Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Работа №37535

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста 7
1.1 Понятие, формы и функции связной речи 7
1.2 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста 12
1.3 Диагностика развития связной речи дошкольников 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников 23
2.1 Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей 23
2.2. Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста 29
2.3 Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских
народных сказок детям старшего дошкольного возраста 31
Вывод по второй главе 38
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Ошибка!
Закладка не определена.
3.1. Анализ развития связной речи детей старшегодошкольного возраста . 39
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы
мероприятий 44
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по третьей главе 46
Заключение 47
Список литературы 48
Приложения


Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Связная речь - это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку.
У ребенка старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) речь должна быть внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
Согласно определению А.М.Бородич - "Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей".
Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. Заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики [1].
При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте Ф.А.Сохин выделил три основных направления:
1) структурное (формирование структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);
2) функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);
3) когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений).
Что касается первого направления, то было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
В исследованиях второго направления авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто её логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Исследования третьего направления были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное - закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения.
Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышается точность речи, её выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).
Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно закладывает у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если:
- планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников;
- определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Для достижения цели определены задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) Экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;
3) Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Исследование предполагает комплексное использование таких методов, как:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- анализ календарно - тематического плана воспитателя;
- эксперимент;
- математическая обработка данных;
- графическая обработка данных.
Исследования проводились в МАДОУ «Детский сад №308 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Авиастроительного района г.Казани.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме
развития связной речи дошкольников. Были построены теоретические
предложения, которые легли в основу организации эксперимента.
Проводился анализ результатов исследования и сделаны основные выводы.
Мы раскрыли понятие связная речь, осветили особенности и задачи связной
речи, раскрыли методы руководства русскими народными сказками для
развития связных высказываний детей.
Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным
сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое
использование русских народных является эффективным средством
развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую
эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку
раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как
богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая
необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно
воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют
выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего
значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных
выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному,
используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной
выразительности.
Данная работа будет полезна для педагогов-практиков, которые хотят
оптимально и эффективно развивать связную речь детей.


Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр
«Академия», 2005. – 400с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0521-4
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] /
М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2007. – 158с.-
30000 экз. – ISBN 5-7695-0391-2
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /
Л.В .Артемова.- М.: Просвещение, 200 5. –127с.-150000 экз.- ISBN 5-09-
001627-5
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. –
М.: Просвещение, 2002.-255с.- – 390000 экз.
5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
[Текст] / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2006. - 175с.- 10000 экз.
6. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] /
Н.С.Карпинская.– М.: Педагогика, 2004.-400с.-300000экз.
7. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию
[Текст]/ Э.П.Короткова .– М.: Просвещение,- 2008.-398с.
8. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2004.
10. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] /
М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2009.-10000 экз.
11. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2001.
12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] /
А.И.Максаков.-– М.: Просвещение,- 2005. – 159с.
13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005.
14. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по
развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М.:
2010.-234с.49
15. Метод научной педагогики Марии Монтессори. – Киев, 2006.
16. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.-
Ярославль.: ТОО “Гринго”, 2010.- 240с.-35000 экз.- ISBN 5-88723-009-6
17. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском
саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная
пресса, 2003.- 128с.- 15000 экз.- ISBN 5-9219-0142-3
18. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм
общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / Под ред.
А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2004.-336с.-20000 экз.
19. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.:
Просвещение, 2005. – 223с.
20. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного
возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение,
2009.-432с.-20000 экз.
21. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в
детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 2008.-176с.-
200000 экз.
22. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца.
– М.: Просвещение, 2007.- 400с.-30000экз.
23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
[Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.-
ISBN 5-691-00871-4

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ