Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Работа №37425

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
612
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации студентов к вузовскому 12 обучению
1.1 Сущность, содержание и структура процесса адаптации студентов 12 на начальном этапе обучения в вузе
1.2 Тьюторство и кураторство как основные формы сопровождения 28 студентов при адаптации в вузе
1.3 Тренинговые технологии как эффективное средство при адаптации 34 первокурсников
Выводы к главе 1 37
Глава 2. Экспериментальная проверка адаптации студентов первого 40
курса в техническом вузе
2.1 Педагогические условия адаптации студентов первого курса в 40 техническом вузе
2.2 Организация экспериментально-исследовательской деятельности 46
по адаптации студентов первокусников в институте ИЭЭ КГЭУ
2.3. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности 66
адаптации первокурсников энергетического вуза
Выводы к главе 2 72
Заключение 74
Список литературы 78
Приложение

Актуальность темы исследования. На существующем этапе современной системы высшего образования в России возможно внесение изменений в подготовку высококвалифицированных специалистов нового формата, которые должны уметь и быть готовы самостоятельно принимать важные, а порой, ответственные решения, уметь вырабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Эти требования системы высшего образования к образовательной программе и выпускнику обусловлены требованиями работодателей, которые нуждаются в подготовке высококвалифицированных инженерных специалистах, способных маневренно реагировать на постоянно изменяющиеся жизненные реалии. Потребность работодателей к выпускниках, владеющих более сложными компетенциями возникла из-за возникновения в России новых технологических областей, такие как информационно-коммуникационные, в том числе технололий Интернет-вещей, возникновения цифровых технологии, машинного интеллекта, блокчейн технологий и т.п. Стремительная информатизация всех сфер производства и общества закономерно создают реальную потребность в кадрах нового формата, что следовательно, отражается на требованиях к системе образования в высших учебных заведениях. Сегодня выпускник должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и уметь быстро адаптироваться к изменяющимся запросам в процессе осуществления им профессиональной деятельности.
Чтобы соответствовать этим запросам общества, современное инженерное образование заключается в получении широкого кругозора, высокого уровня естественно-математической подготовки студентов. Зачастую режим обучения студентов оказывается жестким и напряженным. Преподавание большинства предметов в вузе осуществляется на высоком, а порой, предельном уровне трудности. Студент должен детально разбираться в фундаментальных технических дисциплинах, понимать что сейчас известно научному миру, а в чем предстоит еще разобраться. Зачастую от студентов в вузах требуется не только уметь пользоваться и знать правила, но и обладать знаниями об исключении из этих правил. Такие требования во время обучения вырабатывают у будущих выпускников способность не пасовать перед новой научной задачей, перед новым видом деятельности, и отсутствием страха стать «непрофессионалом». Характерна еще одна особенность современного инженерного образования - высокие требования к самостоятельному уровню учебной деятельности. Курсовое проектирование выполняется самостоятельно каждым студентом под руководством преподавателя, в рамках которого необходимо провести анализ научной литературы, рассчитать, а порой, и сконструировать прибор. Также при подготовке выпускника технического вуза каждую неделю проводятся лабораторные работы, в ходе которых студенты должны провести эксперимент и произвести соответствующие вычисления. Все это сильно отличает институтскую систему подготовки выпускников от школьной, где практически любое действие школьника курировал учитель. Зачастую, вчерашний школьник, поступив в университет, оказывается не готов к другому ритму, интенсивной подготовке и овладению комплексом компетенций, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и соответствовать требованию быстро реагировать на изменяющиеся требования.
Программы вуза сегодня активно происходит модернизации высшего образования, в частности направленное на получение компетенций самоорганизации, саморазвития, умение реагировать на изменяющиеся ситуации. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед вузами, является активная работа со студентами первого курса, нацеленная на успешную адаптацию к новым требованиям в процессе обучения и освоению новой социальной роли студента. Поэтому возникает потребность модернизировать учебно-воспитательный процесс технического вуза, который будет способствовать успешной студентов в новое для них образовательное пространство. Одним из эффективных способов модернизации учебновоспитательного процесса - внедрение процесса тьюторского сопровождения первокурсников студентами старших курсов. В тьюторской работе воплощаются вопросы индивидуализации личности и ее самоопределения, более осмысленному подходу к своему будущему предназначению в профессии, что диктуется нам требованиями новых стандартов высшего образования.
В отечественной науке некоторые вопросы, касающиеся структуры адаптации раскрываются в работах Л.К. Гришанова, Р.Р.Бибрих, В.Д.Цуркан. Структура адаптации предсталены В.Я.Якуниным, К.И.Бодровым и др. Критерии адаптационного процесса представлены в работах Л.Г. Егоровой, Я.Л.Коломинского, А.А.Реана, А.А. Налчаджяна, Л.С.Шубиной.
В современных педагогических исследованиях Е.А. Бондарь, Л.Г.Егорова можно отследить тенденции разработки эффективного решения успешной адаптации студентов к обучению в вузе анализируя факторы успешной адаптации первокурсников.
Личность первокурсника и вопросы ее адаптации к учебной деятельность рассмотрены в работах Ф. Е. Василюка, А.С. Красовского., Степановой О.Щ., Соловьёва В.Н. и др.
Постоянное реформирование системы высшего профессионального образования России рекомендует полноценное включение студентов в учебно-воспитательной процесс вуза, что отражено в работах В.А. Слободчиков и Л.Ф. Мирзаянова и др. Работы Зимней И.А. и В.В. Текучева свидетельствуют о том, что включение студентов в различные виды деятельности активируют самостоятельную деятельность студентов, формируют компетенции, предъявляемые к ним современными требованиями общества.
Совершенствование учебного процесса технического вуза обусловлено этими запросами общества и эти усовершенствования будут создавать благоприятные условия для адаптации студентов в новой образовательной среде.
Основы работы тьюторов, методы и формы этой деятельности раскрыты в работах Л.А. Богданович, К. Маклафлина, Т.М.Ковалевой, И.Д. Проскуровской, Т.А.Строковой, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина и др. Вопросы психологической и педагогической работы детьми и молодежью подробно описаны в трудах А. Маслоу, О.С. Газмана, К. Роджерса, и др. Составление индивидуальных образовательных маршрутов, реализация и разработка, а также сопровождение маршрутов профессионального и личностного развития будущих выпускников вуза в техническом вузе освещены недостаточно полно.
Анализ научных исследований по проблеме адаптации студентов позволил выявить объективно существующие противоречия между:
- современными требованиями, к организации процесса обучения в высшем учебном заведении, а также необходимостью выпустить студента, способного быстро адаптироваться к динамическим требованиям социальной среды неготовностью существующей системы по адаптации студентов в университетах соответствовать возросшей потребности, предъявляемой к выпускнику;
- необходимостью вуза включить в будничную педагогическую практику механизм тьюторского сопровождения первокурсников и отсутствием технологии внедрения тьюторского сопровождения в процесс адаптации первокурсников технического вуза;
- необходимостью в успешной и быстрой адаптации первокурсников к особенностям обучения в техническом вузе и недостаточной проработкой технологии реализации данного механизма.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия адаптации студентов первого курса в техническом вузе.
Объект исследования - процесс адаптации студентов первого курса в техническом вузе.
Предмет исследования - педагогические условия адаптации студентов первого курса в техническом вузе.
Цель: выделить и обосновать педагогические условия адаптации студентов первого курса в техническом вузе.
Гипотеза исследования: адаптация студентов первого курса в
техническом вузе будет более эффективной, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- разработка и реализация комплексной системы адаптации студентов 1 курса в техническом вузе, включающая взаимодействие всех субъектов процесса адаптации - преподавателей/кураторов/студентов старших курсов/студентов-первокурсников/учебно-методического персонала вуза;
- организация тьюторского сопровождения для адаптации студентов 1 курса в техническом вузе;
- проектирование и реализация программы «Кураторских часов» проводимых в форме тренинговых игровых занятий с участием тьюторов;
- организация психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса направленной на построение системы взаимодействия между субъектами процесса адаптации для создания и поддержания мотивационной, эмоционально - благоприятной атмосферы обучения;
- выделение критериев адаптации для оценки ее эффективности;
- проведение мониторинга процесса адаптации студентов первого курса технического вуза.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность, содержание и структуру процесса адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе;
2) выявить особенности тьюторского и кураторского сопровождения первокурсников в процессе их адаптации в техническом вузе;
3) определить влияние тренинговых технологий на эффективность процесса адаптации студентов первого курса технического вуза;
4) выделить педагогические условия адаптации студентов первокусников в ИЭЭ КГЭУ и провести экспериментальную проверку их эффективности.
Методы исследования.
Для решения и проверки гипотезы исследования были использованы следующие методы:
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, наблюдение, изучение документов и анализ результатов деятельности студентов, анкетирование, беседа, тестирование, диагностические методики определения уровня тревожности, самооценки, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая основа исследования.
- психологические аксиомы о сути процесса адаптации, формировании ценностных ориентаций личности отражены в работах А.Б. Георгиевского, И.К. Кряжевой, О.И. Зотовой, Г. Селье, И.С. Кон;
- виды адаптации рассмотрены в работах К. Рождерса, А.В. Петровского, Н.А. Свиридова, А. Маслоу, С.К. Бондырева, Э.Ф. Зеера, Е.К. Завьяловой, Л.В. Король, Е.А. Назаровой ,
- структура адаптации рассмотрена в работах Гришанова Л.К., Цуркана В.Д., К.И.Бодрова, В.Я.Якунина и др.
- идеи социальной адаптации первокурсников и роли социального общения при адаптации представлены в работах В.А. Сластенина, К.А. Абульханова-Славской, Н.И. М.И. Шиловой, Клименко, И.А. Милославова, Б.Д. Парыгина, А.В. Мудрика;
- теоретические аспекты развития личности при влиянии учебновоспитательной среды нашли отражение в работах Т.В. Фуряевой, И.Д. Демакова, В.В. Игнатовой Г.С. Саволайнен, , С.И. Осиповой и др.;
концепции взаимодействия образовательной среды в процессе социализации и адаптации студентов рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, А.С. Макаренко и др;
- педагогические особенности внедрения внеучебной и воспитательной деятельности рассмотрены в работах Н.В Бондаревой, Г.В. Балахничевой, Л.А. В.В. Текучева и др.;
- теоретические положения тьюторского сопровождения и реализации их на практике (А.А. Барбарига, Л.А. Богданович, К. Маклафлин, Н.В. Муха, И. Д. Проскуровская, И.В. Федорова, П.Г.Щедровицкий и др.).
Экспериментальная база исследования:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет»
Научная новизна исследования:
1. Выявлены педагогические условия адаптации студентов первокурсников энергетического вуза.
2. Разработана и апробирована программа программы «Кураторских часов» проводимых в форме тренинговых занятий с участием тьюторов.
3. Определены критерии (мотивационный, деятельностнокоммуникативный, рефлексивный) и их показатели, позволяющие определить уровнь адаптации студентов.
4. Разработаны и апробированы система мониторинга процесса адаптации студентов первого курса технического вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Исследованы особенности тьюторского сопроводения студентов первого курса в процессе адаптации студентов первокурсников вузов.
2. Раскрыта роль и значение педагогического коммуникативного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в процессе адаптации первокурсников.
3. Выявлены уровени адаптации первокурсников и педагогические условия применения процесса адаптации студентов технического вуза.
Практическая значимость исследования:
1. Разработана и апробирована программа «Курасторских часов» с применением тренинговых технологий, что позволит совершенствовать учебновоспитательный процесс в энергетическом вузе.
2. Разработанные методические рекомендации по использованию программы проведения «Кураторских часов» в техническом вузе будут полезны для преподавателей, осуществляющих кураторство в технических вузах.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании кафедры «Педагогика и психология профессионального образования» ФГБОУ ВО «КГЭУ», на Международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности
нефтегазохимической отрасли», СИНЕРГИЯ-2017 (Казань, 5-6 декабря 2017г.), V Всероссийской научно-практической конференции «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» (Ростов- на-Дону, 14-15 декабря 2017г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности (Казань, 27-28 марта 2019), а также апробировались в учебно-воспитательном процессе федерального государственного бюджетного образовательно учреждения высшего образования «Казанский государственный энергетический университет».
Результаты исследования отражены в следующих публикациях (1,65 п.л.):
1. Логачева А.Г., Зацаринная Ю.Н. Адаптация студентов в техническом вузе образовании // Сборник докладов международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли», СИНЕРГИЯ- 2017 (0,375 п.л.);
2. Логачева А.Г., Зацаринная Ю.Н. Исследование коммуникативных умений студентов магистратуры энергетического ВУЗа// V Всероссийская научнопрактическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» 14-15 декабря 2017 года, Россия, Ростов- на-Дону (0,25 п.л.);
3. Зацаринная Ю.Н., Лопухова Т.В. Перспективные образовательные технологии в организации процесса обучения студентов электроэнергетического профиля / IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 27-28 марта 2019 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2019. - С.167-172 (0,375 п.л.);
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 87 источников, в том числе 5 на иностранном языке. Объем работы составляет 123 страницы, содержание исследования проиллюстрировано 9 таблицами, 7 рисунками. В работе представлено 11 приложений.
Глава 1. Теоретические основы адаптации студентов к вузовскому обучению
1.1 Сущность, содержание, структура процесса адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе
Для решения поставленных в исследовании задач представляется целесообразным рассмотрение используемого понятия: адаптация -
адаптация первокурсников к обучению в вузе.
В научный оборот термин «адаптация» был введён немецким физиологом Г. Аубертом и означал характеристики приспособления органов зрения к воздействию внешних раздражителей путем повышения или понижения порога чувствительности [1]. Позже адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий [6]. В отечественной литературе адаптация понимается как «...любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [15]. А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов определяют адаптацию как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [16]. А.И. Сурыгин адаптацию представляет как «процесс приспособления человека к изменившимся условиям окружающей среды, к изменившимся условиям жизнедеятельности» [17]. В.Е. Коган определяет адаптацию как «системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления обучающегося к условиям образовательной среды» [18].
Иначе говоря, «под адаптацией понимается следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту [7]. Авторы говоря об адаптации, говорят не только о функциях и связи личности с многообразием внешних обстоятельств, но и саморазвитии студента [7]. Для эффективности деятельности, а также посылом для начала деятельности студента служит успешная его адаптация. Это и служит основой положительного значения адаптации, необходимого для эффективного исполнения человеком той или иной социальной роли. Ученые, занимающие вопросами адаптации различают три ее формы по отношению к студентам первого курса к реалиям вуза: 1) адаптация формальная, эта адаптация к непривычному окружению, к своим новым обязанностям, к структуре вуза, и содержанию образовательного процесса, т.е. адаптации имеющей отнощениие познавательно-информационному приспособлению первокурсников; 2) активное включение первокурсников в новую социальную среду или общественная адаптация, т.е. социализация личности студента через адаптацию первокурсника к его новому окружению, путем внутренней интеграции внутри группы младшекурсников и объединения этих групп в целом со студенческим окружением; 3) адаптация к вузовским условиям, касающаяся подготовки первокурсников к новым учебным нормам, приемам самостоятельной работы и, в целом, учебной работы в высшей школе [10]. Казалось бы, студенты - молодежь с небольшим размахом по возрасту (этот размах максимум 5-6 лет), фактически одинакового по качеству уровня образования и, традиционно, имеет отличительные черты от других молодежных групп. К этим особенностям можно отнести организацию их жизнедеятельности, скопление студентов в крупных вузовских центрах, определенный стиль жизни внутри вуза, в студенческих объединениях, в общежитии, способность самостоятельно выбирать досуговую деятельности в неучебное время. Основное отличие и зерно социальной группы студенчества является то, что базовой его задачей выступает не участие в материальном и духовном производстве, как таковом, а стремление получить выбранную профессию, а следовательно, это есть учеба. Отсюда можно сделать основной вид о назначении студенчества - дальнейшее пополнение рядов специалистов, выбранной ими отрасли. Студенчество - кадровый резерв отраслевых специалистов, поскольку в его состав включает в себя профессиональные группы. Определяющее значение для первокурсников имеет усвоение непознанных пока для них профессиональных знаний и навыков. Время, проведенное в университете - это ответственный период жизни, во время которого осуществляется приобретение новых видов научных и профессиональных знаний. Д.Г. Арсеньев связывает трудности с переходом в новую образовательную среду с условиями новой социальной среды. В рамках объективных причин адаптации первокурсников Е.В. Витенберг связывает трудности вхождения в новую обстановку, новый коллектив, новые условия жизни, зачастую в отрыве от семьи и привычного окружения. Субъективные причины адаптации первокурсников связаны с их индивидуальными особенностями (застенчивость, желание/нежелание учиться и т.д. ) [9].
Адаптация первокурсника технического вуза - это сложный, изменяющийся, разносторонний и многоуровневый процесс перестройки его потребностей и мотивации, применению уже имеющихся у него умений, привычек и навыков в соответствии с поставленными перед ним задачами, целями и условиями их реализации. Большая часть ситуаций, связанных с адаптацией, возникает из-за новых условий обучения в вузе, так называемой дидактической адаптацией. Адаптация к вузовскому образу жизни, досуга и учебы, связана с заметным изменением социального положения личности. Учебно-познавательные трудности для российских граждан, с точки Л.Е. Тарасовой, связаны с адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, освоением навыков самостоятельной работы; резкой сменой содержания и объёма материала; специфичными для вуза видами занятий; иными учебными нагрузками и требованиями; отсутствием навыков самостоятельной работы; неумением конспектировать, работать с первоисточниками [18]. О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева поддерживают ряд трудностей, выделяемых Л.Е. Тарасовой: резкая смена содержания и объёма материала, специфичные для вуза виды занятий, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками и дополняют их трудностью, связанной с новой профессиональной и предметной терминологией [2; 3]. В психологопедагогической теории также представлены трудности, связанные с адаптацией к условиям учебной деятельности российских граждан: приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний; приспособление к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п. (А.Э. Агаева) [4]; приспособление к учебному процессу (О.В. Зайцева) [5]. М.А. Иванова, Н.В. Поморцева идентифицируют адаптацию к новым требованиям и системе контроля знаний организацию учебного процесса, освоения навыков самостоятельной работы [20; 21]. Таким образом, основным в содержании процесса адаптации первокурсников можно включить приспособление к новому типу учебного коллектива, новым формам учебной деятельности, необходимости относить себя к выбранной профессии, приспособление к непривычным условиям быта, следование стандартам студенческой культуры и даже новым формам использования свободного времени. Процесс адаптации не ограничивается перечисленными аспектами но, очевидно, что они составляют ядро этого процесса.
В теории личности С.Л. Рубинштейна заложено определяющее свойство субъекта - активность. Субъект не только ознает мир, но и изменяет его, а изменяя его, он изменяет и самого себя [12]. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская также выдвигают утверждение об активности субъекта [23; 32]. Такое качество, как активность, позволяет субъекту инициировать деятельность, создавать и контролировать условия для её протекания и преодолевать возникающие препятствия. Субъектный подход способствует развитию мотивации и опыта познавательной деятельности учащихся, привитию учебных навыков, способности к творческому поиску. Учащиеся выступают как активные, творческие субъекты учебной деятельности, управляемой преподавателями. Использование субъектного подхода в исследовании позволяет вовлечь каждого учащегося в активную деятельность, сформировать мыслящего, креативного, компетентного абитуриента, способного самостоятельно определять направление дальнейшего обучения на основе собственных образовательных потребностей и накопленного опыта учебной деятельности. Принцип сознательности и активности обеспечивает осознанное усвоение коммуникативных, базовых и специальных знаний, определений, глубокое их понимание в процессе активной познавательной и практической деятельности, но и умение правильно выражать свои мысли, самостоятельно применять знания на практике. Активность учащихся - это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения, выступающая как условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Реализация принципа индивидуализации и дифференциации обучения предполагает:
1) возможность дифференциации учебного материала первокурсниками на занятиях;
2) формирование у обучаемых способности к целеполаганию, рефлексии;
3) создание в учебной деятельности ситуаций, в которых обучаемые
могут
проявить свою индивидуальность;
4) развитие у обучаемых способностей к самоопределению
Зачастую адаптация студентов младших курсов непосредственно
связана с их успехами в обучении. Дидактическая адаптация ставит перед собой цель по разработке оптимальных методов организации воспитательноучебной деятельности младшекурсников с учетом новых условий обучения и особенностей познавательной деятельности, свойственной молодому поколению. Успех процесса обучения студентов - это успешность освоения множества факторов, важнейшим из которых является интеллектуальное развитие студента, как отражение его умственной деятельности, другим
значимым фактором является внимание студента - функция, отвечающая за регуляцию исследовательской деятельности. В процессе адаптации студента происходит перестройка его как психологических, так и психофизиологических свойств. Особенностями адаптации первокурсников вузов, в том числе и технических, определяется особенностями обучения, их условиями и, конечно же, возрастными особенностями студента. Перед молодыми студентами стоят адаптационные задачи, продиктованные необходимостью осуществлять зрелые решения. Если первокурсник не успевает адаптироваться к новым жизненным ситуациям, то возникает угроза дезадаптации. Основной задачей в этом возрасте является выбор профессии. Правильно подобранная профессия для будущего специалиста - обязательное условие успешной адаптации нынешнего первокурсника. Ведь если выбор профессии неудачен, и он не соответствует ни интеллектуальным способностям, ни видению первокурсника в ней, то адаптация не будет оптимальной и успешной. Поэтому очень важно использовать при адаптации студентов первого курса разнообразные методы и формы самостоятельной работы. Принцип позитивной перспективы предполагает создание жизненной перспективы обучающихся на основе представлений о себе в настоящем и будущем. Данный принцип предусматривает: 1) признание уникальности и самобытности каждого обучающегося, уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; 2) выявление и развитие мотивов, ориентирующих первокурсников на успешность учебной деятельности относительно их целей и жизненных планов; 3) создание ситуаций успеха; 4) оказание обучающимся необходимой помощи и поддержки в преодолении трудностей в период адаптации на первом курсе; 5) эмоциональный комфорт, взаимное уважение, терпение и такт в педагогическом взаимодействии с преподавателями; 6) предоставление первокурсникам условий для раскрытия возможностей, оценивания своих действий и предвидения последствий [10]. Принцип рефлексии предоставляет: 1) возможности первокурсникам
реализовать себя в различных видах учебной деятельности и общения; 2) возможности остроения и реализации индивидуальной образовательной траектории.
Подготовка к будущей профессии становится основной деятельностью студента, а одной из важных задач обучения это его социальнопрофессиональная адаптация. Для молодого возраста характерно углубление и разделение познавательного процесса, развитие исследовательской самостоятельности, потребность в общении с ровесниками, профессиональное самоопределение, формирование планов на жизнь и способности к самореализации [3]. На этом этапе вхождения в новую образовательную среду общение становится особенно значимым фактором в адаптации студентов. В процессе общения между студентами происходит адаптация личности к общепринятым образцам поведения, действующим в данной среде, подчинение требованиям образовательной среды и контролю со стороны преподавателей. Общение является неотъемлимой частью учебной деятельности. Более того, потребность в неформальном общении со ровесниками, понимании и признании в их кругу является отличительной особенность молодого возраста. Можно сделать вывод, что общение как особенный вид активного взаимодействия является одним из ведущих факторов адаптации. В этой связи важную роль приобретает развитие коммуникативных умений. Нами было проведено исследование коммуникативных умений первокурсников, в результате были получены следующие результаты. Успех выпускника вуза в профессиональной сфере сегодня во многом определяется его способностями выстраивать отношения с окружающими, работать в команде, готовностью принять на себя роль руководителя. Работодатели хотят видеть в рядах компаний коммуникабельных и активных сотрудников. В ответ на современные тенденции рынка труда в образовательных стандартах все больше внимания уделяется формированию у обучающихся так называемых «гибких навыков». При этом уровень сформированности коммуникативной компетенции студентов в технических вузах на данный момент неизвестен, так как его
замеры не проводятся. В задачу исследований по адаптации входит выделение и изучение факторов коммуникативных навыков, трудносте с которыми сталкиваются первокурсники и практические навыки для освоения будущей профессии. Выделение этих факторов носит неслучайный характер. Именно вокруг этих факторов сосредоточен круг наиболее значимых задач и целей учебно-воспитательного процесса в вузе. Первый фактор исследовался с помощью анкетирования группы студентов, обучающимся по направлению подготовки 13.04.02 “Электроэнергетика и электротехника” по профилям обучения “Проектирование развивающихся систем электроснабжения” (21 чел.) и “Электроустановки электрических станций и подстанций” (19 чел). Анкета включает в себя два теста: Тест №1 содержит 16 тематически связанных вопросов, на которые нужно ответить утвердительно или отрицательно (тест “Умение излагать свои мысли”, автор Лилия Москвина); Тест №2 содержит 10 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет (тест “Оценка самоконтроля в общении”, автор Марк Снайдер) Результаты исследования первого теста показали, что умением хорошо излагать свои мысли обладают только 14% студентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из основных факторов стимулирования экономического роста
страны в настоящее время становится подготовка высококвалифицированных
выпускников, что возможно при условии их быстрой и успешной адаптации
к процессу обучения в новой образовтельной среде.
Теоретический анализ научной литературы (философской,
психологической, педагогической) позволил уточнить понятие адаптации
первокурсников в техническом вузе и установить еѐ структуру. Адаптация
первокурсников в техническом вузе представляет собой конечный результат,
выражающийся в их намерении к преодолению психофизиологических,
учебно-познавательных, коммуникативных и социокультурных трудностей в
процессе обучения на первом курсе.
Психофизиологические трудности включают в себя «вхождение»
первокурсников в микросреду (проблемы межличностного взаимодействия);
привыкание к новому стилю общения с преподавателями/сотрудниками
деканата и товарищами внутри группы.
В состав учебно-познавательных трудностей входят: усвоение новой
профессиональной и предметной терминологии; резкая смена объѐма
учебного материала, предлагаемого для освоения образовательной
программы в вузе; привыкание к технологиям, методам обучения, к
многообразию новых форм и методов преподавания, к специфике учебных и
методических пособий, к формам контроля; организация учебного процесса:
привыкание к режиму занятий, к требованиям преподавателей и деканата;
слабые навыки самостоятельной работы.
Коммуникативные трудности связаны труднотями общения с
преподавателями/администрацией, товарищами внутри группы; при работе с
учебной литературой и информационной средой вуза. Социокультурные
связаны с освоением новой социокультурной среды вуза.
Структура адаптации первокурсников в техническом вузе включает в75
себя мотивационный, когнитивный, коммуникативно-операциональный и
рефлексивный компоненты.
Одним из результатов, решѐнных в исследовании задач, является
разработанная и апробированная программа кураторских часов
формирования адаптации первокурсников в техническом вузе, включающая
последовательность этапов: вводно-мотивационного, познавательнооперационального, рефлексивно- оценочного, способствующих переходу от
низкого к высокому уровню адаптации первокурсников в техническом вузе.
В диссертации выявлено, что куратор выполняет воспитательную роль,
но в отличие от тьютора, куратор больше наблюдает за обучением студентов.
Деятельность тьютора направлена на индивидуальную работу со студентом,
в процессе этой работы тьютор помогает студенту совместно с куратором
разработать индивидуальную траекторию адаптации и сопровождает процесс
реализации адаптации. Тьюторство, осуществляемое старшекурсниками
приводит не только к развитию когнитивных навыков, но и помощь
студентам внести коррективы в университетскую жизнь и развить навыки
самостоятельного обучения. При осуществлении такой деятельности куратор
выполняет роль координатора всего процесса адаптации. Таким образом
тьюторство становится системой поддержки формирования индивидуальной
траектории, а при включении тьюторов в систему адаптации – создание
индивидуальной траектории адаптации и сопровождение первокурсника во
время процесса адаптации.
В диссертационной работе выявлено, что применение тренинговой
технологии в сочетании с тьюторством и кураторством позволяет ускорить
процесс адаптации первокурсника и овладеть в процессе обучения
требуемыми от них компетенциями. Тренинговые технологии представляет
собой интерактивную образовательную технологию, направленной на
общение обучающихся внутри группы и освоении ими компетенции по
межличностному общению. Они объединяет в себе такие методы активного
обучения как ролевые игры, метод проблемного обучения, метод76
психологических тренингов. В процессе проведения кураторских часов с
использованием тренинговых технологий студенты осваивают
коммуникативную компетенцию, учатся представлять свою точку зрения,
слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, приобретая универсальные учебные действия. С
помощью тренингов могут быть достигнуты различные образовательные
цели, такие как определение с будущей профессией, самоанализ, умение
организовывать самостоятельную работу, а также умение взаимодействовать
внури коллектива.
Реализация и проверка выделенных в рамках проведенного
исследования педагогических условий адаптации первокурсников в
техническом вузе позволили утверждать, что процесс адаптации наиболее
эффективен, если будет:
- разработана и реализована комплексная система адаптации студентов
1 курса в техническом вузе, включающая взаимодействие всех субъектов
адаптации – преподавателей/кураторов/студентов старших курсов/студентовпервокурсников/учебно-методического персонала вуза;
- организовано тьюторское сопровождение для адаптации студентов 1
курса в техническом вузе;
- спроектирована и реализована программа «Кураторских часов»
проводимых в форме тренинговых игровых занятий с участием тьюторов;
- организовано психолого-педагогическое сопровождение студентов
первого курса, направленное на построение системы взаимодействия между
субъектами процесса адаптации для создания и поддержания мотивационной,
эмоционально – благоприятной атмосферы обучения;
- выделены критерии адаптации для оценки ее эффективности;
- проведен мониторинга процесса адаптации студентов первого курса
технического вуза.


Абульханова, К.А. О субъекте психологической деятельности.
Методологические проблемы психологии Текст. / К.А. Абульханова М., Издво «Наука», 1973. 288 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология
личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М., Изд-во «Наука», 1980.
335 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А.
Абульханова - Славская. М.: Мысль, 1991.- 299, [2] с.
4. Ананьев, Б.Г. Педагогические приложения к современной
психологии Текст. / Б.Г. Ананьев // Хрестоматия возрастной педагогической
психологии. М., 1981. — 367 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г.
Ананьев. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с. - (Мастера психологии).
6. Андриенко, А.В. Приобщение учащихся лицея к научноисследовательской деятельности Текст.: автореф. дисс. .канд. пед. наук:
13.00.01. Красноярск, 2001. - 19 с.
7. Балахничева, Г.В. Внеучебная деятельность студентов педвуза
в системе их подготовки к воспитательной работе в школе Текст. : автор,
дисс. кан. пед. наук / Г.В. Балахничева. Киев, 1982. - 16 с.
8. Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к
учебному процессу в вузе / Психолого-педагогические аспекты адаптации
студентов к учебному процессу в вузе: Сб. ст. Кишинев: Штиинца, 1990 -
С.17-29
9. Байбородова, JI.B. Сопровождение образовательной
деятельности сельских школьников: Монография Текст. / JI.B. Байбородова.
— Ярославль; М.: Исследовательский, центр проблем качества подготовки
специалистов, 2008.-88 с.79
10. Балл; Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии
личности Текст. / Г.А. Балл // Вопросы психологии. 1989. - № 1 - С. 17-24.
11. Бондарь; Е.А. Формирование адаптационной готовности
иностранных граждан к освоению образовательных программ в вузе:
Автореф. дис. …канд. пед. наук / Е. А. Бондарь; Бел. гос.тех. ун-т. –2019 –
146 С.
12. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности:
Монография Текст. / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград:
Перемена, 2001.- 181 с.
13. Борытко, Н.М. Система профессионального воспитания в
вузе: Учеб.-метод. пособие Текст. / Н.М. Борытко; под ред. Н.К. Сергеева.
М.: АПКиППРО, 2005. - 120 с.
14. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы
адаптации студентов младших курсов / Психолого-педагогические аспекты
адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб.ст. Кишинев: Штиинца,
1990 - С.3-17
15. Елагина Л.С. Социальная адаптация студентов. / Л.С. Елагина.
М. // Вестник Бурятского госуниверситета, Т 5, 2010 — 162-165 с.
16. Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова Проблема адаптации
студентов в вузе в условиях смены культурно-образовательной среды / Т.Д.
Дубовицкая, А.В. Крылова. – Высшее образование сегодня, Т11, 2009.- 77-80.
17. Дубовицкая, Т. Д. Методика исследования адаптированности
студентов в вузе / Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова // Психологопедагогические исследования. – 2010. – №. 2. – С. 1-12.
18. Дудченко, О. Н. Социальная идентификация и адаптация
личности [Текст] / О. Н. Дудченко, А. В. Мытиль // Социологические
исследования. – 1995. – № 6. – С. 110-119.
19. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы80
мыслим) / Дж. Дьюи; пер. с англ. Н. М. Никольской; ред. Ю. С.Рассказова. –
М.: Лабиринт, 1999. – 192 с.
20. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к
деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Изд-во
БГУ, 1976. – 176 с.
21. Егорова, Л. Г. Факторы адаптации студентов к учебновоспитательному процессу технического вуза [Текст] : дис. …канд. пед.
наук / Л. Г. Егорова. – Ленинград, 1978. – 220 с.
22. Загвязинский, В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования [Текст] : для студентов пед. вузов по спец.
031000 «Педагогика и психология» / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – Москва:
Академия, 2005. – 208 с. – (Высш. проф. образование).
23. Зайцева, О. В. Нет стрессу: психолог о том, как адаптироваться
первокурсникам [Электронный ресурс] // Студенческая газета «Студень». –
Режим доступа: http://studen-online.ru/universities/1772.
24. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А.
Зимняя; Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов Моск. гос. ин-та
стали и сплавов (технол. ун-та). – Москва: Изд-во ИЦ пробл. качества подгот.
специалистов, 2004.
–38 с. – (Тр.методол. семинара «Россия в Болонском процессе:
проблемы, задачи, перспективы»).
25. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник
для вузов/ И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – Москва: Логос,
2000. – 384 с.
26. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку / И. А.
Зимняя. - М.: Русский язык, 1989. – 219с.
27. Иванов, Д. В. Психолого-педагогические подходы к
исследованию образовательной среды [Текст] / Д. В. Иванов // Мир
психологии. – 2006. – №4. – С. 187-174.
28. Иванова, В. А. Педагогика / В. А. Иванова, Т. В. Левина.81
ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, Центр
дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/index.html.
29. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] : учеб. пособие / Е.
П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 512 с.: ил. – (Мастера
психологии).
30. Ильязова, Л. М. На пути к рефлексивной образовательной
среде вуза [Электронный ресурс] / Л. М. Ильязова, Л. Б. Соколова // CREDO
NEW теоретический журнал. – 2005 – №1. Режим доступа:
http://credonew.ru/content/category/9/56/57/ 100.
31. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура
преподавателя: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2004. – 208 с.
32. Исаев, И. Ф. Становление и развитие профессиональнопедагогической культуры в условиях непрерывного образования:
Коллективная монография / Под ред. Исаева И. Ф. – Белгород – Ст. Оскол –
СОФ БелГУ. – 2008.
33. Кибанов, А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом.
Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие.
М.: КноЗус, 2012, – 368 с., С. 256.
34. Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика [Текст] / Т. Е.
Климова. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000. – 123с.: ил.
35. Коган, В. Е. Адаптация студентов-первокусников к обучению в
высшем учебном заведении // «Современное образование: содержание,
технологии, качество»: Материалы XIX международной научнометодической конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский
государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.
Ульянова (Ленина). Т. 2, 2013.– С. 34.
36. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М.
Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия, 2000. – 175 с.82
37. Краевский, В. В. Моделирование в педагогическом процессе
[Текст] / В. В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике /
Ю. К. Бабанский [и др.]; под ред. В. И. Журавлева. – Москва, 1988. – С. 107-
122. – (Учеб. пособие для пед. ин-тов).
38. Краткий философский словарь [Текст] / отв. ред. А. П.
Алексеев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Проспект: ТК Велби, 2008. –
491 с.
39. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев //
Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». – М., 1979.
– №1.
40. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.
Н. Леонтьев. – 2-е изд. – Москва: Политиздат, 1977. – 304 с.
41. Леонтьев, А. Н. Проблема деятельности в психологии
[Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев// Леонтьев А. Н. Деятельность.
Сознание. Личность. – Москва, 1975.–Режим доступа:
http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html.
42. Леонтьев, А. Н. Проблемы психологии деятельности [Текст] /
А. Н. Леонтьев // Деятельностный подход в психологии: проблемы и
перспективы : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии ;
редкол.: В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев. – Москва, 1990. – С. 134-150.
43. Леонтьев, Д. А. Рефлексия как предпосылка
самодетерминации // Психология человека в современном мире. Том 2.
Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С.
Выготского / Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции,
посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября
2009 г.) / отв. ред. А. Л. Журавлев и др. М., 2009, – с. 41.
44. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
[Текст] : метод. руководство / Д. А. Леонтьев.– Москва: Смысл, 1992. – 16 с.
– (Психодиагностическая серия; вып. 2).
45. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения[Текст]83
/ И. Я. Лернер.– Москва: Педагогика, 1981. – 185 с.
46. Леухин, О. Н. Процесс адаптации курсантов к военнопрофессиональной деятельности в системе «военный вуз – войска» [Текст] :
дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Н. Леухин. – Казань, 2006. – 220 с.
47. Лодатко, Е. А. Моделирование педагогических систем и
процессов [Текст] : моногр. / Е. А. Лодатко. – Славянск: Изд-во СГПУ, 2010.
– 148 с.
48. Луговкина, С. В. Формирование экологических знаний
средствами дидактических ролевых игр в курсе биологии 6 класса [Текст] :
дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Луговкина. – Москва, 2009. – 148 с.
49. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной
деятельности школьников [Текст] / А. К. Маркова // Вопросы психологии. –
1980. – №5. – С. 47- 60.
50. Мельничук, А. С. Особенности мотивационной готовности
депутатов к политической деятельности [Текст] : автореф. дис. канд. психол.
наук: 19.00.12 / А. С. Мельничук. – Москва, 1996. – 24 с.
51. Методика воспитательной работы [Текст] : учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 «Педагогика» / Л.
А. Байкова. Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина [и др.]; под ред. В. А.
Сластенина. – 2- е изд., стер. – Москва: Академия, 2004. – 141 с. – (Высш.
проф. образование. Пед. специальности).
52. Нелисова, И. Е. Личность в условиях совместной учебной
деятельности при интенсивном обучении [Текст] : автореф. дис. …канд.
психол. наук: 19.00.07 / И. Е. Нелисова. – Москва, 1984. – 21с.
53. Немов, Р. С. Психология [Текст] : словарь-справочник: в 2 ч. / Р.
С. Немов. – Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2007. – Ч. 1. – 302 с.; Ч. 2. – 351 с.
54. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный
ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295: ред. от84
31.03.2017 // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия
Проф)».
55. Овчинников, М. В. Динамика мотивации учения студентов
педагогического вуза и еѐ формирование [Текст] : автореф. дис. канд.
психол. наук: 19.00.07 / М. В. Овчинников. – Екатеринбург, 2008. – 25 с.
56. Онушкин, В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых:
междисциплинарный словарь терминологии. – СПб. – Воронеж, 1995. – 232с.
57. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека:
парадигмы, проекции, практики [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Психология» / А. Б. Орлов. – Москва :
Academia, 2002. – 270 c.: ил. – (Высш. образование).
58. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория
и практика [Текст] / В. И. Панов. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2007. –
347 с. – (Практическая психология).
59. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А.
Сластенина. – 3-е изд.
– М.: «Академия», 2004. – 576 с., с. 407.
60. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /
Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин [и др.]; под ред. Ю. К.
Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Просвещение, 1988. – 479 с.
61. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М.
Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.:
Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.141.
62. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма
субъектности. Ростов н/Д, 1996, – с. 94.
63. Посохова, С. Т. Психология адаптирующейся личности
[Текст]: моногр. / С. Т. Посохова; Рос.гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. –85
Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 1998. – 240 с.
64. Применение статистических методов в психологопедагогических исследованиях [Текст] : учеб. пособие / Челябинский гос. унт, Троицкий фил.; сост. С. В. Нужнова. – Троицк:[б. и.], 2005. – 120c.
65. Профессия «тьютор» [Текст] / Т. М.Ковалѐва, Е. И. Кобыща, С.
Ю. Попова (Смолик) [и др.]; Моск. пед. гос. ун-т, Межрегион. Тьюторская
ассоц. – Москва; Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с.
66. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост Н. Ф.
Гребень. Минск: Соврем. шк., 2007. – 496с.
67. Психологос. Энциклопедия практической психологии.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/articles/view/formirovanie.
68. Реан, А. А. Психология адаптации личности: анализ, теория,
практика [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СанктПетербург: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.
69. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь [Текст]
/ А. Ребер; пер. с англ. Е. Ю. Чеботаревой. – Москва: Вече АСТ, 2000. – Т. 1:
А-О. – 591 с.; Т. 2: П-Я. – 559 с.
70. Романов, П. Ю. Формирование исследовательских умений
обучающихся в системе непрерывного педагогического образования [Текст]
/ П. Ю. Романов; Магнитогорский гос. ун-т. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ,
2003. – 235 с.
71. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. /
Росстат. М., 2017. С. 200.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ