Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль дидактических игр в дошкольном возрасте (Дошкольное образование, Межрегиональный открытый социальный институт (МОСИ))

Работа №37534

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МКДОУ «Детский сад «Теремок» пгт Санчурск.
Выборку исследования составили 10 детей младшего дошкольного возраста от 3 лет 4 месяцев до 3 лет 11 месяцев
Есть много приложение.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения роли дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте: ее сущность, виды, особенности, структура 6
1.2. Место дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста 12
2. Изучение игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр 18
2.1. Описание процедуры и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования особенностей игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста 21
2.3. Практические рекомендации по руководству дидактической игрой детей младшего дошкольного возраста 26
Заключение 32
Список используемых источников и литературы 35
Приложения 38


Актуальность исследования. В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом. На современном этапе нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано, прежде всего, с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны; старшие дети в семье обычно чересчур заняты, «заорганизованы»; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. В ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная заменить живое общение, познание взаимоотношений. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Согласно ФГОС ДОО, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры . Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей. Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Актуальность данной темы работы определяется, прежде всего, тем, что на современном этапе в детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению дидактической игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей дошкольного возраста игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, воспитателям нужно хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.
На современном этапе существует противоречие между общественной потребностью развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста как условия их успешного развития и отсутствием единых подходов к руководству дидактической игрой в дошкольных образовательных организациях. В этой связи проблема исследования заключается в определении роли дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить роль дидактических игр в развитии детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть сущность, виды структуры и особенности дидактических игр.
2. Определить роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста в ходе экспериментального исследования.
4. Разработать рекомендации для воспитателей по руководству дидактической игрой детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что необходимо организовывать руководство дидактической игрой детей младшего дошкольного возраста, так как в данном возрасте игровая деятельность еще не развита.
Объект исследования – дидактические игры.
Предмет исследования – процесс руководства дидактической игрой детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Методологическая основа исследования. Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования Л.Ф. Обуховой, М.А. Панфиловой, О.Е. Смирновой, Д.Б. Эльконина, Е.Л. Яковлевой и других. Этапы развития игровой деятельности младших дошкольников представлены в исследованиях Т.М. Горюновой, С.Н. Теплюк и других. Структура и виды дидактических игр детей младшего дошкольного возраста раскрыты в научных трудах Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Н. Харитоновой и др. Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста проанализирована такими учеными, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.
База исследования: МКДОУ «Детский сад «Теремок» пгт Санчурск.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как дидактические игры играют большую роль в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста, так как обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. В работе с младшего дошкольного возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта детей.
Дидактическая игра – это единая система воздействия, которая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у ребенка познавательный процесс, совершенствовать интеллектуальные умения и навыки, воспитывать сознательное поведение. Дидактическая игра представляет своеобразный способ обучения. Игрушки, используемые в такого рода занятиях, предназначены для развития психических функций и качеств, для воспитания цельной личности.
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе детей младшего дошкольного возраста – основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор дидактических игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время нe превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
С целью изучения особенностей игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей в возрасте от 3 лет 4 месяцев до 3 лет 11 месяцев.
Для изучения особенностей игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе применения дидактических игр изучения была применена методика изучения игровой деятельности Р.Р. Калининой Результаты, полученные по методике Р.Р. Калиной, следующие:
- высокий уровень развития игровой деятельности – 2 детей (20%);
- средний уровень развития игровой деятельности – 5 детей (50%);
- низкий уровень развития игровой деятельности – 3 детей (30%).
По методике Д.Б. Эльконина «Игровые правила» результаты следующие:
- высокий уровень развития умения принять игровые правила – 2 детей (20%);
- средний уровень развития умения принять игровые правила – 6 детей (60%);
- низкий уровень развития умения принять игровые правила – 2 детей (20%).
По методике Д.Б. Эльконина «Характер игровых действий» результаты следующие:
- разнообразный характер игровых действий – 3 детей (30%). Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны.
- частично разнообразный характер игровых действий – 5 детей (50%). Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий;
- однообразный характер игровых действий – 2 детей (20%). Действия младших дошкольников данной группы однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций.
У детей младшего дошкольного возраста в процессе участия в дидактической игре развиты игровые умения в основном на среднем и низком уровне. Следовательно, необходимо в условиях дошкольной образовательной организации продумывать специальную работу по руководству дидактической игрой детей младшего дошкольного возраста.
По результатам экспериментального исследования были сформулированы рекомендации для воспитателей дошкольной образовательной организации по руководству дидактической игрой детей младшего дошкольного возраста.
Следовательно, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
2. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2014. – 402 с.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – СПб.: Питер, 2014. – 471 с.
4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 458 с.
5. Виноградова, Н.А. Дидактические игры для дошкольников. Практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Познякова. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 128 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – 845 с.
7. Гилигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Гилигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Инфра-М, 2012. – 142 с.
8. Горюнова, Т.М. Развитие детей младшего дошкольного возраста в игре: Анализ программы дошкольного образования / Т.М. Горюнова. – М: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
9. Жуковская, Р.С. Дошкольная педагогика / Р.С. Жуковская. – СПб.: Питер, 2014. – 471 с.
10. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2011. – 321 с.
11. Кукушкина, Е.Ю. Играем и учимся дружить / Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 174 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В Н. Колюцкий. – М.: ТЦ: «Сфера», 2014. – 464 с.
13. Михайленко, Н.Я. Организация игровой деятельности в детском саду. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. – 96 с.
14. Морозова, Н.Е. Дошкольная педагогика / Н.Е. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 359 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина – М.: Академия, 2014. – 456 с.
16. Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 80 с.
17. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2014. – 374 с.
18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: ГНОМ и Д, 2012. – 160 с.
19. Петроченко, Г.Г. Развитие детей дошкольного возраста / Г.Г. Петроченко. – М.: Инфра-М, 2012. – 291 с.
20. Смирнова, Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е.О. Смирнова // Педагогика. – 2013. – №8. – С.73–77.
21. Сорокина, А.И. Дидактическая игра в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 98 с.
22. Теплюк, С.Н. Дети младшего возраста в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми от рождения до двух лет / С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 223 с.
23. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук // Мир психологии. – 2014. – №3. – С. 74-77
24. Уткина, Ю.Т. Игра как средство межличностного общения / Ю.Т. Уткина // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 41-42.
25. Утробина, В.Г. Дидактическая игра в работе с детьми младшего дошкольного возраста / В.Г. Утробина, Е.О. Смирнова // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 3. – С. 63-66.
26. Шарапова Н.В. Дошкольник в мире игры / Н.В. Шарапова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 125 с.
27. Шитова, Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет / Е.В. Шитова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 169 с.
28. Харитонова, Н. Руководство дидактической игрой в ДОУ / Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №6. – С. 3-12.
29. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 421 с.
30. Яковлева, Е.Л. Создание предметно-развивающей среды как условие разностороннего развитие ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ / Е.Л. Яковлева // Педагогика. – 2015. –№3. – С. 52-55.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ