Введение 2
Глава 1. Общая характеристика конституционной обязанности по уплате налогов и сборов 9
§ 1. Понятие и содержание конституционной обязанности по уплате налогов и
сборов в РФ 9
§ 2. Конституционные принципы обязанности уплачивать налоги и сборы в
Конституциях зарубежных стран 20
Глава 2. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности
по уплате налога или сбора 26
§ 1. Основания возникновения обязанности по уплате налога или сбора 26
§ 2. Основания изменения обязанности по уплате налога или сбора 34
§ 3. Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора 40
Глава 3. Порядок исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов и правовые последствия неисполнения налогового обязательства 46
§ 1. Принципы исполнения налогового обязательства: надлежащее исполнение налогового обязательства, личное исполнение налогового обязательства,
исполнение налогового обязательства в денежной форме 46
§ 3. Правовые последствия неисполнения налогового обязательства 60
Заключение 72
Список использованных нормативно-правовых актов, источников
специальной литературы и материалов судебной практики
Налогообложение является одной из главных функций государства, которая лежит в основе его существования. Поступая в бюджет, налоги предоставляют возможность государству осуществлять прочие его функции. В связи с этим ученые и исследователи, как современности, так и дореволюционного периода, единогласно подчеркивали особую важность налогообложения в своих научных трудах. Если мы обратимся к историческим фактам, сможем отметить, что каждый реформатор, пришедший к верхушке власти, на определенном этапе преобразования государства начинал модернизацию именно с финансовой системы, а точнее с налоговой системы, прекрасно понимая ее значимость. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. это понимание выразилось в становлении синтетического научного направления на стыке юридических, экономических, социологических, и политологических наук, получившего название «конституционная экономика» (constitutional economics, constitutional political economy).
Конституционная экономика - научное направление, изучающее принципы достижения максимально возможного, в рамках национальной экономической системы, удовлетворения экономических и социальных прав личности путем оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве. Одной из главных проблем конституционного права является взаимозависимость между уровнем развития демократии и благосостоянием страны, между верховенством права (правовым государством) и благополучием его отдельных граждан.
На взгляд автора, одной из основных проблем, именно рационального, налогообложения является соблюдение баланса публичного и частного интересов, а именно: интересов государства - максимально пополнить свою казну, и интересов населения - сохранить свой доход. Таким образом, при установлении размеров и процентов налогов и сборов, государство, точнее его правящий слой, должно преследовать как свои интересы, так и соблюдать интересы граждан, установив сбалансированные налоги. Только в таком случае государственный бюджет будет пополняться, при этом не разоряя налогоплательщиков.
Говоря об интересах граждан и взимании налогов, можно прийти к ложному выводу, что налогообложение частной собственности ограничивает это самое право гражданина. Так как, согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Однако следует помнить, что право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно
которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть первая статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года (статья 4).
Обязанность гражданами своевременно и в полном размере выплачивать установленные государством налоги и сборы закреплена в доктринальных документах большинства государств. Более того, такая обязанность в некоторых государствах указана в том числе и в конституции. При этом, следует учитывать, что в различных государствах конституционно-правовой механизм могут отличаться. Данный факт зависит от множества условий, в том числе от конкретных исторических событий, которые претерпело государство в периоды формирования, становления и развития; национальных и правовых обычаев; установившейся системы права; степени развития отдельных институтов государства и пр.
Актуальность диссертационной работы обусловлена наличием неурегулированного в системе российского права конфликта публичных и частных интересов субъектов конституционных правоотношений в налоговой сфере.
Будучи неурегулированным на концептуальном уровне, данный конфликт создает предпосылки для ущемления интересов сторон, преимущественно интересов налогоплательщиков, что чревато нарушениями законодательства в налоговой сфере и основ конституционного строя РФ.
Степень научной разработанности темы исследования. Рассматриваемая тема не обделена вниманием ученых и исследователей (российских и зарубежных) как на протяжении становления государств, так и в последние десятилетия. На мой взгляд, данный факт объясняется тем, что налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета в РФ, используемого для финансового регулирования социально-экономических процессов, протекающих в государстве.
Так, например, вопросы налогообложения и его принципов освещает в своей работе Попова С.С. (2005 год), реализации конституционных принципов налогообложения посвящен труд Кострикова Б.Ю., работы Затулиной Т.Н., Безмельницыной Д.Н., посвященные конституционно-правовому регулированию налоговых отношений в РФ, отличаются солидной фактологической базой и обладают большой научной достоверностью выводов. Помимо многочисленных работ указанных авторов можно отметить труды Ильякова Д.В., Савиной Е.А., Имыкшеновой Е.А., Соловьёва В.А., Малахатки-ной Е.В. Большое количество авторов исследовали обязанность платить законно установленные налоги и сборы с позиции финансового права.
Цели и задачи исследования. Целью данной магистерской работы являются анализ и разработка конституционно-правового механизма реализации обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
Достижение данной цели предполагает реализацию принципа социальной справедливости в области правовых отношений между государством и обществом путем совершенствования конституционно-правового механизма реализации обязанности платить законно установленные налоги и сборы на основе обеспечения баланса публичных и частных интересов субъектов конституционных правоотношений в налоговой сфере.
Следовательно, в рамках поставленной цели перед нами стоит ряд следующих задач:
• анализ относящихся к сфере регулирования правоотношений в налоговой сфере норм конституционного права и систем налогового законодательства РФ и зарубежных стран;
• сравнительный анализ использующихся (известных) конституционно-правовых механизмов реализации обязанности платить законно установленные налоги и сборы;
• рассмотрение вопросов основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора.
• анализ принципы исполнения налогового обязательства и момент окончания налогового обязательства для налогоплательщика и плательщика сборов.
• исследование правовых последствий неисполнения налогового обязательства.
Предмет исследования. Предметом исследования являются:
1. национальное и зарубежное законодательство, регулирующее обязанность платить законно установленные налоги и сборы и практика его применения;
2. доктринальные труды отечественных и зарубежных ученых в обозначенной сфере;
3. статистическая информация по заявленной теме.
Объект исследования. В качестве объекта настоящего диссертационного исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Эмпирическую базу исследования составили положения Конституции РФ, Налоговый Кодекс РФ, федеральные, подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, где определяются цели и задачи, трех глав, подразделенные на семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы, приложения.
Рассматривая конституционно-правовую обязанность по уплате налогов и сборов в данном исследовании, мы пришли к следующим выводам.
Налоговая обязанность представляет собой одну из основных обязанностей, закрепленную в Конституции РФ и налоговом законодательстве, которая установлена для реализации интересов государства и общества. Для публичных органов власти исполнение обязанности заключается в уплате определенной суммы налога в соответствующий бюджет в полном объеме и в срок, определенный законодательством о налогах и сборах. Институт налоговой обязанности представляет собой комплексный смешанный институт, так как регулируется различными отраслями российской права. Этап принудительного исполнения обязанности по уплате имущественных налогов регулируется законодательством об исполнительном производстве, а вопрос о взыскании налогов в судебном порядке разрешается в рамках административного судопроизводства. Отдельные вопросы исчисления налоговой базы регулируются другими отраслями права.
Налог является необходимым условием существования как самого государства, так и социума внутри государства. Налоги и сборы несут в себе ряд функций, обеспечивающих стабильную работу государства. Большинство исследователей в своих работах приходят к единому мнению, что основной такой функцией является фискальная функция, то есть налоги используются в качестве источника доходов государства, средства пополнения государственной казны. Помимо того, налоги служат и как экономический и социальный регуляторы. Например, в качестве экономического регулятора, налоги могут либо стимулировать, либо замедлять рост производства, спрос на товары и услуги, в качестве социального - нивелировать различия между слоями общества.
В Главе 1.1 я указала следующие элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При этом, безусловно, основным элементом является сам налогоплательщик, о чем прямо указано в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации.1 Также не стоит забывать, что налогоплательщик является, с одной стороны, элементом юридической конструкции налога как обязательного платежа, а с другой, - субъектом налоговых правоотношений, обладающий определенными правами и обязанностями, обозначенными в законе.
Таким образом, государство, устанавливая тот или иной налог, обязано соблюсти формальные требования, указать в законе все вышеперечисленные элементы юридической конструкции налога, в противном случае налог не будет считаться установленным, то есть не является обязательным к выплате.
Проведя сравнительный анализ конституционно-правовой обязанности по уплате налогов и сборов в различных государствах мира, мы пришли к выводам, что практически повсеместно основные принципы налогообложения в Основных законах государств едины. Конституции многих стран содержат положения, в которых прямо указано, что налоги и сборы являются основным источником дохода бюджета государства, устанавливают обязательное законодательное закрепление налогов и сборов, закрепляют нормы-гарантии, защищающие налогоплательщиков. Однако налоговая система в каждом государстве уникальна - европейским капиталистическим странам свойственна прогрессивная система налогообложения, социалистические государства Азии возлагают основную массу налоговых обязательств на организации. Думается, что такие расхождения в подходе к формированию налоговой системы обусловлены особенностями исторического формирования и становления государств, устоявшимся политическим строем и государственным устройством.
Возвращаясь к Российской Федерации, здесь действующее законодательство устанавливает порядок и перечень определенных оснований, при которых происходит возникновение, изменение, приостановление или прекращение данных обязанностей, именно этим явлениям посвящена Глава 2. Как закреплено в части 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сбора.1 Так, мы пришли к выводу, что для возникновения налоговой обязанности перед государством у налогоплательщика имеются следующие основания:
• наличие нормативных правовых актов, устанавливающих все обязательные элементы налога (в противном случае налог не считается установленным и, следовательно, обязательным к уплате);
• наличие субъекта налогообложения - лица, на которое законодательство о налогах и сборах возлагает обязанность уплатить налог;
• наличие у налогоплательщика объекта налогообложения;
• наличие налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения), в противном случае наличие объекта налогообложения само по себе не будет являться основанием для возникновения налоговой обязанности, поскольку они выступают основаниями для возникновения обязанности по исчислению налога, но не по его уплате;
• истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.
В то же время данный перечень не является закрытым, по каждому налогу могут устанавливаться свои, особенные основания — самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав.
Переходя к основаниям изменения налоговой обязанности, стоит отметит, что отечественное законодательство не содержит толкования данного термина, тем не менее, при детальном изучении налогового законодательства, можно сделать вывод, что под изменением налоговой обязанности законодатель понимает изменение ее содержания в результате:
• принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу;
• осуществления зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования об уплате налога;
• предоставления налогоплательщику рассрочки или отсрочки уплаты налога; налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Действующие нормы налогового права и установленный порядок трактуют понятие прекращения обязанности по уплате налога или сбора как полное аннулирование указанных обязательств налогоплательщика перед государством вследствие определенных обстоятельств.
Исполнение налоговой обязанности - одно из оснований прекращения обязанности по уплате налогов, которая как составляющая часть исполнения налоговой обязанности, всегда завершается одновременно с прекращением. Исполнение налоговой обязанности может пониматься как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле исполнение налоговой обязанности представляет собой перечисление денежных средств на счет соответствующего бюджета в Федеральном казначействе. В широком смысле 192 исполнение налоговой обязанности - это действия не только по перечислению соответствующей суммы налога в бюджет в полном объеме и в срок, определенный законодательством о налогах и сборах, но и выполнение других обязанностей, предшествующих внесению налога, например, заполнение налоговой декларации, исчисление налога для уплаты и т.д., а также действия уполномоченных органов по принудительному взысканию налоговой задолженности и порядок такого принудительного исполнения
Часть 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве таких оснований также указывает смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В этом случае задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества; ликвидацию организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами); возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора.
В работе выделены две формы исполнения налоговой обязанности: добросовестное исполнение и принудительное исполнение в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности. Добросовестное исполнение налоговой обязанности представляет собой основной способ уплаты налога, основанный на добросовестном поведении налогоплательщика, соблюдении им законодательства о налогах и сборах, что предполагает уплату налога в необходимом объеме и в необходимый срок, согласно нормам законодательства о налогах и сборах. Принудительное исполнение налоговой обязанности представляет собой факультативную стадию исполнения налоговой обязанности. Принудительность присутствует как до применения мер принудительного исполнения в связи с тем, что обязанному лицу не предоставляется право выбора (свободы), так и непосредственно в процессе применения мер принудительного исполнения к не исполнившему обязанность налогоплательщику. В связи с этим вместо термина «добровольное исполнение» стоит использовать термин «добросовестное исполнение», т.е. исполнение налоговой обязанности без применения мер принудительного исполнения.
Ненадлежащее исполнение налоговой обязанности подразумевает под собой несвоевременную уплату налога или уплату налога не в полном объеме в бюджет. Ненадлежащее исполнение налоговой обязанности переходит в неисполнение налоговой обязанности, если не произошло добровольного погашения задолженности, не был изменен срок уплаты налога, не применялись процедуры банкротства и задолженность не была списана в соответствии с налоговым законодательством.
Принципы исполнения обязанности по уплате налогов - это трансформированные в ходе реализации и применения принципы налогового права, действующие при осуществлении исполнения налоговой обязанности. Все эти принципы перечислены в Налоговом кодексе РФ, являются обязательным условием исполнения налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. Эти принципы самостоятельны, однако только комплексное их соблюдение влечет за собой правомерное и полное исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками.
В работе выделены следующие этапы исполнения обязанности по уплате налогов:
• добросовестное исполнение обязанности по уплате налога, включающее стадию исчисления и стадию уплаты налога;
• принудительное исполнение обязанности по уплате налога, которое состоит из стадии применения мер обеспечительного характера, стадии направления требования об уплате налога, стадии принудительного взыскания, включающей в себя бесспорное взыскание в отношении налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков-организаций, судебный порядок взыскания, применяемый в отношении налогоплательщиков-физических лиц и принудительное взыскание налога судебными приставами-исполнителями.
Для того, чтобы обязанность по уплате налога считалась исполненной, должны быть соблюдены два условия:
• волеизъявление налогоплательщика на уплату налога (подача им платежного поручения в банк);
• наличие у него денежных средств, за счет которых может быть произведено списание налога.
При этом в науке налогового права закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика, которая подкреплена также положениями Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 7 Налогового кодекса РФ). Следовательно, при соблюдении налогоплательщиком пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, но недобросовестности банка, перечисляющего денежные средства, направленные на погашение налоговых обязанностей, налоговая обязанность все равно считается исполненной. Условия же неисполнения налоговых обязательств прямо перечислены в пункте 4 указанной статьи, где содержится закрытый перечень обстоятельств, указывающих на неуплату налогов налогоплательщиком.
Ненадлежащее исполнение налоговой обязанности подразумевает несвоевременную уплату налога или уплату налога не в полном объеме. Такое деяние влечет привлечение недобросовестного налогоплательщика к ответственности. Налоговой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс содержат положения о правовых последствиях неисполнения налоговых обязательств. В зависимости от тяжести совершенного правонарушения и наличия умысла, законодатель предусматривает, помимо налоговой ответственности, также административную и уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов.
Подводя итог, важно отметить, что совершенствование механизмов исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов позволит существенно повысить эффективность в целом системы налогообложения в Российской Федерации, как экономической основы функционирования государства и местного самоуправления. В настоящее время именно налогообложение обладает необходимым потенциалом, который позволит увеличить денежные поступления в бюджеты федерального уровня, субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а у граждан выработать добросовестное отношения к исполнению своей конституционной обязанности по уплате налогов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета. -1995. - №67.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS №005 (Рим 04 ноября 1950 года) с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №2. - Ст.163.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета. -1995. - №67. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 года) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3824.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 года (ред. от 29 декабря 2017 года) ГК РФ Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права // Собрание законодательства Российской Федерации. -
1994. - №32. - Ст. 3301.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 24 июля 2002 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 3012.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30 декабря 2001 года (ред. от 28 декабря 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2002. - №1 (ч.1). - Ст.1.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 13 июня 1996 года (ред. от 31 декабря 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 25. - Ст. 2954.
8. Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 31 декабря 2017 года) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №28. - Ст. 2790.
9. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 29 декабря 2017 года) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №50. - Ст. 4859.
10. Федеральный закон от 30 ноября 2016 года №401-Фз «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №49. - Ст. 6844.
11. Федеральный закон от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 05 декабря 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №41. - Ст.4849.
12. Конституция Республики Беларусь от 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.
13. Приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» // Российская газета. - 24 декабря 2012 года. - №296.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 года №21-П «По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 855 ГК РФ и части шестой ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1998. - №1.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 года №24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. -
1999. - №1.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года №20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1996. - №5.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года №11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации . - 1999. - №5.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года №20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1996. - №5.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2009 года №1032-О-О «По жалобе гражданина Волченко Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав положением статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2009. - №1.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2015. - №8.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. №21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Решение Высшего арбитражного суда РФ от 3 февраля 2004 года №16125/03 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим положения, содержащегося во втором предложении абзаца первого пункта 3 раздела 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утв. Приказом МНС РФ от 21.01.2002 N БГ-3-03/25» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление ВАС РФ от 22 июня 2006 года №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2006. № 10. С. 4-26.
11. Определение Конституционного суда РФ от 27 июня 2005 года №232- О «По делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года №747 «Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконур» в связи с запросами группы членов Совета Федерации и Правительства Республики Башкортостан» // Вестник Конституционного суда РФ. - 2005. - №26.
12. Постановление Конституционного суда РФ от 14 июля 2005 года №°9- П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Поляковой Г.А. и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Вестник Конституционного суда РФ. - 2005. - №24.
13. Решение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 августа 2004 года №27773/04 «О признании Приказа МНС России от 08 января 2004 года №2ВГ-3-22/7 соответствующим Налоговому кодексу РФ» // Вестник ВАС РФ.
2004. №10.
14. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года №267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного суда Российской Федерации №6, 2007 год.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. N 503-О «По жалобе федерального государственного унитарного предприятия «123 Авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации// Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 8. - ст. 945.
16. Постановление Конституционного суда РФ от 12 октября 1998 года №24-П2. город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.А. Татарникова» // Российская газета - Федеральный выпуск №2241(6812) 26 октября 2015 года.
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2015. - №28.
18. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации №5 от 19 апреля 1999 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета» // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Спец. приложение к № 1. 1999 год.
III. Специальная литература
1. Андреев Н.Ю. Конституционная обязанность по уплате налога как связь человека и государства // Финансовое право. 2017. .№5. С. 26-29.
2. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. С. 301 - 302.
3. Вычерова Н.В. Исполнение обязанности по уплате имущественных налогов в Российской Федерации: дис. канд. юр. наук ФГБОУ ВО «МГЮА им. Кутафина О.Е.», Москва, 2016.
4. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 424 с.
5. Долакова М.И. Особенности развития финансовой политики Российской империи во второй половине XIX века // Вестник Академии права и управления. 2013. .№33.
6. Долакова М.И. Нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля в Российской империи второй половины XIX века // Правовая инициатива. 2014. №4.
7. Завгородняя Л.В. Правовая характеристика пени как способа обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов / СевероКавказский юридический вестник, 2017, № 3. С. 10-14.
8. Затулина Т.Н. Конституционное регулировании налоговых
правоотношений // Налоги. 2007. № 4.
9. Землин А.И. Налоговое право. Учебник, 2005.
10. Комаров А. Налоговая система как элемент экономической политики государства.//Право и жизнь, 2000, №25.
11. Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001.
12. Конституция Грузии 1995 год. Цит. по: Конституции государств Европы. Т. 1. М., 2001.
13. Конституции зарубежных стран: сборник / сост. Дубровин В.Н. М.:«Юрлитинформ», 2000, 336 с.
14. Конституция Республики Казахстан (принята 30 мая 1995 года, с изм. и доп. от 7 октября 1998 года) // Конституции стран СНГ и Балтии / сост. Андреева Г.Н. М., 1999. С. 199-242.
15. Конюхова, И. А. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко. — Москва: Издательство Юрайт,
2018. — 200 с.
16. Логинова Е.В., Толбузина Т.В., Широченкова М.Н. Гражданское
общество: проблемы и противоречия его формирования // Актуальные проблемы современного российского общества: труды международной научно-практической конференции. М., 2014.
17. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. М.:Волтерс- Клувер, 2003.
18. Моисеев В.Н. Журнал «Арбитражное правосудие в России», 2007.
19. Налоговое право: учеб пособие / под ред. Пепеляева С.Г. - М.: ИД БФК ПРЕСС, 2000. 608 с.
20. Напсо М.Б. Экономико-правовые последствия неисполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов: взгляд через призму их природы. https://cvberleninka.ru/article/n/ekonomiko-pravovve-posledstviva- neispolneniva-obvazannosti-po-uplate-nalogov-sborov-i-strahovvh-vznosov-vzglvad- cherez-prizmu-ih
21. Пашенцев Д.А. Вопросы налогообложения в финансово-правовой мысли Российской империи // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2011. №2.
22. Пашенцев Д.А. Реформирование финансовой системы в контексте правовых реформ в России // Вестник Академии права и управления. 2014. №34.
23. Паюшин, М.К. Конституционно-правовые основы реализации обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы в РФ: дис. к. ю. н.: 12.00.02 / Паюшин Михаил Константинович; [Место защиты: Рос. ун-т кооп.]. - Москва, 2011. - 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/413.
24. Петрова Г.В. Концептуальные проблемы теории и практики правового регулирования налоговых отношений // Законодательство и экономика. 2002. №7.
25. Печёнкина, А. А. Взимание налогов как исключительное право государства [Текст] / А. А. Печенкина // Экономика и юриспруденция: теория и практика: сб. публикаций научного журнала «Globus» по матер. X междунар. науч.-практ. конф. - Санкт-Петербург: Научный журнал «Globus», 2016. - С. 101104.
26. Печенкина А.А. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога (финансово-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2018. - 29 с.
27. Полищук, И. С. Правовая категория «налоговое обязательство» / И. С. Полищук // Финансовое право. - 2010. - №2.
28. Положение о налогах и сборах ФРГ от 16 марта 1976 года (Abgabenordnung (AO)), в ред. от 01 октября 2002 года // BGBI. - 1977. - I. S. 269; BGBI. - 2002. - I. S. 3866.
29. Разгулин С.В. О презумпции добросовестности налогоплательщика в отношениях, связанных с исполнением обязанности по уплате налога. Журнал «Налоговый вестник». 2006, №4.
30. Сащихина Т.Ю. Налоговая обязанность и ее исполнение: Автореф. дис. канд. юрид. наук. [Место защиты: Всерос. гос. налоговая акад. М-ва финансов РФ]. - Москва, 2008. - 31 с.
31. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / под ред. Жидкова А.О. пер. Лафитского В.И. М.:Прогресс, Универс., 1999.
32. Толбузина Т.В. О двух аспектах реформы в трудовом праве России // Евразийский юридический журнал. 2014. №2.
33. Шалимова Л.А., Толбузина Т.В. Исторические основы связей с общественностью и их современная правовая регуляция // Власть. 2014. N2.
34. Цибизова Н.О. «Трактовка налоговой обязанности по уплате налогов как конституционной». // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - N3. С.50-54.