ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Проблемное обучение как психолого- педагогический феномен.... 6
1.2 Методы проблемного обучения 12
1.3 Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия
создания 14
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 20
2.1 Понятие "Познавательная активность" 20
2.2 Уровни познавательной активности 22
2.3 Роль личности педагога в формировании познавательной
активности 24
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
3.1 Материалы и методы исследования 28
3.2 Разработки уроков с применением технологии проблемного
обучения 29
3.3 Результаты исследования влияния проблемного обучения на
познавательную активность обучающихся 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Проблемное обучение как психолого- педагогический феномен.... 6
1.2 Методы проблемного обучения 12
1.3 Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия
создания 14
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 20
2.1 Понятие "Познавательная активность" 20
2.2 Уровни познавательной активности 22
2.3 Роль личности педагога в формировании познавательной
активности 24
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
3.1 Материалы и методы исследования 28
3.2 Разработки уроков с применением технологии проблемного
обучения 29
3.3 Результаты исследования влияния проблемного обучения на
познавательную активность обучающихся 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4
В настоящее время одной из приоритетных задач педагогики является поиск решений проблемы познавательной активности. Как пробудить у обучающихся желание учиться - этот вопрос стоит не только перед педагогами, но и перед психологами.
Для адаптации личности в социуме важно не только развитие творческого потенциала, но и правильный выбор жизненных приоритетов, а для развития этих навыков необходимо вырабатывание у обучающихся познавательной активности.
Труды по формированию познавательной активности у обучающихся принадлежат великим ученым. Например, чешский педагог и философ XVII столетия Я. А. Коменский пытался доказать, что формирование познавательной активности является одной из главных задач при становлении личности обучающегося [16, с. 34].
Английский педагог и философ Дж. Локк разделял идеи Я.А. Коменского и им была обоснована необходимость целенаправленной деятельности педагогов, которая способствовала развитию познавательной активности обучающихся [18, с. 123].
Для развития познавательной активности обучающихся можно воспользоваться технологией проблемного обучения. Преимуществом данной технологии является актуализация познавательной активности у обучающихся, что влечет за собой получению более глубоких знаний, помогает ставить им правильные приоритеты и формирует творческое мышление. Во многих научных статьях по теории обучения поддерживается идея активизации учебного процесса и учебной деятельности обучающихся.
Основной целью проблемного обучения является обучение детей не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения различных задач. Основная суть которого заключается в том, что обучающиеся сначала анализируют, сравнивают, в то же время синтезируют, обобщают и конкретизируют фактический материал, в результате получают новую информацию. То есть, это расширение и углубление знаний с помощью ранее приобретенных знаний или другое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни педагог, ни учебник, они ищутся и находятся обучающимися, поставленными в определенную ситуацию.
Таким образом, на сегодняшний день в педагогике одной из актуальных проблем является формирование познавательной активности обучающихся, так как в процессе образовательной деятельности решаются основные задачи, поставленные перед образовательным учреждением: подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном продвижении и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы.
Цель исследования: изучить влияние технологии проблемного обучения на познавательную активность обучающихся в процессе обучения биологии.
При исследовании проблемного обучения как средства актуализации познавательной активности обучающихся мы ставили перед собой следующие основные задачи:
1. Проанализировать научные основы технологии проблемного обучения;
2. Рассмотреть понятие “познавательная активность” и охарактеризовать его уровни;
3. Определить влияние технологии проблемного обучения на познавательную активность обучающихся в процессе обучения биологии.
Объект исследования: познавательная активность обучающихся. Предмет исследования: технология проблемного обучения как средство актуализации познавательной активности обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение технологии проблемного обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности обучающихся.
В данной работе были использованы такие методы анализа теоретической базы, как анализ, синтез, классификация и обобщение тематического материала. В практической части применялись методы наблюдения, анкетирования и эксперимента.
Для адаптации личности в социуме важно не только развитие творческого потенциала, но и правильный выбор жизненных приоритетов, а для развития этих навыков необходимо вырабатывание у обучающихся познавательной активности.
Труды по формированию познавательной активности у обучающихся принадлежат великим ученым. Например, чешский педагог и философ XVII столетия Я. А. Коменский пытался доказать, что формирование познавательной активности является одной из главных задач при становлении личности обучающегося [16, с. 34].
Английский педагог и философ Дж. Локк разделял идеи Я.А. Коменского и им была обоснована необходимость целенаправленной деятельности педагогов, которая способствовала развитию познавательной активности обучающихся [18, с. 123].
Для развития познавательной активности обучающихся можно воспользоваться технологией проблемного обучения. Преимуществом данной технологии является актуализация познавательной активности у обучающихся, что влечет за собой получению более глубоких знаний, помогает ставить им правильные приоритеты и формирует творческое мышление. Во многих научных статьях по теории обучения поддерживается идея активизации учебного процесса и учебной деятельности обучающихся.
Основной целью проблемного обучения является обучение детей не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения различных задач. Основная суть которого заключается в том, что обучающиеся сначала анализируют, сравнивают, в то же время синтезируют, обобщают и конкретизируют фактический материал, в результате получают новую информацию. То есть, это расширение и углубление знаний с помощью ранее приобретенных знаний или другое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни педагог, ни учебник, они ищутся и находятся обучающимися, поставленными в определенную ситуацию.
Таким образом, на сегодняшний день в педагогике одной из актуальных проблем является формирование познавательной активности обучающихся, так как в процессе образовательной деятельности решаются основные задачи, поставленные перед образовательным учреждением: подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном продвижении и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы.
Цель исследования: изучить влияние технологии проблемного обучения на познавательную активность обучающихся в процессе обучения биологии.
При исследовании проблемного обучения как средства актуализации познавательной активности обучающихся мы ставили перед собой следующие основные задачи:
1. Проанализировать научные основы технологии проблемного обучения;
2. Рассмотреть понятие “познавательная активность” и охарактеризовать его уровни;
3. Определить влияние технологии проблемного обучения на познавательную активность обучающихся в процессе обучения биологии.
Объект исследования: познавательная активность обучающихся. Предмет исследования: технология проблемного обучения как средство актуализации познавательной активности обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение технологии проблемного обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности обучающихся.
В данной работе были использованы такие методы анализа теоретической базы, как анализ, синтез, классификация и обобщение тематического материала. В практической части применялись методы наблюдения, анкетирования и эксперимента.
Актуализация познавательной активности обучающихся является одной из ключевых проблем в решении задачи повышения эффективности и качества образовательного процесса. Ее особая значимость состоит в том, что процесс обучения направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: такие психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн; педагоги М.И. Лисина, Г.И. Щукина. Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня. Ей посвящены труды современных ученых В.В. Щетининой, Е.А. Меньшиковой, А.Н. Нефедовой, М.Н. Поляковой.
Познавательную активность можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности в умственной работе. В структуре познавательной активности выделяют следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень и другие.
Выделяют следующие уровни развития познавательной активности:
- низкий (воспроизводящий), характеризующийся активностью обучающихся в определенных учебных ситуациях (интересное содержание занятия, приемы обучения);
- средний (интерпретирующий), проявляющийся в быстром восприятии и самостоятельностью в ходе решения учебных задач;
Основным средством повышения познавательной активности обучающихся является применение технологии проблемного обучения на уроках. Необходимо добиться того, чтобы обучающиеся не получали знания в готовом виде, а пытались приобрести их самостоятельно.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «проблемного обучения» с позиции разных авторов. Многие из них отмечают, что проблемное обучение - способ организации деятельности обучающихся, который основан на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер).
С целью изучения влияния проблемного обучения на повышение познавательной активности обучающихся нами была проведена исследовательская работа на базе 8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Елабуга.
По результатам исследования применения технологии проблемного обучения как средства актуализации познавательной активности обучающихся в экспериментальной группе был выявлен рост уровня обучающихся с высокой познавательной активностью (на 14%), а в контрольной группе- остался на прежнем уровне.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза верна: применение технологии проблемного обучения обеспечило актуализацию познавательной активности обучающихся.
В результате применения проблемного обучения, обучающиеся научились видеть в задании проблему, находить способы ее решения, а также у них повысился интерес к учебе, новым знаниям, усилилось желание самостоятельно выполнять задания. При использовании на уроках биологии системы проблемных ситуаций обучающимся стал доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний. Включение обучающихся в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными приемами самостоятельной работы. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что использование в учебной деятельности проблемных ситуаций создает благоприятные условия для общего развития каждого ребенка.
Таким образом, можно отметить, что проблемное обучение является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся в процессе обучения биологии.
Познавательную активность можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности в умственной работе. В структуре познавательной активности выделяют следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень и другие.
Выделяют следующие уровни развития познавательной активности:
- низкий (воспроизводящий), характеризующийся активностью обучающихся в определенных учебных ситуациях (интересное содержание занятия, приемы обучения);
- средний (интерпретирующий), проявляющийся в быстром восприятии и самостоятельностью в ходе решения учебных задач;
Основным средством повышения познавательной активности обучающихся является применение технологии проблемного обучения на уроках. Необходимо добиться того, чтобы обучающиеся не получали знания в готовом виде, а пытались приобрести их самостоятельно.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «проблемного обучения» с позиции разных авторов. Многие из них отмечают, что проблемное обучение - способ организации деятельности обучающихся, который основан на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер).
С целью изучения влияния проблемного обучения на повышение познавательной активности обучающихся нами была проведена исследовательская работа на базе 8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Елабуга.
По результатам исследования применения технологии проблемного обучения как средства актуализации познавательной активности обучающихся в экспериментальной группе был выявлен рост уровня обучающихся с высокой познавательной активностью (на 14%), а в контрольной группе- остался на прежнем уровне.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза верна: применение технологии проблемного обучения обеспечило актуализацию познавательной активности обучающихся.
В результате применения проблемного обучения, обучающиеся научились видеть в задании проблему, находить способы ее решения, а также у них повысился интерес к учебе, новым знаниям, усилилось желание самостоятельно выполнять задания. При использовании на уроках биологии системы проблемных ситуаций обучающимся стал доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний. Включение обучающихся в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными приемами самостоятельной работы. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что использование в учебной деятельности проблемных ситуаций создает благоприятные условия для общего развития каждого ребенка.
Таким образом, можно отметить, что проблемное обучение является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся в процессе обучения биологии.
Подобные работы
- МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Методические условия реализации технологии
проблемного обучения биологии
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Конструирование и апробация элективного курса «теория кодирования и ее приложения» для старшеклассников в процессе дифференциации обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СЕДЬМЫХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, естествознание. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018



