Оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей как направление семейной политики государства (Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал Тюменского государственного университета))
|
Выпускная квалификационная работа
Объект исследования - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог» ( г. Нижневартовск).
Проведен анализ деятельности за 2015-2017 годы.
Есть приложение (Организационная структура управления учреждением).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и роль молодой семьи в социальной структуре современного российского общества 5
1.2 Сущность, содержание и принципы государственной семейной политики в Российской Федерации 12
1.3 Методы и оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей в Российской Федерации 21
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ХМАО-ЮГРЕ (НА ПРИМЕРЕ БУ ХМАО-ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ») 29
2.1 Характеристика существующих целевых программ в ХМАО-Югре по поддержке молодых семей 29
2.2 Анализ результатов и оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей на примере Нижневартовского комплексного центра социального обслуживания населения 32
2.3 Методы совершенствования поддержки молодых семей как направления семейной политики государства 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
Объект исследования - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог» ( г. Нижневартовск).
Проведен анализ деятельности за 2015-2017 годы.
Есть приложение (Организационная структура управления учреждением).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и роль молодой семьи в социальной структуре современного российского общества 5
1.2 Сущность, содержание и принципы государственной семейной политики в Российской Федерации 12
1.3 Методы и оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей в Российской Федерации 21
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ХМАО-ЮГРЕ (НА ПРИМЕРЕ БУ ХМАО-ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ») 29
2.1 Характеристика существующих целевых программ в ХМАО-Югре по поддержке молодых семей 29
2.2 Анализ результатов и оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей на примере Нижневартовского комплексного центра социального обслуживания населения 32
2.3 Методы совершенствования поддержки молодых семей как направления семейной политики государства 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
В настоящее время молодая семья переживает глубинные трансформации, обусловленные кризисными процессами в российском социуме, в результате чего усложняется комплекс факторов, определяющих поведение личности при осуществлении сознательного выбора среди конкурирующих систем семейных ценностей. Сформировать «моду» на семью, сориентировать личность на семейный способ жизни и традиционные семейные ценности должна государственная семейная политика, построенная с учетом особенностей современного этапа социально-экономического развития страны, изменения социального института семьи и ее моделей. Необходимость целенаправленной семейной политики обусловлена потребностями самого общества и его институтов в повышении роли семьи в общественном развитии, более полной и эффективной реализации ее социальных функций, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Целью работы является анализ эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей в ХМАО-Югре на примере БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть теоретические основы социальной поддержки молодых семей как направления семейной политики государства;
охарактеризовать существующие целевые программы ХМАО-Югре по поддержке молодых семей;
осуществить оценку эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей;
обозначить основные методы совершенствования поддержки молодых семей как направления семейной политики государства.
Объектом исследования является система социальной защиты и поддержки населения.
Предмет исследования – целевые программы социальной поддержки молодых семей в г. Нижневартовске.
Теоретическую основу работы составляют Конституция РФ, Указ Президента Российской Федерации №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 г. №1129), Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 27.08.2018) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и др., а также труды таких авторов, как А.В. Агеева, Р.И. Акьюлов, И.И. Белобородов, Е.И. Бутенко, К.Н. Гавалиди, О.А. Карабанова, И.В. Кручек, А.В. Мудрик, П.Д. Павленок, А.А. Плюхина и др.
Информационная база исследования сформирована из аналитических документов анализируемого учреждения.
В основе методологической базы работы лежат следующие методы исследования: наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез.
Хронологические рамки исследования: 2015-2017 гг.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для оптимизации государственной политики по защите молодой семьи в рамках программно-целевого подхода н федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе осуществляется теоретический анализ особенностей реализации целевых программ по поддержке молодых семей как направления семейной политики государства. Вторая глава посвящена оценке эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей в ХМАО-Югре на примере БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог», по результатам которой были сформулированы рекомендации решению установленных проблем. В заключении представлены выводы, подготовленные в ходе исследования.
Целью работы является анализ эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей в ХМАО-Югре на примере БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть теоретические основы социальной поддержки молодых семей как направления семейной политики государства;
охарактеризовать существующие целевые программы ХМАО-Югре по поддержке молодых семей;
осуществить оценку эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей;
обозначить основные методы совершенствования поддержки молодых семей как направления семейной политики государства.
Объектом исследования является система социальной защиты и поддержки населения.
Предмет исследования – целевые программы социальной поддержки молодых семей в г. Нижневартовске.
Теоретическую основу работы составляют Конституция РФ, Указ Президента Российской Федерации №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 г. №1129), Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 27.08.2018) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и др., а также труды таких авторов, как А.В. Агеева, Р.И. Акьюлов, И.И. Белобородов, Е.И. Бутенко, К.Н. Гавалиди, О.А. Карабанова, И.В. Кручек, А.В. Мудрик, П.Д. Павленок, А.А. Плюхина и др.
Информационная база исследования сформирована из аналитических документов анализируемого учреждения.
В основе методологической базы работы лежат следующие методы исследования: наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез.
Хронологические рамки исследования: 2015-2017 гг.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для оптимизации государственной политики по защите молодой семьи в рамках программно-целевого подхода н федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе осуществляется теоретический анализ особенностей реализации целевых программ по поддержке молодых семей как направления семейной политики государства. Вторая глава посвящена оценке эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей в ХМАО-Югре на примере БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог», по результатам которой были сформулированы рекомендации решению установленных проблем. В заключении представлены выводы, подготовленные в ходе исследования.
Семья как малая социальная группа является формой организации личностных и бытовых взаимоотношений между совместно проживающими и ведущими общее хозяйство мужем и женой, а также родителями и детьми. Основой формирования семьи служит брак – исторически обусловленный социальный институт, регламентирующий отношения между мужчиной и женщиной на государственном уровне путем законодательного закрепления их прав и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.
При этом в соответствии с действующим в РФ законодательством к категории «молодая семья» могут быть отнесены: 1) семьи, где возраст каждого из супругов не превышает тридцати пяти лет; 2) неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя не старше тридцати пяти лет и одного или нескольких детей.
Меры государственной поддержки молодых семей нормативно закреплены как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов. На уровне Российской Федерации установлена единая правовая база, то есть совокупность законов и другие нормативно-правовых актов высших органов власти, реализующих федеральные установки. На региональном уровне деятельность государственных органов управления а области семейной политики определяется исходя из их компетенций и демографических особенностей субъекта Федерации. На муниципальном уровне происходит более широкая реализация законодательства с перераспределением бюджетных средств, адресным оказанием социальной помощи, защиты и поддержки, созданием различных социальных структур. Однако цельной системы государственной молодежной семейной политики до последнего времени все еще не сформировалось.
На сегодняшний день в нашей стране действуют четыре нормативно регулируемых формы социальной защиты семей: 1) денежные выплаты в связи с появлением в семье ребенка, дальнейшим его содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); 2) предоставление различных медицинских, жилищных, трудовых, кредитных, налоговых льгот; 3) медицинский, психологический, педагогический, юридический, экономический семейный консалтинг, внедрение принципа родительского всеобуча, включая привлечение родителей к участию в различных научно-образовательных мероприятиях; 4) реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программы типа «Жилище», «Дети России», «Планирование семьи», «Доступная среда» и др.
Так, в большинстве субъектов РФ действует масштабная целевая программа под общим наименованием «Молодая семья». В ней с 2005 г. принимает участие и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Цель программы – помочь молодым семьям, которые в этом нуждаются, улучшить жилищные условия. Помощь предоставляется в виде целевой единовременной денежной выплаты (субсидии) из госбюджета.
Консультационные услуги по вопросам участи молодых семей в данной программе оказывает, в частности, БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог». При этом в 2015 г за консультацией об участии в программе «Молодая семья» к специалистам Центра обратились 29 семей, всего же участниками программы стала 21 молодая семья. В 2016 г. указанные показатели составляли 25 и 17 семей соответственно, в 2017 г. – 28 и 19 семей.
Важным элементом системы социальной поддержки населения РФ сегодня является такая относительно новая технология оказания адресной помощи, как финансирование на основе социального контракта. Социальные контракты заключаются между органами соцзащиты и малоимущими гражданами по месту жительства последних. В результате орган социальной защиты населения перечисляет гражданину от имени государства материальную социальную помощь в форме денежной выплаты, за счет которой гражданин реализует запланированные им мероприятия по увеличению среднедушевого дохода семьи. В 2015 г. за консультацией в Центр обратилась 31 молодая семья, однако общее число малоимущих семей, получивших материальную помощь в рамках социального контракта, составило всего 6 при величине финансирования, равной 0,5 млн. руб. В 2016 г. число обращений в Центр выросло до 39, а количество заключенных контрактов на сумму 0,3 млн. руб. сократилось до 4. В 2017 г. в учреждение обратились уже 44 молодые семьи, при этом материальная помощь была оказана 5 малоимущим семьям на сумму 0,4 млн. руб.
Однако размер материальной помощи по социальному контракту пока очень невелик и позволяет гражданам осуществлять минимальные вложения в развитие своего дела и поддержку материального благополучия семьи. Очень ограничено и число семей, заключающих данный вид контракта. При этом в региональных программах отсутствуют указания на развитие обозначенной меры поддержки непосредственно в отношении молодых семей. Соответственно, в дальнейшем необходимо активно развивать институт социального контракта на федеральном, региональном и местном уровнях.
В свою очередь, по результатам оценки реализованной на территории г. Нижневартовска в 2015-2017 гг. программы «Молодая семья» она может быть признана недостаточно эффективной, прежде всего, из-за недостаточного финансирования программных мероприятий, а, значит, небольшого числа участников, получивших от государства субсидию. Положение усугубляется тем, что в рамках программы не привлекаются внебюджетные источники финансирования. В сложившихся условиях не вызывает удивления весьма низкая оценка программы со стороны жителей города.
При этом повышение уровня жизни молодых семей в нашей стране не может быть достигнуто без их комплексной поддержки со стороны государства, направленной на рост семейных доходов, прежде всего, от трудовой деятельности, и профилактику семейного неблагополучия с использованием прямой государственной денежной и натуральной помощи, а также в ходе реализации качественно разработанных целевых программ и предоставления разных видов социальных услуг гражданам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.
При этом в соответствии с действующим в РФ законодательством к категории «молодая семья» могут быть отнесены: 1) семьи, где возраст каждого из супругов не превышает тридцати пяти лет; 2) неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя не старше тридцати пяти лет и одного или нескольких детей.
Меры государственной поддержки молодых семей нормативно закреплены как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов. На уровне Российской Федерации установлена единая правовая база, то есть совокупность законов и другие нормативно-правовых актов высших органов власти, реализующих федеральные установки. На региональном уровне деятельность государственных органов управления а области семейной политики определяется исходя из их компетенций и демографических особенностей субъекта Федерации. На муниципальном уровне происходит более широкая реализация законодательства с перераспределением бюджетных средств, адресным оказанием социальной помощи, защиты и поддержки, созданием различных социальных структур. Однако цельной системы государственной молодежной семейной политики до последнего времени все еще не сформировалось.
На сегодняшний день в нашей стране действуют четыре нормативно регулируемых формы социальной защиты семей: 1) денежные выплаты в связи с появлением в семье ребенка, дальнейшим его содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); 2) предоставление различных медицинских, жилищных, трудовых, кредитных, налоговых льгот; 3) медицинский, психологический, педагогический, юридический, экономический семейный консалтинг, внедрение принципа родительского всеобуча, включая привлечение родителей к участию в различных научно-образовательных мероприятиях; 4) реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программы типа «Жилище», «Дети России», «Планирование семьи», «Доступная среда» и др.
Так, в большинстве субъектов РФ действует масштабная целевая программа под общим наименованием «Молодая семья». В ней с 2005 г. принимает участие и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Цель программы – помочь молодым семьям, которые в этом нуждаются, улучшить жилищные условия. Помощь предоставляется в виде целевой единовременной денежной выплаты (субсидии) из госбюджета.
Консультационные услуги по вопросам участи молодых семей в данной программе оказывает, в частности, БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог». При этом в 2015 г за консультацией об участии в программе «Молодая семья» к специалистам Центра обратились 29 семей, всего же участниками программы стала 21 молодая семья. В 2016 г. указанные показатели составляли 25 и 17 семей соответственно, в 2017 г. – 28 и 19 семей.
Важным элементом системы социальной поддержки населения РФ сегодня является такая относительно новая технология оказания адресной помощи, как финансирование на основе социального контракта. Социальные контракты заключаются между органами соцзащиты и малоимущими гражданами по месту жительства последних. В результате орган социальной защиты населения перечисляет гражданину от имени государства материальную социальную помощь в форме денежной выплаты, за счет которой гражданин реализует запланированные им мероприятия по увеличению среднедушевого дохода семьи. В 2015 г. за консультацией в Центр обратилась 31 молодая семья, однако общее число малоимущих семей, получивших материальную помощь в рамках социального контракта, составило всего 6 при величине финансирования, равной 0,5 млн. руб. В 2016 г. число обращений в Центр выросло до 39, а количество заключенных контрактов на сумму 0,3 млн. руб. сократилось до 4. В 2017 г. в учреждение обратились уже 44 молодые семьи, при этом материальная помощь была оказана 5 малоимущим семьям на сумму 0,4 млн. руб.
Однако размер материальной помощи по социальному контракту пока очень невелик и позволяет гражданам осуществлять минимальные вложения в развитие своего дела и поддержку материального благополучия семьи. Очень ограничено и число семей, заключающих данный вид контракта. При этом в региональных программах отсутствуют указания на развитие обозначенной меры поддержки непосредственно в отношении молодых семей. Соответственно, в дальнейшем необходимо активно развивать институт социального контракта на федеральном, региональном и местном уровнях.
В свою очередь, по результатам оценки реализованной на территории г. Нижневартовска в 2015-2017 гг. программы «Молодая семья» она может быть признана недостаточно эффективной, прежде всего, из-за недостаточного финансирования программных мероприятий, а, значит, небольшого числа участников, получивших от государства субсидию. Положение усугубляется тем, что в рамках программы не привлекаются внебюджетные источники финансирования. В сложившихся условиях не вызывает удивления весьма низкая оценка программы со стороны жителей города.
При этом повышение уровня жизни молодых семей в нашей стране не может быть достигнуто без их комплексной поддержки со стороны государства, направленной на рост семейных доходов, прежде всего, от трудовой деятельности, и профилактику семейного неблагополучия с использованием прямой государственной денежной и натуральной помощи, а также в ходе реализации качественно разработанных целевых программ и предоставления разных видов социальных услуг гражданам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.



