Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Работа №37418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1035
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному и речевому направлениям развития воспитанников» г. Красноуфимска.
Выборка: В исследование приняло участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 9 месяцев.
Есть приложения с результатами исследования.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа ) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Тезаурус 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕСЕДЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Программные требования к диалогической речи детей старшего дошкольного возраста (на примере программ «От рождения до школы», «Детство») 7
1.2 Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Обучение диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством беседы 22
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Диагностика уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс методических материалов, направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством
беседы 38
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Актуальность исследования. В новых социальных и экономических условиях развития государственности возрастает значение и требования к формированию социально-активной, культурной и духовно богатой личности. Одним из основных условий этого процесса является получение выпускниками умений и навыков свободно и грамотно владеть родным языком, прежде всего, диалогической формой речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в главе 2.6 указано на необходимость обеспечения развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе и развитие диалогической речи согласно целей и задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». В дошкольных образовательных организациях для развития речи старших дошкольников в образовательном процессе должен использоваться весь спектр словесных методов обучения, в том числе и беседа. Беседа учит ребенка более системно мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы и т.д. Беседа с коллективом детей старшего дошкольного возраста объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища. Однако, в настоящее время развитию диалогической речи дошкольников посредством применения метода беседы уделяется недостаточное внимание.
Возникает противоречие между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (п. 2.6) к уровню развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста и недостаточным применением метода беседы в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации. На это указывают исследователи детской речи такие, как А.Г. Арушанова, Е. Горшкова и др.
В этой связи проблема исследования заключается в поиске оптимальных путей развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода беседы.
Объект исследования – процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством применения метода беседы.
Цель работы  проанализировать теоретико-методические аспекты проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста на основе беседы, разработать комплект технологических карт НОД детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в работе с дошкольниками в системе используется метод беседы, то это становится условием успешного преодоления нарушений у детей старшего дошкольного возраста в развитии диалогической формы речи.
Задачи исследования:
1. Определить программные требования к развитию диалогической речи детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности применения метода беседы для обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностические материалы по выявлению уровня диалогической речи старших дошкольников
4. Разработать комплект технологических карт НОД, направленных на обучение диалогической речи старших дошкольников посредством беседы.
5. Составить методические рекомендации по формированию диалогической речи на основе применения метода беседы.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации;
- эмпирические – диагностические методики, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика Ю. Белополовой «Разговор по телефону».
2. Методика А.В. Чулковой «Беседа».
3. Методика А.В. Чулковой «Формирование диалогической речи».
Методологическую основу работы составили научные труды ученых, изучающих диалог – Л.П. Якубинского, В.Ф. Беркова, Т.Г. Винокур и др.; раскрывающих проблему развития диалогической речи у детей дошкольного возраста – А.Г. Арушановой, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной и др.; применение беседы как метода обучения диалогической речи – К.А. Ефимовой, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ научной литературы по проблеме развития диалогичсекой речи детей старшего дошкольного возраста посредством беседы. Уточнены сущность понятий «беседа», «диалогическая речь».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ по развитию диалогичсекой речи у детей старшего дошкольного возраста посредством беседы.
Структура: введение, две главы, последовательно раскрывающие тему работы, заключение, список информационных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования в рамках дипломной работы рассмотрены теоретические основы развития диалогической речи, подходы к классификациям и исследованиям общего недоразвития речи, выявлены психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, проведен констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности навыков диалогической речи у детей данной категории. Проанализированы результаты констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном плане. Были определены направления и содержание коррекционной работы по формирования умений диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, проведён обучающий эксперимент, и оценена его эффективность (контрольный этап опытно-экспериментального исследования).
Важно уделять внимание развитию диалогичсекой речи у старших дошкольников, так как это определяет успешное психическое и личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования было установлено, что диалог необходимо рассматривать в контексте более широкой категории – коммуникативной концепции или социологически-психологической компетентности, которую следует понимать как развивающий целостный жизненный опыт, осознанный и этически упорядоченный индивидом. Любая межличностная ситуация может быть рассмотрена с позиции ряда устойчивых черт, присущих человеческому взаимодействию
Основная цель развития диалогической речи детей является умение использовать диалог как форму общения. Методы и приемы, используемые для развития диалогической речи очень разнообразны и, если учитывать все принципы и особенности процесса, можно добиться хороших результатов в этом направлении. Основным методом развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста является беседа.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения дошкольников. Подойти к беседе можно различно – от воспоминания, рассказа, картинки, игрушки, от предмета, находящегося в группе и связанного с экскурсией или темой беседы. Важно только чтобы педагог началом беседы направил внимание детей на соответствующие образы, возбудил мысль и обеспечил интерес. До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме. В зависимости от темы, от доступности материала, от состава группы воспитатель непосредственно участвует в беседе в большей или меньшей степени. При этом он не должен подавлять детских высказываний.
С целью изучения особенностей применения метода беседы в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование.
Результаты опытно-экспериментального исследования следующие:
1. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования показал, что уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточный. Так было выявлено, что старшие дошкольники имеют в основном средний (50%) и низкий (30%) уровни развития диалогической речи по методике Ю. Белополовой «Разговор по телефону»; средний (55%) и низкий (30%) уровни развития диалогической речи по методике А.В. Чулковой «Беседа»; средний А.В. Чулковой «Формирование диалогической речи». Результаты свидетельствуют о необходимости развивать диалогическую речь у детей старшего дошкольного возраста.
2. На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования были спланированы беседы, направленные на развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Беседы проводились со старшими дошкольниками в течение года. В ходе формирующего этапа опытно-экспериментального исследования было отмечено, что, высказываясь в беседе, старший дошкольник формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, старшие дошкольники употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего, внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». В ходе беседы словарный запас детей старшего дошкольного возраста активизируется, уточняется и дополняется.
3. В процессе анализа результатов контрольного этапа опытно-экспериментального исследования была выявлена положительная динамика в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что, по-прежнему, хотя и значительно, меньше, есть дети, у которых диалогическая речь не развита, они делают попытки строить диалог и участвовать в беседе. Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствует о том, что беседы являются эффективным средством развития диалогичсекой речи у детей старшего дошкольного возраста.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 541 с.
2. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Вопросы языкознания. – 2016. – № 5. – С. 51-59.
3. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы : метод. пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – Москва : Цветной мир, 2013. – 144 с.
4. Берков, В. Ф. Культура диалога : Учеб.-метод. пособие [Текст] / В. Ф. Берков. – Минск : Новое знание, 2002. – 152 с.
5. Бизикова, О. Развитие речи дошкольников в игре [Текст] / О. Бизикова // Педагогические исследования. – 2016. –№2. – С. 112-116.
6. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте : психологические исследования [Текст] / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 400 с.
7. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 335 с.
8. Ветрова, С. И. Средства развития речевой успешности дошкольников [Текст] / С. И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 87-88.
9. Винокур, Т. Г. Диалог [Текст] // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 119-120.
10. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 272 с.
11. Галиева, Е. В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Галиева, Н. Н. Бартош // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5. – №2(15). – С. 24-29.
12. Гаффорова, Р. А. Изучение сформированности положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] / Р. А. Гаффорова, Г. Г. Зайдуллина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв.ред. Ю. В. Безбородова. – Нижневартовск : НВГУ, 2014. – С. 163-167.
13. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 28-32.
14. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
15. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург : ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2014. – 280 с.
16. Ефимова, К. А. Диалогическая речь и педагогические условия ее воспитания [Текст] / К. А. Ефимова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 96-99.
17. Зайдуллина, Г. Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста [Текст] / Г. Г. Зайдуллина // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2013. – № 4. –С. 24-31.
18. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Москва : Инфра-М, 2015. – 487 с.
19. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 12-19
20. Ковалева, А. А. Формирование речевой культуры у детей раннего возраста [Текст] / А. А. Ковалева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 42-48.
21. Крагшвина, Л. М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Л. М. Крагшвина // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М, 2007. – С. 86-87.
22. Лашкова, Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Л. Лашкова //Дошкольное воспитание. – № 3. – 2009. – С. 17-24.
23. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Текст] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2. – С. 1988-1992.
24. Лиман, Н. А. Познавательное развитие старших дошкольников [Текст] / Н. А. Лиман. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
25. Любимова, Л. В. Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования [Текст] / Л. В. Любимова // Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 35-39.
26. Нижегородцева, Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте : Учебное пособие [Текст] / Н. В. Нижегородцева. – Ярославль : ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 247 с.
27. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л. В. Омельченко // Детский сад от А до Я. – 2014. – №4. – С. 24-29.
28. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/76:0 (Дата обращения: 04.11.2018).
30. Рогова, И. М. Проблема развития диалогической речи дошкольников в историческом аспекте [Текст] / И. М. Рогова. – 2016. – №7. – С. 76-79.
31. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практич. пособие для бакалавров [Текст] / под ред. В. Д. Черняк. – Москва : Питер, 2012. – 463 с.
32. Сазонова, Н. П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике ; учебное пособие для студентов педагогических факультетов [Текст] / Н. П. Сазонова. – Барнаул : АлтГПА, 2014. – 381 с.
33. Слонь, О. В. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр [Текст] / О. В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С. 132-134.
34. Соколова, Т. С. Приемы развития диалогической речи дошкольников на занятиях в детском саду [Текст] / Т. С. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №9. – С. 21-26.
35. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Соловьева // Воспитание дошкольников. – № 1. – 2012. – С. 62-69.
36. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / Н. А. Стародубова. – 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
37. Сушкова, И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования [Текст] / И. В. Сушкова. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
38. Тихеева, Е. И. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Тихеева. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 359 с.
39. Терентьева, Ю. В. Диалогическая речь как предмет научного исследования [Текст] / Ю. В. Терентьева // Вопросы языкознания. – 2017. – №2. – С. 74-77.
40. Тюстина, Г. Г. Методика взаимодействия с ребенком в период адаптации к условиям ДОО [Текст] // Культура, наука, образование : проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А. В. Коричко. – Нижневартовск : НВГУ, 2015. – С. 398-401.
41. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк) [Текст]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/err-001/err-001.htm#hid1 (Дата обращения: 04.11.2018).
42. Юрчик, Р. О. Диалогическая речь как условие коммуникативной успешности дошкольников [Текст] / Р. О. Юрчик // Детский сад от А до Я. – 2016. – №5. – С. 58-63.
43. Яковлева, Н. Г. Проблема развития диалогической речи в условиях реализации ФГОС ДОО [Текст] / Н. Г. Яковлева // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 63-69.
44. Якубинский, Л. П. Избранные работы : Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский. – Москва : Наука, 1986. – 264 с.
45. Яцук, И. С. Коммуникативное развитие дошкольников в диалоге [Текст] / И. С. Яцук // Педагогика. – 2017. – №1. – С. 92-94.
46. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ