Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) (Дошкольное образование, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Выпускная квалификационная работа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №120 «Солнышко»» г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. В исследование приняло участие 20 воспитанников первой младшей группы.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 6
1.1 Понятие сенсорного развития 6
1.2 Возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста 10
1.3 Дидактические средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 25
Глава 2 Опытно-экспериментальное изучение особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 26
2.1 Диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 26
2.3 Анализ результатов проведенной работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 61
Актуальность исследования. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) выделяются направления развития детей дошкольного возраста, называемые образовательными областями. В образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях – форме, размере, цвете, пространстве и времени, материале и др. Педагогами дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) решение данной задачи осуществляется в рамках сенсорного развития.
Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений ребенка о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете, положении в пространстве, вкусе, запахе и т.д. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Овладение любой практической деятельностью будет успешным в условиях хорошо развитой сенсорики. Развитие сенсорных способностей начинается в младшем дошкольном возрасте. В этот возрастной период у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством зрения, осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму, величину и цвет предмета при соответствующих условиях.
Помимо важности задач сенсорного развития ребенка, обозначенных в ФГОС ДО, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Развитая сенсорика составляет основу для совершенствования практической деятельности современного человека.
Исследованиям многих отечественных и зарубежных ученых уделялось внимание сенсорному развитию дошкольника. Наиболее значимыми в этом направлении являются работы отечественных авторов таких, как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, А.Г. Рузская, Е.И. Тихеева, А.П. Усов и многие другие, а также зарубежных педагогов – Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.
На основании всего вышесказанного возникает противоречие между необходимостью сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста и недостаточной осведомленностью педагогов с особенностями сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Проблема исследования: каковы особенности сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) и какие пути повышения уровня сенсорного развития существуют.
Цель исследования – изучение особенностей сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Задачи исследования:
1. Изучить понятие сенсорного развития.
2. Охарактеризовать возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить дидактические средства сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
4. Провести диагностику уровня развития сенсорного восприятия предметов детьми в возрасте 2-3 лет.
5. Разработать комплекс дидактических игр по сенсорному развитию младших дошкольников.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования – процесс сенсорного развития детей раннего 2-3 лет.
Предмет исследования – особенностями сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Гипотеза исследования: процесс формирования сенсорного развития младших дошкольников будет эффективен, если:
своевременно определять уровень сенсорного развития ребенка;
целенаправленно развивать сенсорные способности посредсвом дидактических игр.
Теоретико-методологическая база исследования: теории развития ребенка в различных видах деятельности (А.В. Запорожец [18], Л.С. Выготский [10], А.Н. Леонтьев [8], Д.Б. Эльконин [39]); теории, раскрывающие сущность и особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.С Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн); теории изучения сенсорных способностей в ходе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова [20], Н.П. Сакулина и др.); теория взаимосвязи сенсорного развития в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Карпинская Е.И., Г.М. Лямина, Н.С. Радина, Д.Б. Эльконин [39] и др.)
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования, эксперимент, качественный и количественный анализ данных.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе работы нами были изучены труды отечественных психологов и педагогов по исследуемой проблеме, структура сенсорных особенностей развития младших дошкольников.
Под сенсорным развитием понимается развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира. В первую очередь, таких свойств как форма, величина, цвет предметов, их вкус и запах, положение в пространстве относительно других предметов.
Для создания в сознании ребенка целостного образа объекта действительности, а в конечном итоге и картины мира, в работу подключаются различные анализаторы организма – слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный. Однако восприятие действительности не является пассивным актом, но, напротив, требует деятельности, движения, манипуляций с предметами. Тогда подключается моторная сфера ребенка или моторика (внешние движения человека), включающая в себя как крупную моторику, так и мелкую, требующую тонкой организации движений. Сюда традиционно относят пальцевую моторику, мимическую и артикуляционную.
Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер.
К третьему году жизни дети должны уметь узнавать цвет, форму и размер как признаки предметов, обогащать представления об основных эталонах цвета и формы и классифицировать предметы по величине.
Специфика младшего дошкольного возраста – хорошие условия для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для детей младшего дошкольного возраста основными способами сенсорного развития является деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Развития сенсорных способностей в целостном фрагменте учебного процесса в ДОУ считается главной структурной формой организации дидактической системы. Развитие сенсорных способностей возможно посредством дидактической игры.
Данные констатирующего этапа эксперимента показали, что дети в возрасте 2-3 лет лучше всего выполнили задания на определение формы предмета путем «ощупывания», наибольшие затруднения дети испытывают при различении цвета и величины. В соответствии с полученными данными был разработан комплекс дидактических игр на формирование умений различать форму, величину, цвет предметов. Игры могут проводиться как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Результаты контрольного эксперимента позволили заключить, что разработанный комплекс дидактических игр по сенсорному развитию младших дошкольников является эффективным.
1. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина. – Ярославль, 2016. – 320 с.
2. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / З.М. Богуславская. – М.: Просвещение, 2013. – 207 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 206 с.
4. Венгер, Л.А. Дидактические игры в детском саду [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Академия, 2009. – 96 с.
5. Венгер, Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 2011. – 518 с.
6. Вернадская М.Э. Критерии развития детей дошкольного возраста [Текст] / М.Э. Вернадская, O.E. Громова // Педагогика ДОУ. – 2003. - № 3. – С. 108-117.
7. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Академия, 2009. – 419 с.
8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2010. – 144 с.
9. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] /Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Академия, 2011. – 144 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1983. – 86 с.
11. Галигузова Л.Н. Педагогика детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.
12. Гирвиц, Г.И. Расширение сенсорного опыта младших школьников в процессе предметно-практической деятельности [Текст] / Г.И. Гирвиц // Школьный логопед. – 2007. - № 3. – С. 42-46.
13. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Педагогика, 2013. – 253 с.
14. Диагностика в детском саду [Текст] / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 327 с.
15. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2012. – 424 с.
16. Дубовис, Д.Н. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца [Текст] / Д.Н. Дубовис // Вопросы психологии. – 2010. - №5. – С. 117-122.
17. Елясова, Е.В., Гузеватова, Е.Н. Особенности сенсорного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Елясов, Е.Н. Гузеватова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (Дата обращения: 23.02.2018).
18. Запорожец, А.В. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холновской. – М.: Просвещение, 2010. – 439 с.
19. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 2011. – 563 с.
20. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2013. – 165 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2012. – 434 с.
22. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст] / В.В. Котелевская. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2012. – 185 с.
23. Кудрявцев, В.Т. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура [Текст] / В.Т. Кудрявцева. – М.: АНА Центр развивающего образования, Владимир, 2012. – 150 с.
24. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст] / Л.А. Метиева. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
25. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2013. – 276 с.
26. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010. – 490 с.
27. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф Обухова. – М.: Тривола, 2013. – 203 с.
28. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Под ред. Т. А. Репиной. – М.: Просвещение, 2010. – 302 с.
29. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: 2014. – 368 с.
30. Поддъяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – М.: Центр, 2010. - 531 с.
31. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2010. – 198 с.
32. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/6:0 (Дата обращения: 25.02.2018).
33. Рубинштейн, Д.Б. Основы общей психологии [Текст] / Д.Б. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2011. – 328 с.
34. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъкова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2011. – 385 с.
35. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов – М.: Институт практической психологии, 2010. – 544с.
36. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. – М.: Академия, 2011. – 285 с.
37. Фребель, Ф. Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия [Текст] / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
38. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста: диагностика, игры, упражнения [Текст] / Г.А. Широкова. – Ростов на/Д: Феникс, 2006. – 251 с.
39. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития [Текст] / Б.Д. Элькониню – М.: Тривола, 2010. – 438 с.
40. Яганова, А.Р. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pdou.ru/categories/2/articles/745 (Дата обращения: 23.02.2018).