Актуализация принципа наглядности в рамках дисциплины «История дизайна»
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы применения наглядных средств обучения в курсе «История дизайна» 5
1.1 Сущность принципа наглядного метода в обучении 5
1.2 Методические аспекты использования системы наглядности в курсе «История дизайна» 11
Глава II. Практические аспекты использования наглядности в курсе «История дизайна» 16
2.1 Разработка лекции по курсу «история дизайна» с использование средств наглядности 16
2.2 Разработка практического семинара по теме «История английского стиля в интерьере» 21
Заключение 29
Список использованных источников 30
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы применения наглядных средств обучения в курсе «История дизайна» 5
1.1 Сущность принципа наглядного метода в обучении 5
1.2 Методические аспекты использования системы наглядности в курсе «История дизайна» 11
Глава II. Практические аспекты использования наглядности в курсе «История дизайна» 16
2.1 Разработка лекции по курсу «история дизайна» с использование средств наглядности 16
2.2 Разработка практического семинара по теме «История английского стиля в интерьере» 21
Заключение 29
Список использованных источников 30
Актуальность исследования. Постоянное совершенствование учебного процесса, поиски новых приемов обучения и использование их в сочетании характеризуется деятельность преподавателя. Каждое учебное занятие должно быть результативным, и достичь этого можно при условии, если привить обучающимся стремление к активной творческой деятельности. Применение наглядности в курсе «История дизайна» способствует формированию у студентов вуза материалистических представлений и понятий, выработке у них необходимых для дальнейшей работы умений и навыков.
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания курса «История дизайна» на всех этапах развития вузовского образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядность предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психологического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Вопрос о том, что же такое наглядность, каковы основные направления её использования в курсе «История дизайна» остается одним из актуальных на сегодняшний день.
Степень разработанности проблемы. Проблема использования наглядности в образовательном процессе занимает видное место в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, философов, методистов. На основе этих исследований были сделаны выводы, о максимальной степени взаимосвязи наглядности с учебным процессом-деятельностью учителя и ученика, ее принципами, методами, средствами, видами и формами. Принцип наглядности в педагогики охарактеризован в научных трудах И.Ф. Гербарт, В.И. Загвязинского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др. Проблема использования наглядности в обучении студентов вузов раскрыта в работах Е.В. Какориной, Е.К. Шакуровой и др. Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме применения наглядности в образовательном процессе вуза, в современных условиях проблема применения наглядности в курсе «История дизайна» не теряет своей актуальности.
Цель исследования – теоретически изучить и практически обосновать актуализацию принципа наглядности в рамках дисциплины «История дизайна».
Объект исследования – процесс применения наглядности в курсе «История дизайна».
Предмет исследования – возможности и педагогические условия применения наглядности в курсе «История дизайна».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «наглядность».
2. Определить методические аспекты использования средств наглядности в курсе «История дизайна».
3. Разработать лекцию и практический семинар по курсу «История дизайна» с использованием средств наглядности.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, методы классификации, синтез и обобщение; проектирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы преподавателями курса «история дизайна».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания курса «История дизайна» на всех этапах развития вузовского образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядность предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психологического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Вопрос о том, что же такое наглядность, каковы основные направления её использования в курсе «История дизайна» остается одним из актуальных на сегодняшний день.
Степень разработанности проблемы. Проблема использования наглядности в образовательном процессе занимает видное место в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, философов, методистов. На основе этих исследований были сделаны выводы, о максимальной степени взаимосвязи наглядности с учебным процессом-деятельностью учителя и ученика, ее принципами, методами, средствами, видами и формами. Принцип наглядности в педагогики охарактеризован в научных трудах И.Ф. Гербарт, В.И. Загвязинского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др. Проблема использования наглядности в обучении студентов вузов раскрыта в работах Е.В. Какориной, Е.К. Шакуровой и др. Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме применения наглядности в образовательном процессе вуза, в современных условиях проблема применения наглядности в курсе «История дизайна» не теряет своей актуальности.
Цель исследования – теоретически изучить и практически обосновать актуализацию принципа наглядности в рамках дисциплины «История дизайна».
Объект исследования – процесс применения наглядности в курсе «История дизайна».
Предмет исследования – возможности и педагогические условия применения наглядности в курсе «История дизайна».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «наглядность».
2. Определить методические аспекты использования средств наглядности в курсе «История дизайна».
3. Разработать лекцию и практический семинар по курсу «История дизайна» с использованием средств наглядности.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, методы классификации, синтез и обобщение; проектирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы преподавателями курса «история дизайна».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Средства наглядности направлены на визуализацию информации. Визуализация информации способствует развитию поисковой деятельности и формированию позиционного мышления у лиц, задействованных в учебном процессе. Использование наглядности в качестве метода визуализации информации в образовательном процессе, позволяет организовать интересную совместную работу на занятиях, а также способствует росту квалификационного уровня подготовки специалистов в вузе.
В ходе исследования определено, что применение наглядности на учебных занятиях курса «История дизайна» повышает интерес студентов с к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения учебного материала. Широкое использование и правильное применение наглядных и практических методов расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.
Эффективность наглядных средств связана именно с грамотностью, систематичностью и обусловленной целесообразностью их применения. Довольно действенным оказывается простое использование шаблонов и содержимого электронного ресурса. Это позволяет выработать у обучающихся полезные привычки работы с образовательными ресурсами, даст легкую подачу учебного материала, его доступность для восприятия и понимания.
Разработанное нами наглядно-дидактические пособия (для лекции и практического семинара) предназначается для использования во время теоретических и практических занятий в качестве демонстрационного материала, руководства по методике выполнения работ в курсе «История дизайна». Кроме того, таблицы и схемы могут использоваться в качестве компонента настенных экспозиций постоянного или сменного характера.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
В ходе исследования определено, что применение наглядности на учебных занятиях курса «История дизайна» повышает интерес студентов с к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения учебного материала. Широкое использование и правильное применение наглядных и практических методов расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.
Эффективность наглядных средств связана именно с грамотностью, систематичностью и обусловленной целесообразностью их применения. Довольно действенным оказывается простое использование шаблонов и содержимого электронного ресурса. Это позволяет выработать у обучающихся полезные привычки работы с образовательными ресурсами, даст легкую подачу учебного материала, его доступность для восприятия и понимания.
Разработанное нами наглядно-дидактические пособия (для лекции и практического семинара) предназначается для использования во время теоретических и практических занятий в качестве демонстрационного материала, руководства по методике выполнения работ в курсе «История дизайна». Кроме того, таблицы и схемы могут использоваться в качестве компонента настенных экспозиций постоянного или сменного характера.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ: СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА (17.00.06)
Диссертации (РГБ), дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ: СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертация , искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Формирование умений и навыков изготовления ювелирных изделий у студентов 2 курса «Проектирование, технология и производственное мастерство» (направление подготовки 54.03.02 декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль художественная обработка металла)
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование информационно-образовательной среды для МАУ "Центр отдыха и оздоровления "Каникулы"
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



