Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №37580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
791
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Проблемное обучение как психолого- педагогический феномен.... 6
1.2 Методы проблемного обучения 12
1.3 Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия
создания 14
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 20
2.1 Понятие "Познавательная активность" 20
2.2 Уровни познавательной активности 22
2.3 Роль личности педагога в формировании познавательной
активности 24
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
3.1 Материалы и методы исследования 28
3.2 Разработки уроков с применением технологии проблемного
обучения 29
3.3 Результаты исследования влияния проблемного обучения на
познавательную активность обучающихся 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4

В настоящее время одной из приоритетных задач педагогики является поиск решений проблемы познавательной активности. Как пробудить у обучающихся желание учиться - этот вопрос стоит не только перед педагогами, но и перед психологами.
Для адаптации личности в социуме важно не только развитие творческого потенциала, но и правильный выбор жизненных приоритетов, а для развития этих навыков необходимо вырабатывание у обучающихся познавательной активности.
Труды по формированию познавательной активности у обучающихся принадлежат великим ученым. Например, чешский педагог и философ XVII столетия Я. А. Коменский пытался доказать, что формирование познавательной активности является одной из главных задач при становлении личности обучающегося [16, с. 34].
Английский педагог и философ Дж. Локк разделял идеи Я.А. Коменского и им была обоснована необходимость целенаправленной деятельности педагогов, которая способствовала развитию познавательной активности обучающихся [18, с. 123].
Для развития познавательной активности обучающихся можно воспользоваться технологией проблемного обучения. Преимуществом данной технологии является актуализация познавательной активности у обучающихся, что влечет за собой получению более глубоких знаний, помогает ставить им правильные приоритеты и формирует творческое мышление. Во многих научных статьях по теории обучения поддерживается идея активизации учебного процесса и учебной деятельности обучающихся.
Основной целью проблемного обучения является обучение детей не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения различных задач. Основная суть которого заключается в том, что обучающиеся сначала анализируют, сравнивают, в то же время синтезируют, обобщают и конкретизируют фактический материал, в результате получают новую информацию. То есть, это расширение и углубление знаний с помощью ранее приобретенных знаний или другое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни педагог, ни учебник, они ищутся и находятся обучающимися, поставленными в определенную ситуацию.
Таким образом, на сегодняшний день в педагогике одной из актуальных проблем является формирование познавательной активности обучающихся, так как в процессе образовательной деятельности решаются основные задачи, поставленные перед образовательным учреждением: подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном продвижении и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы.
Цель исследования: изучить влияние технологии проблемного обучения на познавательную активность обучающихся в процессе обучения биологии.
При исследовании проблемного обучения как средства актуализации познавательной активности обучающихся мы ставили перед собой следующие основные задачи:
1. Проанализировать научные основы технологии проблемного обучения;
2. Рассмотреть понятие “познавательная активность” и охарактеризовать его уровни;
3. Определить влияние технологии проблемного обучения на познавательную активность обучающихся в процессе обучения биологии.
Объект исследования: познавательная активность обучающихся. Предмет исследования: технология проблемного обучения как средство актуализации познавательной активности обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение технологии проблемного обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности обучающихся.
В данной работе были использованы такие методы анализа теоретической базы, как анализ, синтез, классификация и обобщение тематического материала. В практической части применялись методы наблюдения, анкетирования и эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуализация познавательной активности обучающихся является одной из ключевых проблем в решении задачи повышения эффективности и качества образовательного процесса. Ее особая значимость состоит в том, что процесс обучения направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: такие психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн; педагоги М.И. Лисина, Г.И. Щукина. Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня. Ей посвящены труды современных ученых В.В. Щетининой, Е.А. Меньшиковой, А.Н. Нефедовой, М.Н. Поляковой.
Познавательную активность можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности в умственной работе. В структуре познавательной активности выделяют следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень и другие.
Выделяют следующие уровни развития познавательной активности:
- низкий (воспроизводящий), характеризующийся активностью обучающихся в определенных учебных ситуациях (интересное содержание занятия, приемы обучения);
- средний (интерпретирующий), проявляющийся в быстром восприятии и самостоятельностью в ходе решения учебных задач;
Основным средством повышения познавательной активности обучающихся является применение технологии проблемного обучения на уроках. Необходимо добиться того, чтобы обучающиеся не получали знания в готовом виде, а пытались приобрести их самостоятельно.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «проблемного обучения» с позиции разных авторов. Многие из них отмечают, что проблемное обучение - способ организации деятельности обучающихся, который основан на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер).
С целью изучения влияния проблемного обучения на повышение познавательной активности обучающихся нами была проведена исследовательская работа на базе 8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Елабуга.
По результатам исследования применения технологии проблемного обучения как средства актуализации познавательной активности обучающихся в экспериментальной группе был выявлен рост уровня обучающихся с высокой познавательной активностью (на 14%), а в контрольной группе- остался на прежнем уровне.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза верна: применение технологии проблемного обучения обеспечило актуализацию познавательной активности обучающихся.
В результате применения проблемного обучения, обучающиеся научились видеть в задании проблему, находить способы ее решения, а также у них повысился интерес к учебе, новым знаниям, усилилось желание самостоятельно выполнять задания. При использовании на уроках биологии системы проблемных ситуаций обучающимся стал доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний. Включение обучающихся в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными приемами самостоятельной работы. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что использование в учебной деятельности проблемных ситуаций создает благоприятные условия для общего развития каждого ребенка.
Таким образом, можно отметить, что проблемное обучение является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся в процессе обучения биологии.



1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов-на- Дону, 2000. - 505 с.
2. Баксанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация /
О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа. - 2000.- №1. - 119 с.
3. Богомолова О.Б. Проблемный подход в профильном обучении: одна задача -несколько решений // Информатика и образование. - 2010 - N 1 - 114 с.
4. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В.Брушлинский. - М.: Знание, 2004. - 96 с.
5. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - 271 с.
6. Волкова И.А. Современный урок в условиях введения ФГОС общего образования. -Екатеринбург: ГАОДПОСО "ИРО", 2014. - 196с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Выготский Л.С. Собр.сочин.: в 6 т. / Л.С.Выготский.- М., 1982- 488 с.
9. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 368 с.
10. Дядинчук Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников // Молодой ученый. —
2014. — №18. - 956 с.
11. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач.кл./ Т.И.Зубков - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993. -145 с.
12. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010 - N 4 - 42 с.
13. Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.:
МИЭМП, 2005. - 68 с.
14. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке [Текст] / И.А. Ильницкая. - М.: Омега, 2010. - 221 с.
15. Каратаева Н. Г. Аспекты поискового подхода при решении нестандартных задач в концепции проблемного обучения // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009 - № 12 - 67 с.
16. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова - М.: КНОРУС, 2013. - 748 с.
17. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова;
А.Ю. Коджаспирова. - 2010. - 326 с.
18. Колесов Д.В. Биология. Человек 8 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений/ Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. - М.: Дрофа, 2007. - 332с.
19. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
20. Кондаков Н.Г. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Н.Г. Кондаков - М: Просвещение, 2008. - 39 с.
21. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь- справочник / Пер. с англ.
К.С.Ткаченко / М.Кордуэл.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.
22. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2011. - 80 с.
23. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК,
2008. - 44 с.
24. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер.- М.: Знание,1974. - 64 с.
25. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988. - 419 с.
26. Максимова В. Н. Проблемный подход к обучению в школе. - СП.: Методическое пособие по спецкурсу, 2011. - 80 с.
27. Матюшкин А.М. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А.
А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. - 190 с.
28. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Директмедиа, 2010. - 392 с.
29. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М.И.Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
30. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
31. Мельникова Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний // Сибирский учитель. - 2010 - N 5 - 52 с.
32. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. - М, 2010. - 132 с.
33.Осмоловская И.М. Дидактика: учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
34. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /И. М. Осмоловская. - М.: Академия, 2008. - 172 с.
35. Пашкевич А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Учеб.-метод.пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 76 с.
36. Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. - М: Феникс, 2010. - 320 с.
37. Петерсон Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Т.Г. Кудряшова. - Москва, 2006 г. - 275 с.
38. Пичугина Г. А. Активные формы обучения на уроках химии // Химия в школе. - 2009 - N 5 - 38 с.
39. Поддубный А.В. Еще раз о проблемном обучении [Текст] / А.В. Поддубный // Биология в школе. - 2007. - №5. - 234 с.
40. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений./ И.П.Подласый - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.
41. Радулова Е.Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа. - 2009. - N 6 - 52 с.
42. Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / И.И. Родак // СПб.: Питер; Мир книг, 2012. - 264 с.
43. Ситаров В. А. Дидактика: учеб.пособие для студ.высш.учебн.заведений / В.А.Ситаров ; под ред. В.А. Сластёнина. - 3-е изд., перераб.и доп. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
44. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии.- 2006.- № 2. - 165 с.
45. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб.пособие для
студ.высш.пед.учеб.заведений / В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Академия, 2002. - 576.
46. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии: учеб.для студ. высш. и сред. пед. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А.Смирнова. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 512 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 80 с.
48. Фещенко, Т.С. Новые стандарты - новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методичекое пособие [Текст] / Т.С. Фещенко. - М.: УЦ «Перспектива», 2013. - 224 с.
49. Чернышев И.А. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. №3 (19).- 165 с.
50. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
51. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ