоретический анализ предмета исследования; изучение научных трудов по проблеме исследования; теоретическое обобщение результатов исследования; анализ и обобщение собственного опыта преподавания в школе; наблюдение, анкетирование и беседа с учащимися и учителями школы; анализ результатов деятельности учащихся;
педагогический эксперимент; статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы в области: исследования потребностей и мотивации деятельности (Л.И. Божович, С.Б. Каверин, В.А. Крутецкий, А. Маслоу, и др.); изучения психологических и возрастных особенностей учащихся (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.); методики обучения информатике в школе (С.А. Бешенков, М.П. Лапчик, И.Г. Семакин и др.); использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе (С.Г. Григорьев, О.Ю. Заславская); межпредметных связей курса информатики (К.К. Колин, Л.Г. Кузнецова и др.);
Экспериментальная база исследования - Общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) разработана модель развития учебной мотивации учащихся восьмых классов при обучении информатике средствами задач межпредметного характера, учитывающих возрастные и личностные особенности учащихся, а также особенности школьного курса информатики;
2) предложен подход к развитию учебной мотивации учащихся восьмых классов, основанный на применении при обучении информатике задач межпредметного характера.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании положительного влияния решения задач межпредметного характера на развитие учебной мотивации учащихся в процессе обучения информатике; выделении этапов развития учебной мотивации учащихся при обучении информатике; определении критериев отбора задач межпредметного характера и принципов построения системы таких задач для обучения информатике; выявлении межпредметных связей информатики с базовыми общеобразовательными учебными предметами.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что на основе выделенных связей информатики с другими учебными предметами (математикой, русским языком, литературой, иностранным языком, историей, физической культурой, обществознанием, физикой) построены системы задач межпредметного характера, направленные на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов, а также в разработке методических рекомендаций по решению таких задач на уроках информатики в восьмых классах.
Достоверность исследования обеспечивается использованием современных средств и методик проведения исследований, их адекватностью целям и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования проводилась в Общеобразовательной школе-интернате «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в период с апреля 2018 года по апрель 2019 года.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 95 страницах и содержит 20 таблиц и 9 рисунков. Список литературы содержит 92 наименования.
Результаты, полученные в ходе проведения исследования, направленного на развитие познавательной мотивации учащихся 8-х классов, и представленные в диссертационной работе магистра, позволяют сделать следующие выводы:
1. Раскрыта сущность мотивации и мотивационной сферы личности, а именно природа происхождения мотивов, их взаимосвязь с потребностями и объектами окружающего мира, представлена иерархическая структура мотивов;
2. Определена значимость познавательных мотивов в процессе обучения, раскрыты психолого-педагогические факторы, оказывающие влияние на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов, под которой, как правило, понимается процесс, обеспечивающий преобладание познавательных мотивов в мотивационной сфере учащихся, динамику и скорость их возникновения, силу и уровень выраженности данной категории мотивов в соответствии с потребностями общества и самой личности в целом.
3. Приведена классификация межпредметных связей, выявлены основные виды межпредметных связей. Определено понятие задачи межпредметного характера.
4. Обоснована актуальность использования задач межпредметного характера в курсе информатики восьмого класса с целью развития познавательной мотивации учащихся.
5. Были сформулированы критерии отбора и принципы систематизации задач межпредметного характера, направленных на развитие познавательной мотивации учащихся восьмых классов на уроках информатики. К критериям, в соответствии с которыми необходимо отбирать задачи межпредметного характера, относятся: обеспечение связи с интересными для учащихся учебными предметами; использование проблемных задач межпредметного характера; наличие компьютерной поддержки при решении задач и др. Принципы построения систем таких задач заключаются в вариативности задач по видам, формулировке и способам решения; возрастающей сложности задач; направленности на творческую деятельность; оптимальности количества задач для организации всех этапов обучения и др.
6. При помощи методик, направленных на измерение уровня и характера учебной мотивации, были получены эмпирические данные, которые при дальнейшей обработке с помощью методов математической статистики подтвердили эффективность задач межпредметного характера и их положительное влияние на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов при обучении информатики.
Актуальность данного исследования неоспорима. Полученные результаты диссертационного исследования позволяют утверждать, что его цель, заключающаяся в выявлении необходимости в разработке задач межпредметного характера по информатике как средства развития учебной мотивации учащихся восьмых классов, достигнута. Отслеженная положительная динамика в развитии познавательной мотивации учащихся в процессе обучения информатике позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза верна. Наблюдения за данными процессами будут продолжены в целях составления динамичных рядов и расширения структуры межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
1. Раскрыта сущность мотивации и мотивационной сферы личности, а именно природа происхождения мотивов, их взаимосвязь с потребностями и объектами окружающего мира, представлена иерархическая структура мотивов;
2. Определена значимость познавательных мотивов в процессе обучения, раскрыты психолого-педагогические факторы, оказывающие влияние на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов, под которой, как правило, понимается процесс, обеспечивающий преобладание познавательных мотивов в мотивационной сфере учащихся, динамику и скорость их возникновения, силу и уровень выраженности данной категории мотивов в соответствии с потребностями общества и самой личности в целом.
3. Приведена классификация межпредметных связей, выявлены основные виды межпредметных связей. Определено понятие задачи межпредметного характера.
4. Обоснована актуальность использования задач межпредметного характера в курсе информатики восьмого класса с целью развития познавательной мотивации учащихся.
5. Были сформулированы критерии отбора и принципы систематизации задач межпредметного характера, направленных на развитие познавательной мотивации учащихся восьмых классов на уроках информатики. К критериям, в соответствии с которыми необходимо отбирать задачи межпредметного характера, относятся: обеспечение связи с интересными для учащихся учебными предметами; использование проблемных задач межпредметного характера; наличие компьютерной поддержки при решении задач и др. Принципы построения систем таких задач заключаются в вариативности задач по видам, формулировке и способам решения; возрастающей сложности задач; направленности на творческую деятельность; оптимальности количества задач для организации всех этапов обучения и др.
6. При помощи методик, направленных на измерение уровня и характера учебной мотивации, были получены эмпирические данные, которые при дальнейшей обработке с помощью методов математической статистики подтвердили эффективность задач межпредметного характера и их положительное влияние на развитие учебной мотивации учащихся восьмых классов при обучении информатики.
Актуальность данного исследования неоспорима. Полученные результаты диссертационного исследования позволяют утверждать, что его цель, заключающаяся в выявлении необходимости в разработке задач межпредметного характера по информатике как средства развития учебной мотивации учащихся восьмых классов, достигнута. Отслеженная положительная динамика в развитии познавательной мотивации учащихся в процессе обучения информатике позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза верна. Наблюдения за данными процессами будут продолжены в целях составления динамичных рядов и расширения структуры межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.



