Направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе
|
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
1. Предложение как синтаксическая единица 5
2. Умение как фактор реализации учебных действий 9
3. Возрастные особенности учащихся при формировании предметных синтаксических умений при изучении простого предложения в 4 классе 14
4. Некоторые аспекты методики обучения предложению в начальных классах 18
5. Анализ программ по русскому языку в контексте формирования умений при изучении простого предложения 22
6. Содержание учебников по русскому языку в контексте формирования умений при изучении простого предложения в 4 классе 29
Заключение 35
Список литературы 37
Введение 3
1. Предложение как синтаксическая единица 5
2. Умение как фактор реализации учебных действий 9
3. Возрастные особенности учащихся при формировании предметных синтаксических умений при изучении простого предложения в 4 классе 14
4. Некоторые аспекты методики обучения предложению в начальных классах 18
5. Анализ программ по русскому языку в контексте формирования умений при изучении простого предложения 22
6. Содержание учебников по русскому языку в контексте формирования умений при изучении простого предложения в 4 классе 29
Заключение 35
Список литературы 37
Актуальность темы курсовой работы связана с рядом причин. Первой причиной является изменение целей обучения русскому языку и появление к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы принципиально новых требований, которые предусмотрены в Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения (далее ФГОС НОО). Одной из наиболее важных задач уроков русского языка является формирование у младших школьников умений осознанно пользоваться словосочетаниями и предложениями для выражения собственных мыслей.
Главной коммуниктивной единицей является предложение, по этой причине в начальных классах работа над предложениями занимает особое место, поскольку именно на синтаксической основе осуществляется обучение фонетике, морфологии, лексики и орфографии. Учащимся начальных классов работа над предложением помогает понять значение в языке имен существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и других частей речи, а также их морфологических свойств.
В примерной программе по русскому языку для начальной школы большое внимание уделено изучению простого предложения, однако, поскольку преподавание ведется по авторским программам и учебникам, необходимо исследование направленности программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения.
Особое значение формирование предметных умений на уроках русского языка имеет в 4 классе, так как обучение в этом классе должно подготовить детей к переходу в среднее звено, то есть к дальнейшему усвоению более трудного учебного материала.
Цель исследования – проанализировать направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Охарактеризовать предложение как синтаксическую единицу.
2. Охарактеризовать умение как фактор реализации учебных действий
3. Описать аспекты методики обучения предложению в начальных классах
4. Проанализировать программы по русскому языку в контексте формирования умений при изучении простого предложения.
5. Проанализировать содержание учебников по русскому языку в контексте формирования умений при изучении простого предложения в 4 классе.
Объектом исследования являются предметные умения младших школьников при изучении русского языка.
Предмет исследования - направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе.
Изучение синтаксиса в начальной школе как методическая проблема не раз становилось предметом исследований в отечественной педагогике. Большой вклад в теорию обучения синтаксису внесли такие ученые-языковеды как А. Н. Пешковский, Л. В. Щерба, С. И. бакумов, А. Б. Шапиро, В. В.Бабайцева, М. Т. Баранов, А.П.Еремеева, Н.А.Ипполитова, А. Ю. Купалова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. В. Напольнова, Г. А. Фомичева и др. Вопросы изучения синтаксиса в начальных классах в методической литературе рассматриваются в работах таких исследователей-методистов, как: Л. В. Закожурникова, Н. А. Щербакова, И. В. Прокопович и др.
В ходе настоящего исследования применялись следующие общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, разделенной на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Главной коммуниктивной единицей является предложение, по этой причине в начальных классах работа над предложениями занимает особое место, поскольку именно на синтаксической основе осуществляется обучение фонетике, морфологии, лексики и орфографии. Учащимся начальных классов работа над предложением помогает понять значение в языке имен существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и других частей речи, а также их морфологических свойств.
В примерной программе по русскому языку для начальной школы большое внимание уделено изучению простого предложения, однако, поскольку преподавание ведется по авторским программам и учебникам, необходимо исследование направленности программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения.
Особое значение формирование предметных умений на уроках русского языка имеет в 4 классе, так как обучение в этом классе должно подготовить детей к переходу в среднее звено, то есть к дальнейшему усвоению более трудного учебного материала.
Цель исследования – проанализировать направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Охарактеризовать предложение как синтаксическую единицу.
2. Охарактеризовать умение как фактор реализации учебных действий
3. Описать аспекты методики обучения предложению в начальных классах
4. Проанализировать программы по русскому языку в контексте формирования умений при изучении простого предложения.
5. Проанализировать содержание учебников по русскому языку в контексте формирования умений при изучении простого предложения в 4 классе.
Объектом исследования являются предметные умения младших школьников при изучении русского языка.
Предмет исследования - направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе.
Изучение синтаксиса в начальной школе как методическая проблема не раз становилось предметом исследований в отечественной педагогике. Большой вклад в теорию обучения синтаксису внесли такие ученые-языковеды как А. Н. Пешковский, Л. В. Щерба, С. И. бакумов, А. Б. Шапиро, В. В.Бабайцева, М. Т. Баранов, А.П.Еремеева, Н.А.Ипполитова, А. Ю. Купалова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. В. Напольнова, Г. А. Фомичева и др. Вопросы изучения синтаксиса в начальных классах в методической литературе рассматриваются в работах таких исследователей-методистов, как: Л. В. Закожурникова, Н. А. Щербакова, И. В. Прокопович и др.
В ходе настоящего исследования применялись следующие общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, разделенной на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Целью исследования было проанализировать направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе.
В соответсвии с задачами исследования нами была дана характеристика предложения как синтаксической единицы. С опорой на труды знаменитых отечественных лингвистив А.А. Шахматова, В. В. Виноградова, Н. С. Валгиной, что любое предложение обладает предикативномтью и модальностью. Предложения в современном синтаксисе русского языка классифицируются по нескольким основаниям, например, по цели высказывания, по количеству предикативных основ, по составу главных членов, по наличию или отсутствию второстепенных членов и т.д. Предложение является основной коммуникативной единицей.
Во втором параграфе курсовой работы была дана характеристика умения как фактора реализации учебных действий. При определении понятий умение, действие, учебные умения и т.д. использовались труды психологов, педагогов и методистов. Было определено, что учебное действие связано с содержанием решаемых учебных задач, оно имеет свою цель, которая подчинена общей цели, и мотив, который обычно совпадает с мотивом деятельности. Мы пришли к выводу, что понятия «общеучебные умения» и «универсальные учебные действия» по сути во многом схожи. Об этом свидетельствует и единство теоретического основания (деятельностный подход). В действующем ФГОС НОО определены УУД, которые должны быть сформированы у выпускника начальной школы, а также предметные умения по русскому языку.
В третьем параграфе курсовой работы были описаны некоторые аспекты методики обучения предложению в начальных классах. На протяжении всех четырех лет получение начального образования обучающиеся возвращаются к изучению предложения, поскольку тема «Предложение» является сквозной. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения. Большое значение работы над предложением детерминируется в первую очередь его значимостью для комммуникации, то есть социальной функцией.
Для проведения исследования направленности программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе, нами были выбраны две наиболее часто используемые в настоящее время образовательные системы - «Школа России» и «Перспектива». Нами были проанализированы программы по русскому языку Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной (УМК «Перспектива») и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (УМК «Школа России»). Был сделан вывод, что несмотря на разный темп освоение материала о простом предложении выпускники четвертых классов, занимающиеся по программам «Перспектива» и «Школа России» осваиваю весь объем знаний, предусмотренный ФГОС НОО. Различия программ обусловлены разными подходами в дидактике и в формировании коммуникативной компетенции. В программе «Перспектива» больший упор делается на формирование осознанного использования предложения в речи.
На втором этапе исследования нами были проанализированы учебники русского языка для 4 класса по программам «Перспектива» и «Школа России». Целью анализа было выявить, как реализуется направленность учебников на формирование предметных умений при изучении простого предложения. Проведенный анализ заданий, ориентированных на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе по программам «Перспектива» и «Школа России» показал, что и в том, и в другом учебнике представлены задания основных типов, однако задания в учебнике по программе «Перспектива» ориентированы на развитие коммуникативных умений, на то, чтобы учащиеся сознательно использовали предложения для выражения своих мыслей. Задания в учебнике по программе «Перспектива» в большей мере, чем в учебнике по программе «Школа России» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности обучающихся.
Целью исследования было проанализировать направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе.
В соответсвии с задачами исследования нами была дана характеристика предложения как синтаксической единицы. С опорой на труды знаменитых отечественных лингвистив А.А. Шахматова, В. В. Виноградова, Н. С. Валгиной, что любое предложение обладает предикативномтью и модальностью. Предложения в современном синтаксисе русского языка классифицируются по нескольким основаниям, например, по цели высказывания, по количеству предикативных основ, по составу главных членов, по наличию или отсутствию второстепенных членов и т.д. Предложение является основной коммуникативной единицей.
Во втором параграфе курсовой работы была дана характеристика умения как фактора реализации учебных действий. При определении понятий умение, действие, учебные умения и т.д. использовались труды психологов, педагогов и методистов. Было определено, что учебное действие связано с содержанием решаемых учебных задач, оно имеет свою цель, которая подчинена общей цели, и мотив, который обычно совпадает с мотивом деятельности. Мы пришли к выводу, что понятия «общеучебные умения» и «универсальные учебные действия» по сути во многом схожи. Об этом свидетельствует и единство теоретического основания (деятельностный подход). В действующем ФГОС НОО определены УУД, которые должны быть сформированы у выпускника начальной школы, а также предметные умения по русскому языку.
В третьем параграфе курсовой работы были описаны некоторые аспекты методики обучения предложению в начальных классах. На протяжении всех четырех лет получение начального образования обучающиеся возвращаются к изучению предложения, поскольку тема «Предложение» является сквозной. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения. Большое значение работы над предложением детерминируется в первую очередь его значимостью для комммуникации, то есть социальной функцией.
Для проведения исследования направленности программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе, нами были выбраны две наиболее часто используемые в настоящее время образовательные системы - «Школа России» и «Перспектива». Нами были проанализированы программы по русскому языку Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной (УМК «Перспектива») и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (УМК «Школа России»). Был сделан вывод, что несмотря на разный темп освоение материала о простом предложении выпускники четвертых классов, занимающиеся по программам «Перспектива» и «Школа России» осваиваю весь объем знаний, предусмотренный ФГОС НОО. Различия программ обусловлены разными подходами в дидактике и в формировании коммуникативной компетенции. В программе «Перспектива» больший упор делается на формирование осознанного использования предложения в речи.
На втором этапе исследования нами были проанализированы учебники русского языка для 4 класса по программам «Перспектива» и «Школа России». Целью анализа было выявить, как реализуется направленность учебников на формирование предметных умений при изучении простого предложения. Проведенный анализ заданий, ориентированных на формирование предметных умений при изучении простого предложения в 4 классе по программам «Перспектива» и «Школа России» показал, что и в том, и в другом учебнике представлены задания основных типов, однако задания в учебнике по программе «Перспектива» ориентированы на развитие коммуникативных умений, на то, чтобы учащиеся сознательно использовали предложения для выражения своих мыслей. Задания в учебнике по программе «Перспектива» в большей мере, чем в учебнике по программе «Школа России» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности обучающихся.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИЗУЧЕНИЯ
НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы в процессе обучения русскому языку в малокомплектной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у младших школьников действия классификации при изучении частей речи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения младших школьников составлению предложений из разрозненных слов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во втором классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Формирование представлений о глаголе на уроке русского языка в 3 классе (Методика обучения и воспитания)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022



