ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. КРАТКИЙ ОБЗОР НАУКИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ВАРИАНТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 10
1.1 Вариантное проектирование строительных процессов 12
1.2 Основные принципы вариантного проектирования строительных
конструкций 14
1.3 Развитие методов проектирования строительных конструкций 16
1.3.1 Проектирования железобетонных конструкций 18
1.3.2 Проектирование металлических конструкций 20
1.4 Обзор существующих программных комплексов для расчета
строительных конструкций 25
1.5 Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ГАРАЖА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 29
2.1 Разработка архитектурно-планировочного решения 29
2.2 Расчет и конструирование несущих конструкций гаража 40
2.2.1 Общие сведения о нагрузках для расчета 40
2.2.2 Расчет ребристой плиты по предельным состояниям первой группы ... 42
2.2.3 Расчет ребристой плиты по предельным состояниям второй группы ... 49
2.2.4 Расчет колонны гаража для автомобилей 55
2.2.5 Расчет стыка колонн 60
2.2.6 Расчет консоли колонн 61
2.2.7 Расчет армирования консоли 62
2.3 Основания и фундаменты гаража 63
2.4 Выводы по второй главе 70
ГЛАВА III. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ
НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ГАРАЖА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 71
3.1 Программный комплекс ЛИРА 71
3.2 Краткая характеристика методики расчета 74
3.3 Реализация автоматизированного расчета несущих конструкций 74
3.3.1 Протокол автоматизированного расчета 76
3.3.2 Выбор материалов, определение загружений и подбор сечений 78
3.3.3 Определение параметров конструирования и узловых реакций 80
3.3.4 Подбор металлических конструкций и железобетона 89
3.3.5 Графический вывод результатов автоматизированного расчета 91
3.4 Выводы по третьей главе 97
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Приложение
Актуальность темы. Количество транспорта на дорогах крупных, да и не очень крупных городов России растет, почти в каждой семье имеется автомобиль. В первую очередь это говорит о росте благосостояния населения, во вторую о том, что все эти авто необходимо где - то припарковывать по приезду на работу, домой, в магазин и т.д. Чтобы полноценно, комфортно и безопасно пользоваться автомобилем, не достаточно иметь условия для технического обслуживания и организации движения, необходимо еще соблюдать условия для временного и постоянного хранения. Среднестатистический автомобиль находится в движении около 300 - 400 часов в год, это значит, что примерно 23 часа он проводит на стоянках или на улицах, занимая большие площади и затрудняя работу городского транспорта.
Свободная территория для парковки постоянно находится в дефиците, каково же решение этой проблемы? А решение явное и полезное - строительство многоэтажных гаражей. В давние времена проблема с увеличением населения была решена посредством строительства многоэтажных домов, данная ситуация аналогична. Многоэтажные гаражи могут иметь не только надземные, но и подземные этажи. Многоэтажный гараж является специализированным сооружением, позволяющим на небольшой территории разместить большое количество автомобилей.
Выбор эффективных решений при проектировании выполняется на основе технико-экономического анализа компоновки сооружении, конструктивных схем, материалов, технологии изготовления с учетом требований, предъявляемых к конструкциям зданий и сооружений в эксплуатации. Одним из основных способов, применяемых для этой цели, является вариантное проектирование. Вариантное проектирование заключается в составлении и анализе конкурирующих вариантов, из которых на основе технико-экономического анализа выбирается наиболее рациональный.
Для анализа каждого варианта проектного решения здания (или его части) необходимы следующие исходные данные: назначение здания, мощность или вместимость, географическое местоположение, объемнопланировочная и конструктивная характеристика. Сравниваемые варианты должны иметь одинаковое влияние на окружающую среду, должны быть сопоставимы по уровню ветровых и снеговых нагрузок, климатических и инженерно-геологических условий, сейсмичности и т.д.
В качестве основного материала несущих систем общественных зданий в отечественной практике традиционно применяется железобетон, обеспечивающий оптимальное сочетание безопасности при эксплуатации в критических ситуациях с экономичностью и технологичностью.
В общем объёме строительных конструкций, наряду с железобетонными, металлические конструкции занимают весьма важное место. По сравнению с железобетонными, металлические строительные конструкции позволяют снизить трудоемкость изготовления до 50-80 %, трудоемкость монтажа до 25 % а стоимость металлических каркасов на 1224 %. При строительстве в районах Сибири, Дальнего Востока и Севера металлические конструкции могут оказаться единственными, позволяющими повысить эффективность капитальных вложений. Балки и колонны составляют, примерно, 76 % объема каркасов зданий и сооружений. Поэтому очевидно, что создание и совершенствование их конструктивных форм с целью решения основных технико-экономических задач в области строительства, включающих в себя снижение массы конструкций, повышение производительности труда при изготовлении и монтаже, повышение скорости возведения зданий и сооружений, снижение стоимости проектирования, изготовления и монтажа конструкций - является важнейшей народнохозяйственной задачей.
В настоящее время в градостроительном плане проблема хранения автомобиля - одна из наименее изученных, поэтому тема магистерской диссертации, с вязанная с вариантным проектированием элементов несущих конструкций гаража для автомобилей является актуальной и перспективной.
Цель работы: выполнить вариантное проектирование элементов несущих конструкций гаража для автомобилей из железобетона и металла.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить основные методы и принципы вариантного проектирования.
2. Спроектировать объект расчета.
3. Выполнить сбор нагрузок на рассчитываемую конструкцию.
4. Выполнить автоматизированный расчет и конструирование железобетонного и металлического каркасов в программном комплексе ЛИРА.
5. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Объектом исследования является конструктивные элементы (железобетонный и металлический каркас) здания гаража для автомобилей.
Предметом исследования является исследование работы конструктивных элементов здания при различных строительных материалах.
Состав и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, содержащих теоретический и практический материал, выводов и заключения по работе, списка использованной литературы. Работа изложена на 113 страницах машинописного текста, содержит 21 рисунка, 20 таблиц, список литературы из 58 наименований.
1. Среди имеющихся методов проектирования вариантное проектирование зданий и сооружений с учетом использования современных программных комплексов является наиболее рациональным, предполагающим разработку нескольких равноценных вариантов, разработанных с использованием разных инженерных решений. Такой метод позволяет не допустить ошибочные выводы и обеспечивает выбор оптимального варианта проектирования с учетом особенностей производственного процесса и требований заказчика.
2. В результате обзора существующих программных комплексов, для расчета строительных конструкций выбран ПК ЛИРА 10.4, который позволяет выполнить все необходимые расчеты в рамках решения поставленных задач.
3. В архитектурно-планировочного решении спроектирован гараж для автомобилей, фасад и планировка которого приведены в приложении выпускной квалификационной работы.
4. Выполнены расчеты элементов несущих конструкций гаража: ребристой плиты по предельному состоянию I гр. и II гр.; колонны гаража. В результате произведенных расчетов принимаем:
- ребристую плиту 1500 х 6000 мм, высотой 300 мм;
- колонны постоянного по высоте сечения, общей высотой 4,2 м.
5. Проанализировав физико-механические характеристики грунта, рассмотрев геологический разрез, произведя необходимые расчеты под колонну, устанавливаем забивные сваи, длинной 9 м, с размером поперечного сечения 0,3 м. Положительные стороны свайного фундамента: повышенная надежность работы фундаментов, уменьшаются земляные работы, уменьшается материалоемкость.
6. В выпускной квалификационной работе с использованием программного комплекса ЛИРА 10.4 реализован автоматизированный расчет элементов несущих конструкций гаража, что позволяет определить геометрические размеры стальных колонн и балок, а также подобрать сечения и площадь арматуры в соответствие с задачами исследования.
7. Наиболее оптимальным является автоматизированный расчет конструкций, который основан на Методе Конечных Элементов, что позволяет учитывать совместную работу всех конструктивных элементов, определить напряженно-деформированное состояние конструкций и конечных элементов.
8. В результате применения современных информационных технологий были получены характеристики элементов конструкций, удовлетворяющие предъявляемым требованиям обеспечения прочности, что позволяет подобрать таких размеров сечений и прочностных характеристик элементов для обеспечения одинаковой прочности железобетонных и металлических каркасов.
1. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебник для вузов/ В.В. Адамович, Б.Г. Бархин, В.А. Варежкин и др.; Под общ. ред. И.Е. Рожина, А.И. Урбаха. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1984. - 543 с., ил.
2. «Архитектура. Всемирная история архитектуры и стилей». Блохина И. В., 2014. - 402 с.
3. Байков В.Н., Сигалов Э.Е. Железобетонные конструкции: Общий курс. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1991767 с., ил.
4. Беленя Е.И., Балдин В.А., Ведеников Г.С. и др. Металлические конструкции. Общий курс: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Е.И.Беленя. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1986. - 560 с.
5. Берлинов М.В. Основания и фундаменты: Учеб. для строит. спец. Вузов. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 1999. - 319 с.: ил.
6. Бобров Ю. Л. Теплоизоляционные материалы и конструкции: Учебник / Ю.Л. Бобров, Е.Г. Овчаренко, Б.М. Шойхет. - 2-e изд., испр. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2010. - 266 с.
7. Верюжский Ю.В., Колчунов В.И. Компьютерные технологии проектирования железобетонных конструкций - Киев.: Национальный авиацион-ный университет, 2006. - 810 стр.
8. Википедия. Свободная энциклопедия. Внедрение программного обеспечения. http://ru.wikipedia.org/
9. Википедия. Свободная энциклопедия. Каркас (конструкция). https://ru.wikipedia.org/
10. Википедия. Свободная энциклопедия. Система
автоматизированного проектирования. http://ru.wikipedia.org/
11. Википедия. Свободная энциклопедия. ПК Лира. http://ru.wikipedia.org/
12. Википедия. Свободная энциклопедия. Программный комплекс Мономах. http://ru.wikipedia.org/
13. Галлагер Р. Метод конечных элементов. Основы / Р. Галлагер. - М. : Мир,1984. - 428 с.
14. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий: учебник/ - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура).
15. Горев В.В., Уваров Б.Ю., Филиппов В.В. и др. Металлические конструкции. т. 1. Элементы конструкций: учебник // под ред. Горева В.В. - М.: Высшая школа, 2004. - 551 с.
16. ГОСТ 24045 - 2016 «Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строительства».
17. ГОСТ 27772 - 2015 «Прокат для строительных стальных конструкций».
18. Дроздова Н. А. Расчеты на прочность и жесткость статически определимых и статически неопред. систем: Учеб. пос. / Н.А.Дроздова,
С.К.Какурина - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2013 - 224с.
19. Жидков А.В. Применение системы ANSYS к решению задач геометрического и конечно-элементного моделирования. Учебнометодический материал по программе повышения квалификации «Информационные системы в математике и механике». Нижний Новгород, 2006, 115 с.
20. Журавская Т. А. Железобетонные конструкции: Учебное
пособие / Т.А. Журавская. - М.: Форум, 2011. - 152 с.
21. Карпиловский В.С., Криксунов Э.З., Маляренко А.А., Перельмутер А.В., Перельмутер М.А. SCAD Office. Вычислительный комплекс SCAD - М.: Издательство СКАД СОФТ, 2007. - 609 с.
22. Каталог алюминиевых конструкций «Унифицированная система «ТАТПРОФ», 2003 г.
23. Кирсанов М.Н. Висячие и вантовые конструкции: Учеб. пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1981. - 158 с., ил.
24. Кузнецова В.В. Металлические конструкции. т. 2. Стальные конструкции зданий и сооружений: справочник проектировщика / под общ. ред. В.В. Кузнецова. - М.: Изд-во АСВ, 1998.-576 с.
25. Лихтарников Я. М. Вариантное проектирование и оптимизация стальных конструкций.— М.: Стройиздат, 1979. - 319 с, ил.
26. Маклакова Т.Г., Нанасова С.М. Конструкции гражданских зданий: Учебник. - М.: Издательства АСВ, 2000. - 280 с.
27. Мандриков А.П. Примеры расчета металлических конструкций: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1991. - 431с.
28. Мунчак Л. А. Конструкции малоэтажных зданий: Учебное пособие / Л.А. Мунчак. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 464 с.
29. Официальный сайт Autodesk. Возможности Robot Structural Analysis. http://www.autodesk.ru/
30. Официальный сайт Eurosoft. Stark ES. http://eurosoft.ru/
31. Пеньковский Г. Ф. Основы информационных технологий и автоматизированного проектирования в строительстве: конспект лекций / СПбГАСУ. - СПб.,2008. - 150 с. 1 раздел 5
32. Применение метода конечных элементов в решении задач прикладной механики : учеб. -метод. пособие для студентов технических специальностей / А. О. Шимановский, А. В. Путято ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель : БелГУТ,2008. - 61 с.
33. Присекин В. Л. Основы метода конечных элементов в механике деформируемых тел / Присекин В.Л., Расторгуев Г.И. - Новосиб.: НГТУ, 2010. - 238 с.
34. Серия 1.462.1 - 16 «Железобетонные двутавровые балки пролетом 18 м для малоуклонных покрытий промышленных зданий».
35. Серия 1.460.3-14 «Стальные конструкции покрытий производственных зданий пролетами 18, 24 и 30м с применением замкнутых гнутосварных профилей прямоугольного сечения типа «Молодечно».
36. Серии 1.424.3-7 вып. 3 «Стальные колонны одноэтажных производственных зданий, оборудованных мостовыми опорными кранами».
37. Сибгатуллин К. Э. Новый метод определения коэффициента запаса прочности брусьев // «VI Камские чтения». Сборник материалов всероссийской НПК студентов, аспирантов и молодых учёных. Часть 1. - Наб. Челны: ИПЦ Набережночелнинс. инст-та КФУ - 2014. С. 262-265.
38. Сибгатуллин К. Э., Сибгатуллин Э. С. Метод вычисления предельных сил и моментов для изотропных стержней произвольного поперечного сечения в общем случае их сложного сопротивления //Известия ВУЗов. Авиационная техника. Казань: КГТУ. - 2008. - С. 14-16.
39. Сибгатуллин К. Э., Сибгатуллин Э. С.Оценка прочности анизотропных брусьев произвольного поперечного сечения в общем случае их сложного сопротивления // Известия Российской академии наук. Механика твердого тела. №1. - 2010. - С. 84-92.
40. Сибгатуллин Э. С., Сибгатуллин К. Э. Поверхность статической прочности для изотропных брусьев при их сложном сопротивлении // Социально-экономические и технические системы. - Онлайновый электронный научно-технический журнал. Набережные Челны: ИНЭКА. -
2006. - 5 с (http ://sets. ru/index2. php?arhiv/ 17nomer. php).
41. СП 1.13130.2019 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
42. СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2001. Производственные здания» Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001.
43. СП 43.13330.2012 «Сооружения промышленных предприятий» Актуализированная редакция СНиП 2.09.03.-85.
44. СП 29.13330.2011 «Полы» Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88.
45. СП 17.13330.2017 «СНиП II-26-76. Кровли» Актуализированная редакция СНиП II-26-76.
46. СП 50.13330.2012 «Тепловая защита здания» Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.
47. СП 131.13330.2018 «Строительная климатология» Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*.
48. СП 230.1325800.2015 «Конструкции ограждающие зданий. Характеристики технических неоднородностей».
49. СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции» Актуализированная редакция СНиП II-23-81.
50. СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия» Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85».
51. СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85.
52. СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений» Актуализированная версия СНиП 2.02.01-83.
53. СП 45.13330.2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» Актуализированная версия СНиП 3.02.01-87*.
54. СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции» Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003.
55. Сухоруков В.В. Autodesk Robot Structural Analysis Professional. Проектно-вычислительный комплекс: Справочно-учебное пособие. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. - 128 с.
56. Яковлева М. В. Восстановление и усиление железобетонных и каменных конструкций: Уч.-мет. пос./Яковлева М.В., Коткова О.Н., Широков
В.С. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование).
57. Трущев А.Г. Пространственные металлические конструкции: Учеб. пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 1983. - 215 с., ил.
58. SCAD официальный сайт. http://www.scadsoft.com/