Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ НА БАЗЕ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Работа №37429

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательских компетенций студентов 9
1.1 Компетентностный подход в формировании исследовательских
компетенций студентов инженерных направлений 9
1.2 Развитие исследовательской компетенции студентов с
применением проектных технологий 21
1.3 Организация исследовательской деятельности при изучении
математических дисциплин при подготовке инженеров 25
Вывод по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности развития исследовательских компетенций инженеров на базе изучения математики 32
2.1 Описание педагогических условий развития исследовательских
компетенций 32
2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной
деятельности в ФГАОУ ВО КГАСУ, при изучении математики 38
2.3 Анализ результатов по проверке эффективности педагогических условий развития исследовательских компетенций студентов -
будущих инженеров архитектурно-строительной отрасли 42
Вывод по 2 главе 47
Заключение 48
Список литературы 52
Приложения


Компетентностный подход в образовании является образующим при составлении основных профессиональных образовательных программ, в связи с этим важно, чтобы модули и дисциплины наилучшим образом обеспечивали формирование компетенций, заявленных в образовательной программе. Особенно выделяются исследовательские компетенции, так как на сегодняшний день выпускник инженерного вуза должен обладать навыками решения нестандартные задач, умением быстрого поиска новых знаний, умением систематизировать информацию. Выпускник должен соответствовать требованиям, которые предъявляют на рынке труда.
К сожалению, многие выпускники школ зачастую слабо подготовлены по математике, они плохо владеют математическим языком и не готовы решать задачи, требующие постановки, выбора алгоритма и метода их решения. Система итогового тестирования, к сожалению, не ориентирует их на поиск путей решения задачи, определения наилучшего алгоритма, а требует «заучивание» тестовых примеров. Тестирование ЕГЭ, как таковое, направлено на преодоления минимального порога знания нескольких типовых задач. Задачи второй части теста ЕГЭ, наоборот направлены только на олимпиадный уровень владения материалом. Поэтому, многие выпускники, сдав итоговую аттестацию, не способны решать задачи, выходящие за круг тех, что были на ЕГЭ.
Поэтому весьма остро стоит вопрос формирования у студентов компетенций, связанных с умением находить из многообразия решений единственно верное, удовлетворяющее заданным требованиям и условиям, со способностью работать с информацией, получать новые знания, все это часть исследовательской работы.
Отметим, что формирование исследовательских компетенций должно начинается с довузовской подготовке. Формирование исследовательских
компетенций происходит во время решения задач, требующих помимо знания формул и законов, умения находить нужный путь решения, способность поиска информации. Анализирование и систематизация информации, напрямую связаны с развитием логического мышления, которое формируется при изучении дисциплин математического цикла. Знание математических законов позволяет на их основе моделировать процессы и находить решения широкого круга задач.
Таким образом, помимо развития компетенций, владение которыми обеспечит выпускникам вузов соответствовать профессиональным
требованиям, предъявляемым к специалистам, выполняющим трудовые функции, в современных условиях необходимы также компетенции, связанные с навыками исследовательской работы.
Интерес к теме формирования и развития исследовательских компетенций посвящено много научных работ, это в большей степени связано с тем, что компетентностный подход является основополагающим при составлении образовательно программы, согласно новым
образовательным стандартам. Среди российских авторов можно отметить исследования Зимней И.А. [25], Сахаровой Н. С. [44], Шестаков, Валерия Павловича и Надежду Владимировну [53] и ряд других авторов, например, [32, 37]. Среди зарубежных авторов отметим работы Lifeng Z., Kan S. [55], книгу Jelly May [56]. Вместе с тем, разработка представленной темы проводилась авторами применительно к конкретным условиям. А значит, существует ещё поле для исследования развития исследовательских компетенций, особенно применительно к высшему образованию, поскольку для высшей школы изучалось развитие исследовательских компетенций в основном с написанием выпускной работы, а развитием на протяжении освоения учебных модулей и дисциплин освещено недостаточно полно.
Противоречия. С одной стороны - быстро меняющиеся условия технологичные сферы с потребностью принятия нестандартных решений требует от будущих специалистов наличие исследовательских компетенций, которые могут успешно развиваться на курсе математики и способны удовлетворять возрастающее требования к инженеру. С другой стороны - школьная подготовка ориентирует на сдачу ЕГЭ в форме тестового задания и направлена на выполнение стандартных операционных действий, а не вести исследовательскую работу, поэтому выпускникам сложно соответствовать растущим требованиям с стороны общества.
Выявленные противоречия, позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия для эффективного развития исследовательских компетенций студентов технических вузов (инженеров) на математике.
Цель исследования - обоснование эффективного эффективности развития исследовательских компетенций студентов технических ВУЗов инженеров в учебной деятельности при освоении математики.
Объект исследования - образовательный процесс нацелены на освоение математике в ВУЗе.
Предмет исследования - педагогические условия развития исследовательских компетенций студентов технических вузов (инженеров) на математике.
Г ипотеза исследования - развитие исследовательских компетенций на базе освоения математики будет эффективным, если в ходе реализации дисциплины будут реализованы следующие педагогические условия:
- осуществление входной диагностики уровня сформированности исследовательских компетенций на основе выделенных компонентов их показателей и критериев;
- реализация в процессе обучения математики проектной- исследовательской деятельности, связанной с решением практикоориентированных задач профессиональной направленности;
- мониторинг и самооценка развития исследовательских компетенций в процессе проектно-исследовательской деятельности студента;
Задачи исследования
1. Раскрыть сущность, структуру исследовательских компетенций будущих инженеров в контексте компетентностного подхода.
2. Содержательно раскрыть организационные аспекты исследовательской деятельности с помощью проектных технологий при изучении математических дисциплин.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития исследовательских компетенций.
Теоретико-методологической основой исследования составляют основные положения общенаучных подходов: компетентностного (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков, П.П. Терехов, А.В. Хуторской и др.).
Теоретической основой исследования явились основные положения основные положения теории непрерывного образования (А.М. Новиков, Ю.А. Кустов, Е.М. Ибрагимова и др.), теории проектного обучения (В.С.Безрукова, Г.Л.Ильин, А.М.Новиков, К.Н.Поливанова и др.),
Методы педагогического исследования - теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования.
Этапы исследования:
Исследование выполнялось в период с 01.09.2017 по 06.06.2019 гг. и включало в три этапа.
На первом этапе (01.09.2017-01.09.2018 гг.) осуществлялось теоретическая подготовка исследования, т.е. проводилось ознакомление с существующим состоянием исследуемой проблемы, степенью ее изученности, на основе изучения научных статей; определялась методология научного исследования, выбор и разработка программы и методики экспериментальной работы, осуществлялась подготовка необходимого диагностического инструмента. Выявлялись содержание, состав и уровни развития исследовательской компетенции студентов.
На втором этапе (01.09.2018-01.03.2019 гг.) проводился педагогический эксперимент с целью проверки гипотезы исследования и условия формирования исследовательской компетенции студентов. Продолжалась работа по изучению научно-педагогической литературы и анализу предмета исследования.
На третьем этапе (01.03.2019-06.06.2019 гг.) проводилась работа по обработке и интерпретации экспериментальных данных, оформлялись результаты теоретического и экспериментального исследования.
Научная новизна исследования:
1. Раскрыта сущность, структура исследовательских компетенций будущих инженеров в контексте компетентностного подхода.
2. Выделены педагогические условия развития исследовательских компетенций.
3. Разработана программа дисциплины «Математика» для бакалавров с применением проектных технологий, позволяющая формировать исследовательские компетенции.
Практическая значимость исследования: результаты исследования носят прикладной характер и могут быть использованы в образовательном процессе, а предложенные педагогические условия обеспечат эффективное развитие исследовательских компетенций во время реализации дисциплины «Математика» на инженерных направлениях подготовки бакалавриата.
Апробация результатов исследования: основные результате
исследования обсуждались на заседании кафедры «Высшая математика» КГАСУ, докладывались в виде постерной сессии на «Андреевских чтениях», на 13 Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся», проходимой в КГАСУ, на секции «Педагогика высшего и профессионального образования», К(П)ФУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из обзора теоретического материала, представленного в первой главе по теоретическим аспектам развития исследовательских компетенций, раскрыта сущность, структура исследовательских компетенций будущих инженеров в контексте компетентностного подхода. Исследователи в данной области, как российские, так и зарубежные выдвигали свое видение сущности и структуры исследовательских компетенций. Но во многом их позиции совпадают, отличаясь лишь степенью обобщения. За основу моего
предложенную Г. К. Селевко, в виде «комплекса трех компонентов: когнитивный, поведенческий и аффективный». И такое представление структуры обобщает многие структуры других авторов.
Содержательно раскрыты организационные аспекты исследовательской деятельности с помощью проектных технологий при изучении
математических дисциплин. Исследователями, изучающими инновационные методы преподавания, замечено, что проектные методы в своей основе содержат элементы исследовательской деятельности, которые связаны с активной самостоятельной работой студентов по самостоятельному получению знаний, требуемых для реализации проекта, развиваются навыки исследовательской работы, системное и критическое мышление.
Использование проектных технологий может улучшить освоение учебного материала по математике, а опыт ведения проектной деятельности может быть полезным студентам для решения их профессиональных задач. Организация учебного процесса по дисциплине может быть осуществлена следующим образом: теоретический материал необходимо излагать в аспекте их профессиональной деятельности и делать акцент на задачи геометрической направленности. Теоретический материал необходимо иллюстрировать задачами, носящими прикладной характер. Решение практических задач средствами математики замотивирует студентов изучать математику. Критерием оценивания качества образовательного процесса по РПД дисциплины может выступать, в том числе, уровень сложности проекта, его объем, кроме того, вклад каждого участника проекта.
Экспериментально проверена эффективность предложенных в работе следующих педагогических условий развития исследовательских компетенций: начальная диагностика уровня развития исследовательских компетенций у студентов экспериментальной группы; реализация проектной деятельности на занятиях по математике; мониторинг и педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов преподавателем;
организация защиты проектов и получение оценки деятельности от преподавателя, взаимооценки и рефлексии; самооценка студентов способности к ведению исследовательской деятельности.
Исследование уровня развития исследовательской компетенции проводилось по выделенным компонентам: знаниевой, деятельностной и эмоциональной.
По результатам тестирования по знаниевой компоненте было получено увеличение уровня знаний, число слабо занимающихся студентов сократилось и возросло число отлично занимающихся студентов. Это может быть объяснено и тем, что работа над проектами в малых группах оказала полезное влияние на всех участников, их уровень знаний в среднем повысился.
Изучение деятельсного компонента исследовательской компетенции показало, что уровень развития исследовательской компетенции у студентов повысился.
Предложенные педагогические условия позволили организовать учебный процесс по дисциплине «математика» в группах архитекторов. В результате было отмечено, что по сравнению с предыдущими годами, интерес к изучению математики у студентов вырос, о чем свидетельствуют признания других преподавателей, ведущих занятия на архитектурном направлении подготовки, а также активное участие этих студентов в научных конференциях с докладами. По результатам проектной деятельности лучшие работы в группах были заслушаны на студенческой конференции, проводимой кафедрой «Высшая математика», проходившей в рамках международной научно-практической конференции по проблемам архитектуры и строительства. А три лучшие работы на конференции были отмечены грамотами КГАСУ. Кроме того, одним из результатов эксперимента явилось написание методического пособия для архитекторов [методичка], в котором отражена разработанная рабочая программа курса с использованием проектирования, снабженная примером выполнения проектного задания, которое я представила в приложении к настоящей работе.
Кроме того, экспериментальные данные показали, что студенты за время ведения проектной деятельности повысили по сравнению с начальным этапом тестирования свои способности к ведению исследовательской деятельности, тем самым эффективно развивали исследовательскую компетенцию.


1. Абдулова Л.Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода. Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л.Ш.Абдулова. - Астрахань, 2009. - 18 с.
2. Азизова И.Ю. Принципы формирования научно-исследовательских компетенций студентов-биологов в процессе методической подготовки / Известия ДГПУ, №3, 2014. С. 88-91.
3. Алексеев М. В. Диахронический подход к определению компетенции / М. В. Алексеев // Педагогические технологии. - 2007. - № 1. - С. 3 - 15.
4. Андреев А.А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С.3-11.
5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития. 3-е изд. - Казань. Центр инновационных технологий.
2012. - 608 с.
6. Аношкин А.Л. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск: ОмГПУ, 1998.
7. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч, 2005.- № 6.- С. 4-29.
8. Байденко В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б.Оскарссон //Профессиональное образование и формирование личности Специалиста. Научно-метод. сборник.-М., 2002.-С.3-18.
9. Байкова Л. А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и
педагогические технологии. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:
Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
10. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: 1996.
11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
12. Борликов Г.М., Ахмеева А.Р. Основные идеи формирования исследовательских компетенций студентов колледжа / Вектор науки ТГУ. 2012. №3(10). С. 25-27
13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
14. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр.— М., 1990.
15. Гильмеева Р. Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования. Автореф. дис....
д.п.н. / Р. Х. Гильмеева. - Казань, 1999. - 45 с.
16. Гирфанова, Е. Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов/Е. Ю. Гирфанова, П. Н.Осипов. Казань: Школа, 2006. - 156 с.
17. Гончарук Н. П., Сагдеева Г. С. Формирование научноисследовательской компетенции будущих специалистов / Вестник казанского технологического университета. 2013. №3(16). С. 315-320.
18. Горская Т.Ю., Хасанова Э.Н. Высшая математика Учебнометодическое пособие для бакалавров очной формы обучения направлений подготовки 07.03.01 «Архитектура», 07.03.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», 07.03.04 «Градостроительство»/ Т.Ю. Горская, Э.Н. Хасанова. - Казань: Изд-во казанск. гос. архитек. - строит. ун-та, 2019. - 55с.
19. Гронлунд Н. Тесты достижений в конструировании. Лондон: Прентис - Холл, 1982.
20. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998.
21. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход: Пер. с пол. - М.: Мир, 1981. - 456 с.
22. Дубровина Е. А. Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 322-326.
23.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: «Академия», 2001.
24. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации
профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 108-111.
25. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5.- С. 26-31.
26. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Монография. - Казань: Матбугат Йорты, 1998. - 327 с.
27. Ибрагимов Г.И. Процесс обучения в высшей школе в условиях реализации ФГОС: болевые точки //Альма-матер. - 2013. - № 8. - С. 614.
28. Идиятов И.Э. Формирование исследовательской компетенции студентов в процессе проблемного обучения: дисс. к-та. пед. наук / И.Э. Идиятов. - Казань., 2016. - 191 с.
29. Калугина Н.Л., Гиревая Х.Я., Калугин Ю.А., Варламова И.А. Критерии сформированности исследовательских умений студентов технических вузов / Успехи современного естествознания. - 2015. - № 7 - С. 98-101
30. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. - Екатеринбург, 2000.
31. Кирилова Г.И. Подготовка преподавателей к организации проектной исследовательской деятельности студентов //Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2009. - Т. 3. - №. 3.
32. Куликова Л.М., Куликова Л.М. Формирование исследовательских компетенций у студентов в условиях производственной практики / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(31) 2014. С. 70-79.
33. Лебедева Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении. // Школьные технологии. - 2002, № 5. - С. 116-120.
34. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность/А.Н.Леонтьев. -М.: Политиздат,1977. - 304 с.
35. Макарова Ю.В. Формирование исследовательской культуры у будущих социальных работников // Alma mater. - 2012. - № 2. - С. 61-64.
36. Набиева Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя / Е.В.Набиева // Стандарты и мониторинг в образовании, 2008.- № 5.- С. 13-17.
37. Наронова Н.А., Быкова Л.В. Содержание исследовательской компетенции // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012.
38. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование». - 1998. - 134 с.
39. Новиков А.М. Постиндустриальное образование/А.М.Новиков. - М.: Эгвес, 2008. - 135 с.
40. Осипова С. И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей/С.И.Осипова// ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» www.fkgpu.ru/conf/17.doc.
41. Панарина С.Н. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов вуза / Международный научный журнал «Инновационная Наука». №8. 2015. С. 131-133.
42. Посадских Л. С. Проектная технология как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов-практикантов / Инновационное развитие профессионального образования. 2015. 2(08). С. 46-51.
43. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л.Коломинский.- СПб.: Питер, 1999.- с. 54-63.
44. Сахарова Н. С. Категории «Компетентность» и компетенция в современной образовательной парадигме //Вестник Оренбургского государственного университета. - 1999. - №. 3.
45. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. - 2004. - №4. - С 138-142.
46. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS/ SC/SEC (96) 43. - Берн, 1996.
47. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с.
48. Тихоненко А. В. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы : дисс. д-ра. пед. наук / А.В. Тихоненко. - Москва., 2002. - 307 с.
49. Ушаков А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук/А. А. Ушаков// Майкоп,2008. - 18 с.
50. Феськова Е. В. Составляющие элементы исследовательской компетентности //Режим доступу: https://goo. gl/JiwzsX. - 2006.
51. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №5. - с. 55-60.
52. Шестак В. П., Шестак Н. В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» //Высшее образование в России. - 2011. - №. 12.
53. Lifeng Z., Kan S. The New Development of the Research of Competencies [J] //Nankai Business Review. - 2003. - Т. 2. - С. 4-8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ