Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) (Дошкольное образование, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №120 «Солнышко»» г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. В исследование приняло участие 20 воспитанников первой младшей группы.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 6
1.1 Понятие сенсорного развития 6
1.2 Возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста 10
1.3 Дидактические средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 25
Глава 2 Опытно-экспериментальное изучение особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 26
2.1 Диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 26
2.3 Анализ результатов проведенной работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 61
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №120 «Солнышко»» г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. В исследование приняло участие 20 воспитанников первой младшей группы.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 6
1.1 Понятие сенсорного развития 6
1.2 Возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста 10
1.3 Дидактические средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 25
Глава 2 Опытно-экспериментальное изучение особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 26
2.1 Диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 26
2.3 Анализ результатов проведенной работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 61
Актуальность исследования. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) выделяются направления развития детей дошкольного возраста, называемые образовательными областями. В образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях – форме, размере, цвете, пространстве и времени, материале и др. Педагогами дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) решение данной задачи осуществляется в рамках сенсорного развития.
Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений ребенка о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете, положении в пространстве, вкусе, запахе и т.д. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Овладение любой практической деятельностью будет успешным в условиях хорошо развитой сенсорики. Развитие сенсорных способностей начинается в младшем дошкольном возрасте. В этот возрастной период у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством зрения, осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму, величину и цвет предмета при соответствующих условиях.
Помимо важности задач сенсорного развития ребенка, обозначенных в ФГОС ДО, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Развитая сенсорика составляет основу для совершенствования практической деятельности современного человека.
Исследованиям многих отечественных и зарубежных ученых уделялось внимание сенсорному развитию дошкольника. Наиболее значимыми в этом направлении являются работы отечественных авторов таких, как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, А.Г. Рузская, Е.И. Тихеева, А.П. Усов и многие другие, а также зарубежных педагогов – Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.
На основании всего вышесказанного возникает противоречие между необходимостью сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста и недостаточной осведомленностью педагогов с особенностями сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Проблема исследования: каковы особенности сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) и какие пути повышения уровня сенсорного развития существуют.
Цель исследования – изучение особенностей сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Задачи исследования:
1. Изучить понятие сенсорного развития.
2. Охарактеризовать возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить дидактические средства сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
4. Провести диагностику уровня развития сенсорного восприятия предметов детьми в возрасте 2-3 лет.
5. Разработать комплекс дидактических игр по сенсорному развитию младших дошкольников.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования – процесс сенсорного развития детей раннего 2-3 лет.
Предмет исследования – особенностями сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Гипотеза исследования: процесс формирования сенсорного развития младших дошкольников будет эффективен, если:
своевременно определять уровень сенсорного развития ребенка;
целенаправленно развивать сенсорные способности посредсвом дидактических игр.
Теоретико-методологическая база исследования: теории развития ребенка в различных видах деятельности (А.В. Запорожец [18], Л.С. Выготский [10], А.Н. Леонтьев [8], Д.Б. Эльконин [39]); теории, раскрывающие сущность и особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.С Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн); теории изучения сенсорных способностей в ходе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова [20], Н.П. Сакулина и др.); теория взаимосвязи сенсорного развития в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Карпинская Е.И., Г.М. Лямина, Н.С. Радина, Д.Б. Эльконин [39] и др.)
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования, эксперимент, качественный и количественный анализ данных.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений ребенка о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете, положении в пространстве, вкусе, запахе и т.д. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Овладение любой практической деятельностью будет успешным в условиях хорошо развитой сенсорики. Развитие сенсорных способностей начинается в младшем дошкольном возрасте. В этот возрастной период у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством зрения, осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму, величину и цвет предмета при соответствующих условиях.
Помимо важности задач сенсорного развития ребенка, обозначенных в ФГОС ДО, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Развитая сенсорика составляет основу для совершенствования практической деятельности современного человека.
Исследованиям многих отечественных и зарубежных ученых уделялось внимание сенсорному развитию дошкольника. Наиболее значимыми в этом направлении являются работы отечественных авторов таких, как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, А.Г. Рузская, Е.И. Тихеева, А.П. Усов и многие другие, а также зарубежных педагогов – Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.
На основании всего вышесказанного возникает противоречие между необходимостью сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста и недостаточной осведомленностью педагогов с особенностями сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Проблема исследования: каковы особенности сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) и какие пути повышения уровня сенсорного развития существуют.
Цель исследования – изучение особенностей сенсорного развития младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Задачи исследования:
1. Изучить понятие сенсорного развития.
2. Охарактеризовать возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить дидактические средства сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
4. Провести диагностику уровня развития сенсорного восприятия предметов детьми в возрасте 2-3 лет.
5. Разработать комплекс дидактических игр по сенсорному развитию младших дошкольников.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования – процесс сенсорного развития детей раннего 2-3 лет.
Предмет исследования – особенностями сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет).
Гипотеза исследования: процесс формирования сенсорного развития младших дошкольников будет эффективен, если:
своевременно определять уровень сенсорного развития ребенка;
целенаправленно развивать сенсорные способности посредсвом дидактических игр.
Теоретико-методологическая база исследования: теории развития ребенка в различных видах деятельности (А.В. Запорожец [18], Л.С. Выготский [10], А.Н. Леонтьев [8], Д.Б. Эльконин [39]); теории, раскрывающие сущность и особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.С Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн); теории изучения сенсорных способностей в ходе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова [20], Н.П. Сакулина и др.); теория взаимосвязи сенсорного развития в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Карпинская Е.И., Г.М. Лямина, Н.С. Радина, Д.Б. Эльконин [39] и др.)
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования, эксперимент, качественный и количественный анализ данных.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе работы нами были изучены труды отечественных психологов и педагогов по исследуемой проблеме, структура сенсорных особенностей развития младших дошкольников.
Под сенсорным развитием понимается развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира. В первую очередь, таких свойств как форма, величина, цвет предметов, их вкус и запах, положение в пространстве относительно других предметов.
Для создания в сознании ребенка целостного образа объекта действительности, а в конечном итоге и картины мира, в работу подключаются различные анализаторы организма – слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный. Однако восприятие действительности не является пассивным актом, но, напротив, требует деятельности, движения, манипуляций с предметами. Тогда подключается моторная сфера ребенка или моторика (внешние движения человека), включающая в себя как крупную моторику, так и мелкую, требующую тонкой организации движений. Сюда традиционно относят пальцевую моторику, мимическую и артикуляционную.
Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер.
К третьему году жизни дети должны уметь узнавать цвет, форму и размер как признаки предметов, обогащать представления об основных эталонах цвета и формы и классифицировать предметы по величине.
Специфика младшего дошкольного возраста – хорошие условия для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для детей младшего дошкольного возраста основными способами сенсорного развития является деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Развития сенсорных способностей в целостном фрагменте учебного процесса в ДОУ считается главной структурной формой организации дидактической системы. Развитие сенсорных способностей возможно посредством дидактической игры.
Данные констатирующего этапа эксперимента показали, что дети в возрасте 2-3 лет лучше всего выполнили задания на определение формы предмета путем «ощупывания», наибольшие затруднения дети испытывают при различении цвета и величины. В соответствии с полученными данными был разработан комплекс дидактических игр на формирование умений различать форму, величину, цвет предметов. Игры могут проводиться как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Результаты контрольного эксперимента позволили заключить, что разработанный комплекс дидактических игр по сенсорному развитию младших дошкольников является эффективным.
Под сенсорным развитием понимается развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира. В первую очередь, таких свойств как форма, величина, цвет предметов, их вкус и запах, положение в пространстве относительно других предметов.
Для создания в сознании ребенка целостного образа объекта действительности, а в конечном итоге и картины мира, в работу подключаются различные анализаторы организма – слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный. Однако восприятие действительности не является пассивным актом, но, напротив, требует деятельности, движения, манипуляций с предметами. Тогда подключается моторная сфера ребенка или моторика (внешние движения человека), включающая в себя как крупную моторику, так и мелкую, требующую тонкой организации движений. Сюда традиционно относят пальцевую моторику, мимическую и артикуляционную.
Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер.
К третьему году жизни дети должны уметь узнавать цвет, форму и размер как признаки предметов, обогащать представления об основных эталонах цвета и формы и классифицировать предметы по величине.
Специфика младшего дошкольного возраста – хорошие условия для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для детей младшего дошкольного возраста основными способами сенсорного развития является деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Развития сенсорных способностей в целостном фрагменте учебного процесса в ДОУ считается главной структурной формой организации дидактической системы. Развитие сенсорных способностей возможно посредством дидактической игры.
Данные констатирующего этапа эксперимента показали, что дети в возрасте 2-3 лет лучше всего выполнили задания на определение формы предмета путем «ощупывания», наибольшие затруднения дети испытывают при различении цвета и величины. В соответствии с полученными данными был разработан комплекс дидактических игр на формирование умений различать форму, величину, цвет предметов. Игры могут проводиться как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Результаты контрольного эксперимента позволили заключить, что разработанный комплекс дидактических игр по сенсорному развитию младших дошкольников является эффективным.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Влияние кинезиологии на развитие детей с речевой патологией (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Развитие детского изобразительного творчества (Изобразительное творчество в ДОУ, Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Ответы на вопросы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018



