Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения бренда работодателя 8
1.1 Сущностная характеристика бренда работодателя 8
1.2 Факторы, влияющие на HR-бренд работодателя 16
1.3 Мотивационная составляющая бренда работодателя 25
Глава 2. Воздействие HR-бренда ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет на труд научно-педагогических работников 33
2.1. Анализ взаимосвязи HR-бренда вуза и качества деятельности научно -
педагогических работников высших учебных заведений 33
2.2. Исследования оценки труда научно-педагогических работников 47
ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 47
2.3. Влияние бренда работодателя на трудовое поведение сотрудников 56
ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 57
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию HR-бренда ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета 64
3.1 Элитарная направленность HR-бренда ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского)
федерального университета 64
3.2 Эффективность предложенных мероприятий 69
Заключение 72
Список использованных источников 74
Бренд работодателя выступает в качестве уникального нематериального актива, который содержит совокупность психологических, экономических выгод для работника, обеспечиваемых системой управления человеческими ресурсами компании.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в условиях высококонкурентного рынка труда, характеризующегося дефицитом квалифицированного персонала, снижением лояльности персонала к работодателю необходимым условием динамичного развития компании становится возможность удержания работающих сотрудников и привлечения новых сотрудников. Отчетливое понимание и практическое применение принципов концепции бренда работодателя, основанных на поддержании, формировании и позиционировании организации как привлекательного работодателя, как для текущего персонала, так и потенциального, дает возможность компании успешно функционировать в условиях так называемой «войны за таланты». В международном исследовании «Talent Edge 2020», проведенное «Deloitte» и «Forbes» в 2016 году приводятся данные о том, что 53% компаний считают бренд работодателя непременным условием деятельности по привлечению специалистов, а 21% опрошенных глобальных компаний оценивают свои действия по использованию и созданию бренда работодателя как действия мирового класса, позволяющие выделять их компанию на рынке труда.
Глобальное исследование Employer Brand International выявило, что, несмотря на мировой экономический кризис, 49% компаний планировали увеличить объем средств, вкладываемых в мероприятия по брендингу на рынке труда. В то же время, по мнению специалистов, немного компаний могут реально заявить, что обладают надежным конкурентным преимуществом
своего бренда работодателя в вопросах вовлеченности, найма и удержания высококвалифицированного персонала.
На протяжении последних 20-30 лет происходят колоссальные изменения в системе науки и образования Российской Федерации: меняется нормативно-правовая база, происходят существенные изменения на рынке труда и в процессе трудовой деятельности в сфере образования, интенсивно развивается конкуренция между образовательными учреждениями. Тем самым предъявляя повышенные требования к качеству образования.
Таким образом, проблема удержания, использования и привлечения высококвалифицированных сотрудников становится одним из ведущих условий поддержания конкурентоспособности компаний на новых и глобальных рынках. Традиционные методы управления человеческими ресурсами, как показывает практика, недостаточно эффективны для решения этой проблемы.
Одним из важнейших вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности вузов - является их кадровое обеспечение, а именно формирование в высших учебных заведениях высококвалифицированных научно-педагогических работников (далее НИР). Для решения этой проблемы необходимо разработать перспективные подходы и методы по управлению HR- брендом работодателя. Данные подходы и методы должны ориентироваться на формирование показателей результативности.
Основы бренда работодателя как управленческой концепции были заложены Р.Мосли и С.Бэрроу в Великобритании в середине 1990-х гг. На сегодняшний день количество работ по проблематике брендинга на рынке труда неуклонно увеличивается. Активные исследования бренда работодателя осуществляется учеными в Великобритании, в ряде государств континентальной Европы, Австралии и США.
Специфика труда и направления деятельности научно-педагогических работников изучается российскими и зарубежными психологами, социологами и экономистами, как Е. Ю. Щербинина, Н. В. Бордовская, Е. В. Титова, А. П. Багирова, М. Л. Смолярова, А. К. Клюев.
Подходы и методики оценки труда научно-педагогических работников предлагаются российскими и зарубежными исследователями как Е. А. Меркулова,В. В. Горбань, В. А. Солодянников, Л.В. Люйк, О. В. Раздорская, М. В. Полевая, Р. Г. Глейзер, В. П. Топоровский, О. В. Григораш, А. И. Трубилин, А. С. Роботова, М. А. Косолапова, И. А. Бедрачук, Н. В. Третьякова, В. А. Федоров, С. Ю. Трапицын.
Становлению и развитию концепции бренда работодателя способствовали методические и теоретические разработки в области теории маркетинга, в области социологии и социальной психологии.
Несмотря на большое количество исследований, единого теоретического подхода понятия «Бренд работодателя» до настоящего времени не существует. Можно предположить, что это связано с междисциплинарностью сферы исследований, сложностью объединения двух направлений с устоявшейся терминологией и научными представлениями: управления человеческими
ресурсами и маркетинга.
Научная новизна работы:
• предложено создание системы рекрутинга, за счет развития HR- бренда в том числе международного(привлечение зарубежных и отечественных НИР, привлечение молодых НИР, имеющих опыт международного сотрудничества и т.д.);
• выявлено, что развитие научно-педагогических работников влияет на качество HR-бренда (профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовки НИР, развитие и совершенствование качеств и компетенций, имеющихся НПР и т.д.);
• предложено применение и доказана эффективность истользования технологии Executive Search для подбора руководящих кадров и профессорско - преподавательского состава.
Объектом исследования является научно-педагогические сотрудники ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета. Предметом исследования выступает HR-бренд ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование влияния бренда работодателя на трудовое поведение работников.
Для реализации этой цели в выпускной квалификационной работе были
поставлены и решены следующие задачи:
• изучить сущностную характеристику бренда работодателя
• исследовать факторы, влияющие на HR-бренд работодателя
• рассмотреть мотивационную составляющую HR-бренда работодателя
• проанализировать взаимосвязи HR-бренда вуза и качества деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений
• исследовать оценку труда научно-педагогических работников
• выработать рекомендации по совершенствованию управления HR- брендом
Теоретической основой исследования служат работы российских и зарубежных авторов, материалы научных конференций и периодической печати. Основой для фактологического материала стали результаты анкетирования персонала ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета, а также вторичная информация.
В исследовании вопросов, связанных с изучением бренда работодателя использовались работы Ф., С.Бэрроу и Р.Мосли, К.Левины, Е.Фахрутдиновой и Ю.Колесниковой, А.Караваевой, Б.Мичингтона, К.Мокова; Официальный сайт ФГ АОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Тенденции последующих лет в России и на глобальном рынке демонстрирует более комплексный и глубокий подход, когда Бренд работодателя включает в себя не только формирование представлений о компании как о работодателе, но и охватывает большую часть практик и процессов управления персоналом. Другими словами, компании не просто рассказывают о том, как прекрасно у них работать, но и прилагают особые усилия, чтобы это на самом деле было так.
Готовность к трансформации в зависимости от потребностей их целевых аудиторий становится одним из важнейших преимуществ компании на рынке труда. Компании, с учетом культурных и социальных различий своих целевых аудиторий, сегментируют свое предложение и формулируют базовое предложение Бренда работодателя в зависимости от аудитории.
Системная работа с Брендом работодателя предполагает не просто набор проектов и активностей, устремленных на улучшение имиджа работодателя, но и реализацию пошаговой стратегии.
На основе анализа были определены критерии, которые применимы к Бренду работодателя, среди них: высокая узнаваемость у целевой группы, дифференциация в сегменте рынка труда, наличие положительного имиджа на рынке труда, выполнение обязательств перед работниками, уникальность нематериальных и материальных преимуществ и наличие мероприятий и целенаправленной политики по формированию позиционирования компании на рынке труда.
В результате анализа системы подбора ТОП-менеджеров КФУ было обнаружено отсутствие современных и более эффективных технологий подбора профессорско-преподавательского состава и руководителей. Необходимость создания системы рекрутинга, в том числе международного, развитие научно - педагогических работников; рост эффективности научно-педагогических работников.
Нами была сформулирована рекомендация по совершенствованию элитарной направленности HR-бренда ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета, а именно, была предложена технология, используемая для привлечения специалистов на управленческие позиции, Executive Search. Также в ходе исследования была рассчитана эффективность предложенных мероприятий, которая показала положительный результат. Стоит отметить, что технология подбора Executive Search приведет не только к экономическому эффекту, но и значительно повлияет на позиционирование и формирование ФГАОУ ВО Казанского (Приволжского) федерального университета как привлекательного работодателя.
Полученные в ходе исследования результаты дали основание полагать, что бренд работодателя является одним из главных условий достижения конкурентного преимущества университета. Для организации Бренд работодателя выступает в качестве связующего звена между всеми подразделениями, обеспечивая лояльность и удовлетворенность сотрудников.
Основанное на системном подходе к управлению человеческими ресурсами, грамотное управление и формирование Бренда работодателя может обеспечить компании конкурентные преимущества в области удержания, привлечения и использования квалифицированного персонала.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL:http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:1 (дата
обращения: 18.01.2018)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата
обращения: 18.01.2018)
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 «О
создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах».
URL:http://kpfu.ru/udc/dokumenty/organizacionnye-dokumenty-i-normativnyeakty- Kfu (дата обращения:18.01.2018)
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах
по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70170946/paragraph/1:4(дата обращения:13.01.2018)
5. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.«Стратегия
научно-технологического развития России до 2035 года».URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967 (дата обращения:28.01.2018)
6. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «Модельный закон о статусе работника образования» от 16 ноября
2006 года №27-13. URL: http //ivo.garant.ru/#/basesearch/Постановление%20 Межпарламентской%20Ассамблеи%20государств участников %20СНГ% 20от%2016%20ноября%202006%20года%20№2713%20Модельный%20закон20ста тусе%20работника%20образования (дата обращения:20.01.2018)
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182 (дата
обращения:21.01.2018)
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №
301 Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы.
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162175 (дата обращения:21.01.2018)
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №
328 Государственная программа Российской Федерации
«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176 (дата
обращения:21.01.2018)
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г.
N 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научнообразовательных центров». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143479 (дата
обращения:21.01.2018)
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016г. №
317 «О реализации Национальной технологической инициативы». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196930 (дата обращения:21.01.2018)
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N
842 «О порядке присуждения ученых степеней»
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458 (дата обращения:21.01.2018)
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г.
N 678 г. «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150570/ (дата
обращения:21.01.2018)
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014
года N 2765 р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677(дата
обращения: 11.02.2018)
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. №2190 р
«Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138313 (дата
обращения:21.01.2018)
16. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г.№ 792 р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168713 (дата обращения: 11.02.2018)
17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2008 г. № 305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78478/ (дата обращения: 17.02.2018)
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2февраля 2011 г. № 156 «О реорганизации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» URL:http://kpfu.ru/udc/dokumenty/organizacionnye-dokumenty-i-normativnyeakty- kfu(дата обращения:17.02.2018)
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2февраля 2011 г. № 156 «О реорганизации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» URL:
http://kpfu.ru/udc/dokumenty/organizacionnye-dokumenty-i-normativnyeakty- kfu (дата обращения: 17.02.2018)
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. №1536 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников»
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174305
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2016 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175797(дата
обращения: 17.02.2018)
22. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 7 апреля
2014 года N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163666/ (дата обращения:25.02.2018)
23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля
2015 г. N 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей
педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу» Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174305 (дата
обращения: 17.09.2017)
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля
2015 г. №714 «О федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»»
URL:http://kpfu.ru/udc/dokumenty/organizacionnye-dokumenty-i-normativnyeakty-
Kfu (дата обращения:17.09.2017)
25. Порядок проведения открытого конкурса на получении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в Российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/ pdf (дата обращения:17.09.2017)
26. Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе преподавательских кадров высших
учебных заведений», 1997 г.
URL:https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=chd56otbyUeDpHB8N6VqxprxSUl7In VybCI6Imh0dHA6Ly91bmVzZG9jLnVuZXNjby5vcmcvaW1hZ2VzmIiwidGl 0bGUiOiIxNjA0OTVNzQ4MTB9&page=6&lang=ru (дата обращения:7.03.2018)
27. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы (2-й этап - 2015-2016 годы)ШЬ: http://kpfu.ru/cpr/ppk(дата обращения:7.03.2018)
28. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности («дорожная карта») федерального
государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» среди ведущих мировых научно- образовательных центров на 2013-2020 годы (3-й этап - 2017 год) URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk (дата обращения:7.03.2018)
29. План мероприятий по реализации программы
повышения конкурентоспособности федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy (дата обращения:7.03.2018)
30. План мероприятий по реализации программы
повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)» среди ведущих мировых научно-образовательных центровна 2013-2020 годы. URL: Шр://крШ.ги/срг/ррк/боро1ш1е1пуе-та1епа1у(дата обращения:7.03.2018)
31. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy (дата обращения:7.03.2018)
32. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет)» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: https://tpu.ru/down1oad/document?id=226(дата обращения:17.03.2018)
33. План мероприятий по реализации программы
повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 20132020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolmtelnye-materia1y(дата
обращения:7.03.2018)
34. План мероприятий по реализации программы
повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopo1nite1nye-materia1y(дата обращения:7.03.2018)
35. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy (дата обращения:7.03.2018)
36. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 20132020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolmtelnye-materialy(дата
обращения:7.03.2018)
37. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)» (СГАУ) среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnyematerialy (дата
обращения:18.03.2018)
38. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 20132020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolmtelnye-materialy(дата
обращения:18.03.2018)
39. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт- Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им.
В.И. Ульянова (Ленина)» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-
та!епа1у(дата обращения:18.03.2018)
40. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт- Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы.
URL:http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy (дата обращения:18.03.2018)
41. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» среди ведущих мировых научно-образовательных центровна 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolmtelnye-materia1y(дата
обращения:18.03.2018)
42. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2016-2020 годы. URL: https://www.kantiana.ru/5-100/form_ru.pdf(дата обращения:02.03.2018)
43. План мероприятий по реализации программы
повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый московский государственный медицинский университет имени
И.М.Сеченова»Министерства здравоохранения Российской Федерации на 20162020 годы. URL: http://www.susu.ru/sites/default/files/road-map_30_09.pdf (дата обращения:02.03.2018)
44. План мероприятий по реализации программы
повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» на 2016-2020 годы.
URL:https://docviewer.yandex.ru/?lang=m&name=file(дата обращения:02.03.2018)
45. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» на 2016-2020 годы. URL: http://www.susu.ru/sites/default/files/road-map_30_09.pdf (дата обращения:02.03.2018)
46. План мероприятий по реализации программы
повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» на 2016-2020 годы.
URL:http://government.ru/media/files/X8lLdY8y9gvKNYiIxfKUfKYM2UuUo4w9.
Pdf (дата обращения:04.04.2018)
47. План мероприятий по реализации программы повышения
конкурентоспособности федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский Национальный Исследовательский Государственный Университет» на 2013-2020 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy(дата
обращения :04.04.2018)
48. Программа повышения конкурентоспособности Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национальный Исследовательский Технологический Университет «МИСиС». URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy (дата
обращения :04.04.2018)
49. Программа повышения конкурентоспособности Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования Тюменского государственного университета.
URL: https: //www.utmn.ru/5top 100/рго§гашта/(дата обращения :04.04.2018)
50. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский(Приволжский) федеральный университет" на 2010 - 2019 годы. URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolnitelnye-materialy (дата обращения:04.04.2018)
51. Изменения в План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожную карту») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)федеральный университет» на 2013 - 2020 годы (2 этап - 2015 - 2016 годы). URL: http://kpfu.ru/cpr/ppk/dopolmtelnye- materialy(дата обращения:04.04.2018)
52. Приказ ректора Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета от 27.06.2014 г. № 01- 06/759 «О создании Института управления экономики и финансов КФУ путем слияния Института экономики и финансов КФУ и Института управления территориального развития КФУ»
53. Приказ ректора Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета от 24.06.2016 г. № 01-06/574 «О приведении штатной численности Института управления, экономики и финансов КФУ в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р.»
54. Устав Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета от 13.07.2015 г. № 714 URL: http://kpfu.ru/sveden/document
(дата обращения:04.04.2018)
55. Положение об отделе научно-педагогических кадров ФГАОУ ВПО К(П)ФУ от 08.07.2011 №01.1.56-06/32/11 URL: http://kpfu.ru/validation/struktura-i-funkcii
56. Регламент о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета от 02.08.2012 №01.1.67-06/102/12 URL:http://kpfu.ru/do/normativnoe-
оЬе8ресЬете/ро1о7Ьетуа-1-ге§1атеп1у-к1и.ёос(дата обращения:04.04.2018)
57. Методика рейтинга научно-педагогических работников Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета URL: http://she11y.kpfu.ru/pdf/documents/Rating_NPR.docx(дата обращения:08.04.2018)
58. Отчет по результатам анкетирования «Профессорско-преподавательский состав (ППС) глазами обучающихся» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета за 2016 г.
59. Проект Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета «Об итогах рейтингования научно-педагогического состава Казанского федерального университета»
60. Требования к структуре и содержанию Программы развития
Института(факультета) Казанского (Приволжского) федерального университета URL: http: //kpfu.ru/cpr/sistema-monitoringa-programmy-razvitiyakfu/rabochie-
dokumenty(дата обращения: 04.04.2018)
61. «Дорожная карта» Института управления, экономики и финансов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанского (Приволжского) федерального университета на 2017-2020 гг.
62. Презентация «Дорожной карты» Института управления, экономики и финансов 2017-2020.
63. Презентация «Показатели развития кафедр Института управления, экономики и финансов на 2017-2019 г.»
Книги, монографии, диссертации
64. Ананишнев В.В. Преподавательский труд и нормативные основы его оплаты в
высших профессиональных образовательных учреждениях: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05.- Москва. - 2001. - 172 с.
65. Асканова О.В, Севастьянова С.К. О показателях оценки видов деятельности научно-педагогических работников вуза // Ползуновский вестник. - 2014. - № 4. - Т. 2. - 272 с.
66. Андрущак, Г. Высшее образование в России: заработная плата и контракты / Г. Андрущак, М. Юдкевич // Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альбаха, Л. Райсберг - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 2012. -291 с.
67. Багирова А. П., Клюев А. К., Нотман О. В., Шубат О. М., Щербина Е. Ю., Яшин А. А. Преподавательский труд в современной России:трансформация содержания и оценки: монография / под общ. ред. проф. А. П. Багировой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2016. - 207 с.
68. Васильева Е.Ю. Оценка деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах: Монография. - Архангельск: Северный государственный медицинский университет. - 2005. - 170 с.
69. Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. —СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - 163 с.
70. Владимиров А. И. О профессорско-преподавательском составе технических вузов - центральном звене в подготовке инженерных кадров. - М.: ООО «Издательский дом Недра». - 2016. - 111 с.
71. Голубев С.В., Новикова Т.Г., Светенко Т.В., под общей ред. Голубева С.В. Университет как социально ответственный партнер территории. (По материалам проекта «Университет и сообщество») М.: Фонд «Новая Евразия». - 2011. - 93 с.
72. Горвенин В. П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 / Горшенин Владимир Петрович. - Челябинск, 2006. - 287 с.
72. Гришина О.А., Сагинова О.В., Скоробогатых И.И, Завьялова Н.Б., Мусатова Ж.Б., Штыхно Д.А., Ковалева Е.Н. Оценка эффективности преподавателя в
современном образовательном учреждении: монография/ Под редакцией
Сагиновой О.В., Мусатовой Ж.Б.; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. - Москва: Изд-во ЦРНС.- 2015. - 114 с.
73. Евдокимова Г.А., Петрова Е.В. Анализ (самоанализ) педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза /В сборнике: Актуальные проблемы научно-технического обеспечения процессов и производств в АПК cборник трудов конференций преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, посвященный 80-летию Новосибирского ГАУ. - 2016.
- 263 с.
74. Каменецкий В. А., Патрикеев В.П. Труд. - М.: Из-во «Экономика». - 2004. - 590 с.
75. Косолапова М.А. Формирование готовности к интерактивному обучению у преподавателя технического вуза при повышении квалификации/В сборнике: Современное образование: практико-ориентированные технологии подготовки инженерных кадров. Материалы международной научно-методической конференции. 2015. - 157 с.
76. Литвинова О.И. Эффективность труда преподавателей высших учебныхзаведений как фактор роста конкурентоспособности вуза: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05.-Омск. - 2012.
- 186 с.
77. Маркс, К. Капитал. - Т. 1. Процесс производства капитала. - Пер. с 4 нем.изд. / К. Маркс; под ред. Ф. Энгельса. - М.: Государственное Издательство Политической Литературы. - 1960. - 615 с.
78. Матюхин В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США. - М.. - 1992. - 48с.
79. Мокляченко А.В. Кадровый потенциал науки в контексте мировых тенденций/ Наука. Инновации. Образование. - 2014. - № 16. - С. 175-188.
80. Назарова И.Б. Кадровые стратегии российских вузов - лидеров: планы и реализация // Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО. - 2011. -№ 6. - 82 с.
81. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологи ческих выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28е изд.,перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс». - 2012. - 2145 с.
82. Петти У. Экономические и статистические работы / пер. с англ. М.: Соцэгиз. - 1940. - 324 с.
83. Рябова Т.М. Оценка профессиональной деятельности профессорско - преподавательского состава вузов в условиях модернизации высшего образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 22.00.04. - Москва. - 2011. - 152 с.
84. Ушаков Д.Н.: Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. - М.: Издательство Славянский Дом Книги. - 2014 г. - 959 с.
85. Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования: Монография. Издание 4-е. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 608 с.
86. Щербинина Е.Ю. Преподавательский труд как инструмент развития
человеческого капитала студентов: анализ и организация: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. -
Екатеринбург. - 2014. - 146 с.
Статьи и материалы периодической печати
87. Асканова О.В. Оценка деятельности научно-педагогических работников: зарубежный и отечественный опыт/ «Научные тенденции: Педагогика и психология» Сборник научных трудов, по материалам международной научнопрактической конференции 4 октября 2016 г. Часть 1 Изд. ЦНК МНИФ «Общественная наука». - 2016. - 17 с.
88. Акинфиева Н.В. Сравнительный анализ критериев оценки качества высшего образования// Образование в современном мире, 2012. №7. - С.36-43
89. Арсибекова Ю.А. Оценка эффективности труда работника. Некоторые коэффициенты оценки труда//Евразийское научное объединение, 2015. №10(10). -
С. 1- 5
90. Бедрачук И.А., Луговой Р.А., Мазелис Л.С., Солодухин К.С. Рейтинговые модели оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и их применение при определении размера стимулирующих и иных выплат//Контроллинг, 2010. № 37. № 4. - С. 66-73
91. Болотин И.С., Дорофеева А.А., Сорокина Н.Д. О компетенциях преподавателя и вузовской системе повышения квалификации// Высшее образование в России,
2015. №2. -С. 151-154
92. Бордовская Н.В., Титова Е.В. Качество деятельности вуза: подход к пониманию и оценке// Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России», 2002. №.7. - С. 6-11
93. Волков Ю.Е. К выработке современного представления о сущности труда// Социологические исследования, 2009. № 3. - С. 27-35.
94. Горбань В.В., Филипченко Е.М., Корольчук И.С. Повышение уровня подготовки студентов медицинского вуза: фокус на мнения студентов и преподавателей /Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-1. - С. 96-98
95. Гребенникова Е.В. Формирование образовательного бренда как фактор конкурентоспособности вуза// Экономика и управление: проблемы, решения,
2017. Т. 2. № 1. - С. 84-87
96. Грудзинский А.О., Чупрунов Е.В. Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности//Социологические исследования, 2016. № 3. -
С. 132 - 140
97. Иванова Е.Л. Аттестация научно-педагогических работников//Советник в сфере образования, 2014. №5. - С. 20 - 24.
98. Исаева Т.Е. Требования к компетенциям университетских преподавателей
в разных странах мира // Теория и практика общественного развития, 2015. № 16. - С. 210-214.
99. Исаевой Т.Е., Чурикова М.П., Котляренко Ю.Ю. Эффективность оценивания деятельности преподавателей вузов: сравнение отечественных и зарубежных методик// Науковедение, 2015. №3. том 7. -С. 5-9
100. Касимова Э.Л. Развитие бренда работодателя как элемента стратегического потенциала организации /Э.Л.Касимова, К.Е.Левина// Альманах современной науки. - 2016. № 7. - С. 94
101. Ким И.Н. О необходимости органичного сочетания профессиональной и должностной карьеры ППС вуза// Инженерное образование, 2015. № 18. -С. 40-50.
102. Кубланов А.М. Принципы формирования профессионально - личностных качеств преподавателя вуза// Известия Воронежского государственного педагогического университета, 2016. № 1 (270). - С. 65-67.
103. Литвинова О.И. Проблемы оценки интенсивности труда преподавателей высших учебных заведений//Омский научный вестник, 2007. № 5(59) - С.52-55
104. Меркулова Е.А., Барышева М.В. Преподаватель глазами студента (анализ результата анкетирования)// Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ.науч.-практ. конф. № 6(33) Новосибирск, 2015 г. - С.197-204
105. Полевая М.В. Современный преподаватель: взгляд на студентов и методики преподавания в вузе/Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета,
2015. № 3 (19). - С. 83-90.
106. Пономарева Е.А. Критерии и показатели оценки педагогической деятельности //Инновационные проекты и программы в образовании, 2009. №5. -
С. 45-51.
107. Раздорская О.В., Иванов А.В. Идеальный преподаватель: мнение Российских и иностранных студентов /В сборнике: Современные проблемы высшего образования материалы/ VII Международной научно-методической конференции.
С.Г. Емельянов (отв. редактор). 2015. - 314 с.
108. Разумова Т.О. Влияние высшего образования на доходы
работника//Экономический анализ: теория и практика. 2009.№13. - С. 29-37.
109. Роботова А.С. Повседневное самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости /Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). - С. 23-38.
110. Сгибнева О.В., Мартынова Т.Н. Правовое обеспечение аттестации научнопедагогических работников вуза// Экономика образования, 2014.№ 1. - С. 90-96.
111. Смолярова М.Л. Реализация научно-педагогическими работниками права на труд//Право и управление. XXI век. 2008. № 4 (9). - С. 81-86.
112. Солодянников В.А., Люйк Л.В., Пахомов Ю.М. Технология оценки подготовленности преподавателей вуза с учетом мнения етуцентов//Еигореап Social Science Journal. 2015. № 12. - С. 353-359.
113. Трапицын С.Ю. Рейтинговый подход и мониторинг в управлении эффективностью деятельности университета/ Вестник Герценовского университета. 2013. №1. - С.61-74.
114. Третьякова Н.В. Федоров А.В. многомерный анализ качества профессиональной деятельности преподавателя высшей школы/Сибирский педагогический журнал, 2015. №3. - С. 74-78.
115. Фадеева И.М. Ватолкина Н.Ш. Программы развития кадрового потенциала
исследовательских университетов России: опыт анализа//Университетское
управление. 2011. №4. - С. 13-32.
116. Феоктистова О.А. Развитие системы нормирования и стимулирования труда как механизмов повышения его качества в сфере научных исследований// Науковедение. 2014. №5/24. - С. 4- 7.
117. Четвернина М.И Информационно - коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка/ Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях сборник статей III Региональной межвузовской научно-практической конференции. 2016. - С. 77-80.
118. Шарипова А.А. Данилова Р.Н. Эволюция российской системы оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений//Научное знание современности. 2017. № 4. -С. 409-412.
119. Шевченко Д.А. Конкурентоспособность вуза: методика оценки
эффективности сайта вуза в системе интернет/Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. № 3 (146). - С. 111-126 .
120. Шилова Н.Н., Кравченко Е.А. Качество образовательного процесса: взгляд преподавателя и студента/Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 2. - С. 92-96.
121. Berk, Ronald A. Survey of 12 Strategies to Measure Teaching Effectiveness,
International Journal of Teaching and Learning in Higher Education // 2005. Volume 17. № 1. 48-62.
122. Hanushek Е. A., Kimko D. D. Schooling, Labor-Force Quality» and the Growth of Nations // American Economic Review. 2000. Vol. 90. No 5. P.1184-1208.
123. Marshall A. Principles of Economics. Vol.1. L. 1961. - 212 с.124. Pamela D.
Linking Teacher Evaluation and Student Learning.URL: http://www.ascd.org
/publications/ books /104136/chapters/The Power of an
Effective Teacher and Why We Should Assess It.aspx. (дата обращения :18.04.2018)
Электронные ресурсы
125. Академический рейтинг университетов мира. Официальный сайт. URL: http://www.shanghairanking.com (дата обращения: 18.04.2018)
126. Гарвардский университет. Официальный сайт.
URL:http://www.harvard.edu(дата обращения:18.04.2018)
127. Гафуров И.Р. Пополнить полномочия. Федеральные университеты могли бы
делать больше // Поиск. 2013. № 12.
URL:http://www.poisknews.ru/theme/edu/5585(дата обращения: 18.04.2018)
128. Главный информационно-вычислительный центр Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт . URL:http://indicators.miccedu.ru/monitoring(дата обращения: 18.04.2018)
129. Калифорнийский университет. Официальный сайт. URL: https://www.universityofcalifornia.edu(дата обращения: 18.04.2018)
130. Конанчук Д. С. Пожизненный урок.
URL::http://hbrrussia.ru/innovatsii/trendy/a18851/?utm_source=email_hbr_editorial&ut m_medium=email&utm_campaign=22-issue-2017-02 22&utm_content=text_1, (дата обращения: 18.04.2018)
131. Массачусетский технологический институт. Официальный сайт. URL:http://web.mit.edu(дата обращения:18.04.2018)
132. Международные рейтинги университетов Обзор (06.2015 - 05.2016) URL:
http://umratmg.m/FtpRoot/Шes/Рейтинги%202015-16.pdf (дата обращения: 18.04.2018)
133. Никулина И.Е., Римская О.Н. Студент, преподаватель и работодатель в
системе управления качеством образовательных услуг //Университетское управление: практика и анализ, 2006. - №6.
URL: http: //vvv.umj .ru/index.php/pub/inside/297(дата обращения: 18.04.2018)
134. Оксфордский университет. Официальный сайт. URL: https://www.unipage.net/ru/university_of_oxford(дата обращения: 18.04.2018)
135. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских
университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров - «5100». Официальный сайт. URL: Ьйр:/^ор100.т(дата обращения:18.04.2018)
136. Рейтинги мировых университетов. Официальный сайт. URL:
http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings137. Стенфордский университет. Официальный сайт. URL:http://www.stanford.edu(дата
обращения: 18.04.2018)
138. Университеты в мировых рейтингах. Официальный сайт.
URL: https: //www.topuniversities.com/university-rankings/world-universityrankings/ 2016(дата обращения:18.04.2018)
139. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Дальневосточный Федеральный Университет.Официальный сайт. URL: https://www.dvfu.ru(дата обращения: 18.04.2018)
140. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики». Официальный сайт. URL:https://www.hse.ru (дата
обращения: 18.04.2018)
141. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Официальный сайт. URL: http://www.ifmo.ru/m(дата обращения: 18.04.2018)
142. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Санкт-Петербургский Государственный
Электротехнический Университет Им. В.И. Ульянова (Ленина). Официальный сайт. URL: http://www.eltech.ru(дата обращения:18.04.2018)
143. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) Федеральный Университет. Официальный сайт. URL: http://kpfu.ru(дата обращения:18.04.2018)
144. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Национальный Исследовательский Технологический Университет «МИСиС». Официальный сайт. URL:http://misis.ru(дата обращения: 18.04.2018)
145. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный Исследовательский Ядерный Университет «Мифи». Официальный сайт.ИКК https://mephi.ru(дата обращения: 18.04.2018)
146. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский Физико-Технический Институт (Государственный Университет). Официальный сайт. URL: ЬРрв://т1р1ги(дата обращения: 18.04.2018)
147. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский Национальный Исследовательский Государственный Университет. Официальный сайт. URL:http://www.nsu.ru(дата обращения: 18.04.2018)
148. Федеральное государственное автономное образовательное
учреждениевысшего образования Нижегородский Государственный Университет Лобачевского. Официальный сайт. URL: http://www.unn.m(дата
обращения: 18.04.2018)
149. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Самарский Национальный Исследовательский Университет имени академика С.П. Королёва. Официальный сайт. URL: Ьйр://’^^^88аи.ги(дата обращения: 18.04.2018)
150. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого. Официальный сайт. URL:http://www.spbstu.ru/(дата
обращения: 18.04.2018)
151. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет. Официальный сайт. URL:http://www.tsu.ru/(дата обращения: 18.04.2018)
152. Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет. Официальный сайт. URL: https://tpu.ru(дата обращения: 18.04.2018)
153. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Уральский Федеральный Университет имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина. Официальный сайт. URL: Шр://иг1и.ги/ги(дата обращения: 18.04.2018)
154. Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования Балтийский Федеральный Университет имени Иммануила Канта. Официальный сайт. URL: https://www.kantiana.m(дата
обращения: 18.04.2018)
155. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Сибирский Федеральный Университет. Официальный сайт. URL: Шр://’^^^з1:и-кга8.т(дата обращения:18.04.2018)
156. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Южно-Уральский Государственный Университет. Официальный сайт. URL:http://www.susu.m(дата
обращения: 18.04.2018)
157. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский Университет Дружбы Народов. Официальный сайт. URL: http://www.rudn.ru(дата обращения: 18.04.2018)
158. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Тюменский Государственный Университет. Официальный сайт. URL: https://www.utmn.ru(дата обращения: 18.04.2018)
159. Федеральное государственное бюджетное обр