Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения тестовых заданий при самостоятельном решении сложных математических задач 8
1.1. Понятие теста и его особенности: классификация, содержание и
формы 8
1.2. Содержание теста. Принципы разработки содержания теста 15
1.3. Особенности задач повышенной сложности 26
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Педагогические условия применения тестовых заданий при самостоятельном решении сложных математических задач 43
2.1. Использование программы MyTestXPro для создания тестов 43
2.2. Формирование самостоятельного решения задач повышенной
сложности средствами тестовых заданий 54
2.3. Результаты педагогического эксперимента 63
Выводы по 2 главе 74
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 1 83
Приложение 2 89
Приложение 3 92
Приложение 4 102
Одним из главных показателей математического развития учащихся является умение решать задачи. Ученик может владеть теорией, знать необходимые понятия и определения, но прочитав задание, не знает, как применить свои знания на практике и ждет помощи учителя. И основная проблема современной школы состоит в том, что происходит сообщение новых знаний, путей решений задач учителем, а он тем самым требует их воспроизведение от учащихся. Однако задачи повышенной сложности по математике предполагают отказ от готовых знаний, необходимо применить логическое мышление и нестандартный подход к решению.
На современном этапе развития науки и образования главной составляющей учителя является развитие умений учащихся самостоятельно находить пути решения задач повышенной сложности. Поэтому вполне оправдано и естественно искать более совершенные методики формирования определенных навыков и умений, дающие возможность учащимся осуществлять самостоятельный поиск решения задач повышенной сложности. Тестовые задания являются одним из рациональных дополнений к методам формирования знаний, умений и навыков учащихся при нахождении верного пути решения задачи. Они смогут пробудить любознательность школьников, и наводящими вопросами помогут им решить задачи. С течением времени, ненавязчиво ученик вдруг поймёт, что сложная математическая задача бывает увлекательной, и что умственная работа может быть желанным занятием.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что тестовые технологии активно вводятся в процесс обучения и рассматриваются как один из основных инструментов контроля качества образования.
Использование на уроке тестов дает возможность учителю перейти от роли руководителя, наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, советчика, который помогает детям добывать знания самостоятельно, сосредотачивает их внимание и анализирует индивидуальные успехи каждого ребёнка. Таким образом, учитель может эффективно формировать знания и навыки учащегося, не причиняя вреда его эмоциональному здоровью.
Цель исследования:
на основе изучения научной, учебной и периодической литературы систематизировать и последовательно изложить теоретический материал с подробным описанием методов разработки и оценивания тестов, и рассмотреть использование тестовых заданий в задачах повышенной сложности с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.
Проблема исследования — разработка методических условий для формирования самостоятельного поиска решения задач повышенной сложности путем внедрения тестовых заданий по математике.
Объект исследования — процесс самостоятельного решения школьниками математических задач повышенной сложности.
Предмет исследования — педагогические условия применения средств тестовых заданий, способствующие самостоятельному решению сложных математических задач.
Гипотеза исследования:
— включить в процесс обучения набор задач повышенной сложности, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся 6-х классов;
— создать условия для осознания школьниками возможности управления собственной учебной работой;
— применить тестовую среду, как мотив достижения самообразовательных навыков и умений учащихся.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать научную и учебную литературу по проблеме исследования, дать определения и характеристики основным понятиям работы.
2. Осуществить и экспериментально проверить комплекс тестовых заданий при решении задач повышенной сложности, способствующие самостоятельному поиску нахождения верного решения задачи.
3. Провести анализ результатов экспериментальной проверки комплекса тестовых заданий, обеспечивающих эффективное формирования самостоятельного поиска решения задач повышенной сложности.
Теоретическую базу исследования составили:
— развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, П.И.Пидкасистый );
— организация самостоятельной работы и методы активизации учебного процесса через самостоятельную работу (В.И. Дрозина, Л.В. Жаровой, М.И. Зайкин, Н.Д.Никандров, Н.С.Пурышева, А.И. Уман, А.В. Усова, Т.И.Шамова)
— тестовая методика контроля знаний учащихся (З.И.Калмыковой, Н.Ф. Талызиной, Л.М.Фридмана, Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, Е.С.Перовского, В.Г.Дорофеева, Ю.М. Колягина, А.Г Мордковича, А.С. Шепетова и др.)
— использование тестирования в обучении математике (А.В Агибалов, Ю.А.Глазков, С.А.Гуцанович,СА.Жиркова, А.И. Жук, Г.В.Иванова, Л.П.Квашко, С.К.Кожухова, К.А.Краснянская, В.С Корчевский и др.).
Методы исследования:
— Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебников и учебных пособий.
— Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, метод статистической обработки экспериментальных материалов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №102 имени М.С.Устиновой» Московского района г. Казани.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— проанализирован и конкретизирован смысл понятий «тестовое задание», «самостоятельное решение»;
— выделены педагогические условия применения тестовых заданий при решении задач повышенной сложности учащимися 6-х классов;
— экспериментально проверена эффективность применения тестовых заданий при решении задач повышенной сложности;
— определены критерии и показатели эффективного применения тестовых заданий при решении задач повышенной сложности по математике учащимися 6-х классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании положительного влияния тестовых заданий на решение задач повышенной сложности по математике
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебных материалов, содержащих тестовые задания для задач повышенной сложности, способствующие формированию самостоятельной деятельности учащихся. Эти материалы могут быть использованы преподавателями для подготовки к олимпиаде по математике.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на подглавы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования.
Первая глава представляет собой обзор работ, в которых исследуется сущность понятия и способы применения тестовых заданий в обучении.
Во второй главе описаны методика проведения экспериментальной работы по выявлению сформированности самостоятельного решения задач повышенной сложности средствами тестовых заданий, а также проведен анализ полученных данных.
Кроме того, предложена серия тестовых заданий, направленных на развитие самостоятельного решения задач повышенной сложности учащимися шестых классов.
В заключении приведены предварительные выводы по материалам проведенного исследования.
Тестовые технологии не создают новую образовательную структуру, они раздвигают рамки образовательного пространства. Тестирование не отменяет и не заменяет педагогический опыт и индивидуальный вклад каждого педагога, а лишь помогает преподавателям эффективно организовать систематический контроль знаний.
Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. Тесты не являются универсальным средством, границы использования тестирования достаточно хорошо известны и это знание даёт уверенность в том, что профессионально подготовленный и использованный тестовый инструмент даст качественную и надёжную информацию, соответствующую реальному положению дел.
Систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля, но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
Сделаем вывод из своих исследований, что задания с выбором ответа, с одной стороны, дают возможность случайного угадывания ответа. С другой стороны, такие задания требуют от учащихся умения выполнять умственные операции анализа, сравнения, сопоставления в разной последовательности и в разном сочетании, умения видеть за числовыми данными логические связи.
Задания открытого типа мало чем отличаются от традиционных, требующих решения и записи ответа. Отличие заключается лишь в том, что для оценивания результата выполнения предъявляется только ответ.
Сама форма теста, отличная от традиционной, привычной для учеников контрольной работы, позволяет активизировать исследовательские навыки, что, в конечном итоге, ведет к совершенствованию уровня знаний. Грамотно составленный тест является более тонким, глубоко информирующим и контролирующим средством, чем традиционная контрольная работа, он намного привлекательнее для учеников, так как его результат не определяется характером взаимоотношений «учитель-ученик».
Роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии монологической речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий
Все поставленные в квалификационной работе задачи выполнены. В ходе данной квалификационной работы были рассмотрены основные понятия и определения, характеристики тестов их достоинства и недостатки. Была проведена экспериментальная проверка возможностей разработанной тестовой системы на примере задач повышенной сложности, которая показала следующие результаты:
1. Тестовые задания являются одним из рациональных дополнений к методам формирования знаний, умений и навыков учащихся при нахождении верного пути решения задачи.
2. Тестовые задания пробуждают любознательность школьников, и наводящими вопросами помогают им самостоятельно решить задачу повышенной сложности.
3. Задачи повышенной сложности не поддаются алгоритмизации, необходим эвристический подход к их решению, поэтому введение тестовых технологий не может привести к отмене традиционной формы контроля. Тестовые технологии являются лишь своего рода «помощником» в нахождении нестандартного решения.
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля
знаний. — М.: Учебный центр при исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 135 с.
2. Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для
общеобразовательных учреждений 7-9 классы- М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Политиздат, 2000.- 184 с.
4. Батешов Е.А. Основы технологизации компьютерного тестирования: учебное пособие. - Астана: ТОО «Полиграф-мир», 2011. - 241 с.
5. Васильев В.И., Тягунова Т.Н. Теория и практика
формирования программно-дидактических тестов. — М.: МГУЭСиИ, 2001 —143 с.
6. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе. — М.: Просвещение, 2005.— 252 с.
7. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М.: Просвещение, 2006. - 442 с.
8. Генкин Г.З., Глейзер Л.П. Преподавание в классе с
углубленным изучением математики // Математика в школе.— 1991. — №1. - С. 20-22.
9. Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. - Барнаул: БГПУ, 2008.—256 с.
10. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. - М.: Просвещение, 2010. - 280 с.
11. Давыдов. В.В. Содержание и структура учебной
деятельности школьника. - М: Просвещение, 2003. —167 с.
12. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. - Казань, 2012. - С. 43 - 57.
13. Дорофеев Г.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.— М.: Дрофа, 2006.— 80 с.
14. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. — Тобольск: ТГПИ, 2007. — 191 с.
15. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебнопознавательной деятельности учащихся. — Л.: ЛГПИ, 2006. - 80 с.
16. Жураковский В. И. Управление самостоятельной работой: мировой опыт // Высшее образование в России. - 2003. - № 2. - С. 45-49.
17. Заболотных Т.А. Юному математику. — Пермь: ПГПУ,
2007. — 32 с.
18. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010.-147 с.
19. Ковалёва Г.С. Разработка тестов за рубежом // Педагогическая диагностика. - 2004. - №4. - с.107-117.
20. Колягин Ю.М. Учись решать задачи. — М.: Просвещение, 1980 — 95 с.
21. Коржова Е. Ю., Семёнова Г. В., Волохонская М. С. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2008. - 167 с.
22. Кордемский Б.А. Очерки о математических задачах на смекалку. Пособие для учителей. - М.: Учпедгиз, 2001. - 116 с.
23. Кучугурова Н.Д. Интенсивный курс методики преподавания математики: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 231 с.
24. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность школьников / / Школьные технологии. — 2006.-№6.— С. 89— 98.
25. Матушанский Г.У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний //Информатика и образование. - 2000. — №6. - С.7-
10.
26. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.— М.: Народное образование,2000.— 352 с.
27. Миракова Т.Н. Школьная математика и логическое развитие учащихся // Школа 2000.—М.: Баласс, 1998. — С. 70 — 79.
28. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.— М.:Народное образование, 2001. -232с.
29. Наумова В.В., Москалев Н.А. Тестовые технологии в контроле знаний по высшей математике //Актуальные проблемы социально-экологической и экономической безопасности Поволжского региона. —2010. — С.179—182.
30. Нестерова Н. Тестовый контроль знаний: технология
формирования и структура //Инновации в образовании. - 2003. — №4. - с.81-94.
31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.—183 с.
32. Петряков И.С. Математика для любознательных. — М.: Просвещение, 2000.—88 с.
33. Пойа Дж. Как решать задачу.— М.: Просвещение, 1959. —206 с.
34. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе. - Минск: Высшая школа, 2008. - 267 с.
35. Романова Т.А. Тестовый контроль учебной деятельности. — М.: УМЦ СПО МСХ РФ, 2009.—216 с.
36. Русанов В.Н. Математический сундучок. — Оса: Росстани-на- Каме, 2004. —40 с.
37. Савенков А.И. Исследовательская деятельность учащихся // Школьные технологии. — 2008.— №1.— С. 11- 20.
38. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. —М.: Народное образование,2001.—158 с.
39. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике с решениями и методическими указаниями. — М.:Просвещение, 2007.—152 с.
40. Сотникова А.В. Применение тестовых технологий в задачах повышенной сложности на уроках математики // Электронный научнометодический журнал.- 2018. - № 22 [Электронный ресурс]. URL: http://smi.kazanobr.ru/22/42,html (дата обращения: 12.12.2018).
41. Столяр A.A. Методы обучения математике: Учебное
пособие для пединститутов. — Минск: Народная асвета, 2001. — 191 с.
42. Супрун В.П. Математика для старшеклассников: задачи повышенной сложности. — М.: Авэрсэв, 2002.—198 с.
43. Родионов Б.У. Стандарты и тесты в образовании. —М.: Высшая школа, 2000. —172 с.
44. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2009 — 288 с.
45. Тестовый контроль учебной деятельности /сост. Т.А. Романова - М.: УМЦ СПО МСХ РФ, 2000 —124 с.
46. Фоминых Ю.Ф., Плотникова Е.Г. Педагогика математики. —Пермь: ПТУ, 2000.— 460 с.
47. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений. - М.: Флинта, 1998. - 224 с.
48. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М.: Педагогика, 2007. — 146 с.
49. Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной
деятельности учащихся. — М.: Педагогика, 2009. — 175 с.
50. Цыпкин А.Г. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. - М: Наука, 2009. - 576 с.
51. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов.—М.: Логос, 2002. —432 с.
52. Чередов И. М. Методика планирования школьных форм организации обучения. — Омск: ГПИ, 2003. — 105 с.
53. Шадрина Е.Л. Методические рекомендации по
формированию тестовых заданий. - Воронеж: ФГОУ СПО ВГКПТЭиС, 2008. - 17 с.
54. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.:Знание, 1979.-96с.
55. Шарыгин И.Ф., Шевкин A.B. Математика: задачи на смекалку. — М.: Просвещение, 2005. — 80 с.
56. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 2001. —205 с.
57. Шварцбурд С.И. О развитии интересов, склонностей, способностей учащихся к математике // Математика в школе. 2004. — № 6. — С. 5 — 12.
58. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 2002. —156 с.
59. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. — М.: Высшая школа, 2002.—264 с.
60. Юнина Е.А., Солодникова С.В. Педагогическая психология: социально-личностное образование.-Пермь:Изд-во ПРИПИТ, 2004.—172